Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неформальны е объединения подростко вСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учитывая, что так называемые трудные подростки составляют большинство в различных неформальных объединениях, остано вимся на них подробнее. Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впер вые возникли после второй мировой войны в европейских странах в результате неприятия молодежью государственных и экономи ческих систем, социальных и духовных ценностей общества. Это был протест против существующих порядков и поиск более спра ведливых форм человеческого существования. В конце 40-х и начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пы таются противопоставить себя обществу. Они появлялись с особы ми прическами и в необычной одежде. Их жесты, язык, поведе ние, их музыка, интерес к политике заставляли обращать на них внимание. Это были битники, искавшие смысл жизни за предела ми существующего общественного строя. В середине 50-х гг. во многих европейских странах среди безра ботной молодежи появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет, в кожаных пиджаках, многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины ма газинов и рекламы. Позднее возникло движение теддов. Свою ярость они обруши вали не только на материальные ценности, иол.н а случайных прохожих, особенно чернокожих. В начале 60-х гг. юноши от 12 до 20 лет организовались в группу mods. Это были дети квалифицированных рабочих. Учась или рабо тая в будни, они бунтовали по воскресным дням. Наиболее массовым было движение хиппи. Они выдвигали че ловеколюбивую систему ценностей. Их лозунг: «Творите любовь, а не войну». Постоянными атрибутами их одежды стали разнооб разные предметы национальных культур: буддийские четки, ин дийские амулеты и талисманы, европейская гитара и губная гар мошка. Символом движения были цветы. Они осуждали отцов за то, что их общество отошло от естественных потребностей чело века, уничтожает личность, индивидуальность каждого. Они вы ступали против формальных законов общества. В 1964 г. под влия нием хипп-движения произошло массовое выступление студен тов, вылившееся в демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. В знак протеста против капиталистических отношений хиппи создавали коммуны. Они организовывали небольшие мас терские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товар но-денежных отношений, отдавая товары в своих магазинах бес платно, но это приводило к разорению. В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тысяч йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в пре зиденты США. Три дня полиция демократической Америки ду бинками и слезоточивыми газами жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование. Разочарование и подавленность молодежи привели к кризису движения хиппи, уходу от политики и проникновению в их дви жение идеи сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров. В 70-е гг. среди молодежи возникают различные религиозные сек ты, умеренно конфликтующие с обществом, движение «зеленых», группы новой демократии и группы защиты прав женщин и безра ботных. В ряде стран появляется движение рокеров-мотоциклистов, в которое входили по преимуществу молодые люди из рабочих се мей. Они испытывали чувство свободы, пролетая на большой ско рости по ночным городам. В ФРГ возникло движение фашистско го толка — нацирокеров. В настоящее время массовое распространение приобрели фэн- клубы, где часто пропагандируются экстремизм и насилие, меж национальная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ — Турция западногерманские фанаты превратили в демон страцию ненависти к туркам.
Группа попперов выступает против протестующего поколения отцов, предлагая не видеть отрицательное в жизни, а наслаждать ся существующими благами, находить их в окружении. Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя бро шенными обществом, они стремятся вызвать к себе «отвращение окружающих: расписывают лица, наголо бреют голову, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее. Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления. Первое — кибер-панки, осознающие свою принадлежность к этому движению. Это преимущественно моло дежь. Вторые — люди разного возраста, просто увлеченные ком пьютером и дистанцирующиеся от первых. Увлечение техникой помогает им расширить связи с миром, познать разные сферы жизни. В России неформальные группы молодежи появились после Отечественной войны. В период перестройки их число выросло. Воспроизводя внешние формы западных молодежных движений, они имеют свою специфику. Вероятно, они не были вполне орга ничны для нашего общества, поэтому в них не возникало резких клановых границ. Часто различные неформальные группы вполне лояльно относятся друг к другу. Их члены (хиппи, металлисты, панки) могут переходить из одной группы в другую. Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни — из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих — это поиск оригинального образа жизни. У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях системы. Движение хиппи в России возникло в 60-е гг. на фоне интереса молодежи к джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи ста ли вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но в 80-е гг. интерес к движению хиппи возобновился. Московская организация хиппи тогда составляла около 2 ты сяч человек в возрасте 13—36 лет из самых разных социальных слоев (школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция). Стремясь к свободе, они часто меняли работу, многие устраивались ночными сторожами, что освобождало время днем и позволяло заниматься любимым делом. В своей среде хиппи выделяли «пионеров» (недавно вступивших в клуб), «олдов» (старых членов клуба, серьезно вникающих в по литику, религию, мистику, искусство) и «мамонтов» (костяк орга низации). Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор (длин ные волосы, считают хиппи, помогают контакту с космосом, с космическим разумом), лоб и затылок охватывает тонкая повяз ка, многие отпускают бороду. И одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы.
