Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неформальны е объединения подростко в

Поиск

 

Учитывая, что так называемые трудные подростки составляют большинство в различных неформальных объединениях, остано­ вимся  на них подробнее.

Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы  впер­ вые возникли после  второй  мировой войны  в европейских странах в результате  неприятия молодежью государственных и экономи­ ческих  систем, социальных и духовных  ценностей общества. Это был  протест  против  существующих порядков и поиск  более  спра­ ведливых  форм  человеческого существования.

В конце  40-х и начале  50-х гг. небольшие группы  молодежи пы­ таются  противопоставить себя обществу. Они  появлялись с особы­ ми  прическами и в необычной одежде.  Их жесты, язык, поведе­ ние, их музыка, интерес к политике заставляли обращать на  них внимание. Это были   битники,   искавшие смысл  жизни за предела­ ми  существующего общественного  строя.

В середине 50-х гг. во многих  европейских странах  среди  безра­ ботной молодежи появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет, в кожаных пиджаках, многие  из них потеряли в войну  отцов. Как  протест  против  своего  положения они  громили витрины ма­ газинов и рекламы.


Позднее возникло движение теддов. Свою  ярость  они  обруши­ вали  не только  на  материальные ценности,  иол.н а случайных прохожих,  особенно  чернокожих.

В начале  60-х гг. юноши от 12 до 20 лет организовались в группу mods. Это были дети квалифицированных рабочих.  Учась или рабо­ тая  в будни, они  бунтовали по  воскресным дням.

Наиболее массовым было  движение хиппи.   Они  выдвигали че­ ловеколюбивую систему  ценностей. Их лозунг:  «Творите  любовь, а не войну».  Постоянными атрибутами их одежды  стали  разнооб­ разные  предметы национальных культур:  буддийские четки, ин­ дийские амулеты и талисманы, европейская гитара и губная гар­ мошка. Символом движения были  цветы.  Они  осуждали  отцов  за то, что  их общество отошло  от естественных потребностей чело­ века, уничтожает личность,  индивидуальность каждого.  Они  вы­ ступали  против  формальных законов общества. В 1964 г. под влия­ нием  хипп-движения  произошло  массовое  выступление студен­ тов, вылившееся в демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. В знак протеста  против  капиталистических отношений хиппи создавали коммуны. Они организовывали небольшие мас­ терские,  сельскохозяйственные фермы,  пытались уйти  от товар­ но-денежных отношений, отдавая  товары  в своих  магазинах бес­ платно, но  это  приводило к разорению.

В этот  период  от хиппи  отделяется группа   йипи,   которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тысяч йипи организовали марш  в Чикаго, где обсуждались кандидаты в пре­ зиденты США.  Три дня  полиция демократической Америки ду­ бинками и слезоточивыми газами  жестоко  избивала подростков. После  этого  движение йипи  прекратило свое  существование.

Разочарование и подавленность молодежи привели к кризису движения хиппи, уходу от политики и проникновению в их дви­ жение  идеи  сексуальной революции. Члены  коммун хиппи  вели общее хозяйство, сообща  воспитывали детей, некоторые имели общих  сексуальных партнеров.

В 70-е гг. среди  молодежи возникают различные религиозные сек­ ты, умеренно конфликтующие с обществом, движение «зеленых», группы  новой  демократии и группы  защиты прав женщин  и безра­ ботных.

В  ряде  стран  появляется  движение рокеров-мотоциклистов, в которое  входили  по  преимуществу молодые  люди  из  рабочих  се­ мей.  Они  испытывали чувство свободы, пролетая на большой ско­ рости  по ночным городам.  В ФРГ возникло движение фашистско­ го толка — нацирокеров.

В настоящее время  массовое распространение  приобрели фэн- клубы, где часто пропагандируются экстремизм и насилие, меж­ национальная  вражда.  Так,  футбольный матч  на  кубок  Европы ФРГ  — Турция  западногерманские фанаты превратили в демон­ страцию ненависти к туркам.


 

Группа попперов выступает  против  протестующего поколения отцов, предлагая не видеть  отрицательное в жизни, а наслаждать­ ся  существующими благами,  находить  их в окружении.

Огромной популярностью пользуются панки.   Считая себя  бро­ шенными обществом, они стремятся вызвать к себе «отвращение окружающих:  расписывают  лица,  наголо  бреют  голову,  ходят  в рваной одежде  с собачьими ошейниками или  цепями от унитаза на шее.

