Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа социального педагогаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ПРИЮТАХ И ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Указом Президента России от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определена государственная система социальной защиты несовершеннолетних, включающая комиссии по делам несовер шеннолетних, органы опеки и попечительства, службы органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости, государственные ин тернатные учреждения: дома ребенка, детские дома, школы-ин тернаты, детские специальные санатории, недавно созданные социальные приюты.
ИНТЕРНАТНЫ Е УЧРЕЖДЕНИ Я
Сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс. детей, 745 дет ских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нужда ющихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее — в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ- интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отка зались родители.
76
Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы ок ружающие его условия этому способствовали — необходимы уст роенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами ус ловия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение по ловой идентификации, склонность к наркотикам и правонаруше ниям. К тому же ребенок не умеет общаться, он нервозен, добива ется внимания и в то же время его отторгает, переходит на агрес сивность или отчуждение. Он не умеет быть внимательным к людям и любить. Ребенок относится к окружающим недружелюбно. В семье существует чувство фамильного «мы», это та нравствен ная сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят стихий но складывается противопоставление «мы» и «чужие», «они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок одинок. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают ма лышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев. В школе они отрицательно относятся к одноклассникам из семей. Ребенок в интернате должен адаптироваться к большому числу сверстников. Постоянное пребывание в коллективе создает напря жение, тревожность, иногда вызывает агрессию. В интернатах и детских домах распространены онанизм, гомосексуализм, сексу альные отклонения. Все это результат недостающей родительской любви, отсутствия положительных эмоций социально адаптиро ванного человека. В интернатах.нет помещения, где бы ребенок мог побыть один, отдохнуть от постоянной толпы, проанализировать свои поступки. Без внутреннего самососредоточения у него формируется опреде ленный стандартный социальный тип личности. Стремясь к обо соблению, дети осваивают чердаки и подвалы. И это, в особенно сти без опеки взрослых, приводит к безрассудным поступкам, побегам и бродяжничеству. У детей интерната, живущих на госу дарственном обеспечении, формируются иждивенческие черты («нам должны», «дайте») отсутствуют ответственность и береж ливость. По своему психическому развитию эти дети отличаются от ро весников из семей, они отстают в развитии, часто страдают хро ническими заболеваниями. Ввиду ограниченного круга общения у
7 7
них формируется неадекватное поведение, что выражается в по стоянных конфликтах с окружающими, неприятии запретов и за мечаний. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привя зываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознатель ны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятель ность. Все внимание младших школьников сосредоточено на внутрен ней жизни интерната, отношениях с учителями, они агрессивны, в своих бедах обвиняют всех, кроме себя. Они не могут самостоя тельно планировать и контролировать свои действия. В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с од ной и той же группой сверстников, что создает приятельские, бли же к родственным отношения. С одной стороны, это хорошо, но в то же время препятствует развитию навыков общения с незнако мыми людьми. Они напряженны со взрослыми, демонстрируют по требительское к ним отношение, постоянно требуют решения сво их проблем. Это объясняется тем, что их нормальные отношения с первыми в их жизни взрослыми были нарушены. Вместе с тем млад шие школьники в интернате стремятся быть послушными, дис циплинированными, стараются угодить взрослым. Это вызвано по требностью признания их взрослыми. Воспитанники уходят из интерната в подростковом возрасте. Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезнен но переживают свою ненужность, они привыкли жить по указке, многие из них плохо учатся, воруют, бродяжничают, ведут себя нарочито грубо. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, раз витию внутреннего мира, развитию автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окру жающих. Важно, чтобы отношение взрослых к подростку было уважи тельным. Наметив программу изучения личности на разных возрастных этапах, следует учитывать, что 80% детей-сирот и детей, остав шихся без попечения родителей, имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, у многих отмечены заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей отно сительно здоровы1. Большинство детей-сирот не ориентируются в своем будущем. Так, только 41,7% подростков (V—VIII классы) имеют профес-
1 См: Кочкина Л. С Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональ ному самоопределению в условиях дома детства. — М., 1998.
