Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансамбль Казанского собора арх. А. Воронихин. СПБ

Поиск

Казанский собор Храм выходит на проспект боковым фасадом который удачно замаскирован полукружием торжественной четырехрядной коринфской колоннады с акцентом на главной оси композиции в виде глубокого шестиколонного портика с фронтоном

Главный западный фасад украшен шестиколонным двухрядным портиком на который ориентирована другая площадь охваченная сквозной полукруглой чугунной узорчатой оградой.

Одно храмовое здание с колоннадой формирует две городские площади и проезды: улицы и набережной

Сдание собора представляет собой трезнефную базилику с таким же трансептом перекрытом цилиндрическими сводами и куполом на троекрестии.

Все части фасадов собора облицованы камнем либо выполнены из него.Здание представляет собой пример цельного с отношении синтеза архитектуры и монументальной скульптуры. По сторонам северных дверей в нишах установлены бронзовые статуи. было создано торжественное убранство собора.

Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады.

Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора.

Казанский собор стал памятником побед русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Именно сюда были доставлены главные трофеи: боевые французские знамена и жезл, принадлежавший наполеоновскому маршала Л.Н.Даву. В 1813 году в соборе был похоронен фельдмаршал М.И.Кутузов. В 1837 году пред Казанским собором были установлены памятники двум русским полководцам, одержавшим победу над Наполеоном – Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Ансамбль Биржи арх. Т Томона СПБ

Застройка восточной оконечности Васильевского острова, начатая еще при Петре I, получила окончательное завершение в первой трети XIX в. Проект, созданный Тома де Томоном при участии А. Д. Захарова в 1804 г., включил в центр планировочной композиции здание Биржи. По обеим сторонам от нее были предусмотрены два близких по архитектурным объемам и облику корпуса Пакгаузов и здание Таможни, построенные в 1826-1832 гг. И.Ф.Лукини. Ростральные колонны возле самого берега Невы и спуски к реке завершили композицию. ростральные колонны. Колонны, предусмотренные Тома де Томоном в проекте биржевого ансамбля, поставлены в 1810 г. Они украшены рострами изображениями носовых частей корабля и увенчаны светильниками. У гранитного подножия аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре русские реки: Волгу, Неву, Волхов (скульптор Ж. Тибо) и Днепр (И. Камберлен). Биржа сооружена в 1805-1810 гг. по проекту Тома де Томона. Здание, решенное в стиле зрелого классицизма, восходит своими формами к античному храму. Дорическая колоннада окружает со всех сторон центральный прямоугольный объем, который, возвышаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиком с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические скульптурные группы. Внутреннее пространство занято большим залом, перекрытым коробовым кессонированным сводом. Здание помещено на высокий гранитный подиум, что подчеркивает его главенство в ансамбле стрелки васильевского острова

Главный фасад Биржи украшает скульптурная группа «Нептун с двумя реками». Она изображает бога морей в короне и с трезубцем, въезжающего на своей колеснице в воды Невы. Справа от него находится фигура, символизирующая Неву, а слева – фигура, символизирующая реку Волхов. С противоположной стороны здания фасад украшен скульптурной группой «Навигация с Меркурием и двумя реками». Обе скульптурные группы выполнены из пудожского камня, добывавшегося в 19 веке недалеко от Гатчины. В 19 – начале 20 века здание Биржи использовалось как учреждение, где заключались все важнейшие финансовые и торговые сделки. С 1940 года в нем находится Центральный Военно-Морской музей.

В 1810 году на Стрелке Васильевского острова установили две ростральные колонны-маяки, изготовленные по проекту Ж. Ф. Тома де Томона. Каждая колонна украшена рострами (носовыми частями кораблей), а у подножия находятся каменные фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Ростральные колонны вплоть до 1885 года, когда морской порт был перенесен с Васильевского на Гутуевский остров, были действующими маяками. Один из них указывал путь в Малую Неву, а другой – в Большую Неву.

В 20-30 годах 19 века по обеим сторонам от Биржи были построены симметричные здания пакгаузов (складов) по проекту архитектора И. Ф. Лукини. Он же спроектировал здание Таможни, расположенное позади северного пакгауза. В настоящее время в южном пакгаузе размещается Зоологический институт Российской Академии наук и Зоологический музей, переведенный сюда еще в 1896 году, в северном пакгаузе – Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, а в здании таможни с 1927 года расположен Институт русской литературы Пушкинский дом.

В конце 19 века Коллежская площадь была застроена новыми зданиями. В 1895 году на Стрелке Васильевского острова, перед зданием Биржи, был разбит городской сад, украшенный скульптурами и вазами работы Д. И. Иенсена. Сад был окружен изящной оградой с воротами. В 1899 году предполагалось расширить насыпь на Стрелке Васильевского острова, чтобы построить новый концертный зал, но этот проект так и не был осуществлен.

