Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенност и работы социального педагог А с больными детьмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Работая с такими детьми, социальный педагог помогает как можно раньше организовать их лечение, консультирует родите лей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать стрем ление к знаниям. Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навы- ^ ков общения, правильного культурного поведения. Важным в физическом развитии, приобретении навыков домашнего труда и самообслуживания является организованное социальным педаго гом трудовое воспитание и обучение больного ребенка. Учитывая, что такие семьи чаще распадаются и мать с бабуш кой являются главными в воспитании — следует проявлять такт в общении с ними. Несмотря на специфику каждого заболевания, работа соци ального педагога с каждой категорией больных детей (в центрах, в приютах, в семье, в специальных учебных заведениях) имеет много общего. Во-первых, всем больным детям оказывается целый комплекс социальных услуг. В их числе: проведение бесплатного медицинского обследования и лече ния, предоставление бесплатного лекарства; консультации родителей и родственников, обучение навыкам ухода за больным ребенком; определение ребенка в детский сад, школу, санаторий, лагерь отдыха. Социальный педагог часто сталкивается с тем, что семья по причине неосведомленности не пользуется этими услугами. Он разъясняет родителям их права, советует, куда обратиться за по мощью. Уже в роддоме ребенку устанавливается диагноз. Если необхо димо, дают направление для его подтверждения в специальные консультационные центры. Затем ребенка ставят на учет в район-
ной поликлинике или в соответствующем лечебном заведении, где он наблюдается врачом-куратором. Социальный педагог вместе с лечащим врачом, психологом и родителями составляет программу психолого-педагогической по мощи больному ребенку: его развития, обучения и воспитания. По этой программе ребенок подготавливается к школе, приобретает навыки самообслуживания, общения с окружающими, происхо дит восстановление его физического и психического состояния. Программа реабилитации предусматривает координацию всех служб, которые могут помочь ребенку, и последовательный кон троль за изменениями в развитии ребенка. В реабилитационных центрах социальный педагог работает в тесном контакте с психо логом, врачом, социальным работником, юристом, которые ре гулярно консультируют родителей по всем интересующим их воп росам. В центрах существует компьютерная база данных на каждо го больного ребенка микрорайона, ставятся на особый учет дети- инвалиды. В зависимости от рода заболевания программы реабилитации детей с разными нарушениями в развитии имеют каждая свою специфику. Так, программы работы с дезадаптированными деть ми, детьми с нервно-психическими заболеваниями, олигофре нией и умственной отсталостью включают лечебную педагогику, психологическую коррекцию, игротерапию, сказкотерапию, кор- рекционно-развивающую физкультуру1. Работа социального педагога с такими детьми предполагает: изучение воспитанника, выявление причин заболевания, от ставания в развитии и обучении; определение форм и методов индивидуальной работы; организацию обучения и воспитания с учетом здоровья ребенка; оказание помощи воспитаннику, находящемуся в ситуации кризиса; консультацию родителей; выработку единых педагогических требований с сотрудниками центра в работе с каждым ребенком; соблюдение прав ребенка. Можно выделить следующие основные направления деятель ности центра: диагностическое, психокоррекционное, оздорови тельное, учебно-воспитательное, социально-правовое, консуль тационное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское. Огромную сложность представляет работа с умственно отсталы ми детьми-сиротами. Исследования в г. Москве и в Мордовии пока зали, что выпускники специальных школ-интернатов почти не под готовлены к самостоятельной жизни. У них бедный круг интересов,
1 См.: Беличева С.А. Социально-педагогическая реабилитация дезадаптиро ванных детей и подростков // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 117—125.
они пассивны, слабо ориентируются в своем будущем, не умеют вести домашнее хозяйство, не знают законов. Они надеются на по мощь государства, не подготовлены к профессиональному труду1. Особая категория больных детей — дети-инвалиды. С ними чаще всего работают психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. В свою очередь, социальный педагог выделяет ряд проблем, кото рые ребенок может решать только с ним. Он помогает ребенку- инвалиду адаптироваться в окружающем мире, чему способствует реализация таких узкоцелевых программ, как «Личная гигиена», «Я в быту», «Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д. Работа педагога направлена и на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоро выми детьми социальный педагог составляет программу, по кото рой ребенок подготавливается к такому общению, принимая уча стие в конкурсах, проведении дней рождения, обсуждении книг и фильмов и т.д. Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фотогра фия, пошив одежды, ремонт обуви, работы по дереву) — также предмет особой заботы социального педагога. Здесь нужно не толь ко подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профес- ^ сии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы они участвовали во всех производственных процессах, умели планиро вать свой труд, содержать в порядке инструменты и оборудование. Важно также, чтобы дети-инвалиды в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужно научить ребенка рисовать, лепить; заинтересовать этим делом, познакомив с на родным творчеством, национальной росписью тканей, деревян ных и глиняных игрушек и т.п. Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каж дого из них как личности. Творческая работа сопровождается чте нием книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, рас ширяет его кругозор. Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими- либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Оран жерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родителей или ок ружающих раздражает болезнь ребенка, что также усугубляет его состояние. Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить его пережи вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь социальный педагог.
1 См.: Бгажнова И.М. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью в школах // Социальная педагогика. — М., 1998. - С. 229.
Социальная адаптация больных детей в условиях массовой шко лы осуществляется индивидуально. Первостепенной являются пси хологическая помощь детям и беседы, консультации с родителями. Групповые занятия психологической помощи (ролевые игры) на правлены на преодоление у таких детей трудностей в общении. Учитывая, что больные дети мало двигаются, им необходимы индивидуальные физкультурные занятия, например плавание, ручная работа, развивающая мышечную моторику, работа по де реву, лепка, шитье, печатание на машинке. Социальным педагогам, работающим в школе, часто прихо дится сталкиваться с дезадаптацией больных детей по причине так называемого школьного невроза. Невроз — невротическое со стояние ребенка, возникающее в результате обиды, ущерба, на несенного словом или жестом. Ученые систематизировали школьные неврозы в зависимости от их проявления: ребенок часто плачет, разбрасывает вещи — истерический не вроз; быстро утомляется, плохо спит, раздражителен — неврасте ния; его преследует мысль о своих неудачах — невроз навязчивых состояний; преследует мысль, что на него показывают пальцем — феби- ческий невроз; ему кажется, что все над ним насмехаются, — депрессивный невроз; ему свойственно упадническое настроение — ипохондричес кий невроз; узнав о своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире — диперсонализационный невроз; ребенок говорит: «От этой болезни у меня дергаются веки» — системный невроз; от ожидания обострения хронической болезни ребенок пере живает чувство ужаса — невроз ожидания; ребенок агрессивен, когда его называют больным, — эмоцио нальный невроз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.009 с.) |