Особенност и работы социального педагог А в микрорайоне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенност и работы социального педагог А в микрорайоне



 

Рассматривая работу  социального педагога, следует  учитывать, что  формирование личности, воспитание ребенка происходит не только  в  семье,  школе,  в дошкольных и  внешкольных учрежде­ ниях, но  и во дворе, среди  сверстников.

Следует  помнить, что и в школе, и в семье  ребенок находится под контролем, точнее, подчиняется установленным правилам поведения. На улице же, во дворе  со сверстниками он  предостав­ лен  сам  себе, и  этот  неуправляемый процесс в его  развитии мо­ жет быть главным. Поэтому работу с детьми  по месту жительства следует  начинать не с подростками (уже трудными), а с дошколь­ никами, с организации их свободного времени, развития их за­ датков  и способностей1.

В работе  социального педагога  в микрорайоне сложилась прак­ тика, когда  он  закрепляется за  определенным участком  — райо­ ном, домом, подъездом. На базе прежних клубов  по месту житель­ ства  он  инициирует создание спортивных баз, культурных и  реа­ билитационных центров, различных объединений для совместно­ го времяпрепровождения детей и родителей в выходные  дни.  Он организует походы, спортивные соревнования, проведение утрен­ ней  зарядки детей  и взрослых, создание различных дворовых  ко­ манд  и секций, ремонтных бригад  из детей  и подростков, клубов по  интересам, спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей, домовой библиотеки.

В современных условиях  начинает складываться система  совме­ стной  деятельности социальных служб  и школы по  единому  пла­ ну воспитательной работы и защиты  детства.  Это так называемые социально-педагогические комплексы.   Работа  по такому плану в корне изменяет учебно-воспитательный процесс в школе.  Педагоги вклю­ чаются  в работу внешкольных детских учреждений, классные ру­ ководители и воспитатели групп продленного дня тесно  сотруд­ ничают  с  социальным педагогом.

Комплексы создаются с целью  объединить различные органи­ зации  микрорайона, в которых наряду с общим образованием учащиеся получают  возможность развивать свои способности в эстетической, спортивной,  трудовой, технической и других видах творческой деятельности. Комплексы включают общеобразователь­ ные,  музыкальные, художественные и  спортивные школы,  стан­ ции  юных  техников и  другие  детские  творческие организации и объединения, а также  РЭУ, ДЭЗы, воинские части и отделения милиции. Финансирование  комплексов осуществляется за счет бюджета  и  спонсорства.

 

 

1  См.: Закатова И.Н. Социальная педагогика  в школе. — М.,  1996. — С. 5.

 

66


 

Главным в этом  единении является ребенок, его личность, его настоящее и будущее  — среди  сверстников, в семье, в обществе.

 

Эксперимент по созданию социально-педагогических комплексов в России был начат еще в конце 60-х годов. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества, ко­ торые возглавили ученые, контролируя и направляя все его этапы. Экспериментом были охвачены школы г. Свердловска, Нижнего Та­ гила, Первоуральска Свердловской области.

В г. Свердловске территорию Октябрьского района разделили на

микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание подрастающего поколения. В Совет входили научные работники и учителя, воспита­ тели и представители производственных предприятий, партийных и комсомольских организаций, видящие свою роль в создании благо­ приятной среды для воспитания детей и подростков.

Семьи принимали активное участие во всех воспитательных ме­ роприятиях комплекса. Производственные  коллективы вели трудо­ вое и экономическое воспитание, профориентационную работу. Чле­ ны депутатской комиссии райсовета помогали в решении организа­ ционных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы и Дома культуры, кинотеатры и клу­ бы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и  подго­ товкой педагогических отрядов.

Сотрудники больниц и поликлиник оказывали медицинскую по­ мощь, следили за здоровьем детей и подростков, занимались меди­ цинским  просвещением. Административные органы микрорайона (ГАИ и пожарный надзор) принимали участие в работе Совета, про­ водили беседы с детьми и подростками. Военкомат привлек к рабо­ те в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, кото­ рые готовили подростков к службе в армии, проводили военно- спортивные игры «Зарница»  и «Орленок». Жилищно-коммунальное управление (ЖЭК) участвовало в создании материальной базы вос­ питательной работы комплекса с детьми и подростками по месту жи­ тельства в клубах, на детских и спортивных площадках.

Особая роль в Комплексе отводилось школе. Вся работа Комп­ лекса, все его мероприятия включались в планы школы: годовые, классных руководителей, учительских и ученических общественных организаций.

Связь педагогического  коллектива и коллективов других соци­ альных институтов и предприятий, работающих в Комплексе, отли­ чалась неформальными отношениями. Взаимодействие школы с уч­ реждениями культуры расширяло возможности школы в эстетичес­ ком воспитании, создавало реальные возможности для всесторон-

 

67


него развития способностей ребенка, решало проблемы взаимодей­

ствия ребенка с окружающей средой. В работе клубов «Гномик» и

«Малышок», созданных усилиями школы и~ учреждений культуры, принимали участие дети и родители.

