Ребено к в семье алкоголиков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ребено к в семье алкоголиков



 

Зачатие  ребенка  в алкогольном состоянии приводит  к рожде­ нию ребенка  с психическими отклонениями, при этом достаточ­ но незначительного опьянения.

Главная  ответственность за  рождение  здорового  ребенка  ло­ жится на мать. Ребенок от пьющей  матери рождается  раньше  сро­ ка,  с признаками  алкогольного отравления и тяжелого  пораже­ ния нервной системы, мозга,  с параличом. Чаще всего это врож­ денное  слабоумие  — олигофрения.

 

1  См.:  Рабочая  книга социального  педагога. — Орел,  1995.

 

5 2


 

Важно учитывать,  кто пьет в семье  — один  или оба родителя, мать или отец. Отец-алкоголик обычно  заявляет, что ему дети ме­ шают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими  не занимается. Дети в такой  семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко  умственно отсталые.  Они  агрес­ сивны, стремятся сами защищать себя.

Дети страдают  от того,  что их родители  пьют,  дружат только  с детьми из аналогичных семей,  убегают из дома. Девочки  вступают в раннюю  половую  связь,  бросают  школу.

На первом этапе работы с такой семьей социальный педагог убеждает ее членов,  что семье хотят помочь.  Далее собирает  сведе­ ния о детях в поликлинике, в школе,  в комиссии по делам несо­ вершеннолетних.

Если  не удается  убедить  родителей  не  пить  и  изменить свою жизнь,  педагог  стремится изолировать детей  от родителей-алко­ голиков.  Здесь ему потребуется  квалифицированная юридическая консультация. Если родители лишаются родительских прав,  необ­ ходимо найти  родственников, решить  вопрос  об опеке  или опре­ делении детей на время в приют,  в детский дом или к новым родителям.

 

КРИЗИ С СЕМЬ И

 

В современных кризисных условиях именно семья получила больше  всего ударов.  Безработица, повышение цен  на продукты питания и  коммунальные услуги  ударили  в  первую  очередь  по семье,  вызвали  обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Снижение покупательной способнос­ ти,  обнищание средних  слоев населения привело  к росту смерт­ ности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, со­ гласно  статистическим данным, с  1992 г. наблюдается уменьше­ ние населения. Если  в 1995 г. прирост  населения составлял  749,9 тыс.  человек,  то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на

880 тыс. Современная семья урезает себя не только в жилье и одеж­

де, но и в питании.*

Разрушительные последствия реформ  сказались и на мораль­ ном климате  в обществе, что наряду с экономическими фактора­ ми активизировало процесс  распада  семьи.  Каждый  третий  ребе­ нок сегодня  воспитывается в неполноценной семье,  растет число детей,  рожденных вне  брака,  родители  уклоняются от  воспита­ ния детей. Современная семья отличается своей нестабильностью, развиваются процессы кризисных явлений в семье,  увеличивает­ ся число  конфликтных семей,  где нелады  родителей  между собой отражаются на воспитании детей. Усилилась  криминальная обста­ новка. Ножницы прожиточного уровня богатых и бедных все больше расходятся, часть населения на грани нищенства. Чаще это много­ детные  семьи.

 

5 3


 

За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми  во Дворцах культуры и Домах пионеров. Государство уст­ ранилось от помощи  семье, не созданы законодательные акты, которые  бы на деле помогали  семье выстоять в условиях экономи­ ческого и социального кризиса  в стране.  Снизилось государствен­ ное финансирование женских консультаций, родильных домов, детских  больниц,  дошкольных  учреждений,  домов  ребенка.

В самом тяжелом  положении сегодня  находятся  семьи,  где не­ совершеннолетние дети,  а также  неполные  семьи.  В семье растет алкоголизм  и наркомания. Страдают и семьи интеллигенции: труд врача и учителя до сих пор  низкооплачиваем.

Падение  нравственных  устоев,  стремление  отвечать  только  за себя,  материальная возможность  обеспечить  только  себя  приво­ дят к увеличению  роста разводов.

 

Если рушится семья, рушится государство.  Российская  ассоциа­ ция планирования  семьи (РАПС) пыталась провести через Думу за­ кон о праве граждан России на деторождение.  Суть закона направ­ лена на финансирование абортов, на стерилизацию,  на распростра­ нение контрацептивов,  т.е. на то, что влечет к уменьшению рождае­ мости в стране.

Этот закон  - своеобразный  контроль  государства  за  рождае­ мостью,  и если он будет принят, то народ из своего кармана будет оплачивать свое уничтожение.  Закон предполагает ввести в школах уроки о половом воспитании,  что ведет к увеличению абортов среди девочек-подростков.