Они ходят в джинсах, свитерах, нередко рваных, старомодных пальто. Носят украшения, на шее джинеовьш ^мешочек с доку ментами. Зимой они живут в городе, летом путешествуют, разби вают палаточные города. В основе их философии — внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что способствует единению людей. Они проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реаль ность, медитацию, которая поможет выйти в иную реальность. Хиппи — это вызов современному обществу. Распространенным в России является движение панков. У них петушиные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вызывающее поведение. Их появление в общественных местах сопровождается драками, грабежами. Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псев дофранцузы) предпочитают носить только вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демон стрируют приобретенные одежды. В их среде культивируется образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, они против наркотиков и за активный спорт. Есть у нас и свои рокеры. Так же, как и западные рокеры, они носятся по улицам городов и сел на мотоциклах без глушителей, демонстрируя тем самым свое пренебрежение к обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами. Саталлисты — это поклонники определенного певца, футболь ной команды, фанаты. Металлисты — сейчас наиболее распространенная молодеж ная неформальная группа, включающая поклонников тяжелого металлического рока, черного металлического рока и скоростно го металлического рока. Членов группы отличает агрессивный вне шний вид, черная одежда, металлические украшения на груди, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает их внешний вид. Однако среди металлистов встречаются и вполне миролюби вые подростки, это ценители металлического рока, они не конф ликтуют с официальными организациями. Получили распространение правоэкстремистские группы. В их числе неофашисты. Черная куртка, узкие брюки, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка сва стики — все это атрибуты этих групп. Они проповедуют культ силь ной личности, расизм, шовинизм, привержены черной магии, занимаются спортом. Во главе групп чаще всего взрослый с реак ционными взглядами. Такие группы социально опасны. Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным совет ским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс,
волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов. Социальному педагогу, чтобы работать с такими подростками, убедительно вести с ними диалог, следует знать особенности каж дой группы, каждого подростка. Необходимо собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе: кто в них вхо дит, подвержены ли они наркомании и разврату, занимаются ли спекуляцией, есть ли среди них правонарушители. Важно выяс нить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения, стремления, узнать о структуре групп, правилах при ема в них, характер лидерства, об отношении членов группы к обществу. Ученые проанализировали причины, по которым под ростки оказываются в неформальных объединениях. Среди этих причин: потребность в друзьях; стремление познать необычное, в том числе современное за падное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равноду шие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии за держки в умственном развитии у отдельных учеников; невнимание к подросткам и конфликты в семье, безнадзор ность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в груп пах, свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях. Педагог, работающий с подобными подростками, прежде все го должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каж дой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в про блемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убе дить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные цен ности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации. Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобрета ет противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, про ституция, неофашизм), следует применить запрет. В таких слу чаях необходимо разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности. Сейчас во многих городах России накоплен опыт работы Центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных под ростков. Так, в Таганроге и Пскове в подобных Центрах разработаны программы обучения каждого подростка в отдельности. На базе УПК они получают рабочую профессию. Для трудных подростков в 1994 г. в г. Клину Московской области в упоминавшемся ранее Центре реабилитации «Надежда»1. В него со брали подростков 14-16 лет, стоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за различные общественные нарушения. Боль шинство из них были из многодетных, малообеспеченных или непол ных