Работа комплекса давала хорошие результаты: в районе выпол­ нялся закон о всеобуче, решалась проблема полного трудоустрой­ ства молодежи, среди несовершеннолетних не было правонаруше­ ний, дети и подростки участвовали в различных видах общественно- полезного труда, в том числе по благоустройству района1.

 

Интересен современный опыт по созданию социально-педагоги­

ческого комплекса в школе № 59 г. Ярославля.

Школа построена в 1984 г., рассчитана на 1600-1800 учеников в V-VI классах и работу в две смены. В школе оборудовано 10 пред­ метных кабинетов, 15 комнат для занятий музыкой, актовый и спортив­ ный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, трена­ жерный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализирован­ ных кабинетов: психологии, социальной педагогики, логопедический, экологический, кабинет прикладного творчества, швейный цех.

Педагогический коллектив - 170 специалистов: 8 заместителей директора, 25 социальных педагогов, 17 педагогов дополнительного образования, 3 психолога, 3 педагога-организатора2.

Изучение семей показало, что в большинстве из них воспитанию детей не уделяется должного внимания. Была поставлена задача превратить школу в воспитательный центр, объединив в воспитании детей все силы школы, семьи и социальных, спортивных, культур­ ных учреждений микрорайона. В основу всей учебно-воспитатель­ ной работы школы была поставлена личность ребенка, его право на полноценное развитие и образование.,

Осуществление этой задачи потребовало пересмотра всей рабо­

ты школы, что предполагало:

изменение содержания образования с учетом социального зака­

за родителей и детей;

создание системы воспитательной работы, осуществляемой вме­

сте с родителями;

создание в школе социально-педагогической службы.

Опрос родителей выявил около 50 направлений дополнительного образования. Исходя из этого, в школе было создано 8 отделений дифференцированного обучения, комплектующихся при поступлении детей в школу, а также при переходе учащихся в V, VIII и XI классы:

музыкально-эстетическое; изобразительного искусства; прикладного творчества;

 

1  См.:   Семенов В.Д.   Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986. — С. 43-45.

2  См.:   Закатова И.Н. Указ соч.  — С.  15.

 

6 8


языковой культуры; нравственной культуры; экологии;

валеологии;

математической культуры.

Для каждого отделения был разработан учебный, план с I по XI классы, занятия по этим планам дают ученикам достаточно высокий уровень подготовки, позволяющий им по окончании школы продол­ жать образование в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Экспериментальные учебные планы предусматривали при сохра­ нении базового ядра образования насыщение программ гуманитар­ ной составляющей, позволяющей развивать эмоциональную (эсте-

I  тическую и нравственную) сферу личности, творческие способности детей, преодолеть информационный подход в обучении, перейти к развивающей педагогике.

Социальная служба комплекса состоит из нескольких подразде­

лений:

территориальная социальная служба, которую осуществляют со­

циальные педагоги;

внутришкольная служба социальной заботы о детях (59 классных руководителей, 6 воспитателей групп продленного дня, 3 организа­ тора внеклассной работы);

психологическая служба (3 психолога и логопед);

медицинская служба (врач, медсестра).

Разработанная в комплексе программа взаимодействия школы и семьи включает работу социального педагога, составление паспор­ та микрорайона, анкетирование родителей и детей, изучение инте­ ресов детей, составление программ социальной адаптации («Семья»,

«Трудный подросток», «Здоровье» и т.д.)

Для изучения личностных особенностей подростков педагог пред­

лагает им ответить на следующие вопросы анкеты «Кругозор»1:

 

1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажут­

ся тебе самыми интересными: 1.         2.        3.       .

Школьные предметы самые полезные         , самые трудные для тебя

 

2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1.

     ; 2.       ; 3.       .

3. Допиши незаконченные предложения:

-  Охотнее всего я встречаюсь в школе...

— Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться...

— После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь...

-  В свободное время я больше всего интересуюсь...

 

1  См.: Маслова  Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — С. 63—

64.

 

69


— Мое любимое занятие дома...

— Со сверстниками мне интереснее всего... ^. „      -•<«

— Мне нравятся такие люди...

— Мне нравятся телепередачи...                 *

— Главным событием моей жизни в этом году было...

— Свое свободное время я предпочитаю тратить...

— В моей жизни меня огорчает...

— В будущем я хотел бы...

 

Для беседы с родителями можно использовать следующую анке­

ту (в ней предлагается подчеркнуть соответствующий ответ)1.

 

I. Сведения об особенностях ребенка, его отношения с окружаю­

щими

1.  Общительный со взрослыми, необщительный, замкнутый.

2.  Общительный с детьми, предпочитает играть один, с детьми.

3. Умеет ли организовать детей в игре, других занятиях, лидер или подчиняется другим,

4. Умеет ли дружно играть с другими, конфликтует ли.

5. Охотно ли делится с другими игрушками, сладостями и т.д.

6. Сочувствует ли другому, если он огорчен, пытается ли утешить.

7. Обижает ли детей, как часто, спокоен или дерется.

8. Обидчивый, не очень, совсем не обидчивый.

9. Жалуется ли взрослым: часто, редко, совсем не жалуется.

