Особенности арх-ры середины 17 в



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности арх-ры середины 17 в



В середине 17 в. шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

 

Палаты Пскова.

палаты – это тип гражданских построек древней Руси известны в Пскове от начала его существования.

Необходимость в каменных жилых зданиях возникла прежде всего в среде богатого псковского купечества, заинтересованного в сохранении нажитой собственности и товаров. В XVII столетии сложился общероссийский национальный рынок и псковские купцы, издавна торговавшие с Прибалтикой и северной Европой, с Новгородом и Москвой, занимали не последнее место в экономике страны. По их заказам артели псковских каменщиков начали строить большие каменные палаты, в которых совмещались функции хранения товаров, приемных и жилых помещений.

Каменные палаты стали признаком социального положения и во всех частях города быстро вырастали крупные дворы, обстроенные малыми и большими зданиями.

На городских подворьях монастырей, занимавшихся торговыми операциями - Псково-Печерского, Снетогорского, Елеазаровского, на смену деревянным хоромам появились каменные палаты. В тот же период, и видимо, не без оглядки на богатство псковичей, стали возводить каменные здания для иностранных представительств в Пскове - Немецкий и Шведский гостиные дворы известны за пределами крепости, на западном берегу реки Великой.

К концу XVII века в центре города было выстроено большое каменное административное здание -Приказная палата, в которой сосредоточилось все управление Псковом и его землями. Традиция возведения общественных каменных зданий возникла еще с XIII столетия, когда были построены палаты князя Довмонта-Тимофея и архив, но в во времена войн и становления Российского государства, эти традиции не поддерживались, в основном по финансовым соображениям.

Гражданская архитектура средневекового Пскова достигла своего расцвета всего за столетие и так же быстро пришла в упадок с наступлением эпохи Петра I.

Опыт многовекового крепостного и церковного строительства лежал в основе каменной гражданской архитектуры. Палаты строились в два или три этажа, из местного известняка, обтесанного крупными квадрами, скрепленного известковым раствором. Своды различных конструкций, прорезанные для большего освещения треугольными распалубками, перекрывали нижние помещения - подклеты и приемные залы. Перекрытия верхних жилых покоев были деревянными. От назначения комнат зависело количество и размеры окон: приемные и столовые палаты освещались большими окнами, забранными коваными решетками, а сени, служебные палатки, чуланы, горницы были освещены меньшими оконцами.

Характерным приемом было устройство внутристенных лестниц, по которым можно было незаметно проникать в разные этажи. Главным украшением интерьеров служили изразцовые печи, сверкавшие на фоне белых стен изумрудно-зеленой поливой или пестрым полихромным узором.

Одна из ярких особенностей псковских каменных зданий - входные крыльца. Они пристраивались к фасаду со стороны внутреннего двора, как главная парадная часть здания, место почетной встречи и проводов гостей. Крыльцо состояло из нижней и верхней площадок, соединенных лестницей, над которой легко поднимались своды и арки, поддерживаемые могучими круглыми столбами. Над входной аркой устраивалась ниша-киот для иконы, верхняя площадка освещалась фонарем. Для домочадцев и слуг устраивались небольшие служебные входы.

Декоративных украшений каменные здания не имели. Их фасады, оштукатуренные и побеленные, придавали нарядный облик жилищу в любое время года. Украшением обычно была кровля, с широкими полями, с оконцами, отделанными резьбой, с точеными перилами, флюгерами. Исключение составляют палаты Меньшиковых, построенные в период нарышкинского барокко (80-е годы XVII века). Декоративное украшение палат состоит из резных каменных оконных наличников с мотивами столбиков с перехватами и дыньками, витых обрамлений, цветочных узоров.

Внешний вид псковских жилых зданий непривычен для нашего восприятия, но их современник легко читал по ритму окон размеры и состав помещений, переводил взгляд на затейливую тесовую или черепичную кровлю и дивился богатству и размаху соседа.

Палаты купца Сергея Ивановича Поганкина - самое крупное каменное жилище Пскова XVII века. За ним следуют дворы Меньшиковых, Трубинских,Русиновых, Постниковых, Печенко, Пушечниковых, Бахорева и еще многих других псковичей, стараниями которых был создан феномен псковского гражданского зодчества.

