Опы т  работы  социального педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опы т  работы  социального педагога



 

 

РАБОТА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  С СЕМЬЕЙ

 

В любом  государстве,  где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить  только  через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую  деятельность.             щ

От поведения отца и матери,  их роли  в воспитании детей за­ висит статус семьи.  Семья  вводит ребенка  в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают  за ним,  в дошкольном воз­ расте  (3—7 лет)  ему открывается мир.

В семье  укрепляют здоровье  ребенка, развивают  его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, вос­ питании гражданина. В семье закладываются гуманные  черты ха­ рактера,  доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки  и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают  профессию. Семья  готовит юношу  к самостоятельной семейной жизни, приучает уважать добрые традиции семьи и следовать  им.

Семья  — это дом, объединяющий людей,  здесь закладываются основы  человеческих отношений, происходит первая  социализа­ ция личности. Анализ социального влияния на личность  показал, что у 40% людей в их жизни  решающее влияние оказала  семья,  у

30% — средства массовой  информации, только у 20% — школа, у

10% — улица.

 

ТИП Ы СЕМЕЙ

 

Работая  с  семьей,  социальному педагогу  приходится сталки­

ваться  с различными типами  семей.

В зависимости от места жительства различают городскую и сель­ скую семью. Несмотря на миграцию сельского населения в город, сегодня  26% населения в нашей  стране живут в сельской  местно-

 

4 3


4 2


сти. В большинстве своем — это жители южных районов  России, в

Сибири и на Севере  преобладает городское  население.

Уничтожение крестьянства как буржуазного  класса в 20-е гг., ликвидация неперспективных деревень в России — это процессы, которые  оказали  огромное влияние на состояние окружающей среды, на семейный уклад сельского  населения, крестьянства. Там, где прежде были большие  села и многолюдные станицы, сегодня остались  деревеньки с небольшим числом  жителей, без социаль­ ной  инфраструктуры, центров  культуры.

Особенность сельской семьи — размеренность ее жизни, подчи­ ненной ритмам природы, тяжелые условия сельскохозяйственного труда  в домашнем и подсобном хозяйстве. Для  сельской семьи характерен жесткий контроль со стороны  общества  за жизнью  как семьи в целом,  так и каждого ее члена.  Еще сохранились элемен­ ты сельской общины, где по-прежнему прочны  родственные свя­ зи,  связи  с соседями, наблюдается неприязнь к семьям, стремя­ щимся  к обособлению. На  селе  взрослое  и младшее  поколения чаще,  чем в городе,  собираются вместе.  Все вышеперечисленные факторы определяют то, что в социализации подрастающего по­ коления сельская  семья  играет очень  большую роль,  значительно большую,  чем городская1.

В результате  миграции из села по 3 млн в год на протяжении десятка лет сельская  семья претерпела разительные изменения. Уезжала молодежь, в деревне  оставалось старшее  поколение. И в то же время  на сельскую  семью оказывала влияние часть молоде­ жи, уехавшая в город. Это сказалось на стремлениях детей из сель­ ских семей,  их кругозоре.  Происходит разделение сельских  семей на «окрестьянившихся» и стремящихся уехать в город2.

Городская семья не однородна, она характеризуется в зависи­ мости от концентрации населения в городе, от этнической струк­ туры,  от географического положения города,  от деятельности и занятости населения.

Так,  в малых городах уклад семейной жизни  близок  к деревен­ скому:  наблюдаются прочные родственные, в том числе брачные, связи,  социальный контроль за жизнью  семьи,  наличие  почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодежь.  На жизнь семей такого города обычно  оказыва­ ет влияние деятельность одного-двух заводов. Для жителя  неболь­ шого города семья  значит  многое.

В крупном и среднем городе общение молодого и взрослого поко­ ления семьи изменяется. Школа, производство, культурные  центры оттягивают  молодежь  из семьи.  Широкий круг общения, окружаю­ щая среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.

 

 

1  См.:   Мудрик А.В. Введение  в социальную  педагогику.  — М.,  1997. — С. 98—

100.