Новое  молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления. Первое — кибер-панки, осознающие свою принадлежность к этому движению. Это  преимущественно моло­ дежь.  Вторые  — люди  разного возраста, просто  увлеченные ком­ пьютером и дистанцирующиеся от первых.  Увлечение техникой помогает им  расширить  связи  с  миром,  познать разные  сферы жизни.

В России неформальные группы  молодежи появились после Отечественной войны. В период  перестройки их число  выросло. Воспроизводя внешние формы западных молодежных движений, они  имеют  свою специфику. Вероятно, они  не были  вполне  орга­ ничны для  нашего  общества, поэтому  в них не  возникало резких клановых границ. Часто  различные неформальные группы  вполне лояльно  относятся друг  к  другу.  Их  члены  (хиппи,  металлисты, панки) могут  переходить из  одной  группы  в другую.

Почему  молодежь  тянется к неформальным группам?  Одни  — из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму  проведения времени, для третьих — это  поиск  оригинального образа  жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма  поведения. В их клуб может вступить  каждый, участвующий в мероприятиях системы. Движение хиппи  в России возникло в 60-е гг. на фоне интереса молодежи к джинсовой одежде.  В конце  70-х гг. хиппи  ста­ ли вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но в 80-е гг. интерес к движению хиппи  возобновился.

Московская организация хиппи  тогда  составляла около  2 ты­ сяч  человек  в  возрасте  13—36 лет  из  самых  разных  социальных слоев  (школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция).  Стремясь к свободе, они часто меняли работу, многие  устраивались ночными сторожами, что освобождало время  днем  и позволяло заниматься любимым делом. В своей  среде  хиппи  выделяли «пионеров» (недавно вступивших в клуб), «олдов» (старых членов  клуба, серьезно вникающих в по­ литику, религию, мистику, искусство) и «мамонтов»  (костяк орга­ низации). Хиппи  носят длинные волосы  на прямой пробор  (длин­ ные  волосы, считают  хиппи, помогают контакту с космосом, с космическим разумом), лоб  и  затылок охватывает  тонкая повяз­ ка, многие  отпускают бороду.  И одежда  и поведение объясняются стремлением не  отрываться от природы.


 

Они ходят в джинсах,  свитерах,  нередко  рваных,  старомодных пальто.  Носят  украшения, на шее джинеовьш ^мешочек с доку­ ментами. Зимой  они живут в городе,  летом путешествуют, разби­ вают палаточные города.  В основе  их философии — внутренняя свобода  человека, независимость от общества, свобода  в любви, что способствует единению людей.  Они  проповедуют пацифизм, выступают  против  службы в армии, верят в иную,  высшую  реаль­ ность, медитацию, которая  поможет  выйти  в иную  реальность. Хиппи  — это вызов  современному обществу.

Распространенным в России является движение панков. У них петушиные прически, кожаный пиджак  на голом теле, грубый жаргон,  вызывающее поведение.  Их появление в общественных местах сопровождается драками, грабежами.

Группы   мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псев­ дофранцузы) предпочитают носить  только вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демон­ стрируют приобретенные одежды.  В их среде культивируется образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, они против  наркотиков и за активный спорт.

Есть у нас и свои рокеры. Так же, как и западные рокеры, они носятся по улицам  городов  и сел на мотоциклах без глушителей, демонстрируя тем самым свое пренебрежение к обществу.  Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают  в связь  с уголовными элементами.

Саталлисты — это поклонники определенного певца, футболь­

ной команды, фанаты.

Металлисты   — сейчас  наиболее  распространенная молодеж­ ная неформальная группа,  включающая поклонников тяжелого металлического рока,  черного  металлического рока и скоростно­ го металлического рока. Членов группы отличает агрессивный вне­ шний  вид, черная  одежда,  металлические украшения на груди, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке. Они  агрессивны, исповедуют  культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает их внешний вид.

Однако  среди  металлистов встречаются и вполне  миролюби­ вые подростки, это ценители металлического рока,  они не конф­ ликтуют  с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы. В их числе неофашисты. Черная  куртка,  узкие брюки,  белая рубашка с узким  галстуком, кирзовые сапоги  или  ботинки, татуировка  сва­ стики — все это атрибуты этих групп. Они проповедуют культ силь­ ной  личности, расизм,  шовинизм,  привержены черной  магии, занимаются спортом. Во главе групп чаще всего взрослый с реак­ ционными взглядами. Такие группы социально опасны.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным совет­

ским  политическим деятелям.  Они  пострижены под  полубокс,


 

волосы  зачесаны назад,  носят  значки  своих  кумиров, отвергают западную  культуру,  освистывают западных  певцов.