Гражданская архитектура XX века представлена в Пскове несколькими постройками, одной из самых ярких и любимых псковичами является так называемый Дом Батова, стоящий на берегу реки Великой.

Палаты Н.Новгорода

Древнерусских белокаменных палат 17-го века в России сохранилось всего 16. Трое из них находятся в Нижнем Новгороде на уникальной исторической территории -- Започаинье, или, как её ещё называют, Ильинской слободе.

Одно из зданий дом Афанасия Олисова -- главного поставщика соли и рыбы царскому двору. Достоверно известно, что дом построен на рубеже 17-18 веков, и до сих пор сохранил часть своего убранства -- каменные узоры наличников и арок, а также прекрасные рельефные изразцы. Внутренне убранство до сих пор следует традициям древнерусского жилого дома: на втором этаже - парадные комнаты, внизу - подсобные помещения, а жилые комнаты располагались в верхней части.
Рядом находится Успенская церковь создающая с палатами единый архитектурный ансамбль. Церковь построена в 1672 году на собственные средства того самого купца Олисова, которому принадлежал дом. Каменная церковь замениластарую деревянную и является единственной в России церковью, у которой верх основного объёма имеет вид «крещатой бочки на 4 лица», воспроизводя один из древнейших приёмов древнерусской архитектуры и являя единственный сохранившийся образец взаимосвязи деревянного и каменного зодчества.
Домик Петра...
Дом Петра - самый древний из жилых строений Нижнего Новгорода. Возведен он был купцом Ефимом Чатыгиным свыше 320 лет назад. Именно здесь в 1695 году останавливался проездом во время похода на Азов бомбардир Преображенского полка Питер. Так называл себя в то время царь Петр Алексеевич, позже известный как Петр Первый Великий. Впоследствии в 19 веке в доме располагался исторический музей, в 20-м веке общество охраны памятников, позднее помещение дома занимало кафе, но по традиции здание до сих пор называют «Домом Петра».

Рядом, на улице Гоголя,53, находится еще один дом, где бывал Петр I. В палатах Пушникова, утверждают историки, царь в 1722 году, двигаясь в Персидский поход, справлял свое 50-летие. В то время дом принадлежал Якову Пушникову - члену богатого купеческого рода, и бывшему на тот момент бургомистром. К слову, во время второго своего приезда в Нижний Новгород царь Петр праздновал не только своё 50-летие, но и 500-летие Нижнего Новгорода. Наследники Пушникова жили в этом доме вплоть до начала 19 века.

Строгановское барокко

Строгановский стиль — название стилистического направления русской архитектуры кон. XVII — нач. XVIII в., свойственного постройкам, возведенным по заказу промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656—1715).

От наиболее радикальных памятников московского барокко строгановские постройки отличает сохранение традиционного для русского храма пятиглавого силуэта, на который наносится крайне пышный и дробный, словно вылепленный от руки барочный декор.

· Введенский собор в Сольвычегодске (1689-93, освящен в 1712)

· Казанская церковь в г. Устюжне (1694)

· Смоленская церковь в селе Гордеевке (1694-97 гг.)

· Рождественская церковь в Нижнем Новгороде (1696—1703, пострадала от пожара 1715, освящена в 1719)

 

Рождественская (Строгановская) церковь в Нижнем Новгороде

Помимо этих четырёх заказов собственно Строгановых, к строгановскому направлению нередко относят стилистически близкие памятники культового зодчества — церковь в селе Ныроб, собор в Верхотурье,церковь Николы «Большой крест» в Москве (ок. 1680) и даже надвратную Иоанно-Предтеченскую церковь Троице-Сергиевой лавры (1693-99), а также один памятник гражданского зодчества — палаты Строгановых в Усолье.

собор в сольвычегорске

Иоанно-Предтеченскую церковь

Смоленская церковь в селе Гордеевке

 

 

Казанская церковь в г. Устюжне

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.71.247 (0.02 с.)