2 См. там же.


 

Довольно  распространенным типом  семьи является семья, со­ стоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут вмес­ те, начиная с детей и кончая бабушкой  и дедушкой  по отцовской

и материнской линиям.  Сейчас  дети  чаще  живут  отдельно,  со­ храняя  родственные отношения одной  семьи^  отношения ответ­ ственности и солидарности поколений. Взрослые  дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью.

Распространенной в современных условиях  является нуклеар- ная семья, состоящая из мужа, жены  и одного  или двух детей. Функции воспитания и обучения  детей,  в том числе их социали­ зации, берет на себя школа или детский  сад. В такой  семье изме­ няются, по сравнению с традиционными, семейные роли,  жена занята  на производстве, хозяйственные проблемы берут на себя в равной  степени  все члены  семьи.

Молодая семья — это супружеская пара с детьми или без них в первом  браке.  Возраст  такой  семьи  — не  старше  5 лет,  возраст супругов — не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растет,  преобладающий возраст супругов в них 21—24 года. Боль­ шинство таких семей живут с родителями, это,  например, семьи студентов,  проблемы которых  часто приходится решать  социаль­ ному  работнику, социальному пёЦгогу.

Неполная семья — семья  с одним  родителем  в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать,  реже  — отец.  Такая  семья  — результат  развода, смерти  или  долгого  отсутствия  одного  из  родителей  либо  когда ребенок вне брака. Сегодня таких семей 25% от общего числа. Они более  всего требуют внимания со стороны  социального педагога. Эти семьи живут бедно,  доход женщины чаще меньше, чем у мужчины, алименты составляют всего  1/4  зарплаты  мужчины.  В самом  тяжелом  положении находятся  семьи,  где ребенок рожден вне брака.

Внебрачная семья кроме  тяжелых  материальных условий  пере­ живает  и отрицательное отношение со  стороны  общества. Дети по-разному реагируют  на отсутствие  отца,  мальчики более уязви­ мы, чем девочки. В воспитании ребенка  в такой семье часто отри­ цательное влияние оказывает сильная любовь матери,  которая  ста­ рается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка  не занимается, чаще по причи­ не того,  что мать отстраняет его.

Семьи в повторном браке — это семьи с двумя родителями, где могут быть дети как общие,  так и от прежних  браков.  Они  могут жить вместе или с детьми мужа или жены.  Подобные браки были редки  в XIX в., но в XX в. они  стали распространены, особенно после  Отечественной войны.  Проблемой в такой  семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Много проблем вызывают  ситуации  при  решении вопроса  свиданий с ребенком отца,  бабушки  или дедушки.  Здесь часто требуется вмешательство


 

социального педагога,  который разрабатывает специальную про­ грамму,  включающую психологические, социальные и педагоги­ ческие воздействия на родителей. Вместе с тем, несмотря на мно­ жество возникающих проблем, в этом браке  стараются  не повто­ рить ошибок  первого  брака,  поэтому  эти семьи более сплоченны.

Особую категорию  составляют семьи,  созданные после смерти одного  из супругов в предшествующем браке.  Дети остро пережи­ вают потерю отца или матери,  и это сказывается на отношениях с отчимом  или мачехой.

Семья «маленькая мама». В истории человечества были перио­ ды, когда рождение  ребенка женщинами, не достигшими совер­ шеннолетнего возраста,  было  нормой  жизни,  «маленькая мама» признавалась обществом, была женой,  молодой  матерью.  В совре­ менном обществе  появление этой категории семей рассматривает­ ся как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем число несо­ вершеннолетних мам растет,  поэтому  необходимы меры  по соци­ альной  защите  и помощи им со стороны  государства  и общества.

Беременная школьница получает определение — распущенная, трудный  подросток, из семьи «группы риска».  Мать девочки  счи­ тает,  что ее дочь соблазнили, мать мальчика, что соблазнитель­ ница  — девочка.  Одни  считают,  что это явление  — результат пропаганды секса с экрана, другие — недостаточного сексуально­ го образования.  Психологи видят  проблему  в детском  одиноче­ стве, в невнимании родителей. Тепла и любви девочка ищет через физическую близость  с партнером.