Социальному педагогу,  чтобы работать  с такими  подростками, убедительно  вести с ними диалог,  следует знать особенности каж­ дой группы,  каждого подростка. Необходимо собрать данные о существующих  группах в городе,  поселке, районе:  кто в них вхо­ дит,  подвержены ли они  наркомании и разврату,  занимаются ли спекуляцией, есть ли среди  них правонарушители. Важно  выяс­ нить интересы членов группы,  их культурный уровень,  идеалы, убеждения, стремления, узнать  о структуре  групп,  правилах  при­ ема в них, характер лидерства, об отношении членов группы к обществу.  Ученые  проанализировали причины, по которым  под­ ростки  оказываются в неформальных объединениях. Среди  этих причин:

потребность в друзьях;

стремление познать  необычное, в том числе  современное за­

падное  искусство;

неуспеваемость в школе и отчуждение  от школьного коллектива;

отсутствие  интереса  к  чему-либо,  бездеятельность,  равноду­

шие к учебе;

потребность в эмоциональных впечатлениях;

отсутствие  индивидуального подхода в школе  при наличии за­

держки  в умственном развитии у отдельных  учеников;

невнимание к подросткам и конфликты в семье,  безнадзор­

ность,  одиночество, заброшенность, беззащитность;

оригинальность впечатлений, получаемых  подростками в груп­

пах,  свобода;

возможность проявить протест против  положения молодежи  в современных условиях.

Педагог,  работающий с подобными подростками, прежде все­ го должен  помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику  группы,  дифференцированном подходе к каж­ дой группе.  Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия  подростков. Важно разобраться в про­ блемах, волнующих  ребят,  попытаться помочь в их решении, убе­ дить их в том,  что они  заблуждаются, показывая истинные цен­ ности отечественной и зарубежной культуры.  Необходимо найти  с этими  подростками общий  язык,  найти  пути  создания условий для их самовыражения и самореализации.

Однако  в тех случаях,  когда деятельность группы  приобрета­ ет противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, про­ ституция, неофашизм), следует применить запрет.  В таких слу­ чаях необходимо разобщить группу,  переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров.  При  этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности.


Сейчас во многих городах России накоплен опыт работы Центров социально-педагогической  реабилитации дезадаптированных под­ ростков. Так, в Таганроге и Пскове в подобных Центрах разработаны программы обучения каждого подростка в отдельности. На базе УПК они получают рабочую профессию.

Для трудных подростков в 1994 г. в г. Клину Московской области в упоминавшемся ранее Центре реабилитации «Надежда»1. В него со­ брали подростков 14-16 лет, стоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за различные общественные нарушения. Боль­ шинство из них были из многодетных, малообеспеченных или непол­ ных семей, кто-то не имел родителей. Этим детям была нужна самая разнообразная помощь: материальная, социальная, помощь в устрой­ стве на работу до совершеннолетия, в освоении специальности.

Первичный прием в Центр проводит педагог-психолог,  который определяет, какой вид помощи может оказать Центр.

Центр «Надежда» - это не исправительное учреждение, а место, где подростку помогают приобрести навыки самопомощи, где он пре­ одолевает кризис без насилия и без давления. Подростку дается шанс выбрать верный путь, и он сам приходит к решению изменить свою жизнь.

После обследования разрабатывается индивидуальная програм­ ма социальной реабилитации, куда входит трудовая, учебная, куль­ турная и спортивно-оздоровительная деятельность подростка.

В Центре созданы цеха: швейный (20 мест), столярно-слесарный (20 мест), художественно-оформительский, где подростки работают и получают специальности столяра, слесаря, швеи, декоратора; они шьют постельное белье, пижамы, халаты, спецодежду, новогодние костюмы, изготовляют простейшую мебель.

