ТОП 10:

Основные Типы Деревянных церквей .



Основные Типы Деревянных церквей .

1 тип Клетские церкви из 2х клетей( в основе обычный сруб, 4х стенка,Казанская церковь из с Юрино 17 в, церковь лазаря из Муромского монастыря). 2 тип клетские церкви с трапезными(трапезная — церковное помещение (часть храма, хозяйственного здания или отдельно стоящая постройка) для совместного приёма пищи, богослужений, а также общественных нужд.Никольская церковь из Тухоли 1688, Троицкая церковь из Реконьской пустыни, Покровская церковь из с Зеленое 1672, Рождественская ц из с Талицы 1768)) . 2а тип клетские церкви с галереями(Успенская церковь из с Никулино 1599): Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу. 3 тип клетские церкви на подклетах ( Нижний этаж незначительно возвышающийся над землей. Никольская церковь из с Глотово 1766, спасо преображенская церковь из с спаса на сози 1732 ) 4 тип клетские церкви с отдельно стоящей колокольней (Ильинская церковь в с поля 18 в, Никольская церковь с Новолок 1624, Покровская церковь с Елкино 1740 г, Покровская церковь в с Волостнаволок 1782,) 4а тип клетские церкви с колокольнями( церковь из с Цернецкое, церковь из села Фоминское 18 в, Лазаевская ц) (Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма) 5 тип Восьмириковые церкви. ( шатровые церкви типа восьмерикового (ЦерковьДмитрия олужского в с верхняя уфтюга, спасская церковь из Зашиверска, ) типа, и типа восьмерик на четверике (Никольская церковь в с лявля архангел области, владимирская церковь 1642 в с белая слуда, богородицкая ц в с заостровье). 6 тип церкви в основе которой крест(церковь климента из с уна, церковь рождества богородицы 1530г из с передки, никольская церковь из с мякишево) . тип 7 многошатровые церкви(Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике., ц вознесения из с селецкое 17в, Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727), тип 8 кубоватые церкви (определяется верхним обьемом )( благовещенская церковь в с посадном 1887), тип 9 ярусные церкви (Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.) (церковь ширкова погоста, троицкая ц в с черкасово, церковь иоанна богослова в с ишна) . тип 10 многоглавные церки (Комбинация из множества глав.) (ц троицы в подпорожье, ц преображения в турчасове, ц николая в оште)

 

3. Основные типы жилых деревянных домов. Изба основной элемент жилых построек( без единого гвоздя до 18в) соединение происходило на деревянных конструкциях .

1 тип 4ых стенка : (в с ястрбово, в с троицкая слобода: крыльцо, основная изба, сени, хоз двор, подклет- хоз назначение_) 2 тип 5ти стенка :5 стена внутренняя, срубная и столбчатая, ( село брусенец, село кузьминское) . 3 тип 6ти стенка:( село тарантинко, ), так же было два типа мелтниц столбовка- сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. и шатровка- механизм помола находится на уровне земли)

* С одной стороны, это время высочайшего развития искусства, с другой - почти полного распада Руси на отдельные княжества, постоянно враждующие между собой. Однако тогда же стали набирать силу города Владимир Залесский во Владимиро-Суздальской земле, Чернигов, Владимир Волынский (юго-западная Русь), Новгород, Смоленск. Политического и военного единства не было, но при этом было создание языкового, исторического и культурного единства*

Постройки Полоцко смоленской школы.

А) Спасский собор ефросиньевского монастыря : Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии.Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными 6ти столпный, доменирует центральная апсида, внизу барабана –декоративные закомары, ( разгрузочная функция). Прием приставных колонн, обрамление у окон – бровка, Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое уже и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Б) собор Михаила Архангела в смоленске 1194г. :На Смоленской земле Церковь Архангела Михаила стала первым храмом башнеобразного типа — тело храма представляет собою вытянутую четырехгранную башню с тремя притворами – с севера, запада и юга. С восточной стороны храм имеет только одну апсиду, которая, вместе с тремя притворами, создает четкий пространственный крест. церковь имеет достаточно большие размеры: ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Композиция Свирской(старое название) церкви : силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на высоком пьедестале куполу, но и благодаря последовательности градации разных по высоте частей здания (притворов, алтарной апсиды), которые зрительно создают впечатление ступенчатых нарастающих объемов. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Вероятно, такими же были и грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные фризы, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства Свирской церкви важнейшую роль играло освещение. Центральная часть собора прекрасно освещена благодаря большим окнам в простенках высокого барабана, средокрестие акцентировано тройными окнами в верхней части центральных прясел. Кроме того, дополнительные окна имелись также и в боковых пряслах.