В 1970 г. в США была принята программа  сексуального об­ разования в учебных заведениях. В результате за пять лет число абортов среди несовершеннолетних выросло на 45%, а к 1990 г. уве­ личилось в 2 раза. Это более миллиона беременных девочек в год. Был выпущен на свободу джин сексуальной распущенности.  Амери­ канским  сенатом это объявлено национальной катастрофой.

Хотя в нашей стране аналогичный закон не принят, но с 1996 г. в школах уже ведется просвещение  по половому воспитанию.

РАПС - это аналог международной  организации,  которая  была создана в 1921 г. для контроля за рождаемостью,  идеология которой - освобождение  от неполноценных детей - близка  к идеологии  Тре­ тьего Рейха.

Копируя международную организацию планирования семьи, РАПС допускает многоженство, гомосексуальные семьи, введение сексу­ ального образования  с 7 лет, провозглашает  принцип  «Один ребе­ нок в семье».

Программа  «Планирование семьи» не укладывается в наши куль­ турные традиции,  ее осуществление  только усугубляет тяжелое по­ ложение современной семьи. Притом что уже сегодня 70-80% школь­ ников страдают неврозами,  ежегодно 80 тыс. детей рождаются с па­ тологией,  2% из них имеют тяжелые физические  заболевания,  ум-

 

54


 

ственно неполноценны, инвалиды с детства, реализация программы может привести  к катастрофическим последствиям для психическо­ го и физического здоровья подрастающих поколений.

Нравственные устои общества разрушает введение в школах пред­ мета «Валеология». Пропаганда безопасного секса.обнажение  вза­ имоотношений  между полами приводят к тому, что у подростков  те­ ряется смысл жизни. Разработчики программы игнорировали особен­ ности российской культуры, предполагающие таинство брака, супру­ жескую верность, целомудрие, чистоту, невинность.

В январе 1998 г.  Центр планирования  семьи был ликвидирован. Министерство  общего и профессионального образования запретило разработки  в области полового воспитания,  но пропаганда безопас­ ного секса продолжается во всех средствах массовой  информации, а в школах продаются  презервативы.

Программа сексуального развития детей и подростков разрушает здоровье подрастающего поколения, не говоря уже о духовности. Она предусматривает следующие темы на уроках в школе:

-  особенности  размножения  растений,  животных,  человека  (II

класс);

- общие представления о периодах жизни человека. Внутриутроб­ ный период, его особенности,  половое развитие мальчиков и дево­ чек. Половое созревание.  Детская влюбленность (III класс);

-  анатомо-физиологические особенности  развития  мальчиков и девочек. Вторичные половые признаки.  Половое созревание (V класс);

- физическое и сексуальное насилие. Красота обнаженного тела

(VII класс);

- понятие об эротике и сексуальности (X класс);

- общая сексология.  Физиология половой жизни (XI класс).

Эта программа ориентирована на детей, «вкусивших» улицу, тогда как большинство детей сохранили  нравственную  чистоту.  Она наце­ лена не на воспитание духовности и сердца, а на простые физиологи­ ческие акты, что приводит к увеличению абортов среди подростков.

В российской культуре не принято фиксировать внимание на теле и болезнях,  что культивируется  в программе. Тем более что дети, особенно мальчики, мнительны, при фиксации на болезнях у них раз­ виваются ипохондрические  неврозы, что приводит к психосоматичес­ ким заболеваниям,  к ухудшению их здоровья1.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

 

В нашей  стране  в 1992 г. правительством  было принято  поста­ новление  «О первоочередных  мерах по созданию  государственной системы  социальной помощи  семье»,  которая  включает экономи-

 

1  См.: Медведева И., Шишова Г. Новые  модели поведения  // Воспитание школьника. - 1998. - № 5. - С. 26-29.


 

ческую,  правовую,  медицинскую,  психологическую и  педагоги­

ческую  помощь.

Социальная политика относительно семьи и детей проявилась в выплате пособий на ребенка, создании учреждений социального обслуживания, которые были ориентированы на семью и детей. В этих учреждениях  оказывается помощь  семье, детям-сиротам, труд­ ным  подросткам, организуется семейный отдых.

Эти  службы  призваны  обеспечивать детскую  безопасность, нормальные условия  для ребенка  в семье.

В практике социальной помощи семье создаются  различные центры:  досуга, патроната семейного типа,  помощи семье во вре­ мя кризиса.

Более  распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа раз­ личных служб. Так,  одной из них является служба социальной ре­ абилитации, работающая с людьми,  попавшими в трудную жиз­ ненную  ситуацию.  Здесь  оказывают  материальную  поддержку, помогают  найти  работу,  занимаются  проблемами усыновления, опеки, попечительства.

