Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа социального педагога в школе и микрорайонеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЫ
В практике современной российской школы, когда канула в Лету идеология коммунистического воспитания и неосуществлен ная утопия всестороннего развития личности, у школьных педа гогов наступила растерянность: как в воспитании подрастающего поколения обойтись без школьного комсомола и пионерии? Социальный, экономический и политический кризис обще ства отразился и на системе образования. Наряду с социологичес ким балластом из школьной жизни были выброшены и многие ценные завоевания советской школы. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа должна определить свои учебную, воспитательную и социальную задачи, выдвинув на первый план свои социальные функции. Попытаемся их выделить. Школа по-прежнему решает задачу выполнения Закона «О все общем образовании», но организация образования должна осуще ствляться в интересах детей и подростков. Школа не снимает с себя ответственность за организацию вос питательной работы. Приоритетной в деятельности школы является забота о детях, о каждом ребенке в отдельности, их настоящем и будущем. Детское самоуправление должно стать неотъемлемой частью организации всей работы школы. Основная социальная задача школы — воспитание Человека, Гражданина и осуществление права ребенка на образование Школа — главный функционер программы «Дети России», по которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нуждающимся в социальной защите. Охарактеризуем подробнее направления социальной работы в школе, назовем ответственных за ее проведение. Администрация школы, классные руководители, воспитатели групп продленного дня организуют выделение материальной помощи, бесплатное питание в школе детям из малообеспеченных семей. Классные руководители, воспитатели групп продленного дня изу чают положение ребенка в семье, работают с трудными детьми индивидуально. Школьные психологи исследуют способности ребенка и его ин тересы, намечают пути его индивидуального развития, обучения и воспитания, оказывают психотерапевтическую и психологичес кую помощь, консультируют детей и родителей. Служба здоровья проводит углубленные осмотры школьников, создает физкультурные группы, организует специальное питание для ослабленных детей и наблюдение за карантинными классами.
Руководит социальной работой в школе один из заместителей директора. Вопросы социальной работы с детьми и родителями обсуждаются на родительских конференциях и педагогических со ветах. В школе, где нет освобожденного социального педагога, пере смотрены обязанности всех ее работников. •, Так, администрация школы кроме решения традиционных воп росов руководства педагогическим коллективом и осуществления Закона «О всеобщем образовании» организует воспитательную ра боту во внеучебное время, работу родительского комитета с семь ями, где трудные дети. Заместитель директора по воспитательной работе налаживает связь школы с внешкольными детскими учреждениями, различ ными просветительскими организациями, инспекцией по делам несовершеннолетних. Заместитель директора по учебной работе организует работу кружков, секций, клубов, индивидуальную работу учителей с уче никами, консультации для учеников по месту жительства, работу педагогов с трудными детьми и детьми, которые нуждаются в особом педагогическом внимании. Учителя начальных классов и классные руководители, изучив се мьи и учеников микрорайона, выделяют тех ребят, которые нуж даются в социальной помощи, помогают семье в воспитании труд ных детей. Учителя-предметники, определив способности, уровень обучен ное™ и наклонности детей, организуют различные кружки и сек ции, готовят массовые мероприятия в школе, привлекая к их про ведению родителей и бывших учеников школы, приглашают в школу интересных людей.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ
Введение ставки социального педагога в школе определяет ста тья 55 Закона. «Об образовании». В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других, испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им. Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонару шения среди подростков — обычное явление, учреждение должно сти социального педагога очень актуально. Социальный педагог, объединяясь в своей воспитательной ра боте с родителями, становится организатором внеучебного време-
н и школьника, курирует работу различных секций и клубов, тру довых, туристских и краеведческих отрядов. Он координирует ра боту педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой, и общественностью мик рорайона; периодически информирует пеЬагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом труд ном ученике и о возможных путях оказания ему помощи; ру ководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы. Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе. Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учеб ное время, способствует возвращению их в школу, проверяет вы полнение правовых норм детского труда, в том числе его оплату. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, в числе которых: школьные завтраки, школьная одеж да, возмещение транспортных расходов. Социальный педагог ведет исследовательскую работу, он вы являет социально-демографическую структуру микрорайона, на личие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, боль ных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праз дники для больных детей и детей-сирот. Подросток часто не знает социальных норм поведения. Совре менная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях при обучении и в трудовой деятельности, экономичес ких и социальных нормах использования труда подростков и мо лодежи в условиях рынка. Под социальными гарантиями предполагается: заработная плата не ниже прожиточного минимума, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых. Не только социальный педагог, а каждый учитель-предмет ник, классный руководитель должны решать вопросы адаптации учащихся к жизненной среде, социализации личности, а соответ ственно вопросы межличностных взаимоотношений учащихся между собой, учащихся и педагогов. Для этого учитель должен работать не с массой учеников, а с каждым ребенком, подрост ком индивидуально. Интересен опыт такой работы учительницы математики шко лы № 809 г. Москвы А. В. Няниной. Она считает, что самое главное в работе учителя — охватить своим влиянием ребят «группы рис ка», которая включает учащихся, конфликтующих с учителями, не ладящих с родителями, с физическими отклонениями. Ища пути решения поставленной задачи, она пыталась ответить на сле дующие вопросы:
6 4 Почему подросток хорошо учится в начальной школе? Почему у одного учителя он учится хорошо, а у другого плохо? Почему одни отвечают хорошо устно, а другие письменно? Почему с одними существует взаимопонимание, а с другими нет? Почему в классе «Б» он успевает объяснить новый материал, а в «А» нет? Отвечая на эти вопросы, учительница поняла, что гораздо важ нее преподавания знаний выбор нужного стиля обучения, инди видуализация работы на уроке в зависимости от типов мышления учащихся. В соответствии с этими типами подбираются домашние зада ния, строится учебно-воспитательный процесс.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.008 с.) |