Раннемосковское зодчество

К XIV в. «град Москва», заложенный Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте более древнего поселения, превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325-1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость.

Москва, претендующая на роль наследницы великодержавной власти Киева и Владимира, возрождает белокаменное строительство, отличавшееся великолепием и силой идейно-образного воздействия. Об этом говорят фрагменты резного камня не сохранившегося четырехстолпного Успенского собора (1326).

Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. Успенская церковь и Воскресенская церковь были, по-видимому, 4столпными, Богоявленская церковь в Голутвине и Рождественская церковь в Бобреневе монастыре – бесстолпными.

В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор (4столпный, 3апсидный, 1главый на высоком цоколе, белокаменный, с килевидными закомарами и фризом по середине фасада) и церковь Иоакима и Анны.

В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь - квадратная в плане, 1апсидная, практически бесстолпная, в отличие от Коломны имела подклет с опорным столбом в центре. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы - 4столпная, трехапсидная, с лестницей на хоры в северной стене, квадратными восточными и круглыми западными столбами, белокаменным перспективным порталом, килевидными очертаниями архивольтов. В стенах были ниши с килевидными завершениями.

Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) - Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399г.). Это 4столпный 1главый 3апсидный храм с хорами для князя, на которые ведет лестница в северо-западном углу. Традиции владимиро-суздальского зодчества здесь: позакомарное завершение фасадов, тонкие полуколонки на лопатках, перспективные килевидные порталы, профилировка цоколя. Новое: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения.

Наружные лопатки не отражают внутреннего членения. Детали те же, что и в кремлевской церкви Рождества Богородицы, строил один мастер.

Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Близки Успенскому собору Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1398) в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422).

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Конструкция та же, но вместо колонок используются простые плоские лопатки. Тройная лента резьбы. Лопатки также не отвечают внутреннему членению. Столбы не крещатые в плане, а квадратные.

Особенность Троицкого собора – при той же схеме - массивный объем, монументальность (приземистые стены, горизонтальные членения: мощный цоколь с лентой профилей, трехчастный резной пояс, почти смыкающийся с аналогичным резным завершением апсид, трехчастный резной пояс под шлемом главы). Нет кокошников, вместо них прямоугольный пъедестал. Нет хор. Строили сербские зодчие.

Никольская церковь в селе Каменском (перв. четв.XV в.). Небольшая, белокаменная, бесстолпная, 3 апсиды, плоские гладкие стены без декорации, в углах пилоны, объем крайне близок к кубическому.

В Спасском соборе (около 1425 — 1427 гг.) Андроникова монастыря в Москве особенно заметны тенденции Москвы к собиранию достижений удельных княжеств и формированию общерусской архитектуры. В основе его конструктивно-пространственного решения объединены:

- схема одноглавого четырехстолпного трехапсидного храма с пониженными угловыми ячейками (характерна для псковской архитектуры),

- общерусская, идущая еще от домонгольских построек типа храма Параскевы Пятницы в Чернигове тенденция к пирамидальному построению,

- московские ступенчато-повышенные подпружные арки, московский прием объединения основного объема с главой при помощи многочисленных кокошников, московские же перспективные порталы с «дымками».

Результат являет собой целостное столпообразное сооружение, в определенной мере предвосхищающие шатровые каменные храмы. Нижний объем Спасского собора уже не производит впечатление единой статичной массы. Мастера акцентируют центричность композиции и развивают динамику устремленности архитектурного сооружения вверх, при этом нарастание объемов движется органично от периферии к центру. Килевидные формы, ритмически чередуясь, словно подхватывают стройную главу. Ощущению взлета способствует треугольное расположение окон на фасадах, отвечающее ступенчатому построению всей композиции, а также двухъярусность лопаток в средних пряслах фасадов.

Интерьер также подчинен идее уступчато нарастающей вертикали. Пространство не загромождено хорами, оно логично развивается от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком в любой точке. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности".

Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.