семей, кто-то не имел родителей. Этим детям была нужна самая разнообразная помощь: материальная, социальная, помощь в устрой стве на работу до совершеннолетия, в освоении специальности. Первичный прием в Центр проводит педагог-психолог, который определяет, какой вид помощи может оказать Центр. Центр «Надежда» - это не исправительное учреждение, а место, где подростку помогают приобрести навыки самопомощи, где он пре одолевает кризис без насилия и без давления. Подростку дается шанс выбрать верный путь, и он сам приходит к решению изменить свою жизнь. После обследования разрабатывается индивидуальная програм ма социальной реабилитации, куда входит трудовая, учебная, куль турная и спортивно-оздоровительная деятельность подростка. В Центре созданы цеха: швейный (20 мест), столярно-слесарный (20 мест), художественно-оформительский, где подростки работают и получают специальности столяра, слесаря, швеи, декоратора; они шьют постельное белье, пижамы, халаты, спецодежду, новогодние костюмы, изготовляют простейшую мебель. В центре осуществляется развитие задатков и таланта, эстети ческое воспитание подростков. Самым продуктивным является швей ный цех, где после обучения девушки получают 2-й разряд. Каждая швея обучается отдельно по индивидуальной программе, поскольку, во-первых, девушки в Центр поступают в разное время, и, во-вто рых, большинство из них не обладают элементарными трудовыми навыками и не желают трудиться. Здесь особенно проявляется про фессионализм воспитателя и мастера трудового обучения. Продук ция Центра пользуется спросом. В художественно-оформительском цехе подростки занимаются резьбой по дереву и росписью. Тарелки, разделочные доски и панно, украшенные городецкой росписью, также пользуются спросом. За свой труд ребята получают зарплату, вначале ученическую, а потом с выработки. Много внимания в Центре уделяется спорту, сюда в спортивный зал приходят также и ребята, не работающие в Центре.
1 Описание опыта центров «Надежда» и «Радость» взяты из книги: Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания населения в Клинском районе Московской области. — М., 1996. — С. 59—64.
108 В Центре создана комната психологической разгрузки, где психо лог проводит групповые и индивидуальные занятия, воспитанники в этой комнате отдыхают во время перерыва в работе. Учитывая, что многие подростки пришли в Центр после вспомога тельных школ, учебные группы состоят из 10-12 человек, что дает возможность мастеру-воспитателю или педагогу индивидуально ра ботать с каждым, постоянно осуществлять за каждым психологичес кий контроль. На реабилитации в Центре подросток может находиться от не скольких дней до неопределенно длительного срока. Он может полу чить разовую консультацию, пройти курс реабилитации, рассчитан ный на определенный срок, периодически обращаться за помощью, по его желанию такая помощь может оказываться и анонимно. Педагоги Центра ставят своей задачей изменить отношение под ростка к учебе, восстановить его связи со школой, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстановить контакты с се мьей и внутри семьи. Занятия с подростками, которые обучаются во вспомогательных школах или с ярко выраженным девиантным пове дением проводятся индивидуально.
Центр реабилитации несовершеннолетних «Радость» был создан в г. Клину в 1995 г. на базе ранее существовавших подростковых клубов по месту жительства. Была поставлена цель вовлечь подрост ков в общественно полезный труд, обеспечить им социальную реа билитацию. Для этого были использованы материальные базы уч реждений культуры, спорта и народного образования. Сотрудники Центра анализируют причины кризисного состояния каждого подростка, проводят психологическое, медицинское и педа гогическое обследование, на основании этого составляются индиви дуальные карты-программы реабилитации каждого. Большинство мероприятий проводятся совместно с родителями, что помогает вос становить утраченные контакты подростков с семьей. В состав Центра входят 9 подростковых и 2 спортивных клуба, в которые приходят подростки из всех микрорайонов города. Во главе каждого клуба стоит педагог-организатор. У каждого пе дагога-организатора имеется паспорт микрорайона с его подробной социальной характеристикой: с конкретными цифрами и списками проживающих в нем многодетных и неполных семей, детей-инвали дов, трудных подростков и т.д. Нетрадиционными формами досуга подростков являются детская телестудия и театр манекенщиц «Атлантида», школа моды «Верни саж», школа начинающего журналиста. Подростки занимаются при кладным творчеством в кружках вязания, вышивки, макраме, мягкой игрушки, игрушек из глины и др. Подростки оказывают помощь инвалидам и престарелым, созда ют трудовые отряды, проводят праздники в школах, детских домах и интернатах.
