Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенност и работы социального педагог А с больными детьми

Поиск

 

Работая  с такими  детьми,  социальный педагог  помогает  как можно  раньше  организовать их лечение,  консультирует родите­ лей, как приучать ребенка к самообслуживанию, развивать  стрем­ ление к знаниям. Он помогает организовать больных детей, их контакты со сверстниками с целью привития таким детям навы-

^ ков  общения,  правильного культурного  поведения.  Важным  в физическом развитии, приобретении навыков домашнего труда и самообслуживания является организованное социальным педаго­ гом трудовое  воспитание и обучение  больного  ребенка.

Учитывая, что такие  семьи чаще распадаются и мать с бабуш­ кой являются главными в воспитании — следует проявлять такт в общении с ними.

Несмотря на специфику каждого  заболевания, работа соци­ ального  педагога  с каждой  категорией больных  детей  (в центрах, в приютах,  в  семье,  в  специальных учебных  заведениях)  имеет много общего.

Во-первых, всем больным детям оказывается целый  комплекс социальных услуг. В их числе:

проведение бесплатного медицинского  обследования и лече­

ния,  предоставление бесплатного лекарства;

консультации родителей и родственников, обучение навыкам ухода за больным ребенком;

определение ребенка  в детский  сад,  школу,  санаторий, лагерь отдыха.

Социальный педагог часто сталкивается с тем, что семья по причине неосведомленности не пользуется  этими услугами. Он разъясняет родителям их права,  советует,  куда обратиться за по­ мощью.

Уже в роддоме  ребенку устанавливается диагноз.  Если необхо­ димо, дают направление для его подтверждения в специальные консультационные центры.  Затем ребенка  ставят на учет в район-


 

ной  поликлинике или  в соответствующем лечебном  заведении, где он наблюдается врачом-куратором.

Социальный педагог  вместе  с лечащим  врачом,  психологом и родителями составляет программу  психолого-педагогической по­ мощи больному ребенку:  его развития, обучения и воспитания. По этой программе ребенок подготавливается к школе,  приобретает навыки самообслуживания, общения с окружающими, происхо­ дит восстановление его физического и психического состояния.

Программа реабилитации предусматривает координацию всех служб,  которые  могут помочь  ребенку, и последовательный кон­ троль за изменениями в развитии ребенка.  В реабилитационных центрах социальный педагог работает в тесном  контакте с психо­ логом,  врачом,  социальным работником, юристом, которые  ре­ гулярно  консультируют родителей  по всем интересующим их воп­ росам.  В центрах существует компьютерная база данных на каждо­ го больного  ребенка  микрорайона, ставятся  на особый  учет дети- инвалиды.

В зависимости от рода заболевания программы реабилитации детей с разными нарушениями в развитии имеют каждая свою специфику. Так,  программы работы с дезадаптированными деть­ ми, детьми с нервно-психическими заболеваниями, олигофре­ нией и умственной отсталостью включают лечебную педагогику, психологическую коррекцию, игротерапию, сказкотерапию, кор- рекционно-развивающую  физкультуру1.

Работа  социального педагога  с такими  детьми  предполагает:

изучение  воспитанника,  выявление причин заболевания, от­

ставания в развитии и обучении;

определение форм  и методов  индивидуальной работы; организацию обучения  и воспитания с учетом здоровья  ребенка; оказание  помощи  воспитаннику,  находящемуся в  ситуации

кризиса;

консультацию родителей;

выработку  единых  педагогических требований с сотрудниками центра  в работе  с каждым  ребенком;

соблюдение прав ребенка.

Можно  выделить  следующие  основные направления деятель­ ности  центра:  диагностическое, психокоррекционное, оздорови­ тельное,  учебно-воспитательное, социально-правовое, консуль­ тационное, научно-методическое, социально-аналитическое и просветительское.

Огромную  сложность представляет работа с умственно отсталы­ ми детьми-сиротами. Исследования в г. Москве и в Мордовии пока­ зали, что выпускники специальных школ-интернатов почти не под­ готовлены к самостоятельной жизни.  У них бедный круг интересов,

 

1  См.:   Беличева  С.А. Социально-педагогическая  реабилитация дезадаптиро­

ванных детей и подростков // Социальная педагогика. — М., 1998. — С. 117—125.


 

они  пассивны, слабо  ориентируются в своем  будущем, не умеют вести домашнее хозяйство, не знают законов. Они надеются на по­ мощь государства, не подготовлены к профессиональному труду1.

