Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постройки Полоцко смоленской школы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А) Спасский собор ефросиньевского монастыря: Спасо-Ефросиньев монастырь — женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными 6ти столпный, доменирует центральная апсида, внизу барабана –декоративные закомары, (разгрузочная функция). Прием приставных колонн, обрамление у окон – бровка, Если обратиться к плану Спасо-Преображенской церкви, то в первую очередь обращает на себя внимание вытянутость пропорций по оси восток-запад. Эта черта характерна и для других западнорусских храмов XII века, что позволяет говорить о формировании в тот период в Полоцке своей архитектурной традиции. Главной характеристикой как интерьера, так и внешнего облика Спасской церкви является вертикализм ее композиции, акцентированная устремленность храма ввысь. Церковь чрезвычайно мала по своим размерам: ее длина – 14, 4 м, ширина – около 10 м, а высота – 22 м. Размер подкупольного пространства и, соответственно, центрального нефа – менее 3 м, тогда как боковые нефы – вдвое уже и в объеме подкупольного креста практически не читаются. Б) собор Михаила Архангела в смоленске 1194г.: На Смоленской земле Церковь Архангела Михаила стала первым храмом башнеобразного типа — тело храма представляет собою вытянутую четырехгранную башню с тремя притворами – с севера, запада и юга. С восточной стороны храм имеет только одну апсиду, которая, вместе с тремя притворами, создает четкий пространственный крест. церковь имеет достаточно большие размеры: ширина здания с севера на юг 28 метров, длина с востока на запад 28,6 метра, высота внутреннего помещения 35 метров, общая высота 38,5 метра. Композиция Свирской(старое название) церкви: силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на высоком пьедестале куполу, но и благодаря последовательности градации разных по высоте частей здания (притворов, алтарной апсиды), которые зрительно создают впечатление ступенчатых нарастающих объемов. Фасады храма имели трехлопастные завершения. Вероятно, такими же были и грани квадратного постамента главы. Во внешнем убранстве были использованы аркатурные фризы, уступчатые арочные нишки разных размеров, рельефные кресты, бровки над оконными и дверными проемами Как и во многих древних храмах, в решении внутреннего пространства Свирской церкви важнейшую роль играло освещение. Центральная часть собора прекрасно освещена благодаря большим окнам в простенках высокого барабана, средокрестие акцентировано тройными окнами в верхней части центральных прясел. Кроме того, дополнительные окна имелись также и в боковых пряслах. Постройки владимиро суздальской земли. А) Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский). заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше). Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал. Б) церковь покрова на нерли: Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м). Членения северной и южной стен храма асимметричны, восточные прясла очень узки. Однако сумма выступа боковых апсид и ширины восточных прясел стен практически равна ширине средних прясел стен, и благодаря этому композиция храма выглядит уравновешенной при взгляде с любой стороны. Многообломные пилястры с полуколоннами на внешней стороне стен храма Покрова на Нерли соответствуют внутренним лопаткам. Их суммарная толщина шире стен примерно в полтора раза, и это создает очень ясный конструктивный «рисунок» храма. Стены церкви украшены резными рельефами. В) Успенский собор во владимире: выдающийся памятник белокаменного зодчества, Первоначально собор был шестистолпным, трехнефным, одноглавым с тремя небольшими притворами (южным, северным и западным) и башнями у западных углов. Высота собора 32, 3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. Г) Церковь Рождества в воронеже Постройки Новгородско-Псковской земли Формирование новгородской архитектурной школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. Уже в данном памятнике заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. В конце XII века были построены такие храмы как церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185), церковь Уверения Фомы на Мячине (1195) (на её фундаменте в 1463 году построена новая церковь с тем же именем). Выдающимся памятником, завершившим развитие школы в XII веке, стала церковь Спаса на Нередице(1198). Построена за один сезон при новгородском князе Ярославе Владимировиче. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Расцвет новгородского зодчества относят ко второй половине XIV века, в эпоху максимального могущества Новгородской республики. Вершиной и эталоном архитектуры данного периода является церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. Также стоит отметить церковь Спаса Преображения на Ильине улице, знаменитую тем, что в ней одной сохранились фрески кисти Феофана Грека.