109 В Центре работает отделение социально-правовой помощи, где подростки и их родители могут получить юридическую консультацию специалиста. «-..» В Центре уделяется большое внимание организации совместного досуга детей и взрослых. В подростковом клубе «Соколенок» создан театр «Сказка». В клу бе собираются на отдых родители с детьми, молодые семьи, те, кто любит театр, поэзию, музыку и здоровый образ жизни. Члены клуба «Семья» встречаются с интересными людьми, орга низуют семейные посиделки («Опять на Руси самовары поют» - с конкурсом на лучший пирог, играми-викторинами «Интеллектуальная семья», «Устами младенца»). В клубе организован домашний театр взрослых «Ключ», где десять молодых мам и пап готовят спектакли для малышей и взрослых. Театры «Сказка» и «Ключ» проводят ново годние праздники, спектакли для семей «группы риска», при этих те атрах создана творческая лаборатория «Нулевой класс актера», где специалисты занимаются с одаренными детьми. Некоторые подростковые клубы стали центром спортивной, оздо ровительной и туристской работы. Так, в клубах «Юный турист» и «Атлант» работают футбольная, теннисная, шахматно-шашечная секции, фотокружки. С целью повышения эффективности работы клубов разработаны критерии оценки их деятельности и принято положение о смотре-кон курсе подростковых клубов Центра. В положении продумана система поощрения участников смотра и награждения победителей по итогам учебного года, введена балль ная система оценки показателей. Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направ ления деятельности клубов: театральное; совместный отдых детей и взрослых; туристско-оздоровительное; возрождение народных традиций; техническое творчество; прикладное искусство; работа с трудными подростками и многодетными семьями; милосердие; нетрадиционные формы досуга. Эти направления легли в основу тематических программ работы с детьми и подростками по месту жительства. По программе «Мир детства-мир игр» проводятся конкурсы, игры, детские праздники, тематические вечера для детей и взрослых. По программе «Интеллект. Увлечение. Интерес» проводятся творческие конкурсы, интеллектуальные игры, работают кружки, клу бы по интересам, любительские объединения. По программе «Открытое сердце» работают бюро добрых ус луг, трудовые отряды, клуб «Милосердие», проводятся праздники
ПО
для детей-сирот в детских домах, школах-интернатах, социальном приюте. По программе «Отечество» проводятся встречи с народными умельцами, интересными людьми, экскурсии в музеи, по историчес ким местам. По программе «Дети- семья- микрорайон» организуются консуль тации по проблемам семьи, -совместно с центром «Доверие» детям и их родителям оказывается медицинская помощь, создаются семейные клу бы, проводятся народные и семейные праздники, организуется летний отдых подростков в городе на базе подростковых клубов. По программе «Свой голос» в городе работает школа начинаю щего журналиста «Юнпресс», «школа поклонников моды «Вернисаж», театр юных манекенщиц «Атлантида», детская телестудия, выпуска ются любительские фильмы. По программе «Подросток» осуществляется постоянная связь с комиссией по делам несовершеннолетних, налаживаются контакты с семьями трудных подростков, проводятся мероприятия по органи зации отдыха для детей из неблагополучных семей. По программе «Атлант» проводятся спортивные мероприятия и туристские соревнования, туристские походы клуба «Юный турист», показательные выступления по кикбоксингу клуба «Атлант». По программе «Поиск» осуществляется методическая помощь вновь создаваемым коллективам в сфере досуга с учетом новых ус ловий жизни населения, пропагандируются новые формы работы, разрабатываются сценарии, программы, проводятся консультации по различным проблемам учебно-воспитательной работы.
Завершая разговор о работе социального педагога с трудными подростками, обратимся к статье известного отечественного пе дагога В. Н. Сороки-Росинского о трудных детях. Она написана в 20-е гг. XX в., но поднимаемые в ней проблемы актуальны и се годня.
