Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод ы воспитания личности в коллективеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Дети, школьники, учащиеся являются обязательно членами какого-нибудь коллектива (группы, класса, школы, кружка, сек ции), а подчас и не одного. В коллективе ребенок включается в общественную жизнь, совершает первые шаги социализации.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994. Вопрос отношения личности и коллектива занимает и педаго гов и психологов и в разные времена, в разных государственных системах он решался по-разному — от пропаганды индивидуализ ма в раннекапиталистическом обществе до полного подчинения личности государству в тоталитарных системах. .„• Советской педагогикой "была поставлена цель всестороннего воспитания развитой личности, нового человека (в первую оче редь коллективиста), строителя коммунизма. Но практика показа ла, что нового человека не получилось, точно так же как 200 лет назад не удалось Екатерине II и И. И. Бецкому в закрытых учебно- воспитательных заведениях создать «новую породу людей». Хоро шая идея была доведена до абсурда. От воспитания отодвигалась семья, «материнская школа», которая является первостепенной в воспитании ребенка. Однако не следует отбрасывать все то, что накоплено в практи ке отечественной школы. В опыте коллективистского воспитания много ценного, того, что никоим образом не противоречит, а бо лее того, способствует развитию личности ребенка. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко говорил о единстве коллектива и индивидуальности воспитанника, Л^авной их ценности для вос питателя. Его идея «педагогического проектирования» опиралась на творческие возможности как того, так и другого. Особая роль в коллективистском воспитании отводилась труду. Опыт Макаренко показал, что труд (как сельскохозяйственный в колонии им. Горького, так и в мастерских и на заводе в колонии им. Дзержинского) способен преобразовать человека. Социальному педагогу полезно обратиться к опыту замечатель ного отечественного педагога В. Н. Сороки-Росинского, описанно му в повести Л. Пантелеева «Республика ШКИД». В школе социаль но-индивидуального воспитания имени Достоевского для трудно воспитуемых труд был основным методом нравственного и обще ственного воспитания. Главной особенностью и принципом этого труда были его добровольность и полезность для всех. Ребята созда вали артели по ремонту и пошиву одежды, починке валенок и др. «Доброе дело по секрету» было одним из принципов скаутских и тимуровских отрядов. Важным направлением работы социального педагога с коллек тивом является организация самоуправления как один из методов влияния коллектива на личность. В статье А. С. Макаренко «О моем опыте» этот метод характери зуется исчерпывающе. Приведем отрывок из этой статьи.
Переход от коллективного воздействия, от организации коллекти ва к личности, к организации личности особым способом мною в пер вые годы моего опыта был понят ошибочно. Я полагал, что нужно иметь в виду воздействие на целый коллектив, во-первых, и воздействие на отдельную личность как корректив к развитию коллектива, во-вторых. Было подтверждено практикой, что непосредственного перехода от целого коллектива к личности нет, а естьчгояько переход посред ством первичного коллектива, специально организованного в педа гогических целях. % Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в кото ром отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дру жеском, бытовом и идеологическом объединении. Это тот коллек тив, который одно время наша педагогическая теория предлагала назвать контактным коллективом. Коллектив, составленный из ребят одного возраста, всегда имеет тенденцию замыкаться в интересах данного возраста и уходить и от меня, руководителя, и от общего коллектива. Если все малыши ув лекаются, допустим, коньками в зимнее время, то это коньковое ув лечение, естественно, их замыкает в чем-то отдельном, обособлен ном. Но если у меня составлен коллектив из разных возрастов, то там типы увлечений разные, жизнь первичного коллектива организу ется более сложно, требует больше усилий от отдельных его чле нов, и старших и молодых, предъявляет к тем и другим большие тре бования, следовательно, и дает больший воспитательный эффект. Такой коллектив, составленный из разных возрастов, я организо вывал в последнее время по принципу «кто с кем хочет». Сначала я сам испугался этого принципа, а потом увидел, что это наиболее ес тественная и здоровая постановка, при том условии, что в таком ес тественном первичном коллективе у меня будут представители раз ных групп и разных школьных бригад. Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воз действия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утвержда ем, что до личности нам нет никакого дела. Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая от дельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исхо дил из тех соображений, что человек 12-15 лет живет, он живет, на слаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизненные впечатления1.
Для социального педагога представляют интерес обозначен ные А. С. Макаренко этапы развития детского коллектива. Н а первом этапе главную роль играет воспитатель, идет про цесс создания социальной и психологической общности. Н а втором этапе появляется актив, который выражает мнение коллектива, возникает коллективное единство, и задача педагога — воспользоваться этим единством. Здесь часто возникают противо речия между коллективом и личностью.
