Оптимизация прибыли на основе предельного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация прибыли на основе предельного анализа



Получение максимальной прибыли возможно при сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки равны предельному доходу.

Предельный доход – это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста производимой продукции.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:

а) по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.

Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход.

Существует несколько способов определения оптимального объема производства:

- бухгалтерско-аналитический;

- графический;

- статистический.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Задача 11. Исходные данные и результаты расчетов приведены в таблице 8.

Согласно данным таблицы 8 самый выгодный объем производства при 7 тыс.т. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для предприятия.

 

Таблица 8. Максимизация прибыли на основе предельного подхода

 

Объем производства продукции, тыс.т (ВП) Цена, тыс.руб. (Ц) Общий доход (выручка), млн.руб. Общие издержки, млн.руб. (С) Прибыль, млн.руб. Предель- ный доход, млн.руб. Предель- ные из держки, млн.руб.
0 ВП0 250 Ц0   210 С0 -210 - -
1 ВП1 240 Ц1   350 С1 -110    
2 ВП2 230 Ц2   480 С2 -20    
3 ВП3 220 Ц3   600 С3 +60    
4 ВП4 210 Ц4   710 С4 +130    
5 ВП5 200 Ц5   810 С5 +190    
6 ВП6 190 Ц6   915 С6 +225    
7 ВП7 180 Ц7   1030 С7 +230    
8 ВП8 170 Ц8   1155 С8 +205    
9 ВП9 160 Ц9   1300 С9 +140    
10 ВП10 150 Ц10   1455 С10 +45    

 

Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в единицах продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Задача 12.

Производственная мощность предприятия (М) 1000 т

Цена 1 т продукции (Р) 20 тыс.руб.

Выручка (В) 20000 тыс.руб.

Постоянные затраты (А) 4000 тыс.руб.

Переменные затраты на единицу продукции (в) 12 тыс.руб.

Переменные затраты на весь выпуск продукции (Зпер) 12000тыс.руб.

Прибыль от реализации продукции (П) 4000 тыс.руб.

Маржинальный доход (МД=В-Зпер) 8000 тыс.руб.

Доля маржинального дохода в выручке (Дмд) 0,4

Ставка маржинального дохода (Смд) 8 тыс.руб.

 

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис.5).

В 20

Точка безубыточности Зона прибыли

 

Зона убытков

 

 

Переменные затраты

 

Постоянные затраты

0 Х, Т

 

0 500 1000

10 20 млн. руб.

 

Рис. 5. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

 

По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточности объема реализации продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

В нашем примере критическая точка расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции. Если пакеты заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. При пакете заказов 75% от возможного объема производства прибыль составит половину максимальной суммы, т.е. 2 млн.руб. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 т продукции, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50% при реализации 700 т – 20% и т.д. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Полученную зависимость можно представить по-другому (рис.6). При объеме реализации, равном нулю, предприятие получает убыток в размере суммы постоянных расходов (в нашем примере 4 млн.руб.). При объеме 1000т продукции прибыль составляет 4 млн.руб.

 

у

 

 

Точка безубыточности

 

Х

10 20 млн. руб. Т

500 1000

 

Рис. 6. Определение зоны безопасности

 

Кроме графического метода, можно использовать и аналитический.

Аналитический способ расчета безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобен по сравнению с графическим.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

 

 

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении

:

Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному объему, который принимается за 100%, может быть использована формула

 

 

Если ставится задача определить объем реализации для получения определенной суммы прибыли, тогда формула будет иметь вид:

 

V

 

Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750/500). При этом 500 т продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия, и 250 т – для получения 2000 тыс.руб. прибыли.

При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

 

 

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

 

 

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

 

VPП-Т 1000-500

ЗБ = —————— = —————— = 0,5, или 50%

VPП 1000

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.018 с.)