Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологические явления и процессы

Поиск

Психологическая характеристика потребностей и мотивов личности.

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Потребности делят на 1) материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. 2) духовные - связанные с общественным существованием человека (общение друг с другом, труд, творчество и т.д.)

Мотивы – это внутренние силы, связанные с осознанными, побуждающие ее к определенной деятельности.

Мотивы подразделяют на 1) биологические (это влечения, желания человека, обычно отображающие его физиологические потребности) 2) социальные - это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

 

9. Направленность личности и ее основные особенности. +

«индивид» - человек как биологический организм

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуаальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.

Психика - способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды.

Деятельность

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Потребности - это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Мотивы

Мировоззрение – это сложившаяся у личности система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки – это внутренняя настроенность личности на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют сущность ее жизни и деятельности.

 

Сущность и особенности характера человека.

Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самом себе.

Характер: 1) по отношению к окружающему миру – убежденный/беспринципный 2) по отношению к деятельности – деятельный/бездеятельный 3) по отношению к людям – общительный/замкнутый 4) по отношению к самому себе -альтрустический/эгоистический

Черты характера: 1) волевые – решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность 2) эмоциональные – порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие 3) интеллектуальные – глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность

Сущность и структура способностей человека

Способность – это психическое свойство личности, отражающее такие ее особенности, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

Специальные (профессиональные) способности определяют возможности к развитию отдельных психических процессов и качеств личности для какого-то конкретного вида деятельности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляют одаренность. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Высокая степень одаренности, выражающаяся в результатах достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, н6азывается гениальностью.

У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его способностей – задатки. Задатками называются врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

 

 

Раздел 3. Социальная психология

  1. Эффекты внутригруппового взаимодействия +

Предметом исследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологические закономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные их принадлежностью к тем или иным социальным группам (большим или малым).

Группа (социальная)

Для выяснения эффектов внутригруппового взаимодействия необходимо определить основные элементы групповой динамики (все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования):

1. Цели группы (результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования).

2. Нормы группы (это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы).

3. Сплоченность группы

4. Структура группы и проблема лидерства.

5. Фазы или стадии развития группы.

Так же в больших и малых социальных группах можно наблюдать такие эффекты, как:

убеждение, подражание и внушение. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, или под давлением общественного мнения и личной ценностной ориентации.

Участники любой социальной группы часто подвергаются групповому давлению. Это - так называемое явление конформизма (социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

 

  1. Особенности групповой дискуссии +

Групповая дискуссия – совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющего прояснить мнения, позиции и установки участников группы в процессе общения.

Фазы групповой дискуссии:

1) формулировка проблемной ситуации;2) высказывание идей;3) обсуждение решений;4) принятие решения;5) разработка программы и плана действий.

Этим фазам соответствуют следующие шаги:

• Определение цели и темы дискуссии (ориентировка).• Сбор информации (знаний, суждений, мнений, новых идей, предложений всех участников дискуссии) по обсуждаемой проблеме.

• Упорядочение, обоснование и совместная оценка полученной в ходе обсуждения информации - уяснение, анализ и выбор решения из набора имеющихся, появившихся в ходе обсуждения альтернатив.

• Подведение итогов дискуссии: сопоставление целей дискуссии с полученными результатами (завершающая фаза, фаза собственно решения проблемы).

В ходе группового взаимодействия в группе может проявиться такой феномен, как - конформизм в виде так называемого общественного влияния на человека.

В ходе групповой дискуссии неизбежно возникновение конфликта. Он может проходить в несколько этапов

Итак, социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности.

  1. Влияние социальной установки на процесс восприятия информации +

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Структура аттитюда не может рассматриваться отдельно от функций, которые она выполняет.

вки, а вслед за этим и к изменению поведения в отношении данного социального объекта.

1. Функция оценки объекта заключается в оценивании с помощью аттитюда поступающей из внешнего мира информации и соотнесении ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами.

2. С помощью социального приспособления осуществляется помощь человеку в оценке того, как другие люди относятся к социальному объекту.

3. Экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних, неразрешимых проблем. Соц. установка может стать разрешителем этих проблем.

Ценностные установки являются важнейшими элементами внутренней структуры личности.

Барьеры общения

Устранению барьеров способствует обратная связь в общении. Обратная связь позволяет устранить преграды, предотвратить искажение информации, продемонстрировать сопереживание, сочувствие, желание помочь.

  1. Понятие социального стереотипа. Ошибки атрибуции. +

Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или признаках, свойственных представителям той или иной социальной группы.

Формирование стереотипа: Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы.

Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других.

Этноцентризм — сознательное и бессознательное предпочтение своего народа и своей культуры перед чужой культурой (в родной культуре все правильно, лучше, чем в чужой культуре).

Эффект или явление стереотипизации – приписывание человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.012 с.)