Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Рубежный контроль по модулю «эндокринная система»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Цель: обобщить знания особенностей фармакокинетики и фармакодинамики групп препаратов, применяемых при синдромах гипо- и гипертиреоза, гипо- и гипергликемии, надпочечниковой недостаточности. 2.Задачи обучения: Когнитивные компетенции 1.Знание общей характеристики, механизмов действия и основных фармакологических и побочных эффектов средств, применяемых при синдромах гипо- и гипертиреоза, гипо- и гипергликемии, надпочечниковой недостаточности. 2.Знание противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции. 3.Знание выбора лекарственного средства для направленного действия на функции эндокринной системы с целью повышения эффективности терапии. 4.Знания выбора лекарственных форм, путей введения средств, при синдромах гипо- и гипертиреоза, гипо- и гипергликемии, надпочечниковой недостаточности. Операциональная компетенция 1.Навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором. 2.Умение расчета разовых доз препаратов Коммуникативная компетенция: 1.Владение грамотной и развитой речью. 2.Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. 3.Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива. 4.Изложение самостоятельной точки зрения. 5.Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии. Саморазвитие (непрерывное обучение и образование): 1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий. 2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.) Хронометраж Продолжительность занятия 2 часа (100 мин.)
решение тестовых заданий) – 30 мин.
4. Основные вопросы темы: 1.Классификация гормональных препаратов, источники их получения, механизмы действия. Принципы гормональной терапии. 2.Представление о состояниях гипо- и гипертиреоза. 3.Средства, применяемые при синдроме гипотиреоза. Йодсодержащие гормоны щитовидной железы, источники и способы получения. Сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов, показания к применению, возможные побочные эффекты показания. Особенности применения в детском возрасте. 4.Средства, применяемые при синдроме гипертиреоза (антитиреоидные средства). Механизм действия, сравнительная оценка эффективности отдельных препаратов, показания к применению, возможные побочные эффекты показания. Особенности применения в детском возрасте. 5.Представление о состоянии гипо- и гипергликемии. 6.Влияние инсулина и глюкагона на обмен веществ. 7.Средства, применяемые при синдроме гипергликемии. Источники и способы получения инсулина. Препараты инсулина очищенные (монопиковые и монокомпонентные) короткого и пролонгированного (средней продолжительности и длительного) действия, их сравнительная характеристика по началу и пику наступления эффекта. Принцип дозировки инсулина для лечения сахарного диабета, особенности применения в детском возрасте. Осложнения, меры помощи. 8.Синтетические гипогликемические средства: производные сульфонилмочевины и бигуаниды, глиниды, механизм их действия, сравнительная оценка препаратов, показания к применению, побочные эффекты. 9.Средства, повышающие чувствительность тканей к инсулину (пиоглитазон, розиглитазон). 10.Средства, угнетающие всасывание глюкозы в тонкой кишке (ингибиторы a-гликозидазы). 11.Средства, применяемые при синдроме гипогликемии (глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза), механизм их действия, сравнительная характеристика, показания к применению и побочные эффекты. 12.Средства, применяемые при синдроме надпочечниковой недостаточности (глюкокортикоиды, минералокортикоиды). механизм их действия, сравнительная оценка препаратов, показания к применению, побочные эффекты. Особенности применения в детском возрасте. 13.Ожирение, причины возникновения. Классификация средств, применямых при лечении ожирениия. 14.Особенности фармакодинамики и фармакокинетики препаратов, применямых при лечении ожирения, сравнительная характеристика. 15.Возможные побочные эффекты препаратов, применямых при лечении ожирения. 5. Методы обучения: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз. 6.Литература: Основная: 1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005. 4. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. Дополнительная: 1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с. 2. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591 с. 3. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с. 4. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с. 5. Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с. 6. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с. 7. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с. 8. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782 9. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с. 10. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с. Препараты по программе: L-тироксин, трийодтиронин, тиреокомб, тиреотом, мерказолил, перхлорат калия, препараты йода, актрапид (инсулин человеческий короткого действия), хумулин-регуляр, хумалог (инсулин-лизпро), протафан, хумулин ультраленте, глибенкламид, гликлазид, глипизид, глимепирид, метформин, глибомет,акарбоза, пиоглитазон, розиглитазон, натеглинид (старликс), рапеглинид, глюкагон, адреналина гидрохлорид, глюкоза, дезоксикортикостерона ацетат, флудрокортизон, гидрокортизона ацетат, преднизолон, метилпреднизолон, дексаметазон, триамцинолон, митотан, аминоглютетимид, спиронолактон, сибутрамин, орлистат, олестра. Препараты для выписывания в рецептах: L-тироксин, трийодтиронина гидрохлорид, мерказолил, актрапид (инсулин человеческий короткого действия), глибенкламид, адреналина гидрохлорид, глюкоза, преднизолон, метилпреднизолон. 