 

История

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I: 4 августа 1326 года на месте прежнего деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы во исполнение пожеланияМитрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Успенский собор 1326—1327 годов был первым каменным храмом Москвы. Археологические исследования[1] показали, что это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве, ибо старый, построенный Калитою, от древности и от многих пожаров грозил уже разрушением, своды его уже были подкреплены, подпёрты древами толстыми.»[2]

Успенский собор (1856)

Строительство нового собора огромных для того времени размеров было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. 30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобиюУспенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Храм многократно страдал от пожаров, многократно поновлялся и реставрировался. После пожара 1547 года Иоанн Васильевичповелел покрыть верх храма вызолоченными медными листами; мощи же митрополита Петра были переложены из серебряной раки в золотую. В 1624 году угрожавшие падением своды собора были разобраны и вновь сложены по изменённому рисунку, с дополнительным армированием их связным железом и с введением дополнительных подпружных арок.

В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV.

В 1625 году в соборе была перенесена Риза Господня, присланная в дар царю Михаилу Феодоровичу персидским шахомАббасом I. В честь этого события в русской церкви был установлен праздник «Положение Ризы Господней» (10 июля поюлианскому календарю).

В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II.

В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы вВологду. Из гробниц святителей уцелела только рака митрополита Ионы. Собор был заново освящён 30 августа 1813 годаепископом Дмитровским Августином (Виноградским).

Реставрации Успенского собора проведены в 1895—1897 годах архитектором С. К. Родионовым, в 1900-е годы архитекторомС. У. Соловьёвым, в 1911—1915 годах — архитектором И. П. Машковым.[3]

15 августа 1917 года, в престольный праздник, здесь открылся Всероссийский Поместный Собор Православной Российской Церкви, принявший в октябре решение о восстановлениипатриаршества в Российской Церкви; 21 ноября того же года произошла интронизация Патриарха Тихона (Беллавина).

Закрыт для доступа и богослужений в марте 1918 года, после переезда в Кремль правительства РСФСР.

Последняя перед закрытием храма служба была совершена на Пасху 1918 года — 22 апреля (5 мая); богослужение, которое послужило первоначальной основой картины П. Д. Корина«Русь уходящая», возглавлял викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов).

Московский кремль

символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.1482—1495гг. перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари.

имеет 20 башен. Три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.

· Тайницкая

· Беклемишевская

· Водовзводная

· Благовещенская

· Петровская башня

· Первая Безымянная

· Вторая Безымянная

· Боровицкая

· Константино-Еленинская

· Спасская

· Никольская

· Угловая Арсенальная

· Сенатская

· Набатная

· Средняя Арсенальная

· Комендантская

· Оружейная

· Троицкая

· Кутафья

· Царская

Спасская башня

 

Собакина и Боровицкая башни

Китай-город

— исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля:Беклемишевской и Арсенальной. После разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.

Китай-город начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старойплощадями, на юге с Москвой-рекой.

Белый город — историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен Белого города (а ныне бульваров), но вне Китай-города и Кремля. Включала в себя такие районы, как Занеглименье, Кучково поле и Кулишки.

В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы.

Арх. Фёдор Савельевич Конь

Скородо́м (Скороду́м, Деревя́нный го́род) — название Земляного города в Москве в XVI — середине XVII вв.

слободские дома были деревянными, небольшими и скорыми в постройке (скоро-дом)[3].

Типичная деревянная башня

 

Новгородский дети́нец (также Новгородский кремль) — крепость Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов.

 

Соборы и церкви

· Софийский собор

· Церковь Андрея Стратилата

· Церковь Сергия Радонежского. 1463 год.

· Церковь Входа Господня в Иерусалим.

· Церковь Бориса и Глеба во граде

Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в рекуВеликую.

1375г.

· Довмонтов город (VIII—XVII вв.);

· «Перси» (Перша, или Довмонтова стена) (передняя стена Крома) (1337 (первое упоминание), 1393—1424 вв.);

· восточная и западная стена Кремля (XIV—XV вв., XVII в.);

· Захаб (охабень или захабень);

· Троицкий собор (1682—1699 гг.);

· колокольня (XIX в.);

· Приказные палаты (1692—1695, 1701 гг.);

· пороховые погреба;

· дом причта;

· гостевой дом.

