Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы социального воспитанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Современная система социального воспитания достаточно раз нообразна. Она включает приемы и методы, направленные на со циализацию личности; пути и способы, помогающие личности нормализовать отношения с окружающими людьми. При организации и выборе методов воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на ребен ка влияют: природа; семья, школа, среда; собственная деятельность; средства массовой информации; литература, искусство; образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, по ложение в коллективе. Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую оче редь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицирова ли методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечиваю щие формирование социально значимых отношений и качеств лич ности^.
1 Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1994. — С. 12.
25
Методы социального воспитания подразделяются: I. В зависимости от того, на что они направлены: формирование сознания (взглядов, оценок, понятий-, суждений); формирование эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов); * самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, само организации); формирование социально-приемлемого поведения и деятель ности личности, привычек, отношения с окружающими. II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспи танника: организация деятельности; метод общения; опека; самореализация и индивидуальная коррекция действий. III. В зависимости от характера влияния среды на личность: общение, мнение, приучение, тренировка, организация дея тельности, общение-диалог, переучивание; создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изме нение ситуации, изменение среды. Из этого обилия методов социального воспитания рассмотрим только сгруппированные учеными по содержанию проводимой работы: социально-экономические; организационные; психолого-педагогические. Социально-экономические методы работ ы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д. Организационные методы направлены на организацию коллек тива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; со здание секций, клубов, объединений и т.п. Создание коллектива начинается с организации малого, пер вичного коллектива, на который опирается воспитатель в органи зационной работе. Решению воспитательных проблем способствует организация детского самоуправления. Детское самоуправление, советы, ко митеты, общее собрание — это формирование детского мнения, убеждений, воспитание чувства ответственности, навыков само стоятельно принимать решения. Организационные методы направлены на нормализацию отно шений личности и общества. Чаще всего социальный педагог стал кивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его зада ча — организовать новые отношения. К методам организации коллектива следует отнести дисциплину и режим. Социальный педагог достигает цели в воспитательной работе, когда дисциплина становится организующим методом отношений личности и коллектива. Режим достигает цели, когда его «точ ность, общность, определенность» (А. С. Макаренко) не подме няются муштрой, а преследуют разумные цели. Организационным методом является и наказание, которое при меняется, когда личность противопоставляет себя обществу, кол лективу. К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, бесе да и интервью. Самым распространенным методщв работе соци ального педагога является метод наблюдения 1, который дает мате риал для воспитательной работы. Остановимся подробнее на отдельных методах социальной ра боты. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, со сверстниками, за его трудом. Начинающий социальный педагог ведет дневник, что помогает лучше изучить подопечного. К ведению дневника педагог должен готовиться, предварительно составив план наблюдения за ребенком в разно образных ситуациях. Он анализирует школьные документы, ха рактеристики, медицинские выписки. Существует несколько видов наблюдения: включенное наблюдение, когда воспитанник и педагог в кон такте; систематическое наблюдение — проводится длительно, непре рывно или по циклам (день в неделю, неделю в году); несистематическое наблюдение — проводится в экстремаль ных ситуациях; ситуативное наблюдение — проводится в зависимости от ситу ации: в привычной обстановке (в семье, со сверстниками) и в экстремальной (при отмене уроков, болезни учителя). Педагог наблюдает за эмоциональной и нравственной реакцией воспитан ника, за его привычками общения, отношением к людям, кото рых он не принимает2. Метод беседы дает возможность педагогу проникнуть в ду ховную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жиз ни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспи танника.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. И. — С. 25-27. 2 См. там же.