7. Контроль: Выписывание рецептов с разбором и расчетом доз, решение тестовых заданий, ситуационных задач. Тестовые задания для самоконтроля Тест №1 Белково-пептидные гормоны (3): 1. действует внутриклеточно 2. активирует аденилатциклазу 3. повышают содержание цАМФ 4. активирует синтез ферментов на уровне ДНК 5. действует на уровне цитоплазматических мембран Тест №2 Ингибитор биосинтеза кортикостероидов, эстрогенов и андрогенов (1): 1. митотан 2. аминоглютетимид 3. преднизолон 4. дезоксикортисотерона ацетат 5. дексаметазон Тест №3 Ингибиторы α-глюкозидазы (3): 1.конкурентно взаимодействуют пищеварительными ферментами 2. замедляют процессы ферментирования и всасывания ди-, олиго- и полисахаридов 3. наиболее эффективны у больных с изолированной постпрандиальной гипергликемией и нормальным уровнем глюкозы в крови натощак 4. вызывает гипогликемию 5. используются для лечения сахарного диабета I типа Тест №4 Для первичной надпочечниковой недостаточности характерны (4): 1. хроническая недостаточность функции коркового слоя надпочечников 2. повышение выделения с мочой ионов натрия и хлоридов вследствие недостаточного поступления минералокортикоидов 3. снижение содержания глюкокортикоидов 4. мышечная слабость, адинамия, лёгкая утомляемость, истощение 5. повышение углеводного и белкового обмена Тест №5 К сахароснижающим препаратам перорального применения относятся (2): 1. глимепирид 2. глибенкламид (манинил) 3. актрапид НМ 4. хумулин-регуляр 5. глюкоза Тест №6 Определить препарат. Применяется при гипертиреозе, тормозит выделение ТТГ, действует по принципу обратной связи (1): 1. трийодтиронина гидрохлорид 2. мерказолил 3. тиреокомб 4. препараты йодидов 5. L-тироксин Тест №7 В случае возникновения диабетической комы при сахарном диабете необходимо применить (1): 1. актрапид НМ 2. хумулин регуляр 3. протафан 4. гликлазид 5. глюкозу Тест №8 Синтетические аналоги минералокортикоидов (2): 1. дезоксикортистерона ацетат 2. дексаметазон 3. гидрокортизона ацетат 4. метилпреднизолон 5. флудрокортизона ацетат Тест №9 Определить препарат. Гидрированное производное липостатина, специфический длительно действующий ингибитор желудочной и панкреатической липазы. Образуя ковалентную связь с активным сериновым участком липаз препятствует расщеплению и последующему всасыванию жиров пищи. 1. сибутрамин 2. орлистат 3. олестра 4. актрапид НМ 5. L-тироксин Тест №10 К глинидам относятся (1): 1. натеглинид, глибенкламид 2. глибомет, рапеглинид 3. натеглинид, рапеглинид 4. акарбоза, протафан 5. актрапид, хумалог Тест №11 Определить препарат. Гипогликемическое действие связаны с увеличением захвата глюкозы скелетными мышцами, увеличением утилизации глюкозы (стимуляция анаэробного гликолиза), понижением уровня глюкагона в крови, снижением продукции глюкозы гепатоцитами, повышением чувствительности инсулинзависимых тканей к инсулину: 1. глимепирид 2. гликлазид 3. акарбоза 4. метформин 5. актрапид НМ Тест №12 Глюкокортикостероиды используются (4): 1. в качестве заместительной терапии 2. для супрессивной терапии 3. для системной и местной фармакодинамической терапии 4. для профилактической терапии 5. для пульс-терапии Тест №13 Определить препарат. Является комбинированным препаратом, содержащий левотироксин натрий, трийодтиронин и калия йодид (1): 1. тиреокомб 2. мерказолил 3. L-тироксин 4. тиреотом 5. перхлорат калия Тест №14 Побочные эффекты глюкокортикостероидов (4): 1. гипергликемия, глюкозурия 2. гипокалиемия, гипокалигистия 3. задержка жидкости, артериальная гипертензия 4. нарушение оттока внутриглазной жидкости, возникновение катаракты 5. усиление синтеза белка Тест №15 Глимепирид (4): 1. вызывает высвобождение инсулина 2,5-3 раза быстрее, чем глибенкламид 2. усиление секреции инсулина происходит исключительно после приема пищи 3. не вызывает выраженную гипогликемию 4. является препаратом сульфонилмочевины 5. используется для проведения заместительной терапии Тест №16 Выраженную гипогликемию вызывают (2): 1. препараты инсулина 2. адреналин 3. преднизолон 4. глимепирид 5. глибенкламид Тест №17 Для предотвращения зобогенного эффекта (медикаментозный гипотиреоз) мерказолила используют: 1. L-тироксин 2. трийодтиронин 3. тиреокомб 4. препараты йода 5. перхлорат калия Тест №18 Определить препарат. Третичный амин, ингибирует в центральной нервной системе обратный захват нейромедиаторов: норадреналина, серотонина и дофамина. Снижает потребление пищи в результате быстрого развития чувства насыщения и продлевает чувство насыщения, позволяет откладывать следующий прием пищи, влияет на термогенез, увеличивает в организме расход энергии. Снижает массу тела и сохраняет массу тела больных на сниженном уровне. 1. сибутрамин 2. орлистат 3. олестра 4. дезоксикортистерона ацетат 5. L-тироксин Тест №19 Синдром «отмены» при прекращении лечения глюкокортикоидами (3): 1. обусловлен гипотрофией коры надпочечников 2. связан с ульцерогенным действием препаратов 3. проявляется в связи с уменьшением продукции АКТГ 4. ослабляется введением малых доз АКТГ 5. объясняется активацией коры надпочечников Тест №20 Прямым действием на щитовидную железу обладают (2): 1. мерказолил 2. радиоактивный йод 3. глюкагон 4. преднизолон 5. инсулин Ответы тестовых заданий для самоконтроля
Методические рекомендации по самостоятельной работе студента
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.01 с.) |