Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хозяйство и основные занятияСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главным занятием уйгуров на протяжении многих веков являлось земледелие наряду с высокоразвитыми ремеслами в городах и подсобными домашними промыслами в селениях. В Семиречье уйгуры расселились в зоне предгорий, наиболее благоприятной для земледелия. Здесь они без всякой помощи царског правительства проделали огромную работу по орошению ранее пустынных степных пространств. Уйгуры создали в Семиречье сложную сеть арычного водозабора. Для уйгурского земледелия была характерна пестрота полей, когда на небольшом поле в бедных хозяйствах возделывалось 5 — 6 культур, в богатых хозяйствах — до 12. Большую часть поля занимали зерновые, в первую очередь пшеница, затем ячмень, овес, просо. В районах богатых водой сеяли рис. Выращивали масличные культуры, такие, как сурепка, конопля, иногда лен. Значительное место занимали посевы люцерны. На некоторых полях высаживали бобовые и огородные культуры, кое-где опийный мак. На усадьбе уйгуры разбивали фруктовый сад и огород. Иногда часть усадебной земли засевали кукурузой и люцерной, реже - пшеницей. Уйгуры - искусные садоводы и огородники. Земледельческие орудия труда уйгуров – это в первую очередь соха, борона, серп и пр. После переселения уйгуры переняли некоторые орудия труда у русских. Скотоводство играло в хозяйстве уйгуров подчиненную роль. Держали в основном рабочий скот: волов, лошадей, ослов, а также коров и мелкий скот. Из отхожих промыслов наиболее развитыми были извозный и так называемое «алабсатарничество», т. е. перепродажа. Возчики-арбакеши перевозили товары из Верного в Ташкент и Каркару. Ремесленники селились в основном в городах, в Семиречье — это Жаркент, Верный и др. Среди городских ремесел наибольшей популярностью пользовались сапожное, кузнечное, ювелирное, плотничье, столярное, мыловаренное, булочное, штукатурное, пошив одежды, шапок, дубление кож, обработка камня. Свои ремесленники были и в селениях. В некоторых из них были развиты кустарные промыслы, такие, как плетение циновок из камыша, бытовых изделий из тала, валяние войлоков. Промысел обычно носил семейный характер, т. е. им занимались почти все члены семьи. Матиериальная культура Поселение и жилище Переселяясь в Семиречье целыми деревнями, уйгуры стремились селиться компактно. Уйгуры жили в селениях, состоящих из нескольких сотен или нескольких десятков домов. Старые селения строились без определенного плана. Прямоугольные, обнесенные глинобитными дувалами дворы с жилыми и хозяйственными постройками, теснились к реке и арыкам. Узкие кривые улочки, как правило, сходились у большой площади, на которой располагались пятничная мечеть, магазин купца, базарчик. К началу XX в. стали появляться селения нового типа, состоящие из одной или нескольких широких улиц. Господствующим традиционным типом постройки у уйгуров является дом с глинобитными стенами, верх которых заложен саманным кирпичом, с плоской земляной кровлей на деревянных балках, положенных прямо на стены. Жилые и хозяйственные постройки одной семьи объединяются двором, отгороженным высоким дувалом. Сзади ко двору примыкают сад и огород. Планировка дома и двора отличаются значительным разнообразием. Старинные уйгурские дома, как правило, состояли из одной или двух жилых комнат и различных подсобных помещений. Стены домов были без окон. Для освещения устраивали отверстие в крыше или ажурную деревянную решетку по верху стены. Позднее стали делать окна. Традиционное убранство уйгурского жилища состояло из определенного набора деревянной мебели и различных ковровых и вышитых изделий. Мебель была немногочисленна и располагалась, в основном, в нишах стен. На сундуки рядами складывались одеяла и подушки, на подвесных полочках расставлялась парадная посуда. У стены стоял низкий столик прямоугольной, реже круглой формы. Комплект мебели дополняла детская колыбель, настенные декоративные футляры для ложек и палочек для еды, зеркало в деревянной оправе. Традиционная одежда Основными элементами традиционного мужского костюма являлись распашная нательная рубаха туникообразного