Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогически е способност и

Поиск

 

Важным  в профессиональной деятельности социального педа­ гога являются его педагогические способности. Подчас эти способ­ ности обнаруживаются уже в детском возрасте,  когда ребенок спо­ собен сочувствовать другому, может быть примером, умеет общаться в коллективе, является авторитетом и лидером  среди детей.

Одной  из важных способностей педагога является способность к педагогическому общению (В.А.Кан-Калик).  Это  способность адекватно оценивать ситуацию, вступать в контакт с незнакомы­ ми людьми,  помогать  собеседнику проявить себя,  из общения извлекать пользу для себя,  предупреждать конфликты.

Способность педагога к самовоспитанию, изучение передового опыта,  постоянное пополнение знаний дает возможность соци­ альному  педагогу творчески развиваться. Очень  важна также спо­ собность  педагога управлять  своим состоянием и поведением, тем более что перед ним часто встают сложные, трудноразрешимые проблемы, которые  приходится решать  очень быстро  и под при-


 

стальным вниманием окружающих, детей.  Процесс управления поведением включает управление вниманием, саморегуляцию памяти (запоминание, воспроизведение информации и ее сохра­ нение), управление мышлением (тренировка мышления, дисцип­ лина  мышления, проговаривание вслух).      »

 

ПЕДАГОГИЧЕСКО Е МАСТЕРСТВ О

 

В соответствии с вышесказанным педагогическое мастерство социального педагога  включает:

общую  и профессиональную культуру;

творчество и постоянное совершенствование своей работы;

наличие педагогических способностей, определенных качеств личности, соответствующих знаний и умений;

владение педагогической техникой.

Но, кроме  того, педагогическое мастерство предполагает уме­ ние пользоваться методами воспитания, которые упрощенно мож­ но свести  к пяти, известным с очень давних времен:

воспитание словом;

воспитание делом;

воспитание образцом (или примером);

воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый  главный, наибо­

лее популярный сегодня  метод воспитания);

воспитание отношением.

Высшая степень  мастерства педагога  — когда  он  с помощью всех перечисленных методов побуждает воспитанников к самовос­ питанию.

Вот что писал А. С. Макаренко о мастерстве педагога:  «Я доби­ вался  освоения мастерства: сначала  даже не верил, да есть ли та­ кое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогичес­ ком таланте.  Но  разве  можем  мы положиться на случайное рас­ пределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И  почему  должен  страдать  ребенок, попавший к неталантливому воспитателю? И можем  ли мы строить  воспита­ ние  советского детства  и  юношества в расчете  на  талант?  Нет. Нужно  говорить  только  о мастерстве, т.е. о действительном зна­ нии  воспитательного процесса, о воспитательном умении»1.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анке­ тирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника.

Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя.  При  таком  давлении учителя  нивелируется общение, возникает непонимание.

Ученые  сформулировали требования к процессу  общения пе­

дагога и ученика. Это:

 

1   Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. - М.,  1985. - Т. 5. - С. 233-234.


доверительность;

умение  слушать ребенка; взаимопонимание; деловой  контакт;

способность перейти от воздействия к взаимодействию1. Важным  во всем этом процессе является творчество учителя  в

общении. Одно и то же задание  ребенку, одну и ту же беседу педа­ гог может дать или провести в разной тональности, с разным на­ строением.

Учитывая  важность педагогического общения,  ученые  разра­

ботали  «Заповеди педагогу, входящему  в класс»2:

1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только  собственной^нформацией, не­ обходимо  и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать на него определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма­

лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях.

6. Постарайтесь понять  психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте  слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете  спровоцировать их своей  педагогической несостоятель­ ностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать  «тупиковых»  односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы.

14. Избегайте штампов в манере  вести себя с детьми  (точно  по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ре­

бятам.

16. Только  критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь  детям.

18. Старайтесь, чтобы  чаще  звучали  одобрения, похвала, по­

ощрения.

19. Дети должны  знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет отношение к вам.

