Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работ А с умственно отсталым ребенкомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разные общества по-разному относились к слабоумным. И Ко ран и Библия рассматривают слабоумных как кару за грехи роди телей. Одни их называют детьми Бога, другие — детьми дьявола. Протестанты М.Лютер, Д.Кальвин советовали сажать их в тюрь му или топить в реке. В Древнем Риме существовал обычай при богатых домах дер жать слабоумных — на потеху хозяевам и гостям, что переросло в традицию держать при дворах монархов шутов.
Служители церкви в средневековье использовали слабоумных для сбора подаяния. Это имело место и в католических, и в право славных монастырях. В православной России умственно отсталых детей считали детьми Бога, божьими детьми. Их окружали ореолом святости, в них ус матривали божественных прорицателей. Еще в XI в. на Руси слабо умные призревались в Киево-Печерской лавре. В «Стоглавом су дебнике» (1551) определялось, что тех, «кои лишены разума», следует помещать в монастыри. При Петре I законом «о дураках» уточнялось, что прежде следует их внимательно освидетельство вать. Я. А. Коменский в «Великой дидактике» писал: «Кто усом нится в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободиться от тупости природной?» И далее: «Из человеческого воспитания и образования нельзя исключать никого кроме нече ловека». Из-за поражения центральной нервной системы такие дети трудно осмысливают окружающую жизнь, не понимают требо ваний взрослых. Поэтому советы взрослых должны быть немного словны. Занятия следует строить в игровой форме, при этом вы бирать игры, которые расширяют кругозор ребенка, развивают его речь. Давая задания, нужно обязательно показывать, как их выполнять. Особое значение приобретает обучение умственно от сталого ребенка навыкам самообслуживания, что помогает в раз витии речи, мышления. В формировании привычек важно со блюдать последовательность. Так, ребенка 4—6 лет следует учить убирать в определенное место игрушки, книги, учебный мате риал. Разговаривать с умственно отсталым ребенком следует спокой ным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу даже за незначительные успехи. У умственно отсталых детей наблюдается недоразвитие мото рики. Они не умеют бегать, прыгать, направленно бросать мяч. Их не привлекают предметы сами по себе, поэтому для занятий сле дует выбирать яркие предметы, например красочные игрушки. Научить такого ребенка элементарным движениям можно только после показа, например, как садиться на стул, сгибая ноги в ко ленях. Для тренировки равновесия ребенку предлагают ходить по коридору между натянутыми веревками, между стульями. Прежде всего необходимо научить захвату предметов, которые отличают ся по величине, форме, цвету, перекладыванию их с одного мес та на другое. Когда ребенок станет постарше, нужно научить его пользо ваться ключом, открывать двери с различными ручками, научить есть, одеваться, раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Многие из этих детей начинают произносить отдельные слова только в 5—6 лет. Они понимают других, но сами говорить затруд-
няются. Речь таких детей с большими дефектами, что является результатом недоразвитости связок, неправильного расположения зубов, недоразвитости языка. Здесь необходима работа логопеда, но кое-что можно делать и в домашних условиях, например тре нировать дыхание — научить ребенка сдувать ватку с книги, дуть на кораблик в тазу с водой и др. Важно для умственно отсталых детей и воспитание дисциплины. Они очень внушаемы, любят подражать окружающим. Поэтому не представляет труда научить их здороваться, вставать, подавать руку, мальчику, входя в поме щение, снимать головной убор, уступать место взрослым, подни мать упавший предмет.