1 См.: Макаренко А.С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1983. — Т. 4. — С. 248-267.
38
На третьем этапе достигается высокая требовательность членов коллектива друг к другу и к самим себе, причем преобладают нрав ственные требования. Педагог влияет на личность воспитанников опосредованно, через коллектив, на этом этапе'воспитание пере ходит в самовоспитание. ., Теория перспективных средних и близких целей А. С. Макарен ко была направлена на вовлечение личности в общественную де ятельность, решение проблемы «личность и коллектив». На тре тьем этапе развития коллектива перспективы усваиваются воспи танниками как личные. К методам коллективного воспитания мы можем отнести тра диции, о которых А. С. Макаренко писал как о важном методе вос питания. Правила педагогического руководства детским коллективом могут быть сформулированы следующим образом: не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуп равление; опираться на учителей, работаюцик с этим коллективом детей; не формализовать отношения с детьми; создавать общее мнение коллектива о деятельности коллек тива; контроль должен совершенствовать деятельность коллектива; создавать добрые отношения между ребятами; создавать временные коллективы, определять в них «трудных»; возвести в абсолют ответственность ученика за порученную работу; придерживаться единых педагогических требований, учредить ежедневный контроль за выполнением законов и требований кол лектива; систематически оценивать деятельность каждого члена коллек тива. При педагогическом руководстве детским коллективом важно учитывать возраст его членов. В начальных классах решающее воз действие на ученика имеет учитель. Но с возрастом большее вли яние на подростка оказывает среда; мнение одноклассников, кол лектива класса оказывается для него решающим. Для актуализа ции общественного мнения организуется, например, дискуссия на волнующую тему. При педагогическом руководстве коллективом педагог должен стараться, чтобы все были вовлечены в коллективную деятель ность, при этом важно, чтобы интересы коллектива и личности совпадали. И конечно же, педагогу нужно помнить, что прежде всего от его мастерства зависит то, какие сложатся взаимоотношения между воспитанниками в коллективе и насколько благотворно они ска жутся на их личностном становлении. Метод перспективных линий. А. С. Макаренко считал, что вос
Временный отряд в течение 2-х часов собирал беспризорных с
слабости* и неясности крыш, из уборных, вытаскивал из-под вагонов. Они умели собирать перспектив». Он выделял близкую, среднюю,"далекую перспекти вы. «Первая линия заключается в организации самой радости, в подборе ее внешних форм и выражений. Вторая состоит в регуляр ном настойчивом претворении более простых видов радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит самая инте ресная линия: от примитивного удовлетворения каким-нибудь де шевым праздником до глубокого чувства долга». Метод перспективных линий дает возможность создать коллек тив и направить личность на самовоспитание и самореализацию. «Учение о перспективе», — писал А. С. Макаренко, — сделает ся когда-нибудь самым важным отделом коллективного воспита ния и жизни коллектива вообще». Метод взрыва. Этот метод был также разработан А. С. Мака ренко. Приведем отрывок из его работы «О моем опыте».
Под взрывом я вовсе не понимаю такого положения, чтобы под человека подложить динамит, поджечь и самому удирать, не дожи даясь, пока человек взорвется. Я имею в виду мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления... Еще в 1931 г. я должен был пополнить свою коммуну (где было 150 человек) новыми 150 ребятами, многих я должен был принять в течение двух недель. У меня уже была очень хорошая организация коммунаров. Из 150 человек 90 были комсомольцами в возрасте от 14 до 18 лет, остальные были пионерами. Все были крепко связаны, были очень дружны, обладали очень красивой, точной, бодрой дисциплиной,: прекрасно умели работать, гордились своей коммуной и своей дисциплиной. Им можно было поручать довольно ответственные задания, даже физически труд ные, даже трудные психологически. Вот какой метод я применял для того, чтобы произвести наиболее сильное впечатление на мое новое пополнение. Конечно, этот прием был многообразен, он заключался и в самой подготовке помещения: спальни, рабочих мест, класса, в подготовке внешней обстановки в виде цветов, зеркал. Коммуна жила богато, потому что была на хозрасчете. Мы так принимали детей. Мы их собирали всегда в скорых поез дах. Это было в Харькове. Ребята, ехавшие в скорых поездах, был наш контингент, мы имели право на этот контингент. Скорые поезда Москва-Минеральные Воды, Москва-Сочи, Москва-Кисловодск пе ревозили кандидатов в мою коммуну. Все эти скорые поезда прохо дят через Харьков ночью, и мы этих ребят тоже собирали ночью. Семь-восемь коммунаров, один из которых назначался времен ным командиром на одну ночь, отправлялись для того, чтобы собрать этих ребят. Этот временный командир всегда отвечал за работу от ряда и всегда сдавал рапорт после окончания задания.