«Маленькая мама» бросает  школу,  учиться  самостоятельно ей не  под силу.  Советы  сделать  аборт  приводят  к тяжелым  послед­ ствиям  для ее здоровья.

Работа с данной  категорией семей только началась.  Создаются программы по оказанию помощи юным матерям, создаются  Цен­ тры социально-психологической защиты.

 

Кроме  перечисленных выше  педагог  сталкивается со следую­

щими  типами  семей: семья беженцев; семья военных; семья эмигрантов; семья  верующих;

семья опекунов и усыновителей;

семья,  где больной  ребенок или инвалид;

семья  студентов;

семья,  где родители  наркоманы, пьяницы, мать проститутка;

семья,  где родители  вернулись  из тюрьмы; семья,  где дети до 1,5 лет, до 3 лет, до 5 лет; семья,  где от 3 до 5 детей;

семья,  где 5—10 детей;

многодетная семья,  где более  10 детей.


 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

 

Семейные союзы тогда выигрывают, когда они скрепляются общностью интересов, вкусов и потребностей. «С хорошей женой горе — полгоря, а радость вдвойне» — говорит пословица. Семей­ ный  союз может быть прочным и счастливым, даже несмотря на отрицательные черты характера  у ее членов.

Главное — это добрые,  честные, полные любви и взаимопони­ мания  отношения между всеми членами  семьи. Дети тонко чув­ ствуют семейный разлад. Для них это травма,  которая  скажется  на всей их дальнейшей жизни.

Равнодушие родителей  к детям вызывает  у них чувство одино­ чества,  и дети начинают искать привязанность на стороне, в раз­ нообразных занятиях, в компании. Это уже с детства отдаляет их от семьи.

Жизненный уклад семьи за последние 60 лет разительно изме­ нился.  Если раньше  неработающие матери могли заниматься вос­ питанием детей, то сегодня,  чтобы поставить  детей на ноги,  дол­ жны работать оба родителя, и им подчас некогда даже недолго пообщаться с ребенком.

А ведь семья  — это организм, в котором  каждый  его член для того, чтобы этот организм нормально функционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать  определенное мес­ то в системе ролевых отношений в семье.

Семейная роль — одна из важных ролей  человека  в обществе. Муж,  жена,  родители  (мать,  отец),  сын,  дочь,  брат,  сестра,  де­ душка,  бабушка — все это семейные роли.  Каждый, выполняя ту или  иную роль,  представляет, что от него ждут другие члены  се­ мьи.  Муж,  будучи главой  семьи,  должен  быть сильным, волевым. Жена  — нежной, заботливой и т.п.

Плохое выполнение или невыполнение своей роли членами семьи  приводит  к конфликтам. Они  чаще  происходят в семьях, где супруги  второго  поколения являются и детьми,  и супругами, и родителями одновременно. Конфликты возникают, когда одна роль включает  в себя множество функций. Например, если жен­ щина  — и мать,  и хозяйка, и воспитатель детей,  и сиделка  и в то же время  наравне  с мужем обеспечивает семью  материально.

Конфликт может произойти и в том случае, если жена занима­ ет более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь  можно  посоветовать  супругам  гибкое  перераспределение ролей.  Конфликты часто возникают и из-за того, что молодая жена не хочет вести хозяйство или рожать детей,  или бабушка  не хочет нянчиться с внуком.

Отцовство. В словаре русского языка С. И. Ожегова отцовство определяется как  кровное родство  между отцом  и его ребенком. Не только  от матери,  но и от отца зависит  биологическое суще­ ствование будущего  человека.  Ребенок похож  на  отца  или  мать


цветом  волос,  глаз,  особенностями телосложения,  функциони­

рования основных органов  и систем  организма.