В центре осуществляется развитие задатков и таланта, эстети­ ческое воспитание подростков. Самым продуктивным является швей­ ный цех, где после обучения девушки получают 2-й разряд. Каждая швея обучается отдельно по индивидуальной программе, поскольку, во-первых, девушки в Центр поступают в разное время, и, во-вто­ рых, большинство из них не обладают элементарными трудовыми навыками и не желают трудиться. Здесь особенно проявляется про­ фессионализм воспитателя и мастера трудового обучения. Продук­ ция Центра пользуется спросом.

В художественно-оформительском цехе подростки занимаются резьбой по дереву и росписью. Тарелки, разделочные доски и панно, украшенные городецкой росписью, также пользуются спросом.

За свой труд ребята получают зарплату, вначале ученическую, а потом с выработки.

Много внимания в Центре уделяется спорту, сюда в спортивный зал приходят также и ребята, не работающие в Центре.

 

 

1  Описание опыта центров «Надежда» и «Радость» взяты из книги:   Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального  обслуживания  населения  в Клинском районе Московской области. — М.,  1996. — С. 59—64.

 

108


В Центре создана комната психологической разгрузки, где психо­ лог проводит групповые и индивидуальные занятия, воспитанники в этой комнате отдыхают во время перерыва в работе.

Учитывая, что многие подростки пришли в Центр после вспомога­ тельных школ, учебные группы состоят из 10-12 человек, что дает возможность мастеру-воспитателю или педагогу индивидуально ра­ ботать с каждым, постоянно осуществлять за каждым психологичес­ кий контроль.

На реабилитации в Центре подросток может находиться от не­ скольких дней до неопределенно длительного срока. Он может полу­ чить разовую консультацию, пройти курс реабилитации, рассчитан­ ный на определенный срок, периодически обращаться за помощью, по его желанию такая помощь может оказываться и анонимно.

Педагоги Центра ставят своей задачей изменить отношение под­ ростка к учебе, восстановить его связи со школой, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстановить контакты с се­ мьей и внутри семьи. Занятия с подростками, которые обучаются во вспомогательных школах или с ярко выраженным девиантным пове­ дением проводятся индивидуально.

 

Центр реабилитации несовершеннолетних «Радость» был создан в г. Клину в 1995 г. на базе ранее существовавших подростковых клубов по месту жительства. Была поставлена цель вовлечь подрост­ ков в общественно полезный труд, обеспечить им социальную реа­ билитацию. Для этого были использованы материальные базы уч­ реждений культуры, спорта и народного образования.

Сотрудники Центра анализируют причины кризисного состояния каждого подростка, проводят психологическое, медицинское и педа­ гогическое обследование, на основании этого составляются индиви­ дуальные карты-программы  реабилитации каждого.  Большинство мероприятий проводятся совместно с родителями, что помогает вос­ становить утраченные контакты подростков с семьей.

В состав Центра входят 9 подростковых и 2 спортивных клуба, в которые приходят подростки из всех микрорайонов города.

Во главе каждого клуба стоит педагог-организатор. У каждого пе­ дагога-организатора имеется паспорт микрорайона с его подробной социальной характеристикой: с конкретными цифрами и списками проживающих в нем многодетных и неполных семей, детей-инвали­ дов, трудных подростков и т.д.

Нетрадиционными формами досуга подростков являются детская телестудия и театр манекенщиц «Атлантида», школа моды «Верни­ саж», школа начинающего журналиста. Подростки занимаются при­ кладным творчеством в кружках вязания, вышивки, макраме, мягкой игрушки, игрушек из глины и др.

Подростки оказывают помощь инвалидам и престарелым, созда­ ют трудовые отряды, проводят праздники в школах, детских домах и интернатах.

 

109


В Центре работает отделение социально-правовой помощи, где подростки и их родители могут получить юридическую консультацию специалиста.                                                 «-..»

В Центре уделяется большое внимание организации совместного досуга детей и взрослых.

В подростковом клубе «Соколенок» создан театр «Сказка». В клу­ бе собираются на отдых родители с детьми, молодые семьи, те, кто любит театр, поэзию, музыку и здоровый образ жизни.

Члены клуба «Семья» встречаются с интересными людьми, орга­ низуют семейные посиделки («Опять на Руси самовары поют»  - с конкурсом на лучший пирог, играми-викторинами «Интеллектуальная семья», «Устами младенца»). В клубе организован домашний театр взрослых «Ключ», где десять молодых мам и пап готовят спектакли для малышей и взрослых. Театры «Сказка» и «Ключ» проводят ново­ годние праздники, спектакли для семей «группы риска», при этих те­ атрах создана творческая лаборатория «Нулевой класс актера», где специалисты занимаются с одаренными детьми.

