XIV . Методы и формы познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XIV . Методы и формы познания



 

166. "Спра­шивая тебя, я только исследую предмет сообща, потому что сам не знаю его".

а) Протагор

б) Горгий

в) Сократ

167. "... книгу философии составляет то, что постоянно открыто нашим глазам, но так как она написана буквами, отличными от нашего алфавита, ее не могут прочесть все: буквами такой книги служат треугольники, четы­рехугольники, круги, шары, конусы, пирамиды и другие фигуры".

а) Пифагор

б) Николай Кузанский

в) Г.Галилей

 

168. "Принципы чувствуются, теоремы доказываются, как то так и другое с достоверностью".  

а) Ф.Бэкон

б) Р.Декарт

в) Б.Паскаль

 

169. "... гипотезы должны подчиняться природе явлений, а не пытаться подчинить всё себе, минуя опытные доказательства".

а) Николай Коперник

б) Ф.Бэкон

в) И.Ньютон

170. "Хаос и эрос — лучшее объяснение романтического".

а) Гете

б) Ф.Шлегель

в) В.Шиллер

 

171. "В чем же состоит мой метод? В том, чтобы посред­ством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические эмпирические факты и примеры".

а) Д.Дидро

б) П.Гольбах

в) Л.Фейербах

172. "Формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является ги­потеза. Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, делающий не­возможным прежний способ объяснения фактов, относящихся к такой же самой группе. С этого момента возникает потребность в новых спосо­бах объяснения, опирающаяся сперва только на ограниченное количест­во фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очи­щению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока, наконец, не будет установлен в чистом виде закон. Если бы мы захо­тели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для законов, то это значило бы приостановить до тех пор мыслящее исследование, и уже по одному этому мы никогда не получили бы закона".

а) М.В.Ломоносов

б) Ф.Энгельс

в) К.Поппер

 

173. Диалектика является "наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет ана­лог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процес­сов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой".

а) Л.Фейербах

б) К.Маркс

в) Ф.Энгельс

 

174. "Разногласие между мыслями и фактами или разногласие между мыслями — вот источник проблемы".

а) Дж.С.Милль

б) А.Пуанкаре

в) Э.Мах

 

175. "Глав­ная роль гипотезы — вести к новым наблюдениям и новым исследованиям, способным подтвердить, опровергнуть или изменить наши построения. Короче, значение гипотезы — в расширении нашего опыта".

а) Э.Мах

б) А.Эйнштейн

в) К.Поппер

 

176. "... из всех методов самый опасный — рефлексия", ибо "когда рефлек­сия превращается в метод, она становится на место реальности, выб­расывая из области знания все то, что она не может найти в вещах".

а) А.Бергсон

б) З.Фрейд

в) Жильсон

 

177. "Значением выражения является метод его верификации".

а) Ч.Пирс

б) М.Шлик

в) С.Тулмин

 

178. "Этим термином ("парадигма" — СХ) я обозначаю научные завоевания, повсеместно при­нятые, из которых складывался, пусть на какое-то время, модель проблем и решений, устраивающая тех, кто занимается исследованиями в данной области".

а) М.Фуко

б) Р.Карнап

в) Т.Кун

 

179. "Зрелая наука состоит из исследовательских программ, не столько предвосхищающих новые факты, сколько ищущих вспомогательные теории, в этом, в отличие от грубой схемы "проверка-и-ошибка", ее эвристичес­кая сила".

а) К.Поппер

б) Т.Кун

в) И.Лакатос

 

180. "Может быть успешным любой метод".

а) Т.Кун

б) С.Тулмин

в) П.Фейерабенд

 

181. «Под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через внешнее выражение (жесты, позы, и разумеется речь). Цель понимания – совершить переход от этого выражения к тому, что является основной интенцией знака, и выйти вовне через выражение».

а) Г.Гадамер

б) М.Хайдекггер

в) П.Рикер

 

182. "Субъективным методом называется такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого".

а) В.Г.Белинский

б) Н.К.Михайловский

в) Н.А.Бердяев

 

183. "Если Маркс не оста­вил "Логики" (с большой буквы), то он оставил логику "Капитала". В "Капитале" применена к одной науке логика, диалектика и теория познания (не надо 3-х слов: это одно и то же) материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед".

а) Г.В.Плеханов

б) А.А.Богданов

в) В.И.Ленин

 

184. "... догматизм всег­да — рано или поздно — перерождается в бесплодный скепсис, то есть в полное неверие в силу науки, в ее способность познать законы миро­здания, и что скептик — это бывший, разочаровавшийся во всем дог­матик". (Э.В.Ильенков).

а) А.Ф.Лосев

б) Э.В.Ильенков

в) Г.Г.Кириленко

 

 

XV. ЛОГИКА И ПОЗНАНИЕ

 

185. "Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет".

а) Пифагор

б) Сократ

в) Антисфен

 

186. "Мы утверждаем, что одна и та же вещь не может одновременно совершить противоположное в одной и той же части и в одном и том же отношении".

а)Сократ

б) Платон

в) Аристотель

 

187. "... в любом философском обсуждении авторитет ставится на последнее место или совсем не принимается во внимание".

а) Тертуллиан

б) Августин

в) П.Абеляр

 

188. Логика  "искусство, в котором раз­вертывается сила рассудка".

а) Боэций

б) Николай Кузанский

в) Р.Декарт

 

189. "... существуют три ступени понятий, или идей: обыденные, математические и метафизические понятия".

а) Р.Декарт

б) Б.Спиноза

в) Г.В.Лейбниц

 

190. "В философском методе не следует применять термины без четкого определения и считать вер­ным то, что не было убедительно доказано; в высказываниях нужно с одинаковым тщанием определять как субъект, так и предикат, с по­мощью которых объясняется то, что следует за ними".

а) И.Кант

б) Х.Вольф

в) Г.Фреге

 

191. Аристотель "является как бы естествоиспытателем … духовных форм мышления … его логика … представляет собой осознание абстрактной деятельности чистого рассудка".

а) Г.В.Ф.Гегель

б) К.Маркс

в) Г.В.Плеханов

 

192. "Не через индукцию, а через аподиктическую очевидность получают логические законы обоснование и оправдание. Проникновенно оправдывается не простая вероятность их значения, а само это значение или сама истина... Мы постигаем непосредственно не простую вероятность, а самую истинность логических законов".

а) Э.Кассирер

б) Л.Витгенштейн

в) Э.Гуссерль

 

193. "Причина, по которой я называю мою концепцию логическим атомизмом, заключается в том, что атомы, к которым я намереваюсь прийти, суть атомы логические, а не физичес­кие".

а) Г.Фреге

б) Ч.Пирс

в) Б.Рассел

 

194. "... логика науки заменяет собой запутанный клубок проблем, известный под именем философии".

а) М.Шлик

б) Р.Карнап

в) А.Тарский

 

195. "... логика мысли не есть уравновешенная рациональ­ная система. Логика мысли подобна порывам ветра, что толкает тебя в спину. Думаешь, что ты еще в порту, а оказывается — давно уже в открытом море, как говорил Лейбниц".

а) Э.Гуссерль

б) М.Фуко

в) Ж.Делез

 

196. "Гегель действительно доказал, что логичес­кие формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал".

а) Н.Г.Чернышевский

б) Г.В.Плеханов

в) В.И.Ленин

 

197. "У Аристо­теля везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная. Нет сомнения в объективности познания. Наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания".

а) В.И.Ленин

б) А.А.Богданов

в) В.В.Ильин

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.017 с.)