Педагог должен быть подготовлен к беседе. Важно не только сформулировать вопросы, но и выстроить их в определенной по следовательности, логике, расположить их такт чтобьГ ключевые вопросы были в середине беседы. Ведение беседы требует от педа гога серьезного анализа ее содержания и напряжения памяти. Непременное условие успеха беседы — учет возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, задатков и способностей. Особо следует сказать об ознакомительной беседе 1. Она прово дится в учреждениях социальной помощи и поддержки, в при ютах, детских домах, в учреждениях пребывания несовершенно летних правонарушителей. Чаще всего с ребенком знакомится комиссия в составе воспи тателя, психолога, социального педагога, врача, родителей. Пер воначально ребенка знакомят с учреждением, воспитателями, показывают здание, группу ребят, с которыми он будет жить. Бе седу ведет один член комиссии, продумав заранее вопросы, их содержание и последовательность, чтобы достаточно обстоятель но составить представление о поступающем. Успех ознакомительной беседы зависит от степени ее довери тельности, от того, поверит ли ребенок новым взрослым. Следует также учитывать, что, поступая в эти учреждения, ребенок нахо дится в состоянии стресса. Это требует особого внимания к нему со стороны психолога, врача и воспитателя. Метод анкетирования. Собрать материал, характеризующий вос питанника, можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать его интересы и особенности, определить пси хологические проблемы, представить его прежние поступки. Все это помогает составить план педагогической деятельности. Важ но, чтобы воспитанник отвечал на вопросы в естественных усло виях. Составляя анкету, необходимо проанализировать ее содер жание и форму, главные вопросы расширить дополнительными, которые помогут воспитаннику раскрыть главное. Содержание вопросов в анкетах можно классифицировать по следующим направлениям: планы на будущее; особенности поведения; социальное положение; уровень знаний; уровень информационности2. Методика выявления знаний близка к методам экзамена. Анкетирование может быть закрытым, при котором предпола гается несколько ответов. Один из ответов является ожидаемым
1 См.: Шульга Т.Н., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с деть ми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М, 1997. — С. 35. 2 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — С. 29.
для педагога. При открытом анкетировании богашя информация собирается за счет обилия вопросов. Метод интервью дает возможность получить сведения на зара нее продуманные вопросы. Они должны быть точно сформулиро ваны. Исследование ведется в разговорной форме по одной опре деленной теме. При фиксированном интервью вопросы раздаются заранее. Они позволяют исследовать личность в широком диапазоне. Практику ется объединение методов анкетирования и интервью. Метод тестирования. В практике работы социального педагога используются различные виды тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента, кра-пшсрочного за дания. Чаще всего к этому методу социальный педИЬг прибегает, чтобы установить, подвергался ли ребенок физическому насилию, как к нему относились взрослые. В комплексе с этим методом ис пользуются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие. Сложнее обнаружить сексуальное насилие, так как даже для ма леньких детей это запретная тема, и они уходят от нее. В этом случае эффективны рисуночные тесты (например, рису нок себя в прошлом, настоящем и будущем), которые помогают определить отношение ребенка к своей жизни, к тем, кто совер шил насилие. Дополнить рисунок может рассказ ребенка. Цветовые тесты (Люшера) (описание своей жизни в предпоч тительных цветах) дают возможность определить эмоциональное состояние ребенка после травмы, кого он боится. Ребенку задает ся вопрос: «Какой цвет ты дал бы маме, папе, родным, себе, друзьям?» Вопрос ставится в зависимости от возраста. Этот тест дает возможность представить не только эмоциональное состоя ние ребенка, но и его отношение к родителям, к себе, к род ственникам, к друзьям. Применяется тестирование и при определении готовности ре бенка к школе. Д.Б.Эльконин разработал тест «графический дик тант», когда ребенок рисует узоры под диктовку взрослого: «На чинаем рисовать. Первый узор — поставьте карандаш на верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вверх. Не отры вайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Одна клеточка направо. Продолжайте рисовать та кой узор сами». Методы поддержки личности применяются, когда ребенок (под росток) находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему про анализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформу лировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи. Изменив жизненные ориентиры подростка (ребенка), педагог старается убедить его в их реальности.