78 сиональный интерес, 37,5% не представляют своего будущего, у 21 % слабое о нем представление. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подрост ков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно про водить с ними профессиональные консультации, развивать инте рес к профессии. Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учи тывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуще ствления, возможные препятствия и пути их преодоления. План поможет решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка (столярное, швейное дело и т.п.), обрести ему уверен ность в своем будущем.
СОЦИАЛЬНЫ Й ПРИЮ Т
Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выжива ния, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ. В Указе от 06.09.1993 г. «О профилактике безнадзорности и пра вонарушений несовершеннолетних, защите их прав» приюты рас сматриваются как основа профилактики детской безнадзорности. Приказо м министра социально й защиты населени я Р Ф (06.06.1994 г.) утверждалось положение «О специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социаль ной реабилитации», определялись порядок организации соци альных приютов, штатное расписание, структура и основные на правления деятельности. Существующие сейчас социальные приюты работают по Ти повому положению и предназначены для временного прожива ния и социальной реабилитации детей и подростков 3—18 лет. Социальные приюты — это образовательно-воспитательные уч реждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разре шению их жизненных проблем. Их функции — обеспечить без опасность ребенка, защитить его от жестокости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на кор рекцию и реабилитацию детей. Особенность приютов состоит в том, что это учреждение вре менного пребывания. Поскольку программа реабилитации инди видуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в при юте до решения его дальнейшей судьбы. Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школь ники (90%), проживание которых в семье стало невозможным,
79
например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, от сутствия элементарных условий для жизни. Одна из причин поме щения детей в приют — сексуальное насилие- (-11%),* насилие как над маленькими детьми (1,5—5 лет), так и над девочками 13—15 лет1. 9% детей помещаются в приют из-за болеЗни матери, отсут ствия родственников, способных заботиться о них, смерти роди телей, на время оформления опеки. Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), соци альные педагоги (26%), родственники (10%) и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки, которые вынуждены уйти из семьи. Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети — круглые сироты (14%), родители — инвалиды (19%) или психически больные2. Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% имеют психоневрологическую патологию, 42% — задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыха ния. Только 2,2% детей здоровы. Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, пе ред социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисное состояние ребенка, конфликт с семь ей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему здесь особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы. Если малыши с трудом забывают о семье, подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелатель но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней пси хической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бе гунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Соци альному педагогу необходимо владеть определенными психологи ческими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым. Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, на править на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении
1 См.: Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцвва Н.Д., Олиференко Л.Я. Реа билитация детей в приюте. — М., 1995. — С. 21—23. 2 См. там же.
80 реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник. У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изу чение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют. При изучении ребенка социальный педагог собирает всю информацию о том, как и откуда он прибыл, сведения о родите лях и родственниках, о школе и о воспитательных учреждениях, где он был раньше. Делается полное медицинское освидетельство вание о состоянии его физического и психического здоровья. После обследования даются рекомендации по реабилитации. Ниже представлены образцы документации, которая поможет педагогу собрать о ребенке необходимую информацию. v Осмотр ребенка при поступлении в приют (памятка для педагогов-воспитателей и медицинских работников) Целью первичного осмотра является выявление у ребенка, поступа ющего в приют, инфекционных или паразитарных заболеваний, неин фекционных заболеваний или повреждений, представляющих опасность для жизни и здоровья ребенка, угрозу для заражения других детей, а также выявление признаков жестокого обращения с ним.