покроя, широкие штаны на вздержке, слегка суженные книзу и халат. Нательные рубаха и штаны шились из белой хлопчатобумажной ткани — маты. Халат — чапан, служил верхней одеждой. Уйгуры носили короткие и длинные халаты с узким стоячим воротником, длинными узкими рукавами и застежками на груди и у горла. Халаты шили из цветных хлопчатобумажных тканей, чаще коричневого, синего и серого цвета; парадные — из полушелковых и шелковых тканей. Необходимой принадлежностью старинного мужского костюма был кушак — бяль баг или пота, сделанный из куска цветной ткани или тесьмы, которыми опоясывали рубаху или халат. Мужские головные уборы уйгуров отличаются разнообразием видов кроя и декоративного оформления. Это различные тюбетейки — допа, шапки с меховым околышем — топя и пр. Женский костюм состоял из рубахи —койняк, одновременно служившей платьем и нательной одеждой; штанов — тамбал и халата— чапан. Рубахи были туникообразного покроя с узким стоячим воротником, застежкой угорла и прямыми широкими рукавами, шили их из набивных хлопчатобумажных тканей. Штаны по покрою не отличались от мужских и изготовлялись из однотонной цветной или набивной ткани. Понизу штанины украшались пришивной полосой из более тонкой и лучшей по качеству ткани, покрытой вышитыми узорами или же нарядной тесьмой. Женщины поверх платья надевали короткие халаты и безрукавки — камзял. В зимнее время носили длинные утепленные халаты. Из головных уборов были распространены вышитые тюбетейки — допа, шапки с меховым околышем, платки — яглык. Уйгурки не закрывали лица. У женщин большой популярностью пользовались ювелирные украшения, отличающиеся своеобразной красотой и многообразием форм. Мужчины, и женщины из обуви носили сапоги и туфли, изготовленные сапожниками на заказ, а позднее фабричного производства. Самые бедные обходились войлочными чулками — кигиз пайпак с кожаными чокай (обувь типа лаптей). У уйгуров существовали половозрастные градации, в соответствии с которыми определялись различия в ношении тех или иных видов одежды. Пища и утварь Национальные традиции, пожалуй, более всего сохранились в пище уйгуров: в выборе продуктов питания, в способах приготовления и употребления блюд. Основная пища уйгуров — растительная с добавлением мяса, молока и молочных продуктов. Уйгурская кухня очень богата и разнообразна. Уйгуры славятся по всей Центральной Азии как превосходные кулинары и пользуются в этом отношении повсюду общим признанием. Хлеб и хлебные изделия пекут из пресного и кислого теста в специальных печах — тонур. У уйгуров хлеб имеет два распространенных вида: большие тонкие лепешки — неппиз нан и маленькие, более толстые — тогач. Из теста готовят различные пирожки, начиненные мясом, мясом и тыквой, мясом и рисом, приправленные луком и черным молотым перцем — самса, самбуса и пр. Пирожки пекут в тонурах, газовых духовых печах и жарят в масле. Готовят различные сдобные изделия — кичик тогач, слоеные лепешки с луком, паровые рулеты с морковью, тыквой и пр. — катлама, жута; блины —поткал; оладьи — куймак. Для приготовления горячих блюд используют казан, встроенный в особые печи — очак. Чаще всего готовят блюда из муки: разных способов приготовления лапшу с мясом и различными приправами — лягмян, халваш, мянпяр, сумян и др. К праздничным блюдам относятся пельмени в остром мясном бульоне — чёщуря и манты, приготовленные из пресного или кислого теста с разнообразной начинкой на пару в специальной посуде — каскан (металлическая мантоварка), джумбиль (деревянная мантоварка). Много блюд готовят уйгуры из риса: плов — полу, рис с подливкой из мяса и овощей — гян фян, каши — шёля, супы — шо гюрюч и пр. Разнообразны у уйгуров блюда растительно-мясные, жаренное в масле мясо с добавлением разных овощей: перца, баклажан,картофеля, капусты, особого вида фасоли и др., приправленных помидорами, специями, травами. Они носят общее название — сяй. Из мясных блюд более распространенными являются шашлык из баранины — кавап, который готовят на открытом огне и в печи, вареная колбаса из баранины с добавлением риса и приправ — хесип. Большую роль в питании уйгуров играет чай: обычный черный и особо приготовленный чай со