Задатки  — основа  способностей (к умственной деятельности, музыке,  спорту,  языкам) — также закладываются генетически. По наследству  передаются заболевания, привычки отца и матери, алкогольная, никотиновая и наркотическая зависимость. Поэтому будущий  отец должен  заботиться о своем  здоровье,  здоровом  об­ разе жизни.

Социальные функции отцовства  определяет выражение: «На плечах отца держится  мир».  Отец — защитник отечества,  он уп­ равляет государством, ведет научные исследования, выполняет тяжелую физическую работу.  Отец обеспечивает семью матери­ ально,  несет  ответственность за жену и детей,  помогает  родите­ лям-старикам.

Ответственность, чувство долга, физическая и нравственная сила,  смелость  и мужество,  гражданственность, надежность и ве­ ликодушие — все эти качества  необходимы отцу для воспитания детей. Эти отцовские качества  формируются на протяжении всей жизни.

Хороший  отец  организует деятельность всей  семьи,  видит  в

ребенке  личность, избегает  грубых  воздействий на детей  и  род­

ных.

В семье без отца возникает масса социальных проблем. Безот­ цовщина особенно болезненна и чревата отрицательными воспи­ тательными последствиями для мальчиков.

Подробнее остановимся на проблеме семейной жестокости, когда члены  семьи  подвергаются эмоциональному, физическому или  сексуальному насилию.

Часто жестокость направлена на пожилых людей и выражается в их отвержении,  отделении от  семьи,  плохом  питании, отсут­ ствии ухода. Супружеская жестокость преобладает в семьях с низ­ ким  доходом,  в которых  возраст  супругов  от 20 до 30 лет. Часто жертвами  становятся женщины, неродные дети.

Многие жертвы  имеют  физические или умственные недостат­ ки,  отчего  они  зависимы от семьи.  Чаще  это  овдовевшие люди старше  75 лет, прикованные к постели.

Семейная жестокость вызвана социальными факторами, стрес­ сами в семье,  употреблением алкоголя, наркотиков, психически­ ми отклонениями и отсутствием  культуры.  Феминистки утвержда­ ют, что жестокость будет существовать  до тех пор,  пока женщины будут зависимы от мужчин.

Социальному педагогу нередко  приходится сталкиваться с фак­ тами родительской жестокости. Детей избивают, подвергают  сек­ суальному  насилию.

Российское законодательство охраняет  сексуальную неприкос­ новенность ребенка.  Статьи  131 и 132 Уголовного  кодекса РФ лю­ бые акты  сексуального насилия в отношении несовершеннолет-


 

них предусматривают наказание значительно более  строгое,  чем когда речь идет о взрослых.

Защита  детей  от насилия взрослых  — это  острая  социальная проблема, решение которой требует усилий всего общества, ко­ торое  пока еще к этому не готово.

В 1977 г. «Литературная газета» (№ 25) привела данные, свиде­ тельствующие об отношении родителей  к детям в разных странах. Например, в ФРГ общество защиты животных  насчитывает около

600 тыс. членов,  а Союз защиты детей — всего 15 тыс. В Англии в обществе  защиты  животных  полмиллиона, а в обществе  борьбы с жестоким  обращением с детьми  — всего 20 тыс.

 

РЕБЕНО К В СЕМЬЕ

 

Если  родители  заботятся не только  о здоровье  детей,  но  и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды. В каком бы комфорте и богатстве ни вы­ рос  физически крепким, освоившим науки  и ремесла  ребенок, если в нем не будут развиты  духовные,  гуманистические качества личности, ничего  хорошего  в мир он не принесет.

Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения — все это формируется в семье и часто,  как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведе­ ние родителей  — играет свою роль в воспитании ребенка.

А.С.Макаренко был глубоко уверен,  что «родительские требо­ вания  к себе,  родительское уважение  к своей  семье,  родитель­ ский  контроль над каждым  своим  шагом  — вот первый  и самый главный  метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно прежде всего самого себя положить  под микроскоп. И нуж­ но не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, так как его отношение к себе зависит  только  от вас»1.