Схема осмотра ребенка 1. Опрос ребенка и выявление имеющихся жалоб. 2. Оценка санитарно-гигиенического состояния одежды ребенка. 3. Измерение температуры тела. 4. Осмотр волосистой части головы: выявления вшей и гнид (у старших детей с этой же целью осматрива ется лобковая область); выявление стригущего лишая (трихофитии), при этом на волосистой части головы имеются ограниченные участки кожи с отрубевидным бе ловато-серым шелушением и с черными точками обломанных волос; наличие участков облысения от вырванных волос вследствие дурного обращения, дефекты костей черепа, шрамы. 5. Осмотр носа, зева, слизистой рта и зубов: наличие выделений из носа; наличие гиперемии (покраснения), налетов на зеве, высыпаний на слизистой щек, зева; обратить внимание на состояние зубов (кариес, наличие выбитых зу бов); наличие порезов, разрывов во рту и на губах. 6. Осмотр глаз: наличие желтушной окраски склер; наличие гнойных выделений из глаз; наличие кровоизлияний в глазные яблоки. 7. Осмотр ушей для выявления гнойных или кровянистых выделений. 8. Осмотр кожных покровов для выявления: 81
изменения окраски — желтушности, бледности, цианоза (синюшно- сти); ... ^ высыпаний, обращая внимание на их характер, расчесов; чесоточных ходов; * различных повреждений — синяков, кровоподтеков, ссадин, рубцов, язв, следов ожогов. Необходимо обратить внимание на давность повреж дений, стадии развития синяков и заживления ран, их локализацию. 9. Осмотр лимфоузлов — шейных, подмышечных, паховых: их увели чение и болезненность. 10. Осмотр рук и ног: наличие заболевания ногтей; болезненность и ограниченность объема движений в конечностях и суставах, наличие «щадящих» поз; наличие отеков, припухлостей, покраснений суставов, изменения длины конечностей. 11. Признаки заболеваний внутренних органов: кашель, затруднен ное, учащенное или свистящее дыхание; наличие подозрительных выде лений из половых органов; изменение цвета мочи и характера стула. 12. Оценка психического состояния ребенка. Во время осмотра следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка на окружающее: активность, вялость, заторможенность или без участность. В процессе беседы следует оценить фон настроения ребенка: наличие у него депрессии или суицидальных высказываний.
V Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте
1. Точный адрес, телефон. 2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДЦУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения ре бенка с другими членами семьи, со сверстниками. Какие у него пробле мы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д. 3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие род ственники. 4. Данные о родителях: ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение ро дительских прав. МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалид ность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков. Образование, кем и где работает или не рабо тает, привлекалась ли к уголовной ответственности, лишение родитель ских прав. 5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение до школьных или школьных учреждений. 6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.
82 7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартире (отдель ной, коммунальной), сколько человек в одной комнате. Комната, где находятся дети. Санитарные условия и санитарное состояние жилища. 8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет семьи, получают ли пособия на детей. 9. Моральная и психологическая обстановка в семье:, наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие. 10. Отношение к данному ребенку: проявления любви, заботы, пре небрежения, невнимания; наказания (физические и другие); физичес кое и сексуальное насилие. 11. Отношение к другим детям — есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте. 12. Социальная помощь данной семье — имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы и в связи с чем. У Социальная карта ребенка, находящегося в приюте
Ф.И.О. Дата рождения Домашний адрес Телефон Дата поступления Поступил (с братьями, сестрами, один). Кто направил (привел) ребенка . Где проживает в настоящее время . Причины и обстоятельства поступления . I. Сведения о семье ребенка МАТЬ (Ф.И.О., родная, нерод ная, приемная), возраст , семейное положение , образование , где и кем работает , физическое здоровье , психическое здоровье (инвалид) (состоит ли на учете в диспансере) употребление алкоголя , наркотиков , привлекалась ли к уголовной ответственности , лишение родительских прав . ОТЕЦ: (Ф.И.О., род ной, неродной, приемный, партнер матери) возраст , семейное положение , образование , где и кем работает , физическое здоровье , психическое здоровье , употребление алкоголя , наркотиков , привлекался ли к уголовной ответственности , лишение родительских прав_ 8 3.