г В. Н. Сорока-Росинский
ТРУДНОВОСПИТУЕМЫ Е (в сокращении)
...До революции и в педагогической литературе, и в педагогичес кой практике уделялось известное место той категории детей, кото рых прежде называли малолетними преступниками и которые воспи тывались в особых воспитательно-исправительных учреждениях, направляясь туда по приговору суда. Что же касается до трудновос питуемых, то о них почти ничего не говорилось, и, разумеется, не оттого, что трудновоспитуемых прежде не было. Они были и до революции, но обыкновенно, помыкавшись по раз ным школам и интернатам, они всюду изгонялись, а затем и вовсе
111 выбрасывались за борт школы и, таким образом, не затрудняли ее больше вопросом о своем воспитании, гхр крайней*мере до того мо мента, пока они не становились малолетними преступниками и не поступали на попечение упомянутых воспитательно-исправительных учреждений. Ныне тяжелые условия переживаемой нами эпохи дали очень большой процент всякого рода дефективных детей, и трудновоспи туемых в частности. Но теперь школа нормального типа не может так легко отмахнуться от них; попросту выбросить их за борт, как это делалось прежде: ныне вопрос о трудновоспитуемых ставится со всем иначе - трудновоспитуемые нередко переворачивают вверх дном школы и детские дома нормального типа, делая невозможным в них правильный ход учебно-воспитательного дела. Для трудновоспитуемых нужны учреждения особого типа - тако во решение этого вопроса. Вопрос заключается в том, какого типа должны быть эти учреждения, такого ли, как для морально дефек тивных детей, или здесь необходим совсем иной, особый тип воспи тания и обучения. Обычно принято смешивать эти категории детей, объединяя их под общим наименованием дефективных, и с внешней стороны такое объ единение кажется вполне законным - ведь в самом деле, каждый де фективный ребенок трудновоспитуем, а каждый трудновоспитуемый оттого-то и труден, что обладает каким-нибудь дефектом. ...Тот или иной ребенок может оказаться трудным вовсе не в силу какого-либо дефекта, в частности, а наоборот, по причине сложности и богатства своей натуры... сильные и талантливые натуры развива ются зачастую очень бурно, а с другой стороны - умеренность и ак куратность, столь милые сердцу многих педагогов, вовсе не все гда говорят о чем-нибудь ценном в духовном отношении. Чичиков в литературе и Аракчеев в истории были примерными воспитанника ми, приводившими в умиление своих воспитателей, как раз-то наи более яркие во всех отраслях жизни люди очень часто бывали горем для родителей и воспитателей и предметом их отчаяния -достаточ но прочесть биографии наших выдающихся писателей и обществен ных деятелей, чтобы многих из них отнести к числу трудновоспитуе мых. Нет, трудновоспитуемость не всегда означает дефективность... Раньше, не говоря уже о резких случаях дефективности физической и умственной, очень много детей самых разных категорий считались трудновоспитуемыми только потому, что в школе нормального типа с ними приходилось трудно, но вот отсюда выделили умственно от сталых, выделили морально дефективных, затем невропатов, нуж дающихся в медико-педагогическом воздействии, затем переростков, и все-таки за вычетом всего этого остается еще какой-то остаток, который готовы признать какой-то особой категорией, отличной от всех других, вышеперечисленных, но который, с другой стороны, при попытках более точного определения вновь готовы смешать со всей
112 массой трудновоспитуемых, из которой он был выделен, и только потому, что дети, принадлежащие к этому недостаточно дифферен цированному виду трудновоспитуемости, имеют сходные с осталь ными ее видами черты. Вместо термина «трудновоспитуемость», принимаемого в широ ком смысле этого слова, мы будем употреблять выражение «уклоне ние от нормы». Но уклонения могут быть следующего вида: вниз от нормы, вверх от нормы и, если так можно выразиться, в сторону от нормы. Эти три вида уклонения мы условимся называть: 1) субнормность, или де фективность; 2) супранормность, или повышенная одаренность на туры; 3) денормность, или уклонение от нормы в узком смысле это го слова. По своему происхождению всякое уклонение от нормы может быть двояким; ^экзогенным, когда оно происходит под влиянием внеш ней обстановки и идет от периферии психики к ее ядру; и 2) эндоген ным, когда оно является результатом какой-нибудь органической особенности душевной или нервной природы человека. И вот, рассматривая с этой точки зрения различные типы уклоне ния от нормы, мы можем отметить следующие типы характеров, из которых каждый требует особого к себе подхода, особого типа вос питания и соответственно с этим особого типа учебно-воспитатель ного учреждения. 