Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогически е способност иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важным в профессиональной деятельности социального педа гога являются его педагогические способности. Подчас эти способ ности обнаруживаются уже в детском возрасте, когда ребенок спо собен сочувствовать другому, может быть примером, умеет общаться в коллективе, является авторитетом и лидером среди детей. Одной из важных способностей педагога является способность к педагогическому общению (В.А.Кан-Калик). Это способность адекватно оценивать ситуацию, вступать в контакт с незнакомы ми людьми, помогать собеседнику проявить себя, из общения извлекать пользу для себя, предупреждать конфликты. Способность педагога к самовоспитанию, изучение передового опыта, постоянное пополнение знаний дает возможность соци альному педагогу творчески развиваться. Очень важна также спо собность педагога управлять своим состоянием и поведением, тем более что перед ним часто встают сложные, трудноразрешимые проблемы, которые приходится решать очень быстро и под при-
стальным вниманием окружающих, детей. Процесс управления поведением включает управление вниманием, саморегуляцию памяти (запоминание, воспроизведение информации и ее сохра нение), управление мышлением (тренировка мышления, дисцип лина мышления, проговаривание вслух). »
ПЕДАГОГИЧЕСКО Е МАСТЕРСТВ О
В соответствии с вышесказанным педагогическое мастерство социального педагога включает: общую и профессиональную культуру; творчество и постоянное совершенствование своей работы; наличие педагогических способностей, определенных качеств личности, соответствующих знаний и умений; владение педагогической техникой. Но, кроме того, педагогическое мастерство предполагает уме ние пользоваться методами воспитания, которые упрощенно мож но свести к пяти, известным с очень давних времен: воспитание словом; воспитание делом; воспитание образцом (или примером); воспитание ситуацией (это, пожалуй, самый главный, наибо лее популярный сегодня метод воспитания); воспитание отношением. Высшая степень мастерства педагога — когда он с помощью всех перечисленных методов побуждает воспитанников к самовос питанию. Вот что писал А. С. Макаренко о мастерстве педагога: «Я доби вался освоения мастерства: сначала даже не верил, да есть ли та кое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогичес ком таланте. Но разве можем мы положиться на случайное рас пределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливому воспитателю? И можем ли мы строить воспита ние советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, т.е. о действительном зна нии воспитательного процесса, о воспитательном умении»1. Практика показала, что никакие опросники и никакое анке тирование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и воспитанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя нивелируется общение, возникает непонимание. Ученые сформулировали требования к процессу общения пе дагога и ученика. Это:
1 Макаренко А.С. Сочинения: В 8 т. - М., 1985. - Т. 5. - С. 233-234. доверительность; умение слушать ребенка; взаимопонимание; деловой контакт; способность перейти от воздействия к взаимодействию1. Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу педа гог может дать или провести в разной тональности, с разным на строением. Учитывая важность педагогического общения, ученые разра ботали «Заповеди педагогу, входящему в класс»2: 1. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их. 2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка. 3. Свою речь акцентируйте на конкретного ребенка или группу ребят. 4. Не ограничивайтесь только собственной^нформацией, не обходимо и организовать отношения, изучать ребенка, оказывать на него определенное воздействие. 5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. 6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком. 7. Умейте слушать детей. 8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами. 9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятель ностью. 10. Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным. 11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?». 12. Будьте инициативны в общении. 13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы. 14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану). 15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ре бятам. 16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна. 17. Чаще улыбайтесь детям. 18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, по ощрения. 19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка их поведения определяет отношение к вам.
1 См.: Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педа гогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1987. — С. 17—19. 2 Там же. - С. 33—35.
20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка. 21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стра тегию разговора. 22. Помните, что дети растут и первоначальное»поведение сме няется новым. 23. Возможны барьеры, возникающие между учителем и клас сом, воспитателем и группой. Здесь следует учитывать социально- психологическую обстановку в группе, отношения в классе, меж ду ребятами. Социальному педагогу следует обратить внимание на культуру и технику речи. По С.И.Ожегову, культура речи это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со провождает развитие мысли. Техника речи — это совокупность при емов дыхания, речевого голоса и дикции, доведенных до автома тизма. В этом нужно упражняться. Представляют интерес для социального педагога элементы те атральной педагогики. Работа педагога близка к работе режиссера, творчеству актера. Взаимодействуя с ребенком, педагог разраба тывает драматургию воздействия на него, опыт актерского влия ния оказывается при этом очень полезен. Социальный педагог должен владеть организаторскими умения ми. Уметь быстро принять решение, быстро организовать реаби литационную работу. Социальный педагог часто сталкивается с горем, например горем потери родителей. Исследования говорят, что дети, поте рявшие родителей в раннем детстве, в психическом отношении могут оказаться впоследствии в «группе риска». Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патоло гиям. Горе ребенку приносят разводы: и сам процесс развода, и последующее положение ребенка в новой семье. Все это обязыва ет социального педагога быть добрым, отзывчивым и чутким. Педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на воп рос, чем отличается ее работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное — ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать». Попробуем выделить основное, общее в работе социального педагога, что отличает его деятельность вне зависимости от соци ально-педагогического и учебно-воспитательного учреждения, где он работает. Охарактеризуем воспитательную деятельность соци ального педагога поэтапно. I