 

1  См.:   Кан-Калик  В.А. Техника  педагогического  общения  // Учителю о педа­

гогической  технике / Под ред. Л.И.Рувинского. — М.,  1987. — С.  17—19.

2  Там же. - С. 33—35.


 

 

20. Запоминайте ваше  отношение с каждым  ребенком. Ваше изменение отношения повлечет  негативное поведение ребенка.

21. К каждой  беседе  следует готовиться, разрабатывайте стра­

тегию  разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное»поведение сме­

няется новым.

23. Возможны барьеры,  возникающие между учителем  и клас­ сом, воспитателем и группой.  Здесь следует учитывать социально- психологическую обстановку в группе,  отношения в классе,  меж­ ду ребятами.

Социальному педагогу следует обратить  внимание на культуру и технику речи.   По  С.И.Ожегову, культура  речи  это  не  только точное,  но и доходчивое  и наиболее  уместное  выражение мысли. Сочетание ударений  и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со­ провождает развитие мысли. Техника речи — это совокупность при­ емов дыхания, речевого  голоса и дикции, доведенных до автома­ тизма. В этом нужно упражняться.

Представляют интерес для социального педагога элементы те­ атральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера.  Взаимодействуя с ребенком, педагог разраба­ тывает драматургию  воздействия на него,  опыт  актерского влия­ ния оказывается при этом очень полезен.

Социальный педагог должен владеть организаторскими умения­

ми. Уметь быстро  принять решение, быстро  организовать реаби­

литационную работу.

Социальный педагог  часто  сталкивается  с  горем,  например горем потери родителей. Исследования говорят,  что дети, поте­ рявшие  родителей  в раннем  детстве,  в психическом отношении могут оказаться впоследствии в «группе риска».  Стрессы  в раннем возрасте  приводят  к сердечным заболеваниям, иногда  к патоло­ гиям.  Горе ребенку  приносят разводы:  и сам процесс  развода,  и последующее положение ребенка в новой  семье.  Все это обязыва­ ет социального педагога быть добрым, отзывчивым и чутким. Педагог приюта,  которая  раньше  работала в детском саду, на воп­ рос,  чем отличается ее работа от прежней, ответила:  «Здесь я для ребенка  все:  и  мать,  и  отец,  и  врач,  и  учитель,  и  подружка  и наставник. А главное  — ребенок должен  поверить  мне,  иначе  я ничего  для него  не смогу сделать».

Попробуем выделить основное, общее в работе социального педагога,  что отличает его деятельность вне зависимости от соци­ ально-педагогического и учебно-воспитательного учреждения, где он работает.  Охарактеризуем воспитательную деятельность соци­ ального  педагога  поэтапно.


I

 

Знания о ребенке  педагог  получает  с помощью беседы,  анке­

тирования, проанализировав его поведение и круг общения.

2. Дальнейший этап  работы  социального педагога  сводится  к тому,  чтобы  вместе  с ребенком (подростком) осмыслить его по­ ложение, ситуацию, в которой  он оказался. Причем обращается внимание на поведение самого ребенка, а не на то,.кто  виноват  в сложившейся ситуации. Выяснив ситуацию, педагог проявляет участие  к ребенку, намечает  пути выхода из кризиса.

3. Здесь  социальному педагогу необходимо проявить педаго­ гический такт и мастерство  в общении с ребенком, сознатель­ но дозировать свои воспитательные воздействия, иначе возмож­ но давление, что мешает общению, а значит,  и дальнейшему сближению с ним.  Важно  не только  самому повлиять  на ребен­ ка (подростка), но и скоординировать воздействие на него  се­ мьи,  школы  и сверстников. Проанализировав небольшие успе­ хи ребенка,  необходимо поставить  следующщ,  более  сложную задачу.                                                                  ^ ^

4. В решении поставленной воспитательной задачи  важно  до­ биваться, чтобы ребенок (подросток) осознал, что только он сам, встав на путь самовоспитания, самореализации, сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Здесь проявляются организаторские умения  педагога.

