Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт работы социального педагога - организатора досугаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Одно из направлений в работе социального педагога — орга низация досуговой деятельности детей, в процессе которой фор мируется общая культура ребенка, развиваются его задатки и спо собности, что оказывает большое влияние на его социализацию. Организуя досуг ребенка, социальный педагог влияет на его поведение через его интересы, увлеченность, творчество, кото рые становятся своеобразным средством социального воспитания. Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется в центрах досуга. Одна из функций этих центров — образование, предполагаю щее владение знаниями сверх и на базе школьных программ. Эти знания отличаются доступностью, практической приложимостью, научной и общественной значимостью. Среди досуговых центров, дающих дополнительное образова ние, различают: информационно -теоретические;
наглядно-демонстрационные; учебно-инструктивные; поисково-творческие. *"""* Информационно-теоретические центры организуют обучение на базе университетов культуры, где проводятся лекции, беседы, кинопросмотры, концерты, при посещении выставок, музеев. Во всей этой работе социальный педагог не изобретает какую- то особую методику, а использует методы обучения и воспитания общеобразовательной школы. В современных условиях подобные центры стали своеобразны ми клубами, где дети и подростки овладевают навыками обще ния, занимаясь в кружках и встречаясь с интересными людьми, получают представление о разнообразных профессиях, что помо гает им совершить свой жизненный выбор; дискуссии за «круг лым столом», встречи с интересными людьми, что активизирует их социализацию. Досуговая деятельность осуществляется в различных объедине ниях населения: общественно-политических клубах, клубах молодежи; художественных, творческих объединениях (театральных, му зыкальных, цирковых, фольклорных и т.д.); искусствоведческих объединениях (клубах любителей книг, дру- 4,1 зей кино, любителей живописи, поэзии, музыки); объединениях естественно-научного профиля (друзей приро ды, садоводов, огородников, цветоводов, астрономов и т.д.); технических клубах (автолюбителей, радиотехников...); объединениях рукодельников (вязания, вышивки, кройки и шитья); спортивных и физкультурных объединениях (клубах, секциях тенниса, аэробики, шейпинга, атлетики). Формы социально-культурных объединений могут быть разные. Это кружки, студии, любительские объединения, инициативные клубы. Самой распространенной формой являются кружки, объеди няющие любителей той или иной сферы деятельности. Руководят кружками профессионалы. Студии объединяют одаренную молодежь, в результате совмест ной деятельности которой создаются произведения самодеятель ного творчества: театральные постановки, кинофильмы, концерт ные номера. Любительские объединения собирают коллекционеров, любите лей природы, друзей театра и кино. Инициативные клубы носят общественный характер. Это дет ские, подростковые, молодежные клубы, клубы ветеранов труда, творческой интеллигенции, женщин, семейные клубы. Благотворительные объединения инициирую т и финансируют создание разнообразных досуговых объединений.
152
Несмотря на то что социальный педагог при организации до- суговой деятельности детей и подростков использует те же мето ды, что и школьный учитель, однако его работа отличается опре деленной спецификой. Если в школе метод соревнования не совсем приемлем, то в досуговых группах, куда дети приходят по соб ственной воле и движимы повышенным интересом к данной дея тельности, этот метод становится одним из основных. Большой стимулирующий творчество детей эффект дают также игровые ме тоды. Необходимой в организации досуга является и оценка резуль татов деятельности, которая должна стать признанием способ ностей ребенка, стимулом к дальнейшему творчеству. В связи с этим социальному педагогу важно помнить, что, оценивая работу воспитанника, лучше переоценить, чем недооценить ее. Причем поощрения должны соответствовать оценке, быть публичными и яркими по форме. Поскольку социальный педагог работает с группой, ему важно использовать механизм лидерства, с помощью которого он доби вается единства группы. Это должен быть человек знающий, спо собный анализировать, общительный, легко вступающий в кон такт, справедливый, обладающий организаторскими способнос тями, пользующийся авторитетом. Он является первым помощни ком социального педагога. Учитывая, что среди посещающих досуговые группы — в ос новном молодежь, социальный педагог должен хорошо знать осо