Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ребено к в семье алкоголиков
Зачатие ребенка в алкогольном состоянии приводит к рожде нию ребенка с психическими отклонениями, при этом достаточ но незначительного опьянения. Главная ответственность за рождение здорового ребенка ло жится на мать. Ребенок от пьющей матери рождается раньше сро ка, с признаками алкогольного отравления и тяжелого пораже ния нервной системы, мозга, с параличом. Чаще всего это врож денное слабоумие — олигофрения.
1 См.: Рабочая книга социального педагога. — Орел, 1995.
5 2
Важно учитывать, кто пьет в семье — один или оба родителя, мать или отец. Отец-алкоголик обычно заявляет, что ему дети ме шают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрес сивны, стремятся сами защищать себя. Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу. На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее членов, что семье хотят помочь. Далее собирает сведе ния о детях в поликлинике, в школе, в комиссии по делам несо вершеннолетних. Если не удается убедить родителей не пить и изменить свою жизнь, педагог стремится изолировать детей от родителей-алко голиков. Здесь ему потребуется квалифицированная юридическая консультация. Если родители лишаются родительских прав, необ ходимо найти родственников, решить вопрос об опеке или опре делении детей на время в приют, в детский дом или к новым родителям.
КРИЗИ С СЕМЬ И
В современных кризисных условиях именно семья получила больше всего ударов. Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Снижение покупательной способнос ти, обнищание средних слоев населения привело к росту смерт ности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, со гласно статистическим данным, с 1992 г. наблюдается уменьше ние населения. Если в 1995 г. прирост населения составлял 749,9 тыс. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на
880 тыс. Современная семья урезает себя не только в жилье и одеж де, но и в питании.* Разрушительные последствия реформ сказались и на мораль ном климате в обществе, что наряду с экономическими фактора ми активизировало процесс распада семьи. Каждый третий ребе нок сегодня воспитывается в неполноценной семье, растет число детей, рожденных вне брака, родители уклоняются от воспита ния детей. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивает ся число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей. Усилилась криминальная обста новка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, часть населения на грани нищенства. Чаще это много детные семьи.
5 3
За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми во Дворцах культуры и Домах пионеров. Государство уст ранилось от помощи семье, не созданы законодательные акты, которые бы на деле помогали семье выстоять в условиях экономи ческого и социального кризиса в стране. Снизилось государствен ное финансирование женских консультаций, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка. В самом тяжелом положении сегодня находятся семьи, где не совершеннолетние дети, а также неполные семьи. В семье растет алкоголизм и наркомания. Страдают и семьи интеллигенции: труд врача и учителя до сих пор низкооплачиваем. Падение нравственных устоев, стремление отвечать только за себя, материальная возможность обеспечить только себя приво дят к увеличению роста разводов.
Если рушится семья, рушится государство. Российская ассоциа ция планирования семьи (РАПС) пыталась провести через Думу за кон о праве граждан России на деторождение. Суть закона направ лена на финансирование абортов, на стерилизацию, на распростра нение контрацептивов, т.е. на то, что влечет к уменьшению рождае мости в стране.
Этот закон - своеобразный контроль государства за рождае мостью, и если он будет принят, то народ из своего кармана будет оплачивать свое уничтожение. Закон предполагает ввести в школах уроки о половом воспитании, что ведет к увеличению абортов среди девочек-подростков. В 1970 г. в США была принята программа сексуального об разования в учебных заведениях. В результате за пять лет число абортов среди несовершеннолетних выросло на 45%, а к 1990 г. уве личилось в 2 раза. Это более миллиона беременных девочек в год. Был выпущен на свободу джин сексуальной распущенности. Амери канским сенатом это объявлено национальной катастрофой. Хотя в нашей стране аналогичный закон не принят, но с 1996 г. в школах уже ведется просвещение по половому воспитанию. РАПС - это аналог международной организации, которая была создана в 1921 г. для контроля за рождаемостью, идеология которой - освобождение от неполноценных детей - близка к идеологии Тре тьего Рейха. Копируя международную организацию планирования семьи, РАПС допускает многоженство, гомосексуальные семьи, введение сексу ального образования с 7 лет, провозглашает принцип «Один ребе нок в семье». Программа «Планирование семьи» не укладывается в наши куль турные традиции, ее осуществление только усугубляет тяжелое по ложение современной семьи. Притом что уже сегодня 70-80% школь ников страдают неврозами, ежегодно 80 тыс. детей рождаются с па тологией, 2% из них имеют тяжелые физические заболевания, ум-
54