Некоторые подростковые клубы стали центром спортивной, оздо­

ровительной и туристской работы. Так, в клубах «Юный турист»  и

«Атлант»  работают футбольная, теннисная,  шахматно-шашечная секции, фотокружки.

С целью повышения эффективности работы клубов разработаны критерии оценки их деятельности и принято положение о смотре-кон­ курсе подростковых клубов Центра.

В положении продумана система поощрения участников смотра и награждения победителей по итогам учебного года, введена балль­ ная система оценки показателей.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направ­

ления деятельности клубов:

театральное;

совместный отдых детей и взрослых;

туристско-оздоровительное;

возрождение народных традиций;

техническое творчество;

прикладное искусство;

работа с трудными подростками и многодетными семьями;

милосердие;

нетрадиционные формы досуга.

Эти направления легли в основу тематических программ работы с детьми и подростками по месту жительства.

По программе «Мир детства-мир игр» проводятся конкурсы, игры, детские праздники, тематические вечера для детей и взрослых.

По программе «Интеллект.  Увлечение.  Интерес» проводятся творческие конкурсы, интеллектуальные игры, работают кружки, клу­ бы по интересам, любительские объединения.

По программе   «Открытое  сердце» работают бюро добрых ус­

луг, трудовые отряды, клуб «Милосердие», проводятся праздники

 

ПО


 

для детей-сирот в детских домах, школах-интернатах, социальном приюте.

По программе «Отечество» проводятся встречи с народными умельцами, интересными людьми, экскурсии в музеи, по историчес­ ким местам.

По программе «Дети- семья- микрорайон» организуются консуль­ тации по проблемам семьи, -совместно с центром «Доверие» детям и их родителям оказывается медицинская помощь, создаются семейные клу­ бы, проводятся народные и семейные праздники, организуется летний отдых подростков в городе на базе подростковых клубов.

По программе «Свой голос» в городе работает школа начинаю­ щего журналиста «Юнпресс», «школа поклонников моды «Вернисаж», театр юных манекенщиц «Атлантида», детская телестудия, выпуска­ ются любительские фильмы.

По программе «Подросток» осуществляется постоянная связь с комиссией по делам несовершеннолетних, налаживаются контакты с семьями трудных подростков, проводятся мероприятия по органи­ зации отдыха для детей из неблагополучных семей.

По программе «Атлант» проводятся спортивные мероприятия и туристские соревнования, туристские походы клуба «Юный турист», показательные выступления по кикбоксингу клуба «Атлант».

По программе   «Поиск» осуществляется методическая помощь вновь создаваемым коллективам в сфере досуга с учетом новых ус­ ловий жизни населения, пропагандируются новые формы работы, разрабатываются сценарии, программы, проводятся консультации по различным проблемам учебно-воспитательной работы.

 

Завершая разговор о работе  социального педагога  с трудными подростками, обратимся к статье  известного отечественного пе­ дагога В. Н. Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в

20-е гг. XX в., но поднимаемые в ней проблемы актуальны и се­

годня.

 

г

В. Н. Сорока-Росинский

 

ТРУДНОВОСПИТУЕМЫ Е

(в сокращении)

 

...До революции и в педагогической литературе, и в педагогичес­ кой практике уделялось известное место той категории детей, кото­ рых прежде называли малолетними преступниками и которые воспи­ тывались в  особых  воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновос­ питуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было.

Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по раз­

ным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе

 

111


выбрасывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, гхр крайней*мере до того мо­ мента, пока они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений.

Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспи­ туемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко отмахнуться от них; попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде: ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится со­ всем  иначе - трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела.

Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа - тако­ во решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефек­ тивных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспи­ тания и обучения.

Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объ­ единение кажется вполне законным - ведь в самом деле, каждый де­ фективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом.

...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры... сильные и талантливые натуры развива­ ются зачастую очень бурно, а с другой стороны - умеренность и ак­ куратность, столь милые сердцу многих педагогов,  вовсе не все­ гда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанника­ ми, приводившими в умиление своих воспитателей, как раз-то наи­ более яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния -достаточ­ но прочесть биографии наших выдающихся писателей и обществен­ ных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуе­ мых.

Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность... Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физической и умственной, очень много детей самых разных категорий считались трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно от­ сталых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуж­ дающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, вышеперечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точного определения вновь готовы смешать со всей

 

112


массой трудновоспитуемых, из которой он был выделен, и только потому, что дети, принадлежащие к этому недостаточно дифферен­ цированному виду трудновоспитуемости, имеют сходные с осталь­ ными ее видами черты.

Вместо термина «трудновоспитуемость», принимаемого в широ­ ком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение «уклоне­ ние от нормы».

Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть: 1) субнормность, или де­ фективность; 2) супранормность, или повышенная одаренность на­ туры; 3) денормность, или уклонение от нормы в узком смысле это­ го слова.

По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким; ^экзогенным, когда оно происходит под влиянием внеш­ ней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру; и 2) эндоген­ ным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека.

И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклоне­ ния от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа вос­ питания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитатель­ ного учреждения.

1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отно­ шении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста, и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятное влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзогенной деформации духовной личности ребенка, где мо­ гут быть следующие две возможности.

А. Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая иска­ зить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы бе­ рем типичный случай: мальчик, благодаря тяжелым условиям пере­ живаемой нами эпохи, оторвался от семьи, попал на улицу, стал по­ воровывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, про­ светился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек.

Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное?

Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны психики носит лишь поверхностный, временный характер, т.е. то, что временно случается со всяким нормальным человеком. Это от педа­ гогической запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспи­ тания и обучения.

...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, пере­

ходного между учреждением для дефективных и нормальной шко-

 

113


 

лой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисципли­ на, хорошая выправка ума и воли - в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолече­ ния психики и даже исказит его.

Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продол­ жать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточ­ но. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во втором случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность получить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью.

Б. Берем второй случай - вполне здоровый и нормальный в нерв­ но-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией пси­ хики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не только на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефек­ тивные привычки и наклонности - мальчик ворует, привык уже к во­ ровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детско­ го дома он всегда умеет устроиться с большими для себя удобства­ ми, промышляя всякими видами уличного промысла-от мелкой тор­ говли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жиз­ ни ему помогло общее здоровье психики - ведь он обладает доста­ точно развитым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмо­ ций...

...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к героизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в обществен­ ном отношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талантливы, - из них могут впоследствии выработаться вожаки и атаманы вредных шаек.

...Таких ребят следует признать морально субнормальными, на­ долго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреж­ дениях для правонарушителей и продержать там достаточно про­ должительное время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со стро­ гой дисциплиной, например, через военную школу либо через техни­ ческую школу с напряженной трудовой дисциплиной.

После продолжительного периода перевоспитания такие ребя­ та могут совершенно исправиться и,  получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...

 

114


2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхож­ дения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции, психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различными органическими дефектами нервной.системы и психи­ ки. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима.

А. Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, невра­ стеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и волевой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Од­ ним из наиболее характерных признаков в данном случае будет об­ щая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость за­ держивающих центров и сильная наклонность ко всякого рода ду­ шевным вывертам.

При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые основные группы.

Вот, мальчик 14 лет, А.Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональ­

ной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершенно не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и производил всякого рода беспорядок, доходя в приступах гнев­ ного возбуждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких слу­ чаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным - он не ворует, доступен раскаянию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески ста­ рается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты учени­ ческого самоуправления...

Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормаль­ ного типа - он становится коноводом, чувствует свою силу и безна­ казанность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, особый подход. Но такому не место и среди морально дефек­ тивных - благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влия­ ниям он рискует лишь развратиться... Два года пребывания в специ­ альном для таких детей учебно-воспитательном учреждении - и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, не­ которая неуравновешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими...

Б. Второй случай - наиболее характерный для питомцев воспита­ тельно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извраще­ ния психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной наследственности, либо из-за тех или иных органических недостат-

 

115


 

ков мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства.

Вот, воспитанник В.Г., 12 лет, скверная наследственность-отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, cfapii ^ брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хо­ рошо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в ос­ тальном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицает неопровержимые улики, ворует у товарищей, ворует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая раз­ жалобить воспитателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном случае норовит убежать из детского дома с целью что-либо «промыслить»  на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспитательницами, позволяет отвра­ тительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпа­ тии ни к кому не обнаруживает... Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравственной дефективности. В нормальном учреждении ему не место - там он становится и источником нрав­ ственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для труд­ новоспитуемых?

Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Думать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.024 с.)