Методы преодоления конфликта. Социальному педагогу прихо дится разбираться в различных конфликтах: в школе, в семье, между сверстниками: учитель—ученик, родители—ребенок, родители— учитель, ученик—ученик. Прежде всего педагог выясняет, что при вело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в кон фликт новых участников — это усложнит решение проблемы. Педагог спокойно анализирует мнения конфликтующих сто рон. Продумывает этапы разрешения противоречий между ними. Находит положительные точки соприкосновения конфликтующих, чаще — это общая деятельность. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими. Методы лечебной педагогики. К этим методам в своей практике обращались известные отечественные педагоги, психологи, врачи (В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, А. Г. Кочан, А.А. Дубровский и др.). Методы лечебной педагогики основываются на принципах, которые отражают особенности работы социального педагога с этой категорией детей. Это ответственность за жизнь детей и бе режное отношение к каждому ребенку, сочувствие и гуманность, учет возрастных особенностей детей, их задатков и способностей, характера их отношения к жизни, учебе, здоровью. Методы лечебной педагогической деятельности с больными деть ми основываются на устоявшихся правилах: не навреди здоровью ребенка, научи заботиться о своем здоровье, уважай ребенка. Приведем ряд методов, которые применяются в лечебной пе дагогике, исключая собственно лечебные методы: метод убеждения — основательное разъяснение ребенку необ ходимости и важности лечения; помощь в формировании навыков саморегуляции, самодисцип
Определив степень подготовленности ребенка, на основе об щей программы педагог составляет индивидуальную программу, которая постоянно корректируется в процессе ее усвоения. Существует масса дидактической литературы по всем учебным предметам, где подробно излагается методика обучения, в том числе и индивидуального. Воспитание природой. Сегодня мы наблюдаем, как разрушают ся связи человека с природой. Это тревожно, так как именно при рода помогает сохранить в человеке доброту и нравственность, техника разрушает естество человека, и человек переступает гра ницы нравственности. В 1922 г. вышел в свет рассказ Л. СейфуллинЩ «Правонаруши тели», в котором автор выдвигает как главное в перевоспитании влияние на человека природы и труда. Труд воспитывает, а при рода отвлекает человека от преступления. Известно, что природная среда благоприятно влияет на фор мирование личности. Но природа по-разному влияет на формиро вание городских и сельских ребят. Городские школьники глубже осознают познавательную и эстетическую ценность природы. Сель ские — преимущественно видят ее экономическую сторону, ак тивно участвуют в ее освоении, но меньше замечают и ценят1. Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и практическую дея тельность детей по ознакомлению с миром природы и оздоровле нию окружающей среды. Второе предполагает: создание мастерских по изготовлению поделок; организацию дальних походов с детьми и их родителями; выпуск экономической газеты; открытие консультативных пунктов по выращиванию экологи чески чистых продуктов; лины, самоанализа; работу в лесничестве в летний период и т.п.2 укрепление здоровья средствами искусства: театра, кино, му- зыкотерапии, пения, хореографии, библиотерапии, изобразитель ного творчества; организация подвижных и интеллектуальных игр (имаготера- пия); воспитание на положительных примерах, поступках, идеалах (аретотерапия); использование природы в лечебно-воспитательных целях. Индивидуальное обучение. Работая с семьей, где больной ребе нок, социальный педагог осваивает методы индивидуального обу чения, так как на практике эту проблему приходится решать ему. Исследовав физическое состояние ребенка, социальный педа гог определяет уровень его умственного развития, который харак теризуется его обучаемостью, трудоспособностью и фондом зна ний (З.И.Калмыкова). Показателем умственного развития в пер вую очередь является уровень знаний (Н. А. Никитина). Использование народной педагогики. В последнее время в соци альном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих ме тодов можно назвать следующие: воспитание словом; воспитание делом; воспитание религией; воспитание природой и искусством; воспитание традициями; воспитание игрой; воспитание общественным мнением. Одна из устойчивых традиций народного воспитания — зака ливание и укрепление здоровья детей.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. II. — С.136. 2 Там же.-С. 136-139. а