10. Справедлив ли в отношениях со сверстниками: разбирает конфлик­

ты, мирит, справедлив, несправедлив.

11. Говорит ли правду: всегда, иногда, часто обманывает.

12. Старается ли быть вежливым: иногда, бывает грубым, забывает «вол­

шебные слова».

13. Послушен ли, не послушен, упрям.

14. Любит ли делать самостоятельно, предпочитает, чтобы за него де­

лали другие.

15. Доводит ли начатое дело до конца, не доводит.

16. Как выполняет поручения: охотно, не любит трудиться.

17. Уверенный, решительный, неуверенный, не очень уверенный.

18. Придумывает ли интересные игры, умение играть не развито.

19. Выделяется ли сообразительностью, чем отличается, отстает ли от сверстников.

20. Хорошо рисует, лепит, эти навыки недостаточно развиты.

21. Хорошо танцует, поет, музыкальные способности: средние, слабо развиты.

22. Хорошо рассказывает истории, сказки, плохо, речь не развита.

23. Любит ли строить, не любит заниматься строительством из кубиков.

24. Ловкий, любит подвижные игры, физзанятия.

 

1  См.:   Овчарова  Р.В.   Психологический  портрет социокультурно и  педагоги­

чески запущенного ребенка. — Архангельск, 1994.  — С.  170—173.

 

70


25. Хорошо ест, быстро с аииыитом, плохо без аппетита.

26. Как засыпает, быстро, долго без сна в постели.

27. Умеет ли одеваться, раздеваться, кладет ли вещи на место.

28. Преобладающее настроение: веселое, жизнерадостное, смешит ли других, часто плачет, плаксив.                            .'*

29. Обладает хорошим здоровьем, здоров средне, слабый, болезнен­

ный.

II. Какие качества следует воспитывать (пронумеруйте по степени важности)

1. Моральные: отзывчивость, доброта, справедливость, дружелюбие,

честность, вежливость.

2. Эмоционально-волевые: дисциплинированность,  послушание, инициативность, самостоятельность, трудолюбие.

3. Интеллектуальные: любознательность, творческая активность, каче­

ства, обеспечивающие успешность в учебе, труде, игре.

Внеучебная внутришкольная работа сосредоточена в центрах, где создано около сотни кружков, студий, секций, охватывающих две тре­ ти учеников школы. Так, в экологический центр   входят школьное лесничество «Сосенка», несколько лекториев для учащихся разного возраста, кружки орнитологов, аквариумистов, любителей комнатных растений, клуб «Экология и культура». Только в работе лесничества участвуют от 400 до 600 ребят.

Руководят центрами специалисты, многие кружки ведут родители1.

В центрах создаются разновозрастные отряды, в которые входят учителя, дети и родители.

В школе разработана   программа воспитательной работы, ко­ торой руководствуются и классные руководители, и родители. Орга­ низационно эта программа осуществляется в «годовых циклах об­ щешкольных творческих дел»: «Истина», «Красота», «Интеллект»,

«Добро», предусматривающих осуществление воспитательной рабо­

ты в определенных направлениях.

Так, цикл «Красота» объединяет все мероприятия по эстетичес­ кому воспитанию. Занятия проводят специалисты. В праздниках, фестивалях русской национальной культуры, в общешкольных де­ лах принимают участие учителя, дети, родители, выпускники школы.

В программе социальной работы предусмотрена система мероп­ риятий, направленных на развитие качеств личности учеников, кото­ рые способствуют их социализации, таких, как трудолюбие, общи­ тельность, доброжелательность, вежливость, опрятность и др. В этой программе постоянно совершенствуется методика педагогической диагностики, позволяющая фиксировать степень, уровень воспитан­ ности ребенка на каждом этапе его развития2.

 

 

1  См.:   Закатова И.Н. Указ соч.  — С.  18.

2  См.:   Тихомирова Н.К.   Система  воспитательной работы  в средней  школе  на основе  программы.  — М.,  1996.

 

71


Социальному педагогу может быть полезен также опыт работы

школы №26 г. Ставрополя.

В школе 43 кружка, созданных учителями и родителями, в кото­ рых занимаются 370 учеников. Кроме секций, кружков, работающих в школе, отдельные кружки родители организовали на дому (макра­ ме, вязания, вышивки, «Умелые руки»). Родители занимаются анг­ лийским языком с отстающими учениками, организовали домашний театр. В школе регулярно проводятся педагогические советы, где о результатах наблюдений за детьми докладывают психолог и лого­ пед, обсуждаются возможные пути коррекции педагогического влия­ ния на детей и подростков «группы риска».

 

В ряде школ и гимназий существует практика подготовки соци­ альных педагогов1. В школе № 206 г. Москвы ребят знакомят с про­ фессией социального педагога, стараясь привить интерес к этой ра­ боте. В школе создан класс, в программу которого включается учас­ тие ребят в социально-педагогической работе. Ребята знакомятся с основами социальной педагогики, проходят социально-педагогичес­ кую практику, предшествующую самостоятельной работе, когда они, вместе с инспекцией по делам несовершеннолетних ведут работу по профилактике правонарушений среди подростков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.052 с.)