сливками и добавлением соли — аткян чай. Такой чай пьют с добавлением сливочного масла и обязательно с лепешками. Из традиционной кухонной утвари наибольшее применение имели деревянные корытца для замешивания теста, керамические емкости для хранения различных продуктов, металлические, керамические, фарфоровые тарелки, чашки, чайники, деревянные палочки для еды, посуда из тыквы-горлянки, изделия, плетенные из тала и пр. Духовная культура Язык Уйгурский язык входит в тюркскую группу алтайской семьи языков. Современный уйгурский язык представлен двумя литературными языками: 1) литературным языком уйгуров СНГ, в основе которого лежат северные диалекты уйгурского народного языка; 2) литературным языком уйгуров СУАР, который основан, главным образом, на южных диалектах. Народный разговорный язык представлен множеством диалектов, которые в основном распадаются на четыре группы: 1) южные диалекты составляют кашгаро-яркентский диалект с янги-хиссарским говором, хотано- керийский диалект с черченским говором, аксуйский диалект; 2) северные диалекты составляют куча-турфанский диалект (Кашгар, Куча, Турфан, Комул, Хами и др.); таранчинский или кульджинский, на котором говорят и уйгуры СНГ; 3) лобнорский диалект; 4) саларский и сары-уйгурский диалекты. Исторические факты свидетельствуют о том, что уйгурская письменность существовала с IV в. н. э. Древнеуйгурский алфавит состоял из 23 знаков, строки письма располагались вертикально. Наиболее древним из дошедших до нас письменных памятников является “Хуастуанифт” — “Покаянная молитва манихейцев”, датируемый началом Vв. Уйгурский алфавит имел наиболее широкое распространение в IX —XV вв. Существует вариант назидательного буддийского повествования “Алтун яруг” — “Золотой блеск”, переписанный курсивным письмом в XVIII в. Этим же письмом пользовались вплоть до XX в. сары уйгуры, которые живут в области Лобнора. Кроме курсивного уйгуры пользовались и руническим письмом. В этом письме знаки в словах располагались горизонтально, а строки — справа налево. Этим письмом написаны Орхоно-Енисейские памятники: надписи в честь Тоньюкука (716 г.); Кюль-тегина (VIII в.), Моюнчура (757 г.). После завоевания Центральной Азии арабами тюркские народы приняли арабский алфавит. Хотя долгое время наблюдается применение двух алфавитов параллельно. Поэма “Кутадгу билиг” Юсуфа Хас Хаджипа (XI в.) сохранилась в трех списках: Каирский и Наманганский списки написаны арабским алфавитом, а Венский — древнеуйгурский. В 1925 г. арабский алфавит был приспособлен к фонетическим особенностям уйгурского языка: были введены гласные и вышли из употребления согласные буквы, выражающие свойства арабского языка. В 1930 г. было принято решение перейти к латинской графике. Но ни арабский, ни латинский алфавиты не отражали полностьюфонетический состав уйгурского языка. Решению этой проблемы послужил проект “Нового уйгурского алфавита и орфографии”, разработанный А. Шамиевой. Указом Верховного Совета КазССР от 1947 г. был осуществлен переход к новой уйгурской графике, созданной на основе русского алфавита. Дополнительно были введены 8 графем. Новый алфавит состоит из 41 буквы. Литература Богат и разнообразен жанрами уйгурский фольклор. Древнейшим образцом песен является “Песня о Бегкули”, посвященная уйгурскому хану Батурхан Бегкули. Она была зафиксирована в китайских источниках. Более полная фиксация образцов уйгурского фольклора имеется в “Дивану лугатит турк” Махмуда Кашгари. К сокровищнице литературы VII— X вв. относятся “Чистани Эликбег” (VII в.), “Ырк битиг” — Книга гаданий (X в.), “Майстрисимит” (перевод IX в.), “Алтун яруг” — “Золотой блеск” (в X в. переведен Сынку Сели Тудунгом). В творчестве поэтов VIII —XVI вв. Апринчура, Ки-Ки, Кол Тархан, Калима Кайши, Пратьяшири, Асиг Тутун, Чисуя Тутун нашли отражение манихейская и буддийская религии, имевшие распространение в уйгурской среде. “Дивану лугатит турк” Махмуда Кашгари (XI в.) носит энциклопедический характер. Ценность этого труда состоит прежде всего в том, что в нем зафиксированы богатый фольклорный материал, материал по истории и этнографии, лексический состав уйгурского языка того периода. В “Кутадгу билиг” (XI