1. Представим себе ребенка вполне здорового в духовном отно шении, не уклоняющегося в отношении одаренности ни вверх, ни вниз от нормы, потенциально, так сказать, вполне нормального ребенка школьного возраста, и предположим, что внешние условия оказали неблагоприятное влияние на его развитие: мы будем тогда иметь случай экзогенной деформации духовной личности ребенка, где мо гут быть следующие две возможности. А. Деформация сравнительно поверхностная, не успевшая иска зить и изуродовать устоев духовной личности ребенка, т.е. мы бе рем типичный случай: мальчик, благодаря тяжелым условиям пере живаемой нами эпохи, оторвался от семьи, попал на улицу, стал по воровывать, перестал ходить в школу, привык бродяжничать, про светился в сексуальном отношении, исхулиганился, но все это так, что здоровое ядро его личности осталось все-таки нетронутым, что вся порча отразилась на периферии его характера, не создав еще устойчивых соединений и прочных дурных привычек. Что же это, моральная дефективность или что-нибудь иное? Нет, это денормность только, так как порча моральной стороны психики носит лишь поверхностный, временный характер, т.е. то, что временно случается со всяким нормальным человеком. Это от педа гогической запущенности, т.е. от запущенности в отношении воспи тания и обучения. ...Для такого мальчика нужна школа-интернат особого типа, пере ходного между учреждением для дефективных и нормальной шко-
113
лой, нужна лишь здоровая трудовая атмосфера, хорошая дисципли на, хорошая выправка ума и воли - в такой атмосфере здоровая по существу натура мальчика скоро сама потянется к осмысленному труду и постепенно забудет все скверные привычки; общество же дефективных замедлит этот процесс самооздоровления, самолече ния психики и даже исказит его. Весь вопрос заключается в том, насколько велика запущенность такого мальчика, может ли он нагнать своих сверстников и продол жать обучение во второй ступени, или это для него уже недостаточ но. В первом случае его нужно вернуть в школу нормального типа, во втором случае надо дать какое-нибудь ремесло или возможность получить какую-нибудь профессию, сообразно с одаренностью. Б. Берем второй случай - вполне здоровый и нормальный в нерв но-психическом отношении мальчик с экзогенной деформацией пси хики, но настолько глубокой и упорной, что она отразилась не только на периферии психики, но и на здоровом ее ядре, сообщив ей дефек тивные привычки и наклонности - мальчик ворует, привык уже к во ровству и видит в нем наиболее удобный способ существования; он привык к бродяжничеству, сделался неисправимым бегуном не из-за какой-нибудь болезненной страсти, а просто потому, что вне детско го дома он всегда умеет устроиться с большими для себя удобства ми, промышляя всякими видами уличного промысла-от мелкой тор говли до воровства включительно... Приспособиться к уличной жиз ни ему помогло общее здоровье психики - ведь он обладает доста точно развитым интеллектом, умеет ставить цели и добиваться их осуществления, он владеет собой, достаточно деятелен, энергичен и предприимчив, достаточно уравновешен в проявлениях своих эмо ций... ...У такого типа мы, наряду с порочными сторонами, можем найти и своеобразное благородство, чувство чести, шаечной, но все-таки чести, найдем и умение любить и привязываться, и способность к героизму и даже к самопожертвованию. И при всем этом на таких ребят надо смотреть как на в высшей степени опасных в обществен ном отношении, особенно если при этом они умны, темпераментны и талантливы, - из них могут впоследствии выработаться вожаки и атаманы вредных шаек. ...Таких ребят следует признать морально субнормальными, на долго изолировать в особых воспитательно-исправительных учреж дениях для правонарушителей и продержать там достаточно про должительное время. Не следовало бы отсюда прямо выпускать их в жизнь, но предварительно пропустить через учреждение со стро гой дисциплиной, например, через военную школу либо через техни ческую школу с напряженной трудовой дисциплиной. После продолжительного периода перевоспитания такие ребя та могут совершенно исправиться и, получив необходимые для жизни честным трудом знания, могут стать полезными членами общества...