ЛЕЧЕБНА Я ПЕДАГОГИК А
Лечебная педагогика — отдельная самостоятельная отрасль со циальной педагогики на стыке медицины, психологии и общей педагогики, которая рассматривает вопросы воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья. Проблемами лечебной педа гогики занимались видные отечественные и зарубежные ученые: В.П.Кащенко, Д.С.Выготский, Я.Корчак, А.Г.Коган, А.А.Дуб ровский. Осуществляя укрепление здоровья ребенка, лечебная педаго гика привлекает средства психотерапии, искусства, природы и опирается на права ребенка на здоровье, закрепленные Конвен цией ООН о правах ребенка. Следует выделить следующие принципы лечебной педагогики: ответственность педагога за здоровье ребенка; сочувствие и бережное отношение к больному ребенку; профилактика психического, физического и социального кри зиса в состоянии ребенка: легче предупредить недуг, чем потом его лечить; индивидуальный подход в работе с ребенком; объединение усилий врача, родителей и ребенка в процессе реабилитации; осуществление главных заповедей: «Не навредить здоровью ре бенка», «Помочь и научить ребенка заботиться о себе», «Уважать личность ребенка»; поощрение ребенка в его деятельности; использование в работе факторов окружающей среды, приро ды, общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Исходя из основной цели лечебной педагогики — оздоровле ние ребенка — выделены ее основные средства: общетерапевтические, которые направлены на укрепление здо ровья ребенка, на его положительное общение как основу психи ческого здоровья; лечебные — организация консультаций специалистов для диаг ностики состояния здоровья и определения лечения;
профилактические — вовлечение детей в разнообразную твор ческую деятельность с целью предупредить отклонение в физи ческом, психическом состоянии здоровья, обучение культуре про ведения своего свободного времени, организации режима в шко ле, дома; обучение наблюдению за своим здоровьем; создание в центре или школе своеобразных ниш, где бы ребенок мог освобо диться от своих переживаний, страхов, отрицательных эмоций и напряжений. Первостепенным методом лечебной педагогики является ме тод убеждения — размышление вместе с воспитанником о его жизни, обществе, которое его окружает, о его месте в нем, важ ности жить и победить болезнь. Подготовив ребенка таким обра зом, педагог внушает ему мысль о необходимости лечения (сугге стивное внушение). Важно обучить больного ребенка самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние. Это привитие качеств самодис циплины, самовыдержки, самокритики. Положительно влияют на лечение, укрепление здоровья ре бенка эстетические средства воздействия: кино и театр, музыка и пение, ритмика и изобразительное искусство. Метод организации игр (игротерапия), особенно на свежем воздухе, — один из обязательных методов лечебной педагогики. Игры, от самых простых, как, например, лапта, до таких много составных, как «Зарница» и «Проводы Масленицы», широко прак тикуются в детских лечебных учреждениях. Воспитание на положительном — аретотерапия — метод, обе регающий больного ребенка от отрицательных эмоций. Лечебная педагогика основывается на методах педагогической помощи ребенку — имаготерапии. Неоценимое лечебное и воспитательное воздействие на ребен ка оказывает природа. Занятия в парке и лесу, купание в реке и море, походы в горы и т.п. обязательны в планировании работы воспитателя, социального педагога детских оздоровительных уч реждений.
Социальному педагогу, работающему с больными детьми, по лезно обратиться к опыту школы-санатория, созданной В. П. Ка щенко в 1908 г. в Москве на улице Погодинской в доме 8. Это было учебное и воспитательное учреждение для нервных, не успевающих, трудных, ленивых, истерических, вялых детей от 4 до 16 лет. В школу не принимались дети с органическими нару шениями ЦНС, приводящими к идиотии, глубокой умственной от сталости и эпилепсии. В школе было 22 воспитанника, которые делились на три «семьи», во главе каждой «семьи» был воспита тель, который и жил в семье. Каждая семья отдельно питалась, лечилась, играла. Для занятий «семья» делилась на небольшие группы.
Ставилась задача совместить лечение с обучением и воспитанием, дать детям знания, развить познавательные интересы, возможнос ти, способности, творчество и самостоятельность. Дети изучали историю, язык, арифметику, географию, естество знание. Первостепенным был ручной труд, который рассматривался как метод усвоения и закрепления знаний и как средство коррекции личности. Дети сами взвешивали, замеряли, зарисовывали, состав ляли коллекции, делали модели. Первостепенное внимание обращалось на отношения воспитате ля и ребенка, на индивидуальную работу с детьми. Расписание, стро гий распорядок ребята принимали сами, были против его наруше ний, так как это требовало новых нервных затрат для приспособле ния к новым условиям. Доверие к ребенку и требовательность проявлялись в привлечении ребят к ответственным, серьезным работам, к выполнению важных поручений, таких, например, как выдавать книги в библиотеке, отве чать за порядок и исправность инструментов в мастерской, дежурить в музее. Проступки детей рассматривались как ошибки, промах - как след ствие временной болезни. За проступок воспитанника не ругали, а временно укладывали в постель, что приводило к отдыху нервной системы. Ребенок после этого стремился вести себя нормально. Лечебные мероприятия (массаж, гимнастика, игры, прогулки и т.п.) разумно чередовались с обучением и различными воспитательными мероприятиями.