40 этих «пассажиров». Я никогда не сумел бы их найти. Сотрудники НКВД - стрелки отводили мне комнату на вокзале. В этой комнате проходил первый митинг. *-' Этот митинг заключался не в уговаривании ребят идти в коммуну, а носил такую форму. Наши коммунары обращались к ребятам с та кими словами: «Дорогие товарищи, наша коммуна испытывает силь ные затруднения в рабочей силе. Мы строим новый завод, мы при шли к вам с просьбой помочь нам». И беспризорные были уверены, что это так. Им говорили: «Кто не хочет - может ехать дальше скорым поез дом». И дальше начинался тот метод удивления, который я назвал взрывом. Обычно ребята соглашались помочь нам в нашем строительстве. В этой комнате они оставались ночевать. А на другой день в 12 часов вся коммуна с оркестром - у нас был хороший большой оркестр - 60 белых труб - со знаменем, в парадных костюмах с белыми ворот ничками, с наивысшим шиком, с вензелями и т.д. выстраивалась в шеренгу у вокзала; когда этот отряд, запахивая свои кафтаны, семе ня босыми ногами, выходил на площё^, сразу раздавалась музыка, и они видели перед собой фронт. Мы их встречали звуками оркест ра, салютом, как наших лучших товарищей. Потом впереди выстраивались наши комсомольцы, девочки, сле дом за ними шли беспризорные ребята, а потом шел еще взвод. И вся эта группа шествовала торжественно по восемь человек в ряд, граждане плакали от умиления, но мы видели, что это только техни ка и ничего сентиментального. Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выхо дили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротничками. Затем на тачке вывозилась их пре жняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась. При ходили двое дежурных по двору с метлами и сметали пепел в ведро. Многим моим сотрудникам это казалось шуткой, но на самом деле это производило потрясающее материальное, если не символичес кое впечатление. Из этих беспризорных, которых я собирал с поез дов, я мог бы назвать только двух-трех человек, которые не стали на надлежащие рельсы. Но эти ребята никогда не забудут их приема на вокзале, этого костра, новые спальни, новое обращение, новую дис циплину, и навсегда у них останутся сильные впечатления. Я привел один из примеров того метода, который я называю ме тодом взрыва. Этот метод продолжается и развертывается дальше во всей моей системе. Эта система прежде всего заключалась в кол лективе1.
1 Макаренко А. С. О моем опыте // Пед. соч.: В 8 т. - М., 1983. - Т. 4. — С. 248 - 255.
41
Итак, коллектив — действенное средство воспитания личнос ти. Именно в коллективе наиболее ярко проявляется уникальность каждого ребенка, наиболее интенсивно развиваютея его личност ные качества, происходит его социализация. Современный соци альный педагог может многому научиться, прибегая к опыту, на копленному советской педагогикой, особенно к опыту А. С. Ма каренко. Его наследие — прекрасное учебное пособие, в котором представлена методика: создания детского коллектива, содружества ребят разного воз раста, объединенного разумным, творческим производительным трудом, с четкой сознательной дисциплиной. Коллектива, кото рый действительно становился воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка; организации детского самоуправления, различные формы кото рого были школой для каждого воспитанника. «Конституция» ком муны, законы, традиции и совет командиров, общее собрание и участие в различных комиссиях, система ответственных — все это несло огромную воспитательную нагрузку; создания отношений взаимопонимания и доброжелательности между воспитанниками и воспитателями.
Рекомендуема я литература Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М., 1990. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Виноградова М.Д., Гордин Л.Ю., Фролов А.А. О педагогическом насле дии А.С. Макаренко: Предисловие // Пед. соч.: В 8 т. — М., 1985. — Т. 8. Жураковский Т.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко. — М., 1963. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1990. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7т. -М., 1951.-Т. 5, Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983—1986. Максакова В.И. Дифференцированный подход в воспитании // Ма гистр. — 1992. — Февраль. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М., 1983. Новикова Л.И. Педагогика коллектива. — М., 1977. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого — М., 1995. Рабочая книга социального педагога. — М.; Орел, 1995. Семенов В.Д. Социальная педагогика. — Екатеринбург, 1995. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. — М., 1991. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. — Сверд ловск, 1989. Теория и практика воспитательных систем. — М., 1993. — Кн. 2. Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1960. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994. РАЗДЕ Л I I
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.170.253 (0.01 с.) |