ТОП 10:

Петропавловский собор, Здание 12 коллегий, Летний дворец, Дворец Меньшикова в Петербурге, Адмиралтейство.



Строительство Петербурга было важнейшим этапом в развитии русской архитектуры. Строительство в значительной мере было направлено на удовлетворение практических запросов нового общественного быта и государственной жизни столицы. Здесь формировались новые типы монументальных сооружений, светское, государственное содержание которых составляло определяющую черту их архитектурного облика.

Крупнейшим монументальным сооружением новой столицы был Петропавловский собор(1712 – 1733 гг.; арх. Д. Трезин при участии И. Устинова), построенный на месте деревянного храма Петропавловской крепости. Собор имеет трехнефный базиликальный план с куполом над предалтарной частью. Фасады собора обработаны пилястрами. Прямоугольная в плане, высокая, многоярусная колокольня как бы вырастает из основного массива здания со стороны его западного фасада. Две крупные волюты образуют плавный переход от нижней части собора к трехъярусной колокольне. Куполообразная кровля колокольни завершена грандиозным золоченым шпилем.

По проекту арх. Д. Трезини было выстроено здание для высшего органа государственного управления – здание Двенадцати коллегий (1722 – 1742 гг.). Вытянутый корпус здания членится на одинаковые секции, перекрытые отдельными крышами с фронтоном в центре каждой секции. Здесь ещё сохраняется приём соединения в одно целое ряда отдельных зданий, перекрытых самостоятельной кровлей, который типичен для допетровских московских приказов. Но в отличие от несимметричной, свободной композиции прежних сооружений вытянутое в линию здание коллегий характеризуется организованностью и геометрической правильностью плана. Регулярность, отвечавшая характеру государственного административного строительства петровского времени, подчеркивается ритмическими повторениями фронтонов всех двенадцати секций здания и мерным чередованием членящих фасады пилястр. В первом этаже вдоль продольных фасадов здания шла открытая галерея, позднее частично застеклённая. Два верхних этажа объединены ордером пилястр. Высокие, хорошо освещенные просторные помещения, их симметричное расположение, ордерное построение фасада и его архитектурная обработка – все внутреннее обустройство здания и его наружный облик создают новый в русской архитектуре образ административного здания.

Летний дворец (1710 – 1714 гг.). Двухэтажное каменное здание было покрыто черепичной кровлей. Просторные, уютные комнаты мало отличались по своему внешнему облику и размерами от жилищ состоятельных обывателей Петербурга. Планировка Летнего дворца сложнее и богаче типовых проектов: сравнительно многочисленные помещения включают небольшой вестибюль с внутренней лестницей, ведущей во второй этаж и целый ряд следующих одна за другой, расположенных по периметру здания комнат. Возле дворца был разбит регулярный сад. Позднее скромный дворец был превращен в дворцово-парковый ансамбль. Фасад обогащен скульптурным панно орнаментальным фризом и декоративной рельефной группой над входом.

Дворец Меньшикова в Петербурге (1710 – 1716 гг.; М. Фонтана и Г. Шедель) имел выступающую среднюю часть, украшенную аттиком со скульптурами. Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение. Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнута осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. В конце XII века здание перестраивалось, обработка фасада петровского времени сохранилась только на ризолитах.

Адмиралтействов Петербурге. Лучшим сооружением арх. Коробова была башня Адмиралтейства (1734 – 1738 гг.), возведенная по окончании строительства каменных адмиралтейских корпусов взамен первоначальных деревянных. Архитектура башни с простой обработкой низа рустованными лопатками, с пилястрами, членящими верхние ярусы, и позолоченным шпилем, завершенным корабликом, характерна для петровского времени. Облик Адмиралтейской башни, новой по формам, по типу и назначению, ясно говорил о преемственном развитии в архитектуре начала 18 века традиционных приемов древнерусского зодчества. Ордерная, классическая в своей основе композиция башни органически сочеталась здесь с традиционным объемным строем старорусских ярусных сооружений. Четкий, пластически выразительный объем башни, видимый в различных поворотах с отдаленных точек города, завершил перспективу сходившихся к Адмиралтейству лучевых магистралей.

 

23. Архитектура пригородов Петербурга (Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна) 1 трети XIII века.

Одновременно со строительством дворцов в Петербурге создавались также, преимущественно на морском побережье, и пригородные резиденции Петра и его приближенных. Это были регулярные дворцово-парковые ансамбли с симметричной, геометрически правильной планировкой, со зданием дворца, расположенным по её главной продольной оси, с новой системой построения наружной и внутренней архитектуры сооружений.

Первой загородной резиденцией Петра был Петергоф. Здание первоначально небольшого дворца с тремя ризалитами и характерной для петровского времени высокой крышей с изломами скатов было расположено на возвышенности. Склоны холма, на котором стоял дворец, архитектурно обработаны террасами с лестницами, гротом и украшены скульптурой. Это богато декорированное подножье дворца, выгодно оттеняя его простую и сдержанную архитектуру, включала, кроме того, сложную систему фонтанов. Личный дворец Петра «Монплезир» имел один этаж. Скромно обработанные рустовкой кирпичные стены вносили в парадный дворцовый ансамбль оттенок деловитости и уюта. Кроме личных комнат Петра, здесь имелся небольшой приемный купольный зал с лепным карнизом и росписью на сомкнутом своде. Ансамбль Петергофского дворца, композиция которого в основном сложилась в петровское время, в дальнейшем расширялся и перестраивался. Наиболее крупные перестройки были произведены в середине 18 века, когда дворцовый ансамбль приобрел тот законченный облик, в котором он дошел до нашего времени.

Ораниенбаум. Строительство Меньшиковского дворца в Ораниенбаумев 1711 г. начал арх. М. Фонтана и вел в дальнейшем Г. Шедель. Так же как и в Петергофе, здание дворца расположено у моря на спланированной террасами возвышенности. Оно состоит из центрального двухэтажного корпуса и купольных павильонов по сторонам, связанных с главным зданием дугообразными галереями. Фигурные лестницы вели в расположенный на нижней террасе регулярный парк с цветниками, скульптурами и фонтами. На продолжении оси дворца была устроена парадная гавань в виде паркового бассейна, соединенного каналом с морем.

Одним из поздних загородных дворцов петровского времени был дворец в Стрельне. В наружной архитектуре этого здания плоские лопатки и пилястры первых лет 18 века сменяются богатой пластикой креповок, живописной группировкой трехчетвертных колонн, более сложной профилировкой карнизов и наличников. В Стрельнинском дворце применено уже анфиладное расположение залов, получившее затем развитие в дворцовых композициях Растрелли. Дворец, запроектированный арх. Н. Микетти (заложен в 1720 г.), достраивался арх. Т. Усовым, который продолжил работы по отделке дворца и украшению сада.

 

Меньшикова башня в Москве

Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного[1], предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

Оба храма с 17 июля 1948 года принадлежат Антиохийскому подворью.

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году — приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени[3] (3.2 метра) и составила 84.3 метра. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

 

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773—1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).

Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения[4]. (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний (неотапливаемый) храм[5]). Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня. Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям» утверждала: «В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.»[6].

В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою[7]. Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 году; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.29.190 (0.005 с.)