ственно неполноценны, инвалиды с детства, реализация программы может привести к катастрофическим последствиям для психическо го и физического здоровья подрастающих поколений. Нравственные устои общества разрушает введение в школах пред мета «Валеология». Пропаганда безопасного секса.обнажение вза имоотношений между полами приводят к тому, что у подростков те ряется смысл жизни. Разработчики программы игнорировали особен ности российской культуры, предполагающие таинство брака, супру жескую верность, целомудрие, чистоту, невинность. В январе 1998 г. Центр планирования семьи был ликвидирован. Министерство общего и профессионального образования запретило разработки в области полового воспитания, но пропаганда безопас ного секса продолжается во всех средствах массовой информации, а в школах продаются презервативы. Программа сексуального развития детей и подростков разрушает здоровье подрастающего поколения, не говоря уже о духовности. Она предусматривает следующие темы на уроках в школе: - особенности размножения растений, животных, человека (II класс); - общие представления о периодах жизни человека. Внутриутроб ный период, его особенности, половое развитие мальчиков и дево чек. Половое созревание. Детская влюбленность (III класс); - анатомо-физиологические особенности развития мальчиков и девочек. Вторичные половые признаки. Половое созревание (V класс); - физическое и сексуальное насилие. Красота обнаженного тела (VII класс); - понятие об эротике и сексуальности (X класс); - общая сексология. Физиология половой жизни (XI класс). Эта программа ориентирована на детей, «вкусивших» улицу, тогда как большинство детей сохранили нравственную чистоту. Она наце лена не на воспитание духовности и сердца, а на простые физиологи ческие акты, что приводит к увеличению абортов среди подростков.
В российской культуре не принято фиксировать внимание на теле и болезнях, что культивируется в программе. Тем более что дети, особенно мальчики, мнительны, при фиксации на болезнях у них раз виваются ипохондрические неврозы, что приводит к психосоматичес ким заболеваниям, к ухудшению их здоровья1.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ
В нашей стране в 1992 г. правительством было принято поста новление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономи-
1 См.: Медведева И., Шишова Г. Новые модели поведения // Воспитание школьника. - 1998. - № 5. - С. 26-29.
ческую, правовую, медицинскую, психологическую и педагоги ческую помощь. Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях оказывается помощь семье, детям-сиротам, труд ным подросткам, организуется семейный отдых. Эти службы призваны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для ребенка в семье. В практике социальной помощи семье создаются различные центры: досуга, патроната семейного типа, помощи семье во вре мя кризиса. Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз личных служб. Так, одной из них является служба социальной ре абилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жиз ненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства. Социальная служба молодежи помогает молодым людям в тру доустройстве. Ее контингент — молодая семья, несовершенно летние преступники, вернувшиеся из заключения, алкоголики и наркоманы. В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается пси хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ ляется профессиональная подготовка. Организацией досуга семей, культурно-массовых мероприя тий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привле каются отцы, предоставляется возможность родителям на не сколько часов оставлять в центре малышей; здесь собираются и подростки.
В медико-социальном центре оказывается помощь не только де тям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществля ется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропа ганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. Осо бое внимание уделяется семьям, где есть дети-инвалиды и боль ные дети. После выявления нуждающихся семей социально-быто вые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепля ют к магазинам, мастерским и т.д. Для оказания временной помощи семье, попавшей в беду, со здаются временные приюты. Более распространены приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для под ростков и молодежи — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу; после окончания школы, найдя работу, они могут уйти из интерната. В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помо гают установить в семье нормальную психологическую обстанов- ку, осуществляют психологическое и педагогическое просвеще ние всех ее членов. Распространенной формой работы с трудными детьми и под ростками являются центры социальной реабилитации детей и под ростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного по ведения детей и подростков, организуя их труд и'учебу, помогая выйти из кризисного состояния. Центры социальной защиты осуществляют правовую и юриди ческую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подрост ков в преступления. Помогают вышедшим из заключения. В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки за нимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую ре абилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилита ционные программы для каждого ребенка. Ведется психологичес кий и педагогический контроль за процессом реабилитации. Особое место в социальной работе отводится контактам с ро дителями. Эти контакты помогают социальному педагогу прово дить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи. Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи «группы риска», оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном производстве, многодет ные семьи, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов. Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль ные, общественные и частные средства. В центрах семейного досуга работают игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.
Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или жен ского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кри зисных ситуациях. Распространенная форма работы с родителями в центрах се мейного досуга — семейные лектории, где родители пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит от контингента слушателей. Например, в группе, где вдо вы, разведенные или безработные, нужна только эмоциональная поддержка. В другой — родители активно интересуются педагоги-
кой и психологией и т.д. Для каждой группы составляется отдель ная программа. -Социальные работники центра приобщают семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экс курсии, путешествия семьи или нескольких семей. Доступной для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают своих сверстников. Часто в походе объединяются 2— 3 семьи. Группа не должна превышать 20 человек. Семейные похо ды бывают пешие, лыжные, автомобильные, велосипедные — от несколькочасовых до многодневных. Важным являются подготов ка к походу, разработка маршрутов похода, сбор снаряжения и материала, планирование режима труда и отдыха. В качестве примера охарактеризуем опыт работы социальных служб с семьей в муниципальном районе «Раменки» г. Москвы и в центре «Доверие» г. Клина Московской области.
Для работы с семьей в муниципальном районе «Раменки» было проведено обследование всех жителей района, составлена необхо димая документация, чтобы увязать работу с семьей со всеми орга низациями района. На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны со циальные паспорта по группам жителей: пенсионеры, инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды. Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и мето ды оказания помощи в работе с каждой семьей. В результате остро- нуждающиеся семьи получили бесплатное питание, денежную и гу манитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания проводились различные культурные и просветительские мероприятия. Была организована помощь семь ям, имеющим детей-инвалидов; летом дети из многодетных семей отдыхали в оздоровительных лагерях, ездили на экскурсии. В центрах проходили вечера встреч, концерты, чаепития. Прово дилась распродажа по низким ценам обуви, различных швейных из делий и т.д. В районе решались также вопросы подготовки кадров, переподго товки военнослужащих с выдачей документа на право работать со циальным работником.
В помощь семьям, где родители работают, организованы в шко лах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют. В ряде школ система продленного дня построена с получасовой разбивкой ставок: преподаватели-предметники ведут дополни тельные уроки, а к воспитательной работе привлекаются специалисты для руководства различными кружками, студиями, секциями. В та- ком случае изменяется режм.*. раооты школы. В первую половину дня даются 3-4 ведущих предмета, а во вторую половину дня ребя та занимаются в кружках, в спортзале, в мастерских. В это время в школе открыты все кабинеты. При таком режиме учащиеся проявля ют повышенный интерес к занятиям, к творчеству1.
В Центре «Доверие» г. Клина Московской области создано несколь ко отделений. В отделении психолого-педагогической помощи рабо та ведется по программам «Детский сад», «Дошколенок», «Семья», «Школа», «Vita», «Психологические аспекты алкоголизма», «Подро сток», «Я и моя профессия», «Персонал». По программе «Дошколенок» обследуются дети 4-5 лет, данные их физического развития заносятся в компьютер. Определяются го товность детей к школе, их психологическое состояние, адаптиро- ванность в среде сверстников. Программа «Подросток» предпола гает помощь подросткам, совершившим правонарушения. Програм ма «Семья» нацелена на помощь молодым, вступающим в брак; социальные педагоги консультируют родителей по вопросам вос питания детей, помогают трудным подросткам восстановить отно шения в школе, преодолеть стрессы; с дошкольниками занимается логопед. Служба «Vita» работает по программе психосексуального воспи тания с детьми и подростками от 7 до 17 лет, читаются лекции по половому воспитанию для детей и родителей, юношей и девушек готовят к супружеской жизни. В медико-психологическом отделении центра «Доверие» помога ют избавиться от алкогольной зависимости. Служба «Телефон дове рия» в анонимной беседе по телефону помогает человеку выйти из кризисного положения. В городе также работает центр помощи семье и детям «Семья», являющийся базовым предприятием социальной помощи населению. В нем собраны данные обо всех социально уязвимых семьях, где есть инвалиды, пенсионеры, дети до двух лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды. Сотрудники центра принимают участие в решении сложных про блем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и под держке. Анализируется социальное положение семей, прогнозиру ются их потребности в социальной помощи и разрабатываются пред ложения по развитию социальных услуг. В работе центра определились основные направления: социаль но-экономическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое, социально-профилактическое, реабилитацион ное, информационное, профилактическое.
1 См.: Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе «Раменки». — М., 1996. В отделении по работ е с семьями, имеющими несовершеннолет них детей, стоит на учете более 12 тыс. семей, которым оказывается материальная помощь как денежная, так^обувью,-одеждой, продук тами питания, организуется санаторное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул. Около
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.049 с.) |