В павлышской «Школе радости» В. А. Сухомлинского на зака ливание были направлены ряд мероприятий: походы босикрм, за нятия на воздухе, экскурсии здоровья на луг, ночёвка в шалашах летом, сон на сеновале, овощи в питании. • „ В детском саду № 7 г. Чайковского Пермской области для про филактики болезней применяется чеснок, зубочек которого дети носят на веревочке на груди. В приюте г. Клина Московской области практикуется щадящее питание и траволечение. В практике социального воспитания огромную роль играет при общение детей к народному творчеству. Создание школьных музе ев народного творчества не только расширяет круг знаний ребят, но и влияет на их духовное развитие. Обучение народному фольк лору в игровых формах помогает в развитии творческой фантазии детей, задатков и способностей, певческих навыков. Дети знако мятся с различными жанрами народной песни (колыбельными, былинными, хоровыми, историческими, плясовыми, частушка ми и т.д.). Исполнение этих песен создает особое эмоциональное настроение, что тем более важно для детей, переживших стрессо вые ситуации. Разнообразные народные игры дают детям представление о быте, о нравственном поведении человека в обществе, развивают организаторские способности детей, их инициативу и творческое отношение к жизни. Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть пе дагогическое воздействие на физически здорового ребенка (под ростка) с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опи раться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выра ботать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь. Социальному педагогу важно знать причины отклонений в по ведении ребенка и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника — это отставание в учебе. С него начинаются неудачи в жизни. Не каждый подросток в состоянии справиться с усвоением объема знаний, предусмот ренных программой. Существующая практика механического за учивания, методы коллективного обучения, ориентир на средне го ученика не дают возможности отстающим учащимся подняться до общего уровня. Методы коррекции в работе с семьей, с родителями предпо лагают изменение отношений родителей и детей, родителей к процессу воспитания. Родители не всегда понимают особенности личности ребенка, завышая или занижая его возможности. Им необходимы квалифи-
3 2
цированные консультации врача, психолога, педагога. Только при совместной работе педагога и родителей методы коррекции раз вития детей с отклонениями в развитии могут дать положитель ный результат. Методы перевоспитания. Перевоспитание — это педагогичес кое воздействие, направленное на предупреждение и преодоле ние отклонений в поведении личности. Существуют две разновидности этого педагогического процес са: собственно перевоспитание — перестройка всей структуры лич ности и исправление — преодоление отдельных недостатков. Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали. Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям: восстановление положительных качеств; вовлечение воспитанника в занятияЧ^юртом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия; стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым отрицательных качеств; создание положительного опыта; научение анализу своих поступков. Воспитатель составляет программу перевоспитания, для этого изучает среду, в которой вращается подросток, коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания, а затем определяет кон кретные меры воздействия на него. В перевоспитании используются следующие методы: метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, что бы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы; метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитан ника новым нравственным опытом; метод переключения требует вовлечения подростка в новую об щественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом; метод «взрыва» по А. С. Макаренко состоит в сильном психоло гическом воздействии на. подростка, что в корне изменяет пове дение личности. Используя методы перевоспитания, социальному педагогу по лезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним». Метод самовоспитания. В процессе развития личности следует обратить внимание на важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств лич ности. Это социальный процесс изменения человека, его физическое, духовное, нравственное, социальное и творческое совершенство вание. Поэтапно процесс самовоспитания можно представить сле дующим образом:
2 Василькова 3 3
выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, вы бор пути преодоления; желание выбрать самому эту цель, т. е: освободиться от страха, что не достигнет ее; убедить себя, что цель достижима, повер'ить в свои силы; сосредоточить все свои силы для достижения этой цели; периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи; четко контролировать свои поступки, свои отношения с окру жающими1. Ф. Бэкон писал: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет ра зумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать». Самовоспитание — сложный процесс. Здесь происходит не толь ко познание самого себя, но и стремление изменить себя. При этом действия должны быть активны, необходимы вера в свои силы, умение сконцентрироваться, твердая уверенность, что ус пех будет достигнут. Соответственно, сложным является и педагогический процесс побуждения ребенка к самовоспитанию. Как заставить воспитанни ка взять ответственность за свое развитие на себя? Как побудить его к деятельности по самовоспитанию? Потребность в самовоспитании является высшей формой раз вития личности. Она не возникает одновременно у детей одного возраста, так как личность не всегда готова воспринимать требо вания общества. Потребность в самовоспитании проявляется в подростковом возрасте. Она зависит от идеалов, волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстни ков. Важным является умение подростка анализировать, реально оценивать свои качества и поступки. Но для этого процесс соци ального воспитания нужно строить так, чтобы он способствовал накоплению у ребенка положительного опыта и соответствующе го поведения. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим поведением, обликом, поступками; понять, что он должен измениться. А это значит включить все механизмы личности — сознание, волю, эмоции, — чтобы человек хотел и старался быть лучше2. В процессе самовоспитания важно уметь организовать свое вре мя. Человек не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь овладеть наукой и искусством, впи саться в общий ритм жизни, он должен овладеть собственным ритмом жизни, уметь организовать свое время.
1 См.: Орлов ЮМ. Самосознание и самовоспитание характера. — М., 1987. 2 См.: Поташник М.А., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. — М., 1983. — С. 30-31.
3 4
Все проступки подростка объясняются отсутствием жизненной перспективы. Многое изменяется в его поведении, когда ставится цель, определяется смысл жизни, когда он понимает цену време ни. Он связывает время со своей жизнью и начинает ценить его; составляет режим дня, пересматривает свои взгляды, уточняет свои возможности. Педагогическое руководство самовоспитанием должно быть гибким. Трудных подростков следует убеждать в необходимости самовоспитания. И еще раз следует напомнить: важно, чтобы под росток поверил в свои силы, способности. Методы самоорганизации 1. Чаще всего социальному педагогу при ходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростка ми, которые не могут руководить собственными поступками. Широко применяемый в воспитании самоорганизации — ме тод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, наставшую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод «перспективных линий» А. С. Макаренко (ближняя, средняя и дальняя перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени. Методы, применяемые в воспитании самоорганизации, пред полагают изучение ребенка: его жизни, учебной деятельности, от ношения со сверстниками, увлечений, материального положения, ценностных ориентации — и далее постановку целей и соотнесе ние их с фактором времени, организацию жизни воспитанника. Методы делового общения. Культура делового общения предпо лагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации. Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюда тельности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира че ловека. Самым распространенным является психологический тре нинг, во время которого актуализируются переживания человека. Подросток анализирует и представляет самого себя в опреде ленной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружаю щих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое по ведение. Положительным в проведении психологического тренинга яв ляется то, что подросток находится в группе сверстников и это дает возможность получения обратной связи и поддержки от тех, у кого такие же проблемы и кто находится в той же ситуации.
1 См.: Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995. — Ч. II.
3 5 Подросток может проверять верность выбранного стиля поведе ния, сопоставлять его с поведением других-.- В ходе тренинга проводится упражнение-игра на развитие та ких качеств, как самоанализ. * Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проиг рывание с детьми экстремальных ситуаций и поведения в них ре бенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тре нинг — снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на раз витие навыков подчинения и руководства другими. Кроме методов, которые мы разобрали относительно подроб но, перечислим еще ряд методов, которые также могут быть вос требованы социальным педагогом в его работе. Некоторые из них являются частью охарактеризованных выше. Метод социометрии — применяется для специальной матема тической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.1 . Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюде ние, оценка, анализ социально-педагогической ситуации. Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа при чин поступка и настроения, решение проблем психического со стояния ребенка. Биографический метод — исследование жизненного пути вос питанника для прогнозирования его дальнейшего развития. Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив. Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интер натных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благопри ятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.013 с.) |