Коло́менский кре́мль — одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525—1531

 

итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), который принимал участие и в возведении стен и башен Московского Кремля и взял его за образец при строительстве Коломенского.

 

Постройки первой трети 17 в

Храм Троицы в Хорошеве Москва, Россия.1598

Казанский собор в Москве

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

1634-1635
Москва.

Церковь Зосимы и Савватия при больничных палатах в Троице-Сергиевой Лавре. 1635-38 гг

Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича 1628

Церковь Одигитрии в монастыре Иоана Предтечи в Вязьме 1650-е г.

Церковь Святого Духа Рязанского кремля

1642г.

Ферапонтов монастырь

Св.ворота с двумя шатровыми надвратными церквами Богоявления и Ферапонта (1649)

Спасская башня московского кремля

1491

Палаты Пскова.

палаты – это тип гражданских построек древней Руси известны в Пскове от начала его существования.

Необходимость в каменных жилых зданиях возникла прежде всего в среде богатого псковского купечества, заинтересованного в сохранении нажитой собственности и товаров. В XVII столетии сложился общероссийский национальный рынок и псковские купцы, издавна торговавшие с Прибалтикой и северной Европой, с Новгородом и Москвой, занимали не последнее место в экономике страны. По их заказам артели псковских каменщиков начали строить большие каменные палаты, в которых совмещались функции хранения товаров, приемных и жилых помещений.

Каменные палаты стали признаком социального положения и во всех частях города быстро вырастали крупные дворы, обстроенные малыми и большими зданиями.

На городских подворьях монастырей, занимавшихся торговыми операциями - Псково-Печерского, Снетогорского, Елеазаровского, на смену деревянным хоромам появились каменные палаты. В тот же период, и видимо, не без оглядки на богатство псковичей, стали возводить каменные здания для иностранных представительств в Пскове - Немецкий и Шведский гостиные дворы известны за пределами крепости, на западном берегу реки Великой.

К концу XVII века в центре города было выстроено большое каменное административное здание -Приказная палата, в которой сосредоточилось все управление Псковом и его землями. Традиция возведения общественных каменных зданий возникла еще с XIII столетия, когда были построены палаты князя Довмонта-Тимофея и архив, но в во времена войн и становления Российского государства, эти традиции не поддерживались, в основном по финансовым соображениям.

Гражданская архитектура средневекового Пскова достигла своего расцвета всего за столетие и так же быстро пришла в упадок с наступлением эпохи Петра I.

Опыт многовекового крепостного и церковного строительства лежал в основе каменной гражданской архитектуры. Палаты строились в два или три этажа, из местного известняка, обтесанного крупными квадрами, скрепленного известковым раствором. Своды различных конструкций, прорезанные для большего освещения треугольными распалубками, перекрывали нижние помещения - подклеты и приемные залы. Перекрытия верхних жилых покоев были деревянными. От назначения комнат зависело количество и размеры окон: приемные и столовые палаты освещались большими окнами, забранными коваными решетками, а сени, служебные палатки, чуланы, горницы были освещены меньшими оконцами.

Характерным приемом было устройство внутристенных лестниц, по которым можно было незаметно проникать в разные этажи. Главным украшением интерьеров служили изразцовые печи, сверкавшие на фоне белых стен изумрудно-зеленой поливой или пестрым полихромным узором.

Одна из ярких особенностей псковских каменных зданий - входные крыльца. Они пристраивались к фасаду со стороны внутреннего двора, как главная парадная часть здания, место почетной встречи и проводов гостей. Крыльцо состояло из нижней и верхней площадок, соединенных лестницей, над которой легко поднимались своды и арки, поддерживаемые могучими круглыми столбами. Над входной аркой устраивалась ниша-киот для иконы, верхняя площадка освещалась фонарем. Для домочадцев и слуг устраивались небольшие служебные входы.

Декоративных украшений каменные здания не имели. Их фасады, оштукатуренные и побеленные, придавали нарядный облик жилищу в любое время года. Украшением обычно была кровля, с широкими полями, с оконцами, отделанными резьбой, с точеными перилами, флюгерами. Исключение составляют палаты Меньшиковых, построенные в период нарышкинского барокко (80-е годы XVII века). Декоративное украшение палат состоит из резных каменных оконных наличников с мотивами столбиков с перехватами и дыньками, витых обрамлений, цветочных узоров.