ДРУГИЕ ДЕТИ: 1. 2. ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:. :_ (родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения). ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ (свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние). МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ: примерный ежемесячный бюджет дополнительные социальные пособия получают ли пособия на ребенка ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ: наличие пьянок, скандалов , характер отношений родителей между собой к детям , к данному ребенку физические наказания детей пренебрежение (плохо кормят, одевают, не обращают ся к врачу, не пускают в школу), сексуальное насилие другое СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА: Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков, как то- вспыльчивость, драчливость, повышенная.внушаемость, ис теричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперак тивность, раздражительность, неумеренное стремление к удоволь ствиям, недовольство окружающими, повышенная сексуальность, чрезмерная жажда и неумеренность в еде и т.п. Социальный педагог должен знать причины таких проявлении и следовать тем психолого-педагогическим приемам, которые да дут положительный результат в работе. Например, разговаривая с ребенком, стараться находиться на его уровне - присесть, чтобы разговор был «глаза в глаза»; называть ребенка только по имени, что помогает воспитывать его достоинство; анализируя поведение ребенка, уходить от ярлыка «плохой ребенок», оценивать не лич ность а его поступки, чаще хвалить. Не следует делать за ребенка то, что он может сделать сам; предоставить ему возможность при нимать самостоятельные решения. При соблюдении в приюте соответствующих условии процесс социализации личности проходит достаточно эффективно. Ребенок что посещает успеваемость , состоит ли на учете в отд. милиции поводу, с какого возраста), побеги из дома, бродяжничество последний раз). Как часто болеет Дополнительные сведения (№ школы, какой класс),
(по какому
(как часто, когда в учится выживать, его образ жизни меняется с изменением соци ального окружения, с помощью взрослых. Попав в приют, ребенок проходит несколько воспитательных этапов — от адаптации к ус ловиям приюта до реабилитации. Поэтапная работа воспитателей дает возможность учитывать возрастные особенности ребенка, чет ко ставить цели в овладении теми навыками, которые необходимы ребенку в данный момент. При этом активизируется процесс само воспитания, самореализации личности ребенка. Создание новой среды обитания — один из методов воспитания. ОЦЕНКА СТРЕСС-ФАКТОРОВ В СЕМЬЕ
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ОТНОШЕНИИ ДАННОГО РЕБЕНКА Печатается по изд.: Сафонова Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. — М., 1995.
84 Адаптация ребенка в приюте - это шаг к адаптации его в обществе. К созданию домашней обстановки в приюте привлекаются сами дети Они принимают участие в оборудовании уютных уголков где бы ребенок мог побыть один, вне сверстников, отвлечься, пофан тазировать. Коллективизм и совместная деятельность приютских детей спо собствуют воспитанию норм поведения в обществе. Подросток усваивает, что нельзя обижать слабого, красть, уходить из при юта, не предупредив воспитателя. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочи тающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов: первый — «накопление согласий»; второй — поиск нейтральных интересов и увлечении подрост ка, создание условий для контакта; третий — анализ сообщений подростка о себе с принятием их на веру; 85 четвертый — выяснение качеств личности, которые он не при нимает; пятый — совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодоверии. Положительные качества ребенка, которые выявляет педагог, являются ориентиром в воспитательной работе, так как, опира ясь только на них, он может создать нормальные взаимоотноше ния с детьми в приюте. Вера в ребенка восстанавливает у него чувство самоуважения, собственного достоинства. В приютах, центрах реабилитации больше всего беспокойства вызывают дети с так называемым синдромом гиперактивности. Они