Псковская архитектура очень близка к новгородской, тем не менее в зданиях Пскова появилось немало специфических черт. Одним из лучших храмов Пскова периода расцвета стала церковь Сергия с Залужья (1582—1588). Также известны церковь Николы со Усохи (1371), Василия на Горке (1413),Успенья на Пароменье со звонницей (1521), Кузьмы и Демьяна с Примостья (1463). Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальным зданием являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671—1679 годы торговыми людьми Поганкиными. Здание является своеобразным дворцом-крепостью, его стены, толщиной в два метра, сложены из камней. Раннемосковское зодчество К XIV в. «град Москва», заложенный Юрием Долгоруким в 1156 г. на месте более древнего поселения, превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты (1325-1340 гг.). При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами. В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Москва, претендующая на роль наследницы великодержавной власти Киева и Владимира, возрождает белокаменное строительство, отличавшееся великолепием и силой идейно-образного воздействия. Об этом говорят фрагменты резного камня не сохранившегося четырехстолпного Успенского собора (1326). Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. Успенская церковь и Воскресенская церковь были, по-видимому, 4столпными, Богоявленская церковь в Голутвине и Рождественская церковь в Бобреневе монастыре – бесстолпными. В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор (4столпный, 3апсидный, 1главый на высоком цоколе, белокаменный, с килевидными закомарами и фризом по середине фасада) и церковь Иоакима и Анны. В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь - квадратная в плане, 1апсидная, практически бесстолпная, в отличие от Коломны имела подклет с опорным столбом в центре. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы - 4столпная, трехапсидная, с лестницей на хоры в северной стене, квадратными восточными и круглыми западными столбами, белокаменным перспективным порталом, килевидными очертаниями архивольтов. В стенах были ниши с килевидными завершениями. Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) - Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399г.). Это 4столпный 1главый 3апсидный храм с хорами для князя, на которые ведет лестница в северо-западном углу. Традиции владимиро-суздальского зодчества здесь: позакомарное завершение фасадов, тонкие полуколонки на лопатках, перспективные килевидные порталы, профилировка цоколя. Новое: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения. Наружные лопатки не отражают внутреннего членения. Детали те же, что и в кремлевской церкви Рождества Богородицы, строил один мастер. Немалую роль в развитии московского зодчества сыграли монастыри. Близки Успенскому собору Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1398) в Звенигороде и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Конструкция та же, но вместо колонок используются простые плоские лопатки. Тройная лента резьбы. Лопатки также не отвечают внутреннему членению. Столбы не крещатые в плане, а квадратные. Особенность Троицкого собора – при той же схеме - массивный объем, монументальность (приземистые стены, горизонтальные членения: мощный цоколь с лентой профилей, трехчастный резной пояс, почти смыкающийся с аналогичным резным завершением апсид, трехчастный резной пояс под шлемом главы). Нет кокошников, вместо них прямоугольный пъедестал. Нет хор. Строили сербские зодчие. Никольская церковь в селе Каменском (перв. четв.XV в.). Небольшая, белокаменная, бесстолпная, 3 апсиды, плоские гладкие стены без декорации, в углах пилоны, объем крайне близок к кубическому. В Спасском соборе (около 1425 — 1427 гг.) Андроникова монастыря в Москве особенно заметны тенденции Москвы к собиранию достижений удельных княжеств и формированию общерусской архитектуры. В основе его конструктивно-пространственного решения объединены: - схема одноглавого четырехстолпного трехапсидного храма с пониженными угловыми ячейками (характерна для псковской архитектуры), - общерусская, идущая еще от домонгольских построек типа храма Параскевы Пятницы в Чернигове тенденция к пирамидальному построению, - московские ступенчато-повышенные подпружные арки, московский прием объединения основного объема с главой при помощи многочисленных кокошников, московские же перспективные порталы с «дымками». Результат являет собой целостное столпообразное сооружение, в определенной мере предвосхищающие шатровые каменные храмы. Нижний объем Спасского собора уже не производит впечатление единой статичной массы. Мастера акцентируют центричность композиции и развивают динамику устремленности архитектурного сооружения вверх, при этом нарастание объемов движется органично от периферии к центру. Килевидные формы, ритмически чередуясь, словно подхватывают стройную главу. Ощущению взлета способствует треугольное расположение окон на фасадах, отвечающее ступенчатому построению всей композиции, а также двухъярусность лопаток в средних пряслах фасадов. Интерьер также подчинен идее уступчато нарастающей вертикали. Пространство не загромождено хорами, оно логично развивается от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к еще более повышенным подкупольным аркам и, наконец, устремляется в подкупольный световой барабан. Широко расставленные подкупольные столбы (они соответствуют наружным лопаткам) не мешают воспринимать это пространство целиком в любой точке. Оно равномерно освещено, так как окна размещены в трех регистрах: в стенах основного четверика, в центральных закомарах и в барабане. Все это сообщает интерьеру дух рациональной организованности и ясности, а если учесть отсутствие княжеских хоров, то и "демократичности". Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что в начале XV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.226 (0.008 с.) |