в.) Юсуф Хас Хаджиб сумел достичь гармонии таких аспектов науки, как народная медицина, толкование снов, фольклор, астрология и наука о сути человеческой, этикет гостеприимства и общения. Близка по содержанию к “Кутадгу билиг” поэма Ахмеда Югнаки (XII в.) “Хибатул хакаик”, которая также носит назидательный характер. Уйгурская фольклорная традиция сохранила древнейшую версию сказания об Огуз-кагане, подвергшуюся в дальнейшем значительной переработке в мусульманской среде. В эпосе “Огуз-наме”, датируемом XIII в., ярко выражены традиции эпического жанра. К XIV в. относится “Повествование о пророках” Насириддина Рабгузи, написанное в 1310 г. Это прозаическое произведение на религиозную тему. Оно посвящено жизни пророков. Автором были использованы предания, вошедшие в Коран и другие религиозные книги. Всего 72 истории. Поэзия XV —XVI вв. известна творчеством Атаи, Саккаки, Лутфи, Алишера Навои, Рашиди, Аманнисахан, Кидирхана Яркенди. Атаи был очень авторитетным поэтом среди всех тюркских народов. Большая часть поэзии Атаи посвящена теме любви. В его поэзии часто упоминается Хотан. Перу поэта Лутфи (1366— 1465) принадлежит более 20 книг. Но сохранился только диван его стихотворений и дастан “ Гул и Норуз “. Алишер Навои (1441 — 1501) согласно сведениям, содержащимся в “Тарих-и Рашиди” Мирзы Мухаммада Хайдара (XVI в.), родился в Герате в семье уйгура Гиясидина- кичиккина. Первые шаги в поэзии Алишер Навои сделал своими лирическими газелями, написанными в 15 — 16 лет. Почитателями его таланта в 1465 г. был составлен первый диван его стихов. Позднее самим автором были составлены диваны: “Бадайиул-бидая” (1470), “Навадирун нихая” (1476— 1483). Сборник его лирики “Хазайинул мааний” известен под названием “Чар диван”. В 1483— 1485 гг. он создает “хамсу” (“пятерица”), куда вошли “Хайратул абрар” (1483), “Фархад-Ширин” (1484), “Лайли-Маджнун” (1484), “Сабъаи сайяр” (1484), “Садди Искандари” (1485). Правитель Кашгарии Абдурашидхан (1510 — 1560) известен под псевдонимом Рашиди. Он писал на фарси и уйгурском языке. В его дворце были созданы хорошие условия для поэтов, музыкантов. Особое внимание им было уделено упорядочению “Двенадцати мукамов”. Благодаря ему в эту сокровищницу музыки вошли сочинения Алишера Навои. Аманнисахан (1523— 1557) — поэтесса и мукамистка. Ей принадлежат книги “Ахлак жамила” (Красивые нравы), “Шурухул кулуб” (Объяснение сердец) и диван стихотворений, который хранился в Хотане. Она сочинила мукам “Ишрат ангиз”. Существует легенда, которая объясняет причины женитьбы правителя Кашгарии Абдурашидхана на дочери дровосека Махмуда — Аманнисахан. Согласно легенде, Абдурашидхан (переодетый в одежду простого человека) увидел в доме дровосека тамбур. Он узнает, что его дочь играет на тамбуре. Своим талантом поэтессы и мукамистки Аманнисахан покоряет сердце Абдурашидхана. Кидирхан Яркенди жил во времена правления Абдурашидхана. Он был поэтом и мукамистом. Его перу принадлежит “Дивани Кидир”. В развитие литературы XVII— XVIII вв. определенный вклад внесли Хиркитий (род. в 1634 г.) произведением “Мухаббатнама ва мехнаткам”, Зелилий (1734) сочинениями “Тазкираи чилтан”, “Тазкираи хожа Мухаммад Шариф”, Новбатий сборником газелей, датируемым 1747 г., Арши, Футухи, Гумнам. Классики уйгурской литературы XIX в. Абдуреим Низарий, Норузахун Зияий, Турди Герибий продолжили восточную традицию создания “Хамсы”. Им принадлежат такие шедевры, как “Рабиа-Саадин”, “Китаби Гериб”, “Масуд-Дилара”, “Шах Бахрам”, “Вамук-Узра”, “Махзун-Гулниса”, “Лайли-Маджнун”, “Фархад- Ширин”. Поэт XIX в. Билал Назим в поэме “Газат дар мулки чин” воспевает народно-освободительное движение уйгурского народа против китайского ига. В произведении “Чанмоза Юсупхан” он разоблачает деяния лжепророка, который обманывал народ. Свое восхищение силой воли борца за независимость страны народной поэтессы Назугум поэт выразил в поэме “Назугум”. Его перу принадлежат множество газелей, рубай. Победа Кучарского восстания 1864 г. воспевается в поэме “Зафарнама” Моллы Шакира, написанной в Учтурфане в 1866 г. Ситуация, предшествовавшая переселению повстанцев из Восточного Туркестана в Семиречье, описывается в