Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная служба «ребенок на улице» 2

Поиск

 

В 1997 г. реабилитационный благотворительный фонд «Нет алко­ голизму и наркомании» и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Фран­ ция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», по которой исследовалась проблема беспризорности в Москве.

В разделе этой программы на территории Юго-Западного адми­ нистративного округа Москвы создана группа «Поиск», которая изу­ чала условия жизни и поведения ребят «группы риска». Было выяв­ лено 150 детей «группы риска», а также 25 мест их встреч. Это мет­ ро, 5 кинотеатров, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 пло­ щади в жилых массивах. Исследовались подвалы, чердаки, канали­ зационные колодцы, теплотрассы, незаселенные дома. Социальные работники группы «Поиск» работали преимущественно в вечернее время, в паре (парень-девушка), что и безопасно, и вызывает у ре­ бят больше доверия.

Было создано так называемое реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные орга­ низации, которые осуществляли профилактику и реабилитацию де­ тей и подростков «группы риска». Была поставлена задача полного восстановления психологического, физического, социального и пра­ вового состояния детей и подростков «группы риска», создания ус-

 

1  См.:   Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе  // Воспитание школьника.  — 1994. — № 2. — С. 275.

2  См.:   Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска».  — М.,  1999.

 

72


ловий для их перевоспитания, добровольного изменения своего об­

раза жизни.

Программа реабилитационного пространства предполагала созда­ ние банка данных детей и подростков «группы риска», объединение для работы с ними различных государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации.

Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют:

станция экстренной помощи (медицинской, материальной, пси­ хологической, педагогической и т.д.), которую осуществляют врачи, юристы, педагоги;

психологическая служба, предполагающая постановку диагноза, нахождение причин девиантного поведения, разработку программы реабилитации подростка;

методологический отдел, осуществляющий  методическую по­ мощь службам, клубам и другими учреждениям в работе с подрост­ ками;

социальная служба, в которой социальный работник разрабаты­

вает программу реабилитации;

служба «Ребенок на улице», где совместно с органами опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоох­ ранительными органами, педагогами и родителями социальный ра­ ботник составляет программы реабилитации для каждой семьи.

Программу реабилитации осуществляют приют, детские клубы, реабилитационные центры. В центры дневного пребывания ребята приходят на день, но могут остаться и на ночь - в случае конфликта с семьей. Сюда приходят беспризорники, которые не хотят оставать­ ся в приютах.

Реабилитационное пространство включает Детский наркотичес­ кий центр, Центры по работе с детьми-инвалидами, Центр для де­ тей, переживших насилие, школы-интернаты, детские дома, кружки и секции, больницы.

Работа с детьми «группы риска» строится на следующих принципах:

соблюдение интересов ребенка, добровольность, позиция наблю­

дателя;

доверие, отказ от прежних характеристик на ребенка;

единство «команды» и требований к подростку всех работающих с ним;

открытость - предельная честность с детьми.

Информацию о детях улицы социальному работнику предостав­

ляют:

отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковые, МВД;

комиссия по делам несовершеннолетних;

жители района, сами дети.

Социальному педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимы обширные знания, особенно по психологии и педагоги-

73


 

ке, определенные личностные качества. Он должен представлять интерес для подростка, располагать к себе при беседе, уметь об­ щаться с ними, быть контактным. Он должен бытьТотовым к грубос­ ти, заболеваниям.

Самое сложное в этой работе -установление первого контакта, так как «группы риска»  недоверчивы или часто вообще отказыва­ ются общаться. Они идут на контакт, только поверив педагогу. Важ­ но сообщить цель и задачи своей работы: подростки идут навстре­ чу, когда их просят помочь в чем-либо, когда они видят, что в них нуждаются. Педагог должен быть пунктуален и обязателен - дан­ ное слово нужно обязательно выполнить. Даже на второй встрече не стоит задавать много вопросов, иначе это может насторожить ребят, и они не будут откровенны. Подростки должны к вам привык­ нуть.

Работа уличного социального педагога нуждается в определен­

ной документации, что предполагает ведение:

ежедневного дневника социального работника;

учета детей «группы риска»;

информационных листков (пять в месяц), на основании которых создается банк данных о детях «группы риска»;

паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории;

ежемесячных отчетов о проделанной работе.

Работа уличного социального работника оценивается по следую­

щим показателям:

число детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе, в семью, в кружки и секции, пристроить в приют, к родственникам;

количество детей, прекративших принимать психотропные веще- ства,

количество детей, определенных в реабилитационные центры;

массовость культурных мероприятий округа, спортивных турни­

ров и соревнований (футбол, хоккей);

динамика снижения детской и подростковой преступности в ок­

руге;

подключение новых организаций к работе с детьми, программ;

соблюдение трудовой дисциплины;

самообразование.

Для уличного социального работника установлена 36-часовая ра­ бочая неделя (6 дней по 6 часов), с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных работников, на которых заслу­ шивается отчет за неделю, проводятся обмен информацией о детях

«группы риска», обсуждение общих мероприятий, планирование ра- ботьк На собрания приглашаются представители различных органи­ заций и служб, занимающихся детской беспризорностью.

 

Обобщая изложенный выше  опыт, можно  предложить следую­

щую  структуру  социально-педагогического комплекса.

 

74


 

 

Структура социально-педагогического комплекса

 

Социальные педагоги в классах

 

 

Центр «Семья»                       Образовательный центр во внеурочное время

 

Центр «Досуг»

 

Центр спортивно- оздоровительной работы

Медико-психологическая

консультация

Центр «Доверия» для детей

 

Юридическая крнсультация

 

Система дифференцированного обучения

Система социального воспитания, творческой деятельности Медико-психолого-педагогическая служба семьи Служба защиты прав ребенка

• Служба социальной защиты молодежи

Служба досуговой творческой деятельности

Служба психологического и физического здоровья и коррекции общения

Служба социальной и профессиональной ориентации

Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями

 

 

Подобная структура  социально-педагогического комплекса се­

годня  получила признание и ждет распространения и развития.

 

Рекомендуемая литература

Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.

 

75


Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. — М., 1986. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Воспитание учащихся  по месту жительства:-— МГ,1987.

Вульфов Б.З.   Социальный педагог в системе  общественного воспита­

ния // Педагогика. — 1992. — № 5, 6.                  *

Гуров В.Н.   Опыт организации социально-педагогической работы  // Педагогика. — 1993. — № 3.

Гуров В.,  Шинкаренко  Н. Открытая школа  и социально-педагогиче­

ская работа с детьми // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.

Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986.

Закатова И. И. Социальная педагогика в школе. — М., 1996.

Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. — 1995. — № 5,6.

Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. — М., 1996.

Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986.

Тихомирова И.К. Система воспитательной работы в школе  на основе программы. — М., 1996.

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М., 1990.

Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска».  — М., 1999.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.007 с.)