Знания о ребенке педагог получает с помощью беседы, анке тирования, проанализировав его поведение и круг общения. 2. Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе с ребенком (подростком) осмыслить его по ложение, ситуацию, в которой он оказался. Причем обращается внимание на поведение самого ребенка, а не на то,.кто виноват в сложившейся ситуации. Выяснив ситуацию, педагог проявляет участие к ребенку, намечает пути выхода из кризиса. 3. Здесь социальному педагогу необходимо проявить педаго гический такт и мастерство в общении с ребенком, сознатель но дозировать свои воспитательные воздействия, иначе возмож но давление, что мешает общению, а значит, и дальнейшему сближению с ним. Важно не только самому повлиять на ребен ка (подростка), но и скоординировать воздействие на него се мьи, школы и сверстников. Проанализировав небольшие успе хи ребенка, необходимо поставить следующщ, более сложную задачу. ^ ^ 4. В решении поставленной воспитательной задачи важно до биваться, чтобы ребенок (подросток) осознал, что только он сам, встав на путь самовоспитания, самореализации, сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Здесь проявляются организаторские умения педагога. 5. Социальный педагог становится опекуном ребенка, посред ником между ним и обществом, государственными и обществен ными организациями. Он помогает ребенку приспособиться в но вых жизненных условиях, выйти из кризиса, выбрать новый жиз ненный путь, реализовать себя как личность. Завершая разговор о профессионализме и мастерстве педагога, еще раз обратимся к наследию К.Д.Ушинского. Сохранилась его дневниковая запись, которую он сделал еще в университете (20 января 1845 г.) и которая стала кодексом его поведения: «1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действий. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер в своих поступках добросовестно давать отчет. 9. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. 1. На основе знаний о ребенке, его семье, состоянии здоро вья, взаимоотношениях в коллективе и т.п. педагог принимает ре шение об оказании помощи подопечному или о его перевоспита нии. 10. Никому не показывать этого журнала»1.
1 Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1952. - Т. 2. — С. 27.
Замечательный отечественный педагог В. Н. Сорока-Росинский в работе о школе им. Ф.М.Достоевского дает достаточно ориги нальную характеристику учителю. Он грворит,.что в педагогике и дидактике много пишут об индивидуальном подходе к ученику, но никто не говорит об индивидуальном подходе к учителю. Часто учителя рассматривают как набор добродетелей, «имеются они у него на все 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой». Но ведь каждый учитель — личность, личность со своими достоинствами и недостатками, со своими слабостями. Поэтому директор и завуч учебного заведения должны знать, «в чем сила и слабость каждого из них, чтобы не возлагать на них бремен неудобоносимых»1. Сорока-Росинский разделил учителей на несколько категорий. Так, у учителей-«теоретистов» преобладает теория, идея в ущерб реальному миру вещей и практике. У них на первом месте отвле ченная мысль, которую они пытаются воплотить в реальность. «Сильная сторона таких преподавателей — хорошее знание мето дики своего предмета, постоянная работа по своей специальнос ти, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они, обычно, очень принципиальны и глубоко убеждены в правильно сти исповедуемых идей. Они часто ищут новых путей, не удов летворяясь проторенными методическими дорожками, и иногда продумывают удачные приемы преподавания; они и достаточно инициативны, но плохое умение ориентироваться не в мире идей, а в мире вещей часто приводит их к прожектерству либо к откры тию уже известных Америк. Если такие теоретисты обладают еще и темпераментом, то они умеют захватить своею убежденностью и учащихся, особенно старших классов. О таких долго хранится хорошая память. Но будучи сильны в теории, в знании методичес ких приемов, такие часто бывают слабы в практике, они плохо чувствуют учеников». Педагоги-реалисты в противоположность теоретистам хорошо разбираются в мире вещей, они тонко чувствуют настроение ре бят, умеют вместе с ними и радоваться, и горевать, и жить инте ресами каждого из них. Их слабой стороной является теоретическая подготовка, иногда их близкие отношения с ребятами носят харак тер панибратства. Педагоги-утилитаристы сходны с реалистами в умении хорошо ориентироваться как в вещах, так и людях, для них учащиеся — объект обучения и воспитания для получения высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек — всякие тренировки в закреплении и повторении пройденного пу тем разнообразных упражнений, его ученики прекрасно знают все определения и правила, как автоматы производят разные разборы: фонетические, морфологические, синтаксические и т.д., грамот-
1 Сорока-Росинский В.Н. Школа им. Достоевского // Пед. соч. — М., 1991. — С. 215.
14
но пишут диктанты, сочинения по учебнику, но затрудняются в изложении своих мыслей. Они знают хорошо своих воспитанни ков, у них хорошая дисциплина на уроках, у них все данные, что бы быть актерами, они хорошие психологи. Существуют педагоги-артисты, которых эллины называли вдох новителями. Они действуют по вдохновению, по наитию, по ин туиции. В этом их сила. До седых волос они сохраняют детскую непосредственность, Ъни интуитивно понимают сущность друго го человека, дети их любят. Они с подъемом ведут уроки, превра щая их в уроки творчества. Но уроки такого учителя зависят от его настроения, поэтому у них бывают посредственные уроки. Таким учителям следует более критически относиться к себе. Конечно, это не все характеристики разновидностей учителей1. В заключение разговора о педагогическом мастерстве приведем фрагменты из работы замечательного украинского психолога И. Е. Синицы (1910—1967) «Педагогический такт и мастерство учи теля». 9
И. Е. Синица
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.009 с.) |