дастане Сейит Мухаммада Каши “Шархи шекаста”, написанном в 1882 г. К XIX в. относится творчество народных певцов (кошакчи) Садыра Палвана, Назугум и творчество историка Муса Сайрами. В их творчестве нашло отражение народно- освободительное движение уйгурского народа против цинских оккупантов. Преемниками Садыра Палвана и Назугум стали такие народные певцы XX в., как Мустафа Сопи, Аюп Самсак, Олата, Аманбаки, Хесамидин, Илахун Коккоз. В исторических песнях Олаты, Аманбаки, Хесамидина описываются такие события 1916 г., как мобилизация мужчин на тыловые работы по приказу царя Николая. Очень близки творчество и судьба Садыра Палвана и Илахуна Коккоза. Они были борцами за справедливость и независимость. Из среды известных поэтов и писателей Средней Азии и Восточного Туркестана 20-80-х гг. XX века можно отметить поэтов: Абдухалыка Уйгура, Мамтили Тавпика, Лутфуллы Муталлипа, Абдулхая Мухаммади, Омара Мухаммади, Патигуль Сабитову, Хелила Хамраева, Учкуна,Назаргожи Абдусематова, Ильи-Бахтии, Хезима Искандарова; писателей: Абдуреима Уткура, Зия Самади, Хизмета Абдуллина, Джамалдина Босакова, Исраила Ибрагимова. Изобразительное искусство Культура уйгуров — явление сложное и многоплановое. В периоды древности и раннего средневековья она складывалась на огромном центральноазиатском пространстве, охватывающем Восточный Туркестан и степи Монголии. Несмотря на это, культура, сформировавшаяся на разных его полюсах, имеет так много общего, чтоможно говорить о единстве всего процесса ее развития. Диалог Востока и Запада Географическое и историческое положение Восточного Туркестана сделало его своеобразным стыком, узлом, где соприкасались крупнейшие азиатские культуры. Караванные пути, проходившие через страну служили каналами культурных связей. Первые торговые пути были открыты здесь еще в III —II тыс. до н. э. Со II в. до н. э. особое значение приобрел Великий Шелковый путь, проходивший через оазисы бассейна Тарима и соединявший Китай с греко-римским, а позднее византийским миром. Восточный Туркестан пересекали два основных пути — южная и северная дороги, имевшие множество ответвлений. Население, живущее вдоль этих маршрутов, воспринимало культуру как Востока, так и Запада. Уйгурская культура, будучи восприемницей всего наследия, объединила разнородные пласты в гармоничное целое, переработав их в свете собственного исторического мировоззрения и обогатив своим культурно-художественным опытом. Древние восточнотуркестанские владения отличались высоким уровнем духовной культуры. Она воплотилась в развитой письменности, литературных творениях, изобразительном и музыкальном искусстве. Сохранившиеся до наших дней памятники культуры приводят в восторг современных исследователей. Изобразительное искусство Восточного Туркестана нашло выражение в своеобразной архитектуре, живописи и скульптуре. Особое место здесь принадлежит буддизму, распространившемуся в стране с первых веков нашей эры. Восточный Туркестан с древности известен как страна городов, застроенных крепостями, дворцовыми сооружениями, великолепными храмами, домами знати. Росписи храмов и дворцов, храмовая скульптура буддийского пантеона, буддийская иконопись получили здесь черты самобытности, характерной для региона. Живопись, музыка, музыкальные инструменты Кучи, Ходжо и Кашгара оказали заметное влияние на культуру танского Китая. Жители городов Восточного Туркестана были искусны в ремесле. Они умели обрабатывать металлы, нефрит, выделывать тонкие сукна, замшу, ковры, шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, байку. Признанием качества их работы было включение значительного ряда предметов в перечень дани Китаю в периоды зависимости страны. С начала X в. территория Восточного Туркестана оказалась разделенной между тремя государствами: Ганьчжоуским и Турфанским княжествами и Караханидским ханством. Различные религиозные идеологии (ислам в Караханидском, буддизм, манихейство и христианство в княжествах) стремились подчинить культуру и искусство своему влиянию. Архитектура В государстве Караханидов строились мечети, медресе, мазары в стиле мусульманской архитектуры, с куполами и минаретами, аналогичными религиозным