Сквер, который и сегодня расположен на Биржевой площади, был спроектирован в 1925-1926 годах Л. А. Ильиным. Старая ограда была снесена, а вместо нее установили гранитные тумбы с цепями. В сквере были установлены бюсты архитекторов Дж. Кваренги и К. Росси. В 1937 году Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую, в честь столетия со дня смерти великого поэта. После Великой Отечественной войны из сквера убрали бюсты архитекторов, а в 1989 году площади было возвращено историческое название.

Стрелка Васильевского острова – это уникальный архитектурный ансамбль, построенный в стиле русского классицизма. Со Стрелки открывается прекрасный вид на акваторию Невы, Петропавловскую крепость, Летний сад, Дворцовую набережную и Зимний дворец. В настоящее время это один из самых живописных районов Санкт-Петербурга.

Росси, Карл Иванович

Постройки

Деревянный театр (1806, Москва, Арбатская площадь), сгорел в 1812 году[2]

Екатерининская церковь в Кремле (1808)

Перестройка Путевого дворца Екатерины II в Твери (1809)

Реконструкция Аничкова дворца (1816)

Ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822)

Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818)

Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)

Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829)

Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834)

Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси) (1827—1832)

Колокольня Юрьева монастыря (1841)

 

Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра

 

Каждое сооружение создавалось зодчим как взаимосвязанный элемент ансамбля. Росси упорно в многочисленных вариантах искал оптимальное решение, работа продолжалась около 20 лет.

Архитектурной доминантой ансамбля является здание театра.

 

Театр, расположенный в глубине площади, обращен главным фасадом к Невскому пр. Задний фасад театра замыкает перспективу ул. Зодчего Росси.

Композиция театра предельно лаконична и отвечает внутренней планировке. Единый объем сцены и зрительного зала опоясывается менее высоким объемом вспомогательных помещений.

 

Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.

Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Слав и лавровый венок в центре, в нишах - фигуры муз Талии и Мельпомены (музы комедии и трагедии), фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).

Задний фасад решен как глухая стена с пилястрами, заключенными между выступающими угловыми ризалитами.

 

Все здания театрального комплекса возведены из кирпича и оштукатурены. Первоначально они были окрашены в светло-серый цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами тонированными под бронзу, желтый цвет театра появился позже.

Перед театром находился партерный сквер с лугом, извилистыми дорожками и яркими клумбами, ближе к Невскому - Аничковский сад.

Дворцовая площадь Санкт-Петербург

С 1819 года за обустройство главной императорской площади берется великий К.Росси. На месте «амфитеатра» нескольких домов он возводит полукруглое величественное здание, обрамляющее территорию и доводящее всю площадь до логического и эстетического совершенства. В 1829 году возникает здание Главного штаба с грандиозной Триумфальной аркой, связывающей восточные крылья основного здания.

По стилевому решению здание Главного штаба выполнено с применением классической колоннады. Это способствует созданию эстетического единства всей площади, так как органично сочетается с барочными конфигурациями Зимнего дворца. Здание Главного штаба имеет самый протяженный фасад в мире, длина которого 580 м, по центру прерываемый огромным монументом Триумфальной арки высотой 36 м. Арку венчает колесница Славы.

Тематика воинской доблести распространена на весь декор арки – из трофеев и венков сформированы орнаменты, богини славы, летящие на ядрах (идея самого К.Росси) протягивают победителям пальмовые ветви. Они расположены при выходе с Дворцовой площади, а со стороны входа на площадь (со стороны Б.Морской) входящих лавровыми венками приветствуют античные часовые.

Именно этот вход на Дворцовую и рассчитывался К.Росси как парадный и самый зрелищный. Сам монумент Триумфальной арки посвящен победе русского оружия 1812года.

Как композиционный акцент всего ансамбля Дворцовой площади на ее центральной части в 1834 году из монолита розового гранита возводится Александровская колонна, высотой в 47,5 м. Это также памятник победе над армией Наполеона, названный в честь победившего императора – Александра I. – «Александру I благодарная Россия» - высечено на ее камне.
Сверху колонны на нас взирает склоненное лицо ангела, который попирает змею крестом, что должно символизировать тожество победы добра.

Завершает композицию построек Дворцовой площади и «замыкает» ее с востока здание Штаба Гвардейского корпуса, возведенное в 1843году. Архитектором этого строения был старший брат известного русского живописца Карла Брюллова – Александр. Для органического синтеза со всем стилевым единством Дворцовой площади А.Брюллов украшает центральный фасад здания Штаба 20-тью ионическими колоннами портика.

Так формируется прекрасный архитектурный комплекс Дворцовой площади, объединяющий несколько величественных зданий под единым смысловым верховенством царской резиденции - Зимнего Дворца.

Новое в облике Дворцовом появилось в конце 20 века – площадь покрыли гранитной «сеткой» с 450-тью ячейками из плит серого и розового цветов.

 

Осип Иванович Бове

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.