Социальная служба молодежи помогает молодым людям в тру­ доустройстве. Ее  контингент — молодая  семья,  несовершенно­ летние  преступники, вернувшиеся из заключения, алкоголики и наркоманы.

В центрах реабилитации детей-инвалидов оказывается пси­ хологическая, педагогическая и медицинская помощь, осуществ­ ляется  профессиональная подготовка.

Организацией досуга  семей,  культурно-массовых  мероприя­ тий занимаются центры досуга. В них к воспитанию детей привле­ каются  отцы,  предоставляется  возможность  родителям  на  не­ сколько  часов  оставлять  в центре  малышей; здесь собираются и подростки.

В медико-социальном центре оказывается помощь не только де­ тям, но и членам семьи,  всем слоям населения. Здесь осуществля­ ется  патронаж семей  с малолетними детьми,  проводится пропа­ ганда здорового  образа жизни, медицинская профилактика. Осо­ бое внимание уделяется  семьям, где есть дети-инвалиды и боль­ ные дети. После  выявления нуждающихся семей социально-быто­ вые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепля­ ют к магазинам, мастерским и т.д.

Для оказания временной помощи семье,  попавшей в беду, со­ здаются   временные приюты.   Более  распространены приюты  для детей.  Для взрослых  создаются  социальные гостиницы, для под­ ростков  и молодежи  — дома по интернатному принципу, где они живут до 18 лет, посещая школу;  после окончания школы, найдя работу,  они  могут уйти из интерната.

В центре психолого-педагогической помощи семье и детям помо­

гают установить  в семье  нормальную психологическую обстанов-


ку,  осуществляют психологическое  и  педагогическое просвеще­

ние всех ее членов.

Распространенной формой работы  с трудными  детьми  и под­ ростками являются центры социальной реабилитации детей и под­ ростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного по­ ведения  детей и подростков, организуя их труд и'учебу,  помогая

выйти из кризисного состояния.

Центры социальной защиты осуществляют правовую и юриди­ ческую помощь несовершеннолетним и их семьям.  Контролируют криминальные семьи и лиц,  которые  вовлекают  детей и подрост­ ков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.

В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки за­

нимаются обучением  и воспитанием детей по программе детских садов,  осуществляют психологическую и педагогическую ре­ абилитацию детей  с отклонениями в умственном и физическом развитии. В центрах разрабатываются индивидуальные реабилита­ ционные программы для каждого ребенка.  Ведется психологичес­ кий и педагогический контроль за процессом реабилитации.

Особое  место в социальной работе отводится  контактам с ро­ дителями. Эти  контакты помогают  социальному педагогу прово­ дить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.

Чаще всего каким-либо из центров  охвачены  семьи «группы риска»,  оказавшиеся в тяжелом  материальном положении, где родители  учатся,  работают  на  вредном  производстве, многодет­ ные  семьи,  нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

Одной  из форм  помощи семье является организация   центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципаль­ ные,  общественные и частные  средства.

В центрах семейного досуга работают  игровые, тренажерные площадки, проводятся педагогические и психологические консуль­ тации. При многих центрах созданы службы «Телефон доверия», различные семейные клубы.   Ценность последних  состоит  в том, что в них дети и взрослые  проводят  свое свободное  время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее  закаливание детей,  обучение  плаванию грудных детей,  совместное творчество взрослых  и детей:  изобретательство, спорт,  искусство.

Родители лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи  компенсируется недостаток мужского  или  жен­ ского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кри­ зисных  ситуациях.

Распространенная форма работы с родителями в центрах се­ мейного  досуга  — семейные лектории,   где родители  пополняют свои знания о воспитании детей. Группы для занятий могут быть постоянные или разовые, в зависимости от тематики, которая зависит  от контингента слушателей. Например, в группе,  где вдо­ вы,  разведенные или безработные, нужна только  эмоциональная поддержка. В другой — родители  активно интересуются педагоги-


 

кой и психологией и т.д. Для каждой группы составляется отдель­

ная  программа.

-Социальные работники центра приобщают  семью к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки,  туристические походы, экс­ курсии,  путешествия  семьи  или  нескольких  семей.

Доступной для всех возрастов является семейная прогулка. Дети приглашают  своих сверстников. Часто в походе объединяются 2—

3 семьи.  Группа не должна превышать  20 человек.  Семейные  похо­ ды бывают пешие,  лыжные,  автомобильные,  велосипедные — от несколькочасовых до многодневных.  Важным  являются  подготов­ ка  к походу, разработка маршрутов похода, сбор  снаряжения и материала, планирование режима труда и отдыха.

В  качестве  примера  охарактеризуем  опыт  работы  социальных служб с семьей в муниципальном районе «Раменки»  г. Москвы  и в центре  «Доверие»  г. Клина  Московской области.