сооружениям всего Среднего Востока. Средоточием культурной жизни, как и прежде, были города, особенно расположенные на трассах торговых путей. Они имели типичный облик феодальных городов с цитаделью, шахристаном, рабатом, окруженных сельскими поселениями. В городах жили и творили архитекторы, ученые, музыканты, художники, поэты, искусные ремесленники. В период правления династии Караханидов в Восточном Туркестане были построены мавзолеи Сатука Абд-аль-Керима Буграхана, его наставника Абу Насра Самани, мазары Ю. Баласагуни и М. Кашгари, которые сохранились до сегодняшнего дня. Тогда же были возведены мечети Юсуфа Ходжи, Арсланхана, М. Кашгари, Хасан Буграхана. Основным изобразительным средством в эпоху Караханидов становится орнамент. Он заполняет декоративные плоскости архитектурных сооружений, изделия художественного ремесла. Орнаментальные формы, как и ремесленная продукция, в. мусульманском и буддийском государствах имели много общего. Но в Ганьчжоуском и Турфанском княжествах помимо орнамента продолжали развиваться живопись и скульптура. Стены дворцов и храмов расписывались сценами из жизни Будды, повествований буддийских легенд, реальной жизни. Остатки древних буддийских строений, храмы Ассашар, Безеклик, комплексы гробниц в Кочо, пещерные храмы Миной дают представление о грандиозности этих сооружений. Прикладное искусство Ремесленная жизнь Восточного Туркестана была сосредоточена в городах. Каждый город славился своими ремеслами: Кашгар — обработкой металлов, выделкой тканей, войлоков, ковров, музыкальными инструментами, гончарными изделиями, вышивкой; Хотан — известный центр ковроделия и шелководства; Яркенд был знаменит высоким качеством обработки металлов, войлочными изделиями и коврами; Аксу — производством хлопчатобумажных тканей, кожей и войлоками и т. д. В городах были кварталы, заселенные ремесленниками разных профессий, на рынках размещалось множество лавок-мастерских по изготовлению и распродаже изделий художественного ремесла. Резьба по дереву как вид декоративного оформления широко использовалась уйгурами в украшении архитектурных сооружений, традиционной мебели, посуды, детских игрушек. В уйгурской художественной резьбе по дереву одно из основных мест принадлежит изготовлению музыкальных инструментов. Уйгурские музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием и высокими звуковыми и декоративными качествами. Среди уйгурских музыкальных инструментов большое распространение имеют щипковые — дутар, тамбир, раваб; смычковые — сатар, гиджак; ударные — дап, тевилъваз, награ; духовые — най, сунай, карнай и инструмент, напоминающий цимбалы — янчин или чан. Перечисленные музыкальные инструменты были распространены по всему Восточному Туркестану и имели лишь незначительные местные отличия. Наиболее заметны эти отличительные черты в инструментах южных (Кашгар) и северных (Кульджа) районов страны. В народе они носят название кашгарских и илийских. К древним видам уйгурского прикладного искусства относится вышивка. В каждом доме женщины умели вышивать. Девушки готовили себе приданое к свадьбе, значительную часть которого составляли вышитые изделия. Музыкальное искусство Наиболее ранние сведения о музыкальной культуре Восточного Туркестана содержатся в “Суйши” — “Истории династии Суй” (кон. VI — нач. VII в.). Здесь приводятся сведения о кучинском музыканте- певце второй половины VI в. Суджупе, который разработал оригинальную теоретическую систему, получившую широкое распространение по всему Восточному Туркестану. Система Суджупа послужила основой для уйгурского музыкального прогресса в последующие века. Из китайских источников известно, что на музыкальную культуру Западного и Центрального Китая и даже Кореи оказало влияние музыкальное искусство Кучи (Восточный Туркестан), известное в Китае с III в. н. э. И утонченные ценители и грубые горожане одинаково жадно внимали мелодиям, исполнявшимся кучинскими оркестрами. Китайский путешественник Сюань-Цзян (VII в.) упоминает о церемониальной музыке Кучи танской эпохи: музыкальной композиции “Великое примирение”, называемой также “Танцем львов пяти небесных направлений”. Широкое распространение в Китае