подвижны, как ртуть, суетятся, торопятся, не могут задержать вни мание на несколько минут. У них хорошие интеллектуальные дан ные, но они не справляются с заданиями учителя, считая их скуч ными и однообразными. Они вспыльчивы и раздражительны, что приводит к конфликтам со сверстниками. Эти дети — результат психологической и физической перегрузки в обществе. Для подобных детей создаются индивидуальные программы ре абилитации, которые включают психологическую, медицинскую и педагогическую помощь. Ученые разработали общие рекоменда ции в работе с такими детьми1: — понимать трудности гиперактивных детей; — применять только положительные воздействия, избегать на казаний; — включать ребенка в общие дела; — укреплять веру в себя, давая доступные задания; — создать условия для отдыха и спорта; — развивать интерес к деятельности; — разработать правильный режим, предусматривающий доста точное пребывание на воздухе, полноценный сон, развитие гиги енических навыков. Одним из приемов воспитания является оценка поведения под ростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, т.е. была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, что способствует его более быстрой адаптации в при юте. У ребенка развиваются уверенность в себе, самоуважение, чувство собственного достоинства. Большую роль в социальной реабилитации воспитанников при юта играет их вовлечение в трудовую деятельность. Труд помогает наладить отношения со сверстниками, приобрести трудовые на выки, способствует развитию самостоятельности, организован ности, формирует уважительное отношение к продуктам труда. В современных центрах реабилитации воспитанники включаются в
1 См.: Сандулина Э. Гиперактивный ребенок в школе и дома // Воспитание школьника. — 1999. — № 4. — С. 42—44.
самые разнообразные виды труда. Стимулом в работе является оплата труда. В практике приютов распространено самообслужива ние, ребята выполняют ремонтные работы, различные виды сель скохозяйственного труда. Труд выполняет воспитательную функцию при условии, что он посилен, а результаты труда имеют общественную или личную пользу. В процессе труда решаются проблемы общения, сотрудни чества, обучения профессии. Реализация продуктов труда, заведе ние сберегательных книжек, лицевых счетов требуют от педагога организационных умений и контроля. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Ра бота детей с книгой — метод приобщения их к знаниям, ступень возвращения их в школу. Распорядок жизни приюта как метод воспитания дисциплины должен иметь гибкие формы, особенно на первом этапе пребыва ния детей в приюте. Требование железной дисциплины, предъяв ляемое ребенку с травмированной психикой, может быть непо сильно для него и окончательно сломит его волю к работе над собой. В приютах создаются комнаты раздумий, уголки уедине ния, чтобы ребенок мог прийти в себя от пережитого насилия. Возвращение ребенка в школу — важная проблема для педаго га в приюте. Направить в школу и помочь выполнить домашнее задание — это только полдела, необходимо изменить отношение ребенка к знаниям, помочь преодолеть страх перед школой. Легче всего это решается в приютах, где существует так называемая до машняя школа, где работа с ребенком ведется индивидуально, где в ходе занятий осуществляются коррекционные меры по раз витию памяти, внимания, словарного запаса и т.д., практикуется выставление оценок. При формировании у детей приюта стремления к знаниям ис пользуется индивидуальный подход, который предполагает: — соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем раз вития детей данного возраста; — положительную оценку успехов (похвалой, подбадривани ем, поощрением); — учет склонностей и возможностей ребенка; — занимательность и наглядность материала в процессе обуче ния и воспитания; — помощь в налаживании взаимоотношений со сверстниками и учителями; — обучение владению словом. Ниже приводится опыт работы нескольких социальных при ютов.
Приют в поселке Томилино Московской области рассчитан на 30 де тей, принимают детей до 18 лет. За 1,5 года работы через приют про шли 99 детей, из них 21 мальчик. Поступали дети не страше 10 лет.