Достоевский писал:  «Знайте же, что нет ничего  выше и силь­ нее,  и здоровее,  и полезнее  впредь для жизни, как хорошее  ка­ кое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из дет­ ства,  из родительского дома...  прекрасное, свежее,  воспомина­ ние,  сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспо­ минание и есть. Если много  набрали  таких воспоминаний с со­ бою  в жизнь,  то спасен  человек  на  всю  жизнь».  Несомненно, какое  бы большое  место в развитии ребенка  ни занимали школа и среда,  главную  ответственность за его воспитание несут роди­ тели.

До подросткового возраста  ребенок впитывает  все устои семьи. Родителям необходимо постоянно производить оценку  своих поступков, так как главным  рычагом родительского воспитания является их авторитет.  В младшем и школьном возрасте — это ав-

I

1   Макаренко  А.С. Книга для родителей. — Киев, 1987. — С.  237, 241.


 

торитет  любви,  ласки;  с взрослением — это авторитет  уважения. Высокие  моральные качества, знания и ум, храбрость  и сила ро­ дителей  — вот основа  такого  авторитета. Но  авторитетом нельзя подавлять  ребенка.  Воспитывающее воздействие он оказывает лишь при условии  взаимоуважения детей и родителей.

Постоянное общение с ребенком дает возможность родителям хорошо изучить его. С подростком сложнее, так как родительские представления не успевают  за его бурным  развитием и взрослые продолжают обращаться с ним,  как  с ребенком. Именно в этот период  формируются дальнейшие отношения родителей  и детей. Подросток требует к себе особого  подхода,  большей  самостоя­ тельности,  настаивает на  том,  чтобы  считались  с его  мнением. Его  самолюбие оказывается уязвленным, если  он  не получает  в семье должного  уважения  и внимания.

Именно в этом возрасте,  когда эмоции, преобладая над разу­ мом,  приводят  подростка к разного  рода нежелательным поступ­ кам,  между детьми и родителями возникают конфликты. Родите­ лям лучше в таких случаях дождаться,  когда утихнут страсти,  дать возможность подростку  самому все обдумать и затем в спокойной обстановке поговорить с ним.

 

В СЕМЬЕ  БОЛЬНОЙ РЕБЕНОК

 

Особые проблемы возникают в семье, где воспитываются боль­ ные дети. Для социального педагога  важно  выяснить психологи­ ческую  атмосферу в такой  семье  и  отношение взрослых  членов семьи к неполноценности ребенка.  Здесь с его стороны  необходи­ ма  большая  чуткость,  ведь  сегодня,  когда  семья  переживает ог­ ромные  трудности, родители  не  могут  обеспечить больному  ре­ бенку  подчас  даже самого  необходимого.

Чаще всего в такой семье мать или отец не работают.  В подоб­ ных семьях часты разводы, и алкоголизм родителей, отчаяние, невозможность исправить положение подчас приводят к са­ моубийству.  Взрослым членам таких семей часто нужна помощь нисколько не меньшая, чем больному  ребенку.

Психологи отметили, что с появлением ребенка  с нарушения­ ми в развитии у родителей  появляются психические расстройства. У них закрепляется представление, что их ребенок не такой,  как все,  значит,  плохой.

Выделено  несколько этапов  кризиса у родителей  (Шухард):

1-й  — отрицание проблемы;

2-й — сверхдепрессия;

3-й — поиски путей (здесь может помочь социальный педагог);

4-й — принятие ситуации  и обращение к специалистам;

5-й — сокращение контактов с окружающими, когда все вни­ мание  родителей  сосредоточивается на ребенке, они надеются  на выздоровление. Обнаружив, что выздоровление невозможно, пе-


реживают  сильный стресс,  сильнее, чем первый, а затем  смиря­

ются. Этот этап сопровождается неврозами.

Помощь социального педагога родителям состоит  в консульти­ ровании, организации психологических тренингов, обучении  об­ ращению с ребенком, организации совместного с ребенком по­ сещения клубов,  семейного отдыха.

От отношения родителей  к болезни  ребенка во многом зависит процесс  его социализации. Здесь главным является отношение матери,  ее любовь к ребенку.

