ТОП 10:

Грановитая палата Московского кремля



Возводилась Грановитая палата (1487 – 1491гг.) при участии М.Фрязина и А.Солари. Однако это отразилось лишь на некоторых архитектурно-декоративных деталях. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. План палаты, а также ее пропорции традиционно русские. Квадратный зал со столбом посередине и сени, служившие парадной приемной, располагались, по обычаю, на каменном подклете. В сени вела широкая «красная» лестница с тремя рундуками (не сохранилась). Просторный зал для торжественных приемов по площади почти 500 м2, в высоту около 10 м. Четыре огромных крестовых свода смыкались в центре и опирались на могучий белокаменный резной столб. Белым камнем были облицованы и стены палаты, в конце XVI века они были покрыты росписью на религиозно-исторические темы , что усилило художественность интерьера. Сдвоенные стрельчатые окна, «византийское окно», 6 штук.

Архитектурно-конструктивная схема Грановитой палаты выполнена по образцу палаты Владычного двора в Новгороде 1433г. И монастырских трапезных. Огромные подклеты крестовых сводов палаты свидетельствуют о возросшей строительной технике. Сказался и переход к широкому использованию в сводчатых конструкциях кирпича, что позволило несколько облегчить их вес.

12. Шатровые храмы

— особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.

В русском деревянном зодчестве шатёр является распространённой формой завершения деревянных церквей. Так как с древнейших времен деревянное строительство на Руси было преобладающим, то большинство христианских храмов так же строилось из дерева. Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Именно техническими трудностями вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Конструкция деревянного шатра проста, её устройство не вызывает серьёзных затруднений.

Шатровые храмы во многом определяли облик не только древнерусских сел, но и городов. Каменные церкви были редки, большая же часть храмов и в городах строилась из дерева. Вытянутые силуэты шатров хорошо выделялись из массы основной застройки. Позднее, в XVIII—XIX вв, когда деревянные церкви ушли из городского строительства, их во множестве продолжали строить на русском севере. Среди храмов Карелии и Архангельской области немало примеров

Конструкция шатра обыкновенно очень проста. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводятся в верхней точке, образуя ребра шатра. Снаружи шатёр обшивают досками и иногда покрывают лемехом. Сверху на него ставится небольшая главка с крестом. Интересен факт, что в деревянных храмах шатёр делался глухим, отделяясь от интерьера храма потолком. Это вызвано необходимостью защитить интерьер храма от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика. Встречаются храмы, не имеющие четверика, они с уровня земли имеют восьмигранную форму. Редко встречаются храмы с большим числом граней. Бывают и многошатровые храмы. Помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы.

 

Каменные шатровые храмы — уникальное явление древнерусской архитектуры. Время возникновения этого архитектурного типа — начало XVI века.

Важное качество шатровых храмов — столпообразность — встречалось в русской архитектуре и ранее. Существовал особый тип храма «под колоколы», так как колокольни в виде отдельной башни не существовало. Чаще всего это были многогранные маленькие храмы без опорных столпов внутри (бесстолпные), имеющие несколько ярусов. Таким был предшественник колокольни Ивана Великого в Московском Кремле построенный в 1329 году. Но первые шатровые храмы никак не были функционально связаны со звоном. Идея увенчать небольшой центричный храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова.

  • В настоящее время было установлено, что самым первым шатровым храмом была Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровой слободы — к 1510-м гг.
  • Ранее первым шатровым храмом считалась Вознесенская церковь в Коломенском, возведенная несколько позднее по заказу того же князя в 1532 году. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа.

 

В целом, схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра.Среди них можно выделить разные типологические варианты: 1.Восьмерик на четверике (крестообразной или кубической формы. 2.Шатёр на четверике без восьмерика. 3.Восьмигранный храм без четверика. 4.Композиция из нескольких шатровых приделов. Но при этом, зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

13.Церковь Вознесения (Коломенское)

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

 

Московский кремль

символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.1482—1495гг. перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари.

имеет 20 башен. Три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное.

· Тайницкая

· Беклемишевская

· Водовзводная

· Благовещенская

· Петровская башня

· Первая Безымянная

· Вторая Безымянная

· Боровицкая

· Константино-Еленинская

· Спасская

· Никольская

· Угловая Арсенальная

· Сенатская

· Набатная

· Средняя Арсенальная

· Комендантская

· Оружейная

· Троицкая

· Кутафья

· Царская

Спасская башня

 

Собакина и Боровицкая башни

Китай-город

— исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля:Беклемишевской и Арсенальной. После разрушения в советское время сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.

Китай-город начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старойплощадями, на юге с Москвой-рекой.

Белый город — историческая местность Москвы внутри несохранившихся стен Белого города (а ныне бульваров), но вне Китай-города и Кремля. Включала в себя такие районы, как Занеглименье, Кучково поле и Кулишки.

В летописных источниках Белым городом называлась и сама крепостная стена. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы.

Арх. Фёдор Савельевич Конь

Скородо́м (Скороду́м, Деревя́нный го́род) — название Земляного города в Москве в XVI — середине XVII вв.

слободские дома были деревянными, небольшими и скорыми в постройке (скоро-дом)[3].

Типичная деревянная башня

 

Новгородский дети́нец (также Новгородский кремль) — крепость Великого Новгорода. Детинец расположен на левом берегу реки Волхов.

 

Соборы и церкви

· Софийский собор

· Церковь Андрея Стратилата

· Церковь Сергия Радонежского. 1463 год.

· Церковь Входа Господня в Иерусалим.

· Церковь Бориса и Глеба во граде

Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в рекуВеликую.

1375г.

· Довмонтов город (VIII—XVII вв.);

· «Перси» (Перша, или Довмонтова стена) (передняя стена Крома) (1337 (первое упоминание), 1393—1424 вв.);

· восточная и западная стена Кремля (XIV—XV вв., XVII в.);

· Захаб (охабень или захабень);

· Троицкий собор (1682—1699 гг.);

· колокольня (XIX в.);

· Приказные палаты (1692—1695, 1701 гг.);

· пороховые погреба;

· дом причта;

· гостевой дом.

Коло́менский кре́мль — одна из самых больших и мощных крепостей своего времени, которая строилась в 1525—1531

 

итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), который принимал участие и в возведении стен и башен Московского Кремля и взял его за образец при строительстве Коломенского.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.182.81 (0.009 с.)