114 2. Перейдем к видам уклонения от нормы эндогенного происхож дения. Здесь мы будем иметь дело с проявлениями болезненной конституции, психики, на которой чрезвычайно тяжело отразилась пережитая эпоха войны и революции, с тяжелой наследственностью, с различными органическими дефектами нервной.системы и психи ки. Мы ограничимся рассмотрением уклонений от нормы, когда оно не требует специального лечебного режима. А. Сюда войдут всякого рода психоневротики, истерики, невра стеники, дети с разного рода дефектами в области эмоциональной и волевой, дать общую характеристику которых очень затруднительно ввиду удивительного разнообразия форм уклонения от нормы. Од ним из наиболее характерных признаков в данном случае будет об щая неустойчивость психики, плохая ее сопротивляемость вредным влияниям, повышенная эмоциональная возбудимость, слабость за держивающих центров и сильная наклонность ко всякого рода ду шевным вывертам. При всем разнообразии уклонений от нормы наметим некоторые основные группы. Вот, мальчик 14 лет, А.Б., истерик, с чрезвычайной эмоциональ ной возбудимостью, вспыльчивый, невыдержанный, самолюбивый. Будучи в нормальном детском доме, он постоянно дерзил, грубил, совершенно не подчинялся дисциплине, совершал побеги, разрушал вещи и производил всякого рода беспорядок, доходя в приступах гнев ного возбуждения до припадков гнева и грубости, теряя в таких слу чаях всякое обладание собою и кидаясь на воспитательниц. Но при всем этом А.Б. не может быть признан аморальным - он не ворует, доступен раскаянию, старается загладить свои промахи, у него есть чувство чести, он дорожит хорошим о себе мнением и всячески ста рается исправиться, порученную работу выполняет добросовестно, часто выбирается на разного рода административные посты учени ческого самоуправления... Разумеется, такому мальчику не место в детском доме нормаль ного типа - он становится коноводом, чувствует свою силу и безна казанность, заражает товарищей своим настроением и в результате портит всех, да и его там портят, так как здесь требуется особый режим, особый подход. Но такому не место и среди морально дефек тивных - благодаря своей слабой сопротивляемости дурным влия ниям он рискует лишь развратиться... Два года пребывания в специ альном для таких детей учебно-воспитательном учреждении - и он может быть возвращен в школу нормального типа... Разумеется, не которая неуравновешенность останется у него надолго, может быть и на всю жизнь, он всегда будет во главе протестующих, ему трудно будет ладить с окружающими... Б. Второй случай - наиболее характерный для питомцев воспита тельно-исправительных учреждений: на почве эндогенного извраще ния психики при общей ее болезненности, либо вследствие дурной наследственности, либо из-за тех или иных органических недостат-
115
ков мы имеем более или менее стойкое повреждение морального чувства. Вот, воспитанник В.Г., 12 лет, скверная наследственность-отец разбит прогрессивным параличом на почве сифилиса, cfapii ^ брат имеет несколько судимостей, мальчик интеллектуально развит хо рошо, может учиться, любит читать, все запоминает легко, но в ос тальном отношении очень испорчен: ворует, но будучи пойман не только не обнаруживает какого-либо раскаяния или смущения, но, наоборот, грубит, нагло отрицает неопровержимые улики, ворует у товарищей, ворует в школе, лжив, никогда не сознается. Желая раз жалобить воспитателя при определении его в школу-интернат для трудновоспитуемых, наговорил всяких ужасов про скверное с ним обращение со стороны матери, что при проверке оказалось ложью. При всяком удобном случае норовит убежать из детского дома с целью что-либо «промыслить» на улице или на рынке. В половом отношении преждевременно развит, циничен, испорчен, бывает нагл до нетерпимости, особенно с воспитательницами, позволяет отвра тительные по цинизму слова и выходки, привязанность или симпа тии ни к кому не обнаруживает... Таков В.Г. Здесь мы имеем дело с типичным случаем нравственной дефективности. В нормальном учреждении ему не место - там он становится и источником нрав ственной заразы. Следует ли отдавать его в учреждение для труд новоспитуемых? Вряд ли. Ведь его субнормность в моральном отношении настолько велика, что шансов на исправление в короткий срок нет никаких... Думать о возвращении в школу нормального типа и о продолжении его образования тоже не приходится. Вполне достаточно, если он получит знания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.024 с.) |