Внешний вид псковских жилых зданий непривычен для нашего восприятия, но их современник легко читал по ритму окон размеры и состав помещений, переводил взгляд на затейливую тесовую или черепичную кровлю и дивился богатству и размаху соседа.

Палаты купца Сергея Ивановича Поганкина - самое крупное каменное жилище Пскова XVII века. За ним следуют дворы Меньшиковых, Трубинских,Русиновых, Постниковых, Печенко, Пушечниковых, Бахорева и еще многих других псковичей, стараниями которых был создан феномен псковского гражданского зодчества.

Гражданская архитектура XX века представлена в Пскове несколькими постройками, одной из самых ярких и любимых псковичами является так называемый Дом Батова, стоящий на берегу реки Великой.

Палаты Н.Новгорода

Древнерусских белокаменных палат 17-го века в России сохранилось всего 16. Трое из них находятся в Нижнем Новгороде на уникальной исторической территории -- Започаинье, или, как её ещё называют, Ильинской слободе.

Одно из зданий дом Афанасия Олисова -- главного поставщика соли и рыбы царскому двору. Достоверно известно, что дом построен на рубеже 17-18 веков, и до сих пор сохранил часть своего убранства -- каменные узоры наличников и арок, а также прекрасные рельефные изразцы. Внутренне убранство до сих пор следует традициям древнерусского жилого дома: на втором этаже - парадные комнаты, внизу - подсобные помещения, а жилые комнаты располагались в верхней части.
Рядом находится Успенская церковь создающая с палатами единый архитектурный ансамбль. Церковь построена в 1672 году на собственные средства того самого купца Олисова, которому принадлежал дом. Каменная церковь замениластарую деревянную и является единственной в России церковью, у которой верх основного объёма имеет вид «крещатой бочки на 4 лица», воспроизводя один из древнейших приёмов древнерусской архитектуры и являя единственный сохранившийся образец взаимосвязи деревянного и каменного зодчества.
Домик Петра...
Дом Петра - самый древний из жилых строений Нижнего Новгорода. Возведен он был купцом Ефимом Чатыгиным свыше 320 лет назад. Именно здесь в 1695 году останавливался проездом во время похода на Азов бомбардир Преображенского полка Питер. Так называл себя в то время царь Петр Алексеевич, позже известный как Петр Первый Великий. Впоследствии в 19 веке в доме располагался исторический музей, в 20-м веке общество охраны памятников, позднее помещение дома занимало кафе, но по традиции здание до сих пор называют «Домом Петра».

Рядом, на улице Гоголя,53, находится еще один дом, где бывал Петр I. В палатах Пушникова, утверждают историки, царь в 1722 году, двигаясь в Персидский поход, справлял свое 50-летие. В то время дом принадлежал Якову Пушникову - члену богатого купеческого рода, и бывшему на тот момент бургомистром. К слову, во время второго своего приезда в Нижний Новгород царь Петр праздновал не только своё 50-летие, но и 500-летие Нижнего Новгорода. Наследники Пушникова жили в этом доме вплоть до начала 19 века.

Строгановское барокко

Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715).

От наиболее радикальных памятников московского барокко строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный декор.

· Введенский собор в Сольвычегодске (1689-93, освящен в 1712)

· Казанская церковь в г. Устюжне (1694)

· Смоленская церковь в селе Гордеевке (1694-97 гг.)

· Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (1696—1703, пострадала от пожара 1715, освящена в 1719)

 

Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде

Помимо этих четырёх заказов собственно Строгановых, к строгановскому направлению нередко относят стилистически близкие памятники культового зодчества — церковь в селе Ныроб, собор в Верхотурье,церковь Николы «Большой крест» в Москве (ок. 1680) и даже надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь Троице-Сергиевой лавры (1693-99), а также один памятник гражданского зодчества — палаты Строгановых в Усолье.

собор в сольвычегорске

Иоанно-Предтеченскую церковь

Смоленская церковь в селе Гордеевке

 

 

Казанская церковь в г. Устюжне

 

Меньшикова башня в Москве

Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного[1], предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

Оба храма с 17 июля 1948 года принадлежат Антиохийскому подворью.

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени[3] (3.2 метра) и составила 84.3 метра. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

 

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.033 с.)