получили и музыкальные инструменты Восточного Туркестана. В состав кучинских оркестров обязательно входили четырехструнная лютня, гобой, флейта, ударные инструменты. К V— VI вв. исследователи относят зарождение уйгурского мукама — народно-профессиональной музыки. В X—XIII вв. было завершено формирование уйгурского классического музыкального цикла “Двенадцать мукамов”, включающего мукамы Рак, Чапба-ят, Мушавирак, Пянджигах, Узхал, Аджам, Ошшак, Баят, Нава, Сегах, Ирак. Мукамы синтезируют в себе традиционную песенно- инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию. Исполнение “Двенадцати мукамов” занимает около 24 часов непрерывного звучания. Каждый мукам состоит из трех крупных разделов: Чон нагма, Дастан-нагма, Машрап-нагма, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие пьесы.
Свадебные обряды Свадебный комплекс обрядов соединял в себе черты множества обычаев, имеющих древнее происхождение. Он начинается с подбора невесты. Выбор невесты в основном зависел от воли родителей. Однако у уйгуров не было затворничества женщин, и это позволяло юноше выбрать невесту по сердцу, родители старались учитывать его желание. Наметив невесту, родители жениха засылали к ней сватов, всеми уважаемых лиц, чаще мужского пола. Родители невесты обычно не сразу давали ответ, сватам приходилось приходить в дом девушки несколько раз. После нескольких посещений сватов отец невесты собирал родню и устраивал совет. При положительном решении родители будущих супругов (через сватов) договаривались о расходах — селик жениха на свадьбу. В селик входят в подарки для невесты: полный комплект одежды, украшения, подарки родственникам невесты, а также все расходы, связанные со свадебным пиршеством. Когда день свадьбы был определен, в доме жениха проводился совет-угощение или маслихат чай, на который приходили родственники, друзья и знакомые жениха. На этом совете распределялись обязанности по проведению свадебного торжества. Свадьба — той проходила в доме отца невесты. Накануне невесту уводила к себе одна из подруг. В ее доме устраивалась вечеринка для девушек — кыз-утуруш. На эту вечеринку невесте приносили от жениха свадебную одежду. Во время свадебного пира совершался мусульманский обряд бракосочетания — ника. На ника приглашали муллу и почетных лиц. Мулла произносил установленную молитву и давал жениху и невесте по кусочку хлеба, обмакнутому в соленую воду или молоко. После ника за молодой приезжали родственники и друзья мужа. Женщины — родственницы невесты — с плачем и ритуальными причитаниями опоясывали новобрачную кушаком, усаживали на ковер и выносили во двор. На лошади или арбе молодая переезжала в дом мужа. Свадебный кортеж двигался с песнями и танцами, его обязательно сопровождали музыканты. Муж встречал новобрачную у своего дома. К ее приезду перед домом разводили костер, вокруг которого трижды обводили новобрачных. Вечером молодой в сопровождении друзей входил в комнату новобрачной, она снимала с него красную шапку, красный женский халат и красный платок с шеи. Эта одежда как бы выполняла функцию оберега, но после очищения огнем, необходимость в ней отпадала. Назначенные со стороны жениха и невесты свашки — янгя готовили постель и подавали молодым кушанья. Совместная трапеза новобрачных относится к циклу объединяющих обрядов. Первая брачная ночь обставлялась несколькими обрядами. К примеру, молодая должна была снять обувь с мужа, а он старался выхватить ее из рук молодой и перекинуть через ее голову, что означало его будущее главенство в доме. Жена, в свою очередь, старалась перебросить обувь через голову мужа и таким образом стать главой дома. После первой брачной ночи янгя со стороны невесты убирала постель молодых, она должна была представить родителям новобрачных следы невинности невесты. Родители одаривали свашек. В противном случае муж мог ее тут же с большим позором прогнать. На следующий после свадьбы день устраивалось пиршество у родителей мужа — чиллак, на которое приглашались родственники молодой. Вскоре после свадьбы новобрачные совершали обход родственников и в каждом доме им делались подарки. Первое время после свадьбы молодая должна была каждый день