Детей из одной семьи не разлучают. В 80% случаев причиной поме щения детей в приют было полное отсутствие родительского попече ния. Это были «забытые дети», брошенные на произвол судьбы, дети алкоголиков, вынужденные побираться. Обследование детей показа ло, что 21 % подверглись сексуальному насилию, 59^о детей были до ставлены в приют сотрудниками милиции, 26% - социальными педа гогами, 10% - родственниками (чаще бабушкой, которая видела, что ребенку плохо живется в семье, но сама взять на воспитание ребенка не имела возможности), 5% детей обратились самостоятельно (в ос новном подростки старше 14 лет). Результаты обследования детей показали, что у 37,5% из них на блюдаются заболевания внутренних органов, у 21 % - заболевания желудочно-кишечного тракта, у 17% - инфекции мочевыводящих пу тей, у 12,5% - хронические заболевания органов дыхания, 12,5% - пе ренесли тяжелые физические травмы. Психические нарушения отмечены у большинства ребят: у 69% -задержка психического раз вития, у 55% - остаточные явления раннего поражения головного мозга или синдром минимальной мозговой недостаточности, у 11 % - олигофрения. С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Сестричества в Москве существует православный приют для дево чек-сирот. Это детдом № 27, во главе которого священник Александр Доколин. В доме девочки от 4 до 16 лет, часть из них учатся в обще образовательной школе, часть в гимназии. Кроме воспитательниц с девочками занимаются «мамы» из числа православных воспитатель ниц. По желанию девочки могут посещать воскресную школу. К пра вославному вероисповеданию воспитанниц не принуждают; допус каются и другие вероисповедания.
В 1995 г. в г. Клину Московской области был открыт приют «Гнез дышко», педагогическим коллективом которого была поставлена цель - спасти беспризорных детей, предоставить им убежище, оказать меди цинскую и психологическую помощь, организовать обучение в школе и посильному ремеслу, решить их социальные проблемы. В приюте постоянно пребывает до 40 детей от 3 до 14 лет, роди тели которых лишены родительских прав из-за пьянства и асоциаль ного поведения. Ребенка принимает комиссия, куда входят врач, пси холог, педагог и социальный работник. Составляется реабилитаци онная карта, по которой строится в дальнейшем индивидуальная работа с ребенком. По распорядку дня подъем в приюте в 7.30, за тем зарядка, туалет, приведение в порядок помещения. Дети, посе щающие школу, завтракают в первую смену. Питание в приюте по ставлено в центр внимания, так как у детей проблемы со здоровьем. Применяется щадящая диета и траволечение. Воспитывающее обучение малышей осуществляется в процессе составления гербариев, лепки, подготовки праздников, самообслу живании, работы на огороде и другого посильного труда. Тех ребят из приюта, которые не могут вернуться в родительские семьи, устра ивают в детские дома, в новые семьи, организовывают им опеку. В санкт-петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется созда ние домашних групп, воспроизводится опыт работы приютов в доре волюционной России, когда дети-сироты определялидь в крестьян ские семьи. В газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к.себе» дают ся объявления о таких детях с их фотографиями. Подростки «Дома Астрид» ремонтируют квартиры, шьют занавески и т. п. Заработки фик сируются в трудовой книжке. В приюте «Синяя ворона» (Санкт-Петербург) 30 ребят получают ночлег, трехразовое питание, могут находиться в приюте временно. Несколько подобных приютов создано в Москве. В Петрозаводске приют открыт при приемнике-распределителе, где дети могут находиться 15 суток. Их наблюдают врач и психолог, с ними занимается педагог. Ребята имеют право прихода и ухода из приюта, получения консультаций специалистов-педагогов, психоло гов, юристов, им выдаются деньги на транспорт.
СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
Опыт детских домов на 100—150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориентируются в простейших бытовых проблемах. В группе из 25 человек воспитателю трудно дойти до каждого ребенка, учесть его интересы, задатки и способности. В лучшем случае он может организовать жизнь коллектива группы. Эти учебно-воспитатель ные учреждения не справляются со своей основной задачей — подго товить детей, лишенных родительского попечительства, к жизни. Решить эту задачу пытаются семейные детские дома, где ребе нок находит приют до совершеннолетия. Приемные родители под писывают договор-контракт, где оговариваются условия оплаты тру да, пр
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.201.95 (0.016 с.) |