бенности этой возрастной категории и подбирать формы и мето ды работы в соответствии с ее вкусами, идеалами и настроения ми, одновременно формируя последние как социально ценные и значимые. Молодежь постоянно тянется к общению. Чаще всего это сосе ди по дому, двору, улице. Поэтому социальный педагог берет под свое внимание все ближайшее окружение подопечных и, опреде лив интересы группы, старается как можно больше ее членов при влечь в центры, подобрать в этих центрах для них соответствую щую их увлечениям деятельность. Помимо групповых социальный педагог использует индивиду альные методы работы: наблюдение, беседу, сбор информации и документов, метод диагностики — всестороннее изучение и оценка личностных качеств воспитанника. Социальный педагог должен всегда помнить, что, несмотря на то что он работает с группой, он прежде всего должен заботиться о каждом члене группы в от дельности! У каждого своя судьба, и помочь ему достойно опреде литься в жизни, приобрести необходимый статус, измениться для этого в лучшую сторону — его задача. Особенностью досуговых объединений является демократи ческая обстановка в них. Элементами этой обстановки являют ся групповые традиции, дисциплинирующие личность, и обще-
153
ственное мнение, помогающее членам группы изменить свое по ведение и соответственно статус в ней, а также способствую щее воспитанию культуры общения. Это очень важно, так* как современная молодежь испытывает трудности в общении из-за эмоциональной несдержанности, неумения и нежелания счи таться с нормами общежития. Культура общения — это уваже ние другой личности, признание ее прав. Общение продуктив но, когда к нему присовокупляются сочувствие к человеку, сострадание, сопереживание, человеческая доброта, и наобо рот, общение нарушается в ситуации, когда один человек пы тается возвыситься над другим, бестактен, не умеет слушать собеседника. Тренинги общения, которые проводит социальный педагог со своими воспитанниками, помогают сформировать у них необходимые навыки культурного поведения, которое пред полагают строгое соблюдение суверенитета и равенства в обще нии, терпимость к чужому мнению, умение отстаивать свое мнение, сдержанность, умение вовремя остановить бесполез ный спор. В организации досуга социальными службами накоплен опреде ленный опыт досугового общения в клубах, салонах, библиотеках, в парках, в молодежных организациях, на радио и телевидении. Заслуживает внимания деятельность так называемых клубных ч* салонов, где общение не сковано рамками организационных форм и нет деления на организаторов и массы. Обсуждаемые проблемы связаны преимущественно с искусством. Традиционными во многих городах России стали клубы выход ного дня, где взрослые и дети занимаются разнообразной творчес кой деятельностью. Клубы «Хозяюшка» объединяют женщин, де монстрирующих друг другу свое мастерство по шитью, приготов лению разнообразных кулинарных блюд и т.п., обменивающихся опытом ведения домашнего хозяйства. В семейных клубах кроме организации досуга решаются вопро сы воспитания детей. Важно, что в эти клубы приходит вся семья: и взрослые и дети. Популярны клубы «Кому за тридцать». Их посещают чаще люди одинокие, среднего возраста, общение которых ограничено толь ко работой. Встречи в этих клубах похожи на «Огоньки», со столи ком, сладостями, сухим вином, разговорами, танцами, пением. Здесь одинокие находят друзей. О характере и содержании многих клубов говорят их названия: «Клуб психологической помощи»; «Учись властвовать собой»; «Тренинг — театр»; «Практическая психотерапия для начинающих»; «Школа психологического здоровья»; «Мастерская общения»; «Человек среди людей».
154
В конце 80-х — начале 90-х в нескольких городах появились семейно-педагогические клубы 1. В Москве первые такие клубы по явились при ДК строителей «Созидатель» и при районном ДК Бабушкинского района «Содружество». В клубе «Созидатель» проводились встречи с родителями, со специалистами по здоровью, по питанию, по дыханию; в это время с детьми занимались педагоги. Устраивались выезды загород и в другие города. Летом обживали заброшенные деревни, трудились на огородах, ходили в лес, вечерами собирались у костра. Клуб «Надежда» был создан при МЖК «Атом», им руководил милиционер Л.Б.Кононенко, по договору с лесхозом ухаживали за лесом, на выделенном клубу участке в 4 га разбили огород, построили летние домики, кухню, столовую, душ. На протяже нии лета несколько семей отдыхали в этом лагере, одновременно решая продовольственную, педагогическую, оздоровительную и экологическую задачи2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.009 с.) |