В работе с детьми-инвалидами социальному педагогу поможет опыт лечебной педагогики А.А.Дубровского1. По мнению А.А.Дубровского, деревья оказывают лечебное, эмо циональное воздействие на ребенка. Он описывает, как ребята тя нутся к платанам, считая их своими друзьями. Все это потому, что на детей с нарушенной, заторможенной психикой благоприятно влияют деревья с крупными кронами конической или пирамидальной формы и заостренной вершиной (тополь, ель, пихта). В парке санатория были посажены «щадящие», «успокаивающие» деревья с раскидистыми, повислыми, зонтикообразными, шарикообразными, плакучими кро нами, с бледными листьями. Успех лечения зависит от того, будут ли во время лечения пре одолено одиночество и подавленность ребенка. На первом этапе педагог проводил доверительную беседу с ре бенком, из которой выяснял «главные желания ребенка». Первосте пенной задачей он считал отвлечь ребенка от «ухода в болезнь», заставить его поверить в свое выздоровление. «Нередко, - пишет Дубровский, - причиной болезни является неразвитость души, без-
1 См.: Дубровский АЛ. Жемчужина России // Педагогический поиск. — М., 1987. - С. 501-540. * делье, скука, праздность, черствость и бездушие, грубость и непони мание, холодность и безразличие, ограниченность и агрессивность. Поэтому мы и видим основную свою задачу в том, чтббы уважением и доверием к ребенку помочь ему научиться стать человеком и жить среди людей. Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребенка - вот наши главные лекарства. И еще - полнокров ная, радостная, яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других жизнь. Только так больной ребенок сможет почувствовать себя полноценным человеком. "Учись быть активным невзирая на болезнь, не сосредоточивайся на болезни, и она отступит!" - внушаем мы по стоянно детям». Педагог пишет о «труде-заботе», которым увлечен весь санато рий, каждый ребенок, о традициях совместного труда, о «труде-ра дости», который вносит в жизнь больных ребят романтику. Гордость санатория - парк был возделан воспитателями вместе с ребятами. Ребята сажали деревья, собирали сушняк, вскапывали землю под цветы. В этой работе ребята взрослели. Романтика, которая в жизни больных детей просто необходима, при вносится и в игры. Во время игры «Морская эскадра» ребята с припод нятым настроением выбирают для своих команд названия кораблей, готовятся к встрече гостей моряков-пограничников, отглаживают мор скую форму, изучают азбуку Морзе, историю флота, жизнь замеча- ^ тельных флотоводцев - героев морских сражений. Торжественная линейка, выход детских экипажей, рассказы моряков о славе россий ского флота - все это обладает необыкновенной притягательностью для ребят, а кроме того, обладает большой воспитательной силой. Этическому воспитанию в санатории служит комната для размышле ний. Цель комнаты - побудить ребенка к раздумью о своих отношениях с окружающими, проверить себя и свое поведение. На двери комнаты надпись: «Зайди и призадумайся - выполняешь ли ты "10 нельзя"». Вот эти «10 нельзя». 1. Нельзя бездельничать, когда все трудятся, позорно предавать ся увеселениям... 2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это вели чайшее святотатство. 3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людь ми, особенно стариками. 4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. 5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что не дает себе. Умей отказаться от подарка, если знаешь, что в вещи, которую тебе дарит, мать отказывает себе. 6. Нельзя делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни в стороне. 7. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших... не простившись с ними, не дождавшись у них пожеланий счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться. 8. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего... нельзя си деть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек, особенно женщина. 9. Нельзя ожидать, когда с тобой поздоровается взрослый, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь, по желать доброго здоровья. 10. Нельзя оставлять старшего'родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого кроме тебя. Помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме человеческого общения, у него уже не может быть. Лечебная педагогика А.А.Дубровского направлена на то, чтобы помочь ребенку справиться с болезнью, выйти из нее стойким, уме ющим жить среди людей. Он ставит задачу увлечь больных детей самосовершенствованием и «творением добра», привить любовь к природе, развить творчество. Решить эти задачи можно, по мнению педагога, вовлекая ребят в труд и общение. Дубровский формулирует основные направления работы социаль ного педагога с больными детьми. Это: проведение этических бесед; организация детского самоуправления; обязательное участие детей в труде, занятиях гимнастикой; сотрудничество детей и воспитателей; всем коллективом играть с детьми; помочь заняться творчеством; организовать отдых: на стадионе, в комнате сказок, в парке, в биб лиотеке; проводить занятия психотерапии и аутогенной тренировки.
Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подрост ков с ограниченными возможностями был открыт в г. Клину Москов ской области. Перед социальными работниками Центра была по ставлена задача оказать детям и подросткам медицинскую, соци альную, педагогическую и правовую помощь, по возможности нор мализовать их здоровье, отношение к жизни, семье, обучению, ТРУДУ- Сотрудники Центра выявляют больных детей и подростков, а так же детей-инвалидов города, изучают причины и сроки наступления болезни и инвалидности ребенка (подростка), фиксируют соци альный статус семьи, состояние здоровья ребенка в каждый из пе риодов его жизни. Разрабатываются индивидуальные программы реабилитации, координируется работа медицинских, школьных, интернатных, спортивных и оздоровительных учреждений. Специа листы Центра работают с родителями больных детей, обучая их основам психологических, медицинских и педагогических знаний, привлекая их к активной работе по оздоровлению детей. В Центре созданы условия, приближенные к домашним, культи вируются доброжелательное отношение к детям, уважительные от- ношения между педагогами, между педагогами и ребятами. Ребят консультируют врачи, логопед, дефектолог, психолог, юрист. В Центре функционируют два отделения: организационно-мето дическое и отделение психологической, педагогической и социаль ной помощи. В организационно-методическом отделении изучаются состо яние здоровья детей (подростков) с отклонениями в развитии, соци альное положение семьи, разрабатываются индивидуальные про граммы реабилитации. Выполнение программ контролируется, свое временно вносятся в них поправки. Создана компьютеризированная база данных о больных детях. Поэтапное выполнение индивидуальных программ проводится в стационарном медицинском отделении. Осуществляется медикамен тозная, витаминозная, нетрадиционная и травотерапия. По согласо ванию с органами здравоохранения отделение направляет детей в лечебные учреждения для получения специальной помощи. В отделении психолого-педагогической реабилитации осу ществляется медицинская, социальная, педагогическая и психоло гическая реабилитация детей дошкольного возраста с 4 до 7-8 лет. Это дети с речевыми нарушениями различной степени. У некото рых - на фоне задержки психического развития на органической осно ве, а также сопутствующих заболеваний органов дыхания, сердца, по чек, ортопедических отклонений, неврозов, аллергии, соматической ос лабленное™. Группы составляются по заболеваниям и по возрасту. Большинство из них дети из неполных или неблагополучных се мей. Поэтому первостепенной задачей специалистов Центра было создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. С помощью переносных ширм созданы уголки психологической разгрузки, где ребенок может уеди ниться. Комнаты оформлены элементами русского прикладного ис кусства (гжель, хохлома, городец и т.д.). Музыкальный зал - в стиле деревянной резной шкатулки золотистых тонов. Преобладающим направлением в работе Центра является кор рекция речевых нарушений, чем занимаются учителя-логопеды. За нятия учителя-логопеда проводятся в форме игры, затем занятия продолжает воспитатель, а родителями закрепляются приобретен ные детьми навыки. Поскольку дети имеют тяжелые нарушения речи, что ведет к не успеваемости в школе, то воспитатели и учителя работают по про грамме опережающего обучения грамоте и чтению. Эта работа про водится в виде путешествия в страну звуков, букв, слогов, ударений, знаков препинания. Чтобы ликвидировать нарушения координации движений, прово дятся упражнения по каллиграфии. Любимыми занятиями ребят яв ляются «плавание» в сухом бассейне, езда на велотренажере, бег по механической дорожке, массаж, занятия по логоритмике и хорео графии.
Ребята работают в огороде, помогают убирать территорию, уха живают за растениями и животными, готовят костюмы и декорации к спектаклям. Во время этических бесед и специально создаваемых педагоги ческих ситуаций детям в игровой форме прививаются правила пове дения в обществе. Коллектив Центра работает в тесном контакте с семьей. Ежедневно организуются консультации родителей. Родительские собрания про водятся вместе с детьми. Вместе с детьми и родителями сотрудники Центра выезжают в музеи и походы, проводят дни открытых дверей, родители активно помогают в проведении праздников.
Рекомендуемая литература Дубровский А.А. Жемчужина России // Педагогический поиск. — М., 1987. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. — М., 1989. Дубровский А.А. Учителю Кубани о лечебной педагогике. — Красно дар, 1989. Искусство невербальной педагогики. — Орел, 1993. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. — М., 1994. Коган А.Г. Лечебная педагогика в детском санатории — М., 1977. Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населе ния в Клинском районе Московской области. — М., 1999. Мастюкова ЕМ. Лечебная педагогика. — М., 1997. Маслова Н.Ф. Диагностические тест-карты по изучению профессио нальной деятельности учителя в становлении личности школьника. — Орел, 1991. Социальная педагогика. — М., 1998. Социальное воспитание личности: цели и региональное проектиро вание защиты от дегуманизации среды. — Орел, 1994. Тихомирова О.В. Использование учителем-воспитателем средств ле чебной педагогики. — М., 1993.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.017 с.) |