Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распространение христианства в кавказской албанииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вследствие взаимодействия с христианскими государствами (Византией, Арменией и др.) в Албанию постепенно проникает христианство. До принятия христианства албаны, по словам Страбона [16], почитали богов: Гелиоса, Зевса и Селену (солнце, небо, луну), т.е. были язычниками. По утверждению М.Каганкатвацви [9], первым проповедником христианства в Албании был Елисей, который "был рукоположен первым патриархом Иерусалима, братом господним Иаковом, получив себе в удел восточные страны, и направился через Персию, избегая Армению, зашел в страну мазкутов (албан-леков — Г.А.). Он начал свои проповеди в Чога (в районе Дербента — Г.А.) и привлек много учеников во многих различных местах, заставив их познать спасение, откуда отправился верхом в Согари, провинцию Ути с тремя учениками". По мнению исследователя вопроса христианизации Албании Р.Геюшева [20], основные районы деятельности Елисея были в зоне современных Куткашена, Варташена и Карабаха, а по данным М.Каганкатвацви, время проповеднической деятельности Елисея относится ко II в. [20]. Поскольку Елисей начал свои проповеди в Чога, в стране маскутовлеков, то, по-видимому, патриарший престол в Чога также был основан во II—III веках. Время переноса патриаршего престола из Чога в Партав точно известно [14] — 552 г. Перенос этот осуществлен в связи с бесконечными нападениями на Чога кочевых племен Северного Кавказа. С деятельностью албанского царя Унайзе-ра связывается наиболее активное время христианизации Албании. В "Истории Агван" М.Каганкатвацви читаем: "Унайзер, царь наш, просил у св. Григория рукоположить его (Григориева внука Григория) достойного наследника рода св. Григория епископом страны своей… по доброй воле, чтобы see были довольны" [9]. По словам историка, "получив вторичное рождение от святого Григория, просветителя Армении, он Унайзер), озаренный Духом Святым, прибыл в страну и освятил Агван" [9]. Во время царствования Унайзера, по словам М.Каганкатвацви, "для церкви назначены первые плоды, отделены десятина с сходов и жатвы, и мелкий рогатый скот, и всех домашних животных; даже и земля досталась на долю". Продолжателем распространения христианства в Албании после Елисея был Григорий и внук Григория — Григорис, который построил небольшую церковь в г. Цри [21]. Однако христианство из относительно господствующей религии уже через несколько десятилетий превратилось в Албании в религию едва лишь терпимую, если не прямо гонимую IV век был временем особого преследования инаковерующих албанов сасанидами. На пути христианизации Албании, Армении и Иберии встал персидский царь Иездигерд II (439-457 гг.). Сасаниды разрушали христианские церкви. насильственно насаждая зороастризм. В ответ на это началось восстание албанов и армян против персидского владычества в Закавказье, закончившееся кровопролитным сражением на Аварийском поле (недалеко от Маку в Атропатене) 26 мая 451 года. Вследствие этого Иездигерд вынужден был сказать: "Кто чему желает поклониться — пусть и поклонится" [21]. В 487 г. царем Албании становится Вачаган III (487-510 гг.), получивший прозвище "благочестивый". Ему приписывается факт строительства в Албании многих церквей, а также монастыря в г. Амарасе [29]. Вачаган III преследовал магов и приверженцев зороастрийской религии. По его распоряжению построены новые христианские храмы со школами при них, в которых обучались дети знати и духовенства. Чтобы усилить влияние церкви на население, в 493 году Вачаган III созывает в селе Алуэн (в районе нынешнего Агдама) собор, на котором присутствовали высшее духовенство и наиболее крупные феодальные владетели. Собор определил структуру организации и положение албанской церкви. Во главе ее становится архиепископ с резиденцией в г. Партаве (Бердаа). На соборе в Алуэне был принят ряд важных решений, укреплявших положение христианской церкви и усиливавших ее роль в государстве. Алуэнский собор признал, что гражданские и уголовные дела должны находиться в ведении духовенства, запретил тризны и другие языческие обряды. Собор запрещал жениться на родственнице. Фамильное феодальное имущество в Албании наследовали сыновья, а при их отсутствии — духовенство могло претендовать на него. Собственниками земли выступала знать. Письменные памятники причисляют к ней людей царского происхождения, князей, полководцев, вельмож, правителей областей, "мужей почтенных", "мужей знатных" и др. Со смертью царя Вачагана (510 г.) в Албании прекращается местная царская династия и страной начинают править персидские наместники — марзбаны. В этих условиях еще более возрастает значение христианской религии в Албании, отличной от господствующей в Иране и Атропатене зороастрийской религии. В 527 г. в г. Двине созывается собор трех церквей Закавказья — Армении, Албании и Иберии, которые объединяются на позициях монофизического толка христианской религии. Со второй половины VI в., когда главой албанской церкви становится Тер-Аббас, ровно 44 года руководивший последней (552-596 гг.), влияние и власть церкви значительно расширяются и усиливаются, а глава ее начинает носить титул католикоса Албании, Лбина, и Чога. В этот период албанская церковь настолько усиливается, что ее представители начинают распространять христианство среди северокавказских тюркоязычных народов [21]. Так, например, сирийский автор VI в. Захарский Ритор [22] отмечает, что "епископ земли Аррана Кардост … с тремя добровольцами-священниками" прибыли к гуннам и савирам и распространяли христианство. "Они остались там на семь лет и оставили там писания на гуннском языке" [23]. В 596 г. после смерти Тер-Аббаса католикосом Албании становится Виро, которого М.Каганкатвацви характеризует словами "муж гениальный и мудрый, сильный в деле мудрости, язык его как перо быстро пишущее" [9, 21]. Однако за участие в восстании в 603 г. Виро был уведен в плен и лишь спустя 25 лет (628г.) смог вернуться на родину и снова возглавить албанскую церковь. Находясь в заключении, Виро добился от Хосрова II распоряжения о даровании албанским князьям из династии Михринидов титула "господина Гардмана и князя сграны Албанской". Это право было получено, когда первым князем Албании был избран Вараз-Григор, который в 627 г. в Ктесифоне "принял крещение от Виро — католикоса албанского" [20]. Вскоре Вараз-Григор перенес свою резиденцию в г. Партав, где царствовал десять лет (628-638). Ему наследовал второй из четырех его сыновей Джеваншир (628-670 гг.), ставший наиболее крупным государственным деятелем Кавказской Албании (638-670 гг.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.34.205 (0.008 с.) |