 

Для работы с семьей  в муниципальном  районе  «Раменки» было проведено обследование  всех жителей района, составлена необхо­ димая документация,  чтобы увязать работу с семьей со всеми орга­ низациями района.

На первом этапе был накоплен банк данных, разработаны  со­ циальные паспорта по группам жителей: пенсионеры,  инвалиды, многодетные, одинокие, дети-инвалиды.

Дальше сотрудниками службы были разработаны формы и мето­ ды оказания помощи в работе с каждой семьей. В результате остро- нуждающиеся  семьи получили бесплатное питание, денежную и гу­ манитарную помощь, одинокие и больные обслуживались на дому. В отделении дневного пребывания проводились различные культурные и просветительские мероприятия. Была организована помощь семь­ ям, имеющим детей-инвалидов; летом дети из многодетных  семей отдыхали в оздоровительных лагерях, ездили на экскурсии.

В центрах проходили вечера встреч, концерты,  чаепития. Прово­ дилась распродажа по низким  ценам обуви, различных швейных из­ делий и т.д.

В районе решались также вопросы подготовки кадров, переподго­ товки военнослужащих  с выдачей документа  на право работать со­ циальным работником.

 

В помощь семьям,  где родители работают,  организованы в шко­ лах группы продленного дня и школы с продленным днем. Существует две системы организации учебно-воспитательного процесса в таких школах. Распространенной формой является та, когда после уроков ребята остаются в группах, где готовят уроки и гуляют.

В ряде школ система  продленного  дня построена  с получасовой разбивкой  ставок: преподаватели-предметники ведут дополни­ тельные уроки, а к воспитательной работе привлекаются специалисты для руководства  различными  кружками,  студиями,  секциями.  В та-


ком  случае изменяется  режм.*.  раооты школы.  В первую  половину дня даются 3-4 ведущих предмета, а во вторую половину дня ребя­ та занимаются  в кружках,  в спортзале,  в мастерских. В это время в школе открыты все кабинеты. При таком режиме учащиеся проявля­ ют повышенный интерес к занятиям, к творчеству1.

 

В Центре «Доверие» г. Клина Московской области создано несколь­ ко отделений. В отделении психолого-педагогической помощи рабо­ та ведется по программам «Детский сад», «Дошколенок»,  «Семья»,

«Школа», «Vita», «Психологические аспекты  алкоголизма»,  «Подро­

сток», «Я и моя профессия»,  «Персонал».

По программе  «Дошколенок» обследуются дети 4-5 лет, данные их физического развития заносятся в компьютер. Определяются го­ товность детей к школе, их психологическое состояние,  адаптиро- ванность в среде сверстников. Программа  «Подросток» предпола­ гает помощь подросткам, совершившим правонарушения. Програм­ ма  «Семья» нацелена  на помощь  молодым,  вступающим  в брак; социальные педагоги консультируют родителей по вопросам вос­ питания детей, помогают трудным подросткам восстановить отно­ шения в школе, преодолеть стрессы; с дошкольниками занимается логопед.

Служба «Vita» работает по программе  психосексуального воспи­ тания с детьми и подростками от 7 до 17 лет, читаются лекции по половому воспитанию для детей и родителей,  юношей и девушек готовят к супружеской жизни.

В медико-психологическом отделении центра «Доверие» помога­ ют избавиться от алкогольной зависимости. Служба «Телефон дове­ рия» в анонимной  беседе по телефону помогает человеку выйти из кризисного положения.

В городе также работает центр помощи  семье и детям «Семья», являющийся базовым предприятием социальной помощи населению. В нем  собраны  данные обо всех социально  уязвимых  семьях,  где есть инвалиды, пенсионеры, дети до двух лет, дети, не посещающие детский сад, дети-инвалиды.

Сотрудники  центра принимают  участие в решении  сложных про­ блем семьи и ее членов, осуществляют социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в помощи, реабилитации и под­ держке. Анализируется социальное положение семей, прогнозиру­ ются их потребности в социальной помощи и разрабатываются  пред­ ложения по развитию  социальных услуг.

В работе центра определились основные направления:  социаль­ но-экономическое, социально-педагогическое, медико-социальное, социально-правовое, социально-профилактическое, реабилитацион­ ное, информационное, профилактическое.

 

1 См.: Малыхин В.П. Из опыта организации комплексной социальной работы семейной направленности в муниципальном районе «Раменки». — М., 1996.


В отделении по работ е с семьями, имеющими несовершеннолет­ них детей, стоит на учете более 12 тыс. семей, которым оказывается материальная помощь как денежная, так^обувью,-одеждой, продук­ тами питания, организуется санаторное лечение детей-инвалидов и ослабленных детей, отдых детей в период школьных каникул. Около



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.049 с.)