Социальный педагог убеждает родителей  искать выход из со­ стояния горя  и  озлобления, помогает  увидеть  возможности ре­ бенка  и направить все силы  на их развитие. Он  помогает  также обеспечить уход за больным ребенком, его воспитание и обуче­ ние.  Он советует родителям не стараться  «нормализовать» ребен­ ка,  так как  неудача  приведет  к трагедии.

Родителей данной  семьи следует познакомить с другими роди­ телями, у которых также больные  дети; это поможет  им легче переносить свои тяготы,  побороть  чувство беспомощности и оди­ ночества.

Семья, в которой  есть дети-инвалиды,  — особый  объект вни­ мания  социального педагога.  Получив  информацию о такой  се­ мье, составив  план оказания ей помощи, он разрабатывает реко­ мендации родителям, как следует ухаживать за ребенком-инвали­ дом.  План  реабилитации составляется совместно с детским  вра­ чом на каждого  ребенка.

 

В СЕМЬЕ ДЕТИ-ПОДРОСТКИ

 

Проблемы подросткового возраста актуализируются как с по­ зиции  взрослых, так и с позиции детей.  Подросток чувствует,  что у него появляются новые  возможности, что прежние отношения с родителями и учителями  его не устраивают.  С одной  стороны, он стремится отвоевать  равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим  братьям  и сестрам.

Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизне­ радостен, романтически настроен к действительности, эмоциона­ лен,  выбирает  для подражания образы  литературных и киногеро­ ев. Следует учитывать,  что в подростковом возрасте  требования к родителям намного выше,  чем к посторонним.

О проблеме  трудного подростка речь будет идти ниже.  Здесь выделим только часть вопросов, которые  характеризуют его по­ ложение  в семье.

Трудный  подросток возникает в той семье,  где не занимаются воспитанием детей,  где постоянно происходят конфликты,  где взрослые, не  понимая  сложности этого  возраста, не  признают за подростком стремления к самостоятельности и независимос-


 

ти,  где вместо  помощи потчуют  его нотациями и нравоучения­ ми, где практикуется жестокое  обращение-или гиперопека со стороны  родителей, происходит психологическое или  сексуаль­ ное  насилие.                                                   *

Трудности в воспитании — часто результат и отношений в се­ мье, и просчетов  учителя,  и изоляции от сверстников — всех при­ чин вместе.

Следует помнить, что противоречия и трудности  подростка не всегда видны  педагогу.  Еще А. С. Макаренко писал,  что легче пе­ ревоспитать колониста, у которого  все недостатки выявлены, чем внешне  благополучного тихоню.

Из  всех проблем, с которыми постоянно сталкивается соци­ альный  педагог  в работе  с семьей,  выделяется проблема   подго­ товки подростка к семейной жизни.

Учитывая, что все отрицательные черты  из семьи  и особенно из «семьи риска»  ребенок перенесет в свою будущую семью,  под­ готовка  его к семейной жизни  — одна из ведущих задач социаль­ ного педагога.  Важно в как можно более раннем  возрасте дать под­ ростку представление о нормальной семье,  знания и умения  для создания такой  семьи.

Группой ученых Орловского педагогического института разра­ ботана программа занятий для подростков по их подготовке к се­ мейной  жизни,  включающая следующие  темы:  «Знакомство»,

«Свидание», «Особенности адаптации к семейной жизни»,  «Кри­

зисные  периоды  в браке»,  «Духовно-нравственные основы  семьи»,

«Христианская семья и брак»,  «Христианская мораль  в семейном воспитании»1.

Социальный педагог использует  произведения художественной литературы, чтобы показать  молодежи, какими должны  быть ис­ тинные  отношения между мужчиной и женщиной. Художествен­ ное слово оказывает сильное  эмоциональное воздействие на под­ ростка  и легче,  чем любые  нотации, убеждает,  что в основе  се­ мейной  жизни  главным  должен  быть не секс,  а целомудрие, лю­ бовь,  что секс  без любви  — разврат,  срам,  бесстыдство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.087 с.)