Театральная площадь

Театральная площадь приобрела очертания замкнутого прямоугольника, вытянутого с севера на юг и ограниченного с трех сторон зданиями. С четвертой стороны, у косо идущей стены Китай-города был разбит сквер, треугольная форма которого помогла выровнять площадь с юга. В глубине, на продольной оси площади был помещен огромный массив театра, по сторонам симметрично расположены жилые корпуса. Разрывы между ними давали начало улицам, соединяющим Театральную площадь с системой центральных площадей Москвы. Выходящие на эти улицы угловые части домов акцентировались ризалитами и образовывали подобие парадных входов, подготавливающих зрителя к восприятию архитектуры театра и площади в целом. В целом композиция Театральной площади отражала стилистические особенности русского классицизма первой трети XIX века с его тенденцией к пространственному построению архитектурных ансамблей, особенно ярко сказавшейся в творчестве Росси.

Центром композиции Театральной площади явился Большой театр, построенный между 1821-1825 годами по проекту Михайлова-второго, переработанному Бове, который в связи с порученным ему уменьшением размеров театра, обусловленным утвержденными ассигнованиями, внес в замысел Михайлова изменения. Новый характер получило у Бове архитектурное убранство театра. Подлинным вдохновением была продиктована постановка скульптурной группы. В отличие от проекта Михайлова, на котором колесница располагалась параллельно стене, у Бове четверка коней выносит Аполлона из глубины арки навстречу зрителю. Этот эффектный прием повышал роль скульптуры и подчеркивал назначение театрального здания. В результате Бове удалось по сравнению с несколько суровой монументальностью проекта Михайлова придать облику театра большую пластичность и мягкость, свойственную московской архитектурной школе (Большой театр был перестроен в 1855-1856 годах А.К. Кавосом после пожара 1853 года).

Создание высокого по своим художественным качествам ансамбля Театральной площади послужило толчком к претворению в жизнь давнишней мечты московских зодчих о превращении территории вокруг кремлевских стен в парадную зону города. С той же целью между 1821-1823 годами по проекту Бове была произведена разбивка Александровского сада, заложенного на месте русла Неглинной. Бове принадлежит и грот у Арсенальной башни, построенный в виде колоннады дорического ордера, в обрамлении, имитирующем полуразрушенную кладку древней стены. Нарядная чугунная решетка с воротами со стороны нынешней площади Революции была отлита на чугуноплавильном заводе Чесменского по проекту Евгения Паскаля.

 

42. Огюст Монферран — выдающийся архитектор первой половины XIX в., автор известных архитектурных сооружений — Исаакиевского собора и Александровской колонны. Они находятся в ряду крупнейших памятников — символов Ленинграда, которые бережно охраняются и ре­ставрируются. Исаакиевский со­бор был кафедральным собором Петербургской епархии. Собор рассматривался как культовое сооружение. С началом строительства Исаакиевского собора связано появление ряда изданий по вопросам добывания гранита и мрамора в Финляндии и каменоломнях северо-запада России. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, построен в 1818-1858 гг. При строительстве использовались обожженный кирпич и камень.

Исаакиевский собор Петербурга входит в число крупнейших купольных сооружений Европы. Высота составляет 101,5 метра. По размеру Исаакиевский собор уступает только собору св. Петра в Риме.

Созданию существующего в Петербурге Исаакиевского собора предшествовала многолетняя история строительства Исаакиевской церкви, восходящая к первым годам существования города и связанная с именем его основателя - Петра Великого.

Алекса́ндровская коло́нна (нередко её называют Александрийский столп, по стихотворению А. С. Пушкина «Памятник») — один из известнейших памятников Петербурга.

Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Художник выразил свою индивидуальность, отказавашись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров (12 саженей). Строительство велось с 1829 года по 1834 год.
Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Общая высота сооружения 47,5 м. Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.
колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).</center>Наверху — Всевидящее Око, в круге дубового венка — надпись 1812 года, под ним — лавровые гирлянды, который держат в лапах двуглавые орлы.
На барельефе — две крылатые женские фигуры держат доску с надписью Александру I благодарная Россия, под ними доспехи русских витязей, по обеим сторонам от доспехов — фигуры, олицетворяющие реки Вислу и Неман Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами
Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.

В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате вМоскве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия

И изображен орел

 

 

Стасов, Василий Петрович

Постройки: Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург).


Площадь собора составляет 1180 м², высота — 41,5 метра. Фасады главного объёма оформлены двенадцатиметровыми четырёхколонными портиками ионического ордера. Завершает здание мощный световойбарабан, увенчанный главным куполом, по углам — четыре главки-колокольни. В северо-западной колокольне установлены башенные часы.

Высокие полуциркульные окна закомпонованы в ниши с балюстрадами и оформлены орнаментальными архивольтами. Стены собора также декорированы лепными паннос воинскими атрибутами. Интерьер[править | править исходный текст]

 

В храме есть три придела: главный, освящённый во имя Преображения Господня, северный (левый) — во имя священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный (правый) — во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Главный купол собора расписан под цвет облачного неба, в центре которого изображена большая звезда. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей. Четырёхъярусный иконостас главного придела изготовлен по рисункам Стасова, образа написаны художниками Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, В. К. Шебуевым, А. Е. Егоровым и др. Роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Бессонов, оформление кафедры выполнено резчиком Василием Захаровым

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.013 с.)