5. Социальный педагог становится опекуном ребенка, посред­ ником  между ним  и обществом, государственными и обществен­ ными организациями. Он помогает ребенку приспособиться в но­ вых жизненных условиях,  выйти  из кризиса, выбрать новый жиз­ ненный путь, реализовать себя как личность.

Завершая разговор  о профессионализме и мастерстве  педагога, еще раз обратимся к наследию  К.Д.Ушинского.

Сохранилась его дневниковая запись,  которую он сделал еще в университете (20 января  1845 г.) и которая  стала кодексом его поведения:

«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере,  внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить  о себе без нужды ни одного  слова.

6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то,  что случится.

7. Издерживать только  на необходимое или приятное, а не по страсти  издерживать.

8. Каждый  вечер в своих поступках добросовестно давать отчет.

9. Не хвастать ни тем, что было,  ни тем, что есть,  ни тем, что будет.


1. На  основе  знаний о ребенке, его семье,  состоянии здоро­

вья, взаимоотношениях в коллективе и т.п. педагог принимает ре­

шение  об оказании помощи подопечному или о его перевоспита­

нии.


10. Никому  не показывать этого журнала»1.

 

1   Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 2 т. - М.,  1952. - Т. 2. — С. 27.


 

Замечательный отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский в работе  о школе  им.  Ф.М.Достоевского дает достаточно  ориги­ нальную  характеристику учителю.  Он грворит,.что в педагогике и дидактике много  пишут  об  индивидуальном подходе  к ученику, но никто  не говорит об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя  рассматривают как набор  добродетелей, «имеются  они  у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой». Но ведь каждый учитель — личность, личность  со своими достоинствами и недостатками, со своими  слабостями. Поэтому директор  и завуч учебного заведения должны  знать,  «в чем сила и слабость  каждого  из них,  чтобы не возлагать  на них бремен  неудобоносимых»1.

Сорока-Росинский разделил  учителей на несколько категорий. Так, у учителей-«теоретистов» преобладает теория, идея в ущерб реальному миру вещей  и практике. У них на первом  месте отвле­ ченная  мысль,  которую  они  пытаются воплотить в реальность.

«Сильная сторона  таких преподавателей — хорошее  знание  мето­ дики  своего  предмета,  постоянная работа по своей  специальнос­ ти, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены  в правильно­ сти исповедуемых идей.  Они часто ищут новых путей,  не удов­ летворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы  преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идей, а в мире вещей часто приводит  их к прожектерству либо к откры­ тию уже известных  Америк.  Если такие  теоретисты обладают  еще и темпераментом, то они  умеют захватить  своею  убежденностью и  учащихся, особенно старших  классов.  О таких долго хранится хорошая память.  Но будучи сильны  в теории,  в знании методичес­ ких приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников».

Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо

разбираются в мире  вещей,  они  тонко  чувствуют  настроение ре­ бят,  умеют вместе  с ними  и радоваться, и горевать,  и жить инте­ ресами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие  отношения с ребятами  носят харак­ тер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для них учащиеся  — объект обучения  и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек  — всякие  тренировки в закреплении и повторении пройденного пу­ тем разнообразных упражнений, его ученики  прекрасно знают все определения и правила, как автоматы  производят разные  разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д.,  грамот-

 

1   Сорока-Росинский В.Н. Школа  им. Достоевского // Пед. соч. — М.,  1991. — С. 215.

 

14


 

но пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей.  Они  знают  хорошо  своих  воспитанни­ ков, у них хорошая  дисциплина на уроках,  у них все данные, что­ бы быть актерами, они хорошие  психологи.

Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдох­ новителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по ин­ туиции.  В этом  их сила.  До седых волос  они  сохраняют детскую непосредственность, Ъни  интуитивно понимают сущность  друго­

го человека, дети их любят.  Они с подъемом ведут уроки,  превра­ щая их в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям  следует более  критически относиться к себе.  Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей1.

В заключение разговора  о педагогическом мастерстве  приведем фрагменты  из  работы  замечательного украинского  психолога И. Е. Синицы (1910—1967) «Педагогический такт и мастерство учи­ теля».

9

 

И. Е. Синица

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.009 с.)