Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международная служба «ребенок на улице» 2Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1997 г. реабилитационный благотворительный фонд «Нет алко голизму и наркомании» и гуманитарная ассоциация «Эки либр» (Фран ция) подготовили совместную программу «Дети московских улиц», по которой исследовалась проблема беспризорности в Москве. В разделе этой программы на территории Юго-Западного адми нистративного округа Москвы создана группа «Поиск», которая изу чала условия жизни и поведения ребят «группы риска». Было выяв лено 150 детей «группы риска», а также 25 мест их встреч. Это мет ро, 5 кинотеатров, 4 перекрестка с интенсивным движением и 4 пло щади в жилых массивах. Исследовались подвалы, чердаки, канали зационные колодцы, теплотрассы, незаселенные дома. Социальные работники группы «Поиск» работали преимущественно в вечернее время, в паре (парень-девушка), что и безопасно, и вызывает у ре бят больше доверия. Было создано так называемое реабилитационное пространство, включающее ведомства, службы, учреждения и общественные орга низации, которые осуществляли профилактику и реабилитацию де тей и подростков «группы риска». Была поставлена задача полного восстановления психологического, физического, социального и пра вового состояния детей и подростков «группы риска», создания ус-
1 См.: Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2. — С. 275. 2 См.: Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». — М., 1999.
72 ловий для их перевоспитания, добровольного изменения своего об раза жизни. Программа реабилитационного пространства предполагала созда ние банка данных детей и подростков «группы риска», объединение для работы с ними различных государственных организаций, социальных работников, волонтеров, спонсоров, средств массовой информации. Центральным звеном реабилитационного пространства стал Центр социализации, в котором действуют: станция экстренной помощи (медицинской, материальной, пси хологической, педагогической и т.д.), которую осуществляют врачи, юристы, педагоги; психологическая служба, предполагающая постановку диагноза, нахождение причин девиантного поведения, разработку программы реабилитации подростка; методологический отдел, осуществляющий методическую по мощь службам, клубам и другими учреждениям в работе с подрост ками; социальная служба, в которой социальный работник разрабаты вает программу реабилитации; служба «Ребенок на улице», где совместно с органами опеки и попечительства Комитета по делам несовершеннолетних, правоох ранительными органами, педагогами и родителями социальный ра ботник составляет программы реабилитации для каждой семьи. Программу реабилитации осуществляют приют, детские клубы, реабилитационные центры. В центры дневного пребывания ребята приходят на день, но могут остаться и на ночь - в случае конфликта с семьей. Сюда приходят беспризорники, которые не хотят оставать ся в приютах. Реабилитационное пространство включает Детский наркотичес кий центр, Центры по работе с детьми-инвалидами, Центр для де тей, переживших насилие, школы-интернаты, детские дома, кружки и секции, больницы. Работа с детьми «группы риска» строится на следующих принципах: соблюдение интересов ребенка, добровольность, позиция наблю дателя; доверие, отказ от прежних характеристик на ребенка; единство «команды» и требований к подростку всех работающих с ним; открытость - предельная честность с детьми. Информацию о детях улицы социальному работнику предостав ляют: отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, участковые, МВД; комиссия по делам несовершеннолетних; жители района, сами дети. Социальному педагогу, работающему с данной категорией детей, необходимы обширные знания, особенно по психологии и педагоги- 73
ке, определенные личностные качества. Он должен представлять интерес для подростка, располагать к себе при беседе, уметь об щаться с ними, быть контактным. Он должен бытьТотовым к грубос ти, заболеваниям. Самое сложное в этой работе -установление первого контакта, так как «группы риска» недоверчивы или часто вообще отказыва ются общаться. Они идут на контакт, только поверив педагогу. Важ но сообщить цель и задачи своей работы: подростки идут навстре чу, когда их просят помочь в чем-либо, когда они видят, что в них нуждаются. Педагог должен быть пунктуален и обязателен - дан ное слово нужно обязательно выполнить. Даже на второй встрече не стоит задавать много вопросов, иначе это может насторожить ребят, и они не будут откровенны. Подростки должны к вам привык нуть. Работа уличного социального педагога нуждается в определен ной документации, что предполагает ведение: ежедневного дневника социального работника; учета детей «группы риска»; информационных листков (пять в месяц), на основании которых создается банк данных о детях «группы риска»; паспорта своего района, где обозначены границы района, места досуговых и учебных заведений, особо опасные территории; ежемесячных отчетов о проделанной работе. Работа уличного социального работника оценивается по следую щим показателям: число детей, которых удалось увести с улицы, вернуть к учебе, в семью, в кружки и секции, пристроить в приют, к родственникам; количество детей, прекративших принимать психотропные веще- ства, количество детей, определенных в реабилитационные центры; массовость культурных мероприятий округа, спортивных турни ров и соревнований (футбол, хоккей); динамика снижения детской и подростковой преступности в ок руге; подключение новых организаций к работе с детьми, программ; соблюдение трудовой дисциплины; самообразование. Для уличного социального работника установлена 36-часовая ра бочая неделя (6 дней по 6 часов), с 16.00 до 22.00. Раз в неделю проходит собрание всех социальных работников, на которых заслу шивается отчет за неделю, проводятся обмен информацией о детях «группы риска», обсуждение общих мероприятий, планирование ра- ботьк На собрания приглашаются представители различных органи заций и служб, занимающихся детской беспризорностью.
Обобщая изложенный выше опыт, можно предложить следую щую структуру социально-педагогического комплекса.
74
Структура социально-педагогического комплекса
Социальные педагоги в классах
Центр «Семья» Образовательный центр во внеурочное время
Центр «Досуг»
Центр спортивно- оздоровительной работы Медико-психологическая консультация Центр «Доверия» для детей
Юридическая крнсультация
Система дифференцированного обучения Система социального воспитания, творческой деятельности Медико-психолого-педагогическая служба семьи Служба защиты прав ребенка • Служба социальной защиты молодежи Служба досуговой творческой деятельности Служба психологического и физического здоровья и коррекции общения Служба социальной и профессиональной ориентации Служба связи с научно-исследовательскими учреждениями
Подобная структура социально-педагогического комплекса се годня получила признание и ждет распространения и развития.
Рекомендуемая литература Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
75 Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. — М., 1986. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. — М., 1998. Воспитание учащихся по месту жительства:-— МГ,1987. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспита ния // Педагогика. — 1992. — № 5, 6. * Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. — 1993. — № 3. Гуров В., Шинкаренко Н. Открытая школа и социально-педагогиче ская работа с детьми // Воспитание школьника. — 1994. — № 2. Ерзунов В.И. и др. Клуб для подростка. — М., 1986. Закатова И. И. Социальная педагогика в школе. — М., 1996. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990. Маанди Н. Школа моей мечты // Народное образование. — 1995. — № 5,6. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интереса детей. — М., 1996. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. Тихомирова И.К. Система воспитательной работы в школе на основе программы. — М., 1996. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. — М., 1990. Ширгалин Б.Ш. Работа с детьми «группы риска». — М., 1999.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.007 с.) |