Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спасо-Преображенская церковь в с.Пурех»

Поиск

1606

Церковь Михаила Архангела в усадьбе Архангельское.

1660

Звонница Александро- Свирского монастыря1647 В архитектуре XVII в. также отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового.

• Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы, а в строительстве гражданских зданий появились элементы храмовой архитектуры.

Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т. д.

• Архитектура характеризовалась переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

5.2. Активное каменное строительство началось в 20-е гг. после изгнания из страны польских и шведских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.

• В первое тридцатилетие XVII в. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества Богородицы в Путинках. В 1652 г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил воздвигать шатровые храмы. Образцом культового строительства был провозглашен храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали возводить вдали от столицы – в Ярославле, Костроме и других городах.

• Здания XVII в. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» – изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем» ( или «дивным узорочьем»). Этот стиль распространил как на светское (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, каменные палаты московских, псковских, костромских бояр), так и на культовое (церковь Троицы в Никитниках, посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге, церкви в Зарядье, Муроме, Ярославле) строительство.

• В 40—70-х гг. усилился творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название «московское барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «московского барокко» – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях – усадебный храм Л. К. Нарышкина.

Наличие в названии итальянского слова «барокко» иногда приводит к ошибочному утверждению, что «нарышкинский стиль» является одним из вариантов господствовавшего в Европе XVI – середине XVIII в. архитектурного стиля барокко.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России, но не является механическим заимствованием. «Нарышкинский стиль» – это оригинальное и самобытное направление русского зодчества.

5.3. В XVII в. переживало расцвет деревянное зодчество, уходившее своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света». Построенный русскими мастерами под руководством холопа Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова, дворец представлял собой сложный комплекс соединенных переходами зданий. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города. В середине XVIII в. дворец был разобран из-за ветхости



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.006 с.)