бывать в доме своих родителей, где мать ее причесывала. Незадолго до родов родители ее забирали, и в их доме она рожала своего первого ребенка. Здесь же она жила обычно до 40 дней, родные помогали ей в уходе за ребенком. Обряды детства Рождение ребенка, особенно мальчика, встречали радостно. На третий день мулла, или кто-нибудь из уважаемых пожилых родственников, знающих ритуал, давал ребенку имя. На сороковой день проводился обряд, называемый кырык суйи — купание и обривание головы ребенка. Более пышно отмечали положение ребенка в колыбель — бющюк той. В возрасте от 3 до 12 лет над мальчиком совершали обряд обрезания, сопровождаемый грандиозным празднеством. Погребальные обряды У уйгуров принят мусульманский обряд погребения. Мулла читает молитву над умирающим, а родственники прощаются с ним и обоюдно просят друг у друга прощения. О смерти быстро сообщают общине и всем родственникам. Назначается день отпевания — намаз, между родственниками распределяются обязанности по проведению многочисленных погребальных обрядов. Если смерть наступила ночью или утром, то похоронить стараются в этот же день до захода солнца. Зимой чаще хоронят на следующий день. Мусульманская могила двухкамерная, в ней делается боковая ниша, куда кладут покойника. Близким родственникам умершего раздают траурную белую ткань, женщинам — для платка на голову, мужчинам — на опоясывание. Покойника оплакивают близкие родственники: мужчины с плачем встречают приходящих во дворе, женщины почти одновременно начинают плач в доме. На отпевание собираются только мужчины, женщины стоят в стороне. Мулла спрашивает старшего из самых близких родственников покойного (брата или сына): “Если умерший имел долги и придет человек просить уплаты долга, сможешь ли ты его отдать?”. И всегда должен даваться положительный ответ. Мулла спрашивает всех собравшихся, прощают ли они умершего. Все отвечают, что прощают. Только после этого приступают к отпеванию и несут покойника на кладбище. Женщины остаются дома. На кладбище покойника вынимают из одеяла и вносят в могилу ногами вперед. Покойника кладут на спину, открывают лицо и разворачивают головой на север, лицом на запад в сторону Мекки. Мулла спрашивает, кто была мать умершего, и старший родственник отвечает. После этого закрывают (закладывают) первую дверь могилы, т.е. отверстие ниши и мулла произносит наставление — талим покойнику. Старшие из провожающих кидают в могилу горсть земли, могилу засыпают и над ней читают последнюю молитву. До 7 дней кто-нибудь из близких родственников-мужчин рано утром вместе с муллой молятся на могиле. До 7 дней (иногда и до 40) в доме остаются несколько близких родственниц. До 7 дней в доме умершего пищу не готовят. Поминки устраивают на 3-й, 7-й, 40-й день, через год, иногда и полгода. До 40 дней в доме умершего каждый четверг справляются небольшие поминки. До года самые близкие родственники (особенно женщины)ни в каких развлечениях не участвуют. По истечении года траур снимается. Календарные обряды В верованиях и обрядах уйгуров на фоне мусульманских наслоений четко прослеживаются древние языческие корни, восходящие к земледельческим и более ранним кочевым традициям. Одно из центральных мест в обрядовой культуре уйгуров принадлежит календарной обрядности, имеющей выраженный аграрный характер. Уйгуры — древние земледельцы, их благополучие, сама жизнь связаны с удачным ведением сельского хозяйства. Вовремя начатая пахота, сев зерновых, посадка различных культур, полив, обработка полей, сбор плодов являются гарантией хорошего урожая, а значит, и обеспеченной жизни. Календарь был своего рода регулятором цикла сельскохозяйственных работ инародного быта. Праздник Нового года - Норуз связан с оживлением природы и началом полевых работ. Норуз проводится по солнечному календарю в день весеннего равноденствия 21 — 22 марта. В день празднования Норуз на столе обязательно должно было находиться 7 продуктов на букву Ш: 1. Шарап — виноградный сироп; Шир — молоко, молочные продукты; 3. Ширин — сладости; 4. Шикяр — сахар; 5. Шербет — фруктовые напитки; 6. Шам — благовонная свечка;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.201 (0.017 с.) |