Особая категория больных детей — дети-инвалиды. С ними чаще всего работают  психолог, невропатолог, психоневролог, логопед, массажист, дефектолог и инструктор по лечебной физкультуре. В свою  очередь, социальный педагог  выделяет  ряд проблем, кото­ рые ребенок может  решать  только  с ним.  Он  помогает  ребенку- инвалиду адаптироваться в окружающем мире, чему способствует реализация таких узкоцелевых программ, как  «Личная  гигиена»,

«Я в быту», «Я в трамвае», «Я в магазине» и т.д.

Работа  педагога направлена и на то, чтобы помочь  ребенку приобрести умения  и навыки общения в окружающей его среде. Для преодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоро­ выми детьми социальный педагог составляет программу, по кото­ рой ребенок подготавливается к такому общению, принимая уча­ стие в конкурсах, проведении дней  рождения, обсуждении книг и фильмов и т.д.

Включение детей-инвалидов в трудовую деятельность (фотогра­ фия, пошив  одежды, ремонт  обуви, работы  по дереву)  — также предмет особой заботы социального педагога.  Здесь нужно не толь­ ко подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профес-

^ сии, дать им  необходимые умения  и навыки. Важно, чтобы  они участвовали во всех производственных процессах, умели планиро­ вать свой труд, содержать  в порядке инструменты и оборудование.

Важно также, чтобы дети-инвалиды в процессе труда могли проявлять свои  способности. Для  этого  нужно  научить  ребенка рисовать, лепить;  заинтересовать этим  делом, познакомив с на­ родным творчеством, национальной росписью тканей, деревян­ ных и глиняных игрушек и т.п. Выставки работ детей, их участие в праздниках, концертах и спектаклях помогают в утверждении каж­ дого из них как личности. Творческая работа сопровождается чте­ нием  книг, созданием библиотеки, что развивает ребенка, рас­ ширяет  его кругозор.

Исследователи отмечают, что 10% подростков страдают какими- либо заболеваниями, 5% имеют психические отклонения. Оран­ жерейное отношение к такому ребенку приводит к формированию иждивенца, опасна и другая крайность, когда родителей или ок­ ружающих  раздражает болезнь  ребенка, что также  усугубляет  его состояние.

Долг родителей — успокоить ребенка, облегчить  его пережи­ вания, создать в семье атмосферу оптимизма. В этом семье может помочь  социальный педагог.

 

1  См.:   Бгажнова  И.М.   Проблемы социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной  отсталостью в школах  // Социальная педагогика. — М., 1998. - С. 229.


 

Социальная адаптация больных детей в условиях массовой шко­ лы осуществляется индивидуально. Первостепенной являются пси­ хологическая помощь детям и беседы, консультации с родителями. Групповые занятия психологической помощи (ролевые  игры)  на­ правлены на преодоление у таких детей трудностей в общении.

Учитывая, что больные дети мало двигаются, им необходимы индивидуальные физкультурные занятия, например плавание, ручная  работа, развивающая мышечную моторику, работа  по де­ реву, лепка, шитье, печатание на машинке.

Социальным педагогам, работающим в школе, часто прихо­ дится  сталкиваться с дезадаптацией больных  детей  по  причине так называемого школьного невроза. Невроз — невротическое со­ стояние ребенка, возникающее в результате  обиды, ущерба, на­ несенного словом  или жестом.

Ученые  систематизировали школьные неврозы в зависимости от их проявления:

ребенок часто плачет, разбрасывает вещи — истерический не­

вроз;

быстро  утомляется, плохо  спит, раздражителен — неврасте­

ния;

его преследует  мысль  о своих  неудачах  — невроз  навязчивых состояний;

преследует  мысль, что на него  показывают пальцем — феби- ческий невроз;

ему кажется, что все над ним  насмехаются, — депрессивный невроз;

ему свойственно упадническое настроение — ипохондричес­

кий невроз;

узнав  о своей  болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире — диперсонализационный невроз;

ребенок говорит:  «От этой  болезни у меня  дергаются веки»  —

системный невроз;

от ожидания обострения хронической болезни ребенок пере­

живает чувство ужаса — невроз  ожидания;

ребенок агрессивен, когда его называют больным, — эмоцио­

нальный невроз.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.248 (0.009 с.)