Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа  социального педагога. С  одаренными детьми  ~      "*

Поиск

С  ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  ~      "*

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИ Е ОСОБЕННОСТ И ОДАРЕННЫ Х ДЕТЕ Й

 

Одаренность — это высокий уровень развития способностей человека в той или иной  области  деятельности. Различают одарен­ ность:

социальную,   иначе  лидерскую;

художественную   — музыкальную,  изобразительную,  сценичес­

кую;

психомоторную,   определяющую исключительные спортивные способности;

академическую, которая проявляется в необычной способности к учению.  Люди, обладающие этой  способностью, обычно  отлич­ ные  специалисты;

интеллектуальную — это  способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты.  В семье такой  ребенок — умник  и умница, а в школе  — отличник. Среди  интеллектуальных детей есть такие, ко-

^    торые  учатся  на  отлично только  по  одному-двум предметам и  не успевают  по  другим;

творческую,   которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают  по­ ставленной цели  и слывут  неудачниками. С детства  они  всех раз­ дражают  — и в семье, и в школе.  Важно  такого  ребенка вовремя заметить  и помочь  ему.

Всем одаренным детям  свойственна потребность в знаниях. Их не нужно  заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную  интеллектуальную. Любят  умственный труд и тем  часто настораживают родителей. Одаренный ребенок ищет  общения с взрослыми, так как они  понимают его лучше, чем сверстники, которые часто  над  ним  насмехаются, дают прозвища.

^Одаренные дети часто преувеличенно эмоциональны, они вспыльчив^, легко  возбуждаются по  пустякам, но  это  не  капри­ зы, а проявление богатства  их натуры.  Творческие дети редко  бы­ вают спокойными, они часто страдают из-за своей исключитель­ ности.  Но многих  из них спасает тонкое  чувство  юмора.  Сами  они если и не острят, то ценят  хорошую  шутку.  У них особая  речь, особенные моторика и восприятие, что отличает  их от других де­ тей  (они  даже  едят  не  как  все).

/Охарактеризованные качества  одаренных детей  требуют  к ним особого  подхода, и не случайно одаренные дети по решению Все­ мирной организации здравоохранения входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонару­ шителями, детьми  алкоголиков. Они  нуждаются в особом  воспи-


тании,  специальных, индивидуальных учебных  программах, спе­

циально подготовленных учителях, специальных школах.

В этих школах  учителя  знают  и учитывают возможности каждо­ го одаренного ребенка. Где ему должны  быть поставлены сверхза­ дачи, преодолевая которые он будет развиваться согласно своим задаткам и способностям.          „                                   *-'

Работа  педагога  в  такой  школе  — сложный и  тяжелый труд, так как  одаренные дети обычно  упрямы, самолюбивы и честолю­ бивы.  У большинства детей высокая самооценка, и воспитателю следует  поощрять проявление самостоятельности, нестандартно­ го, мышления преодолевать барьер  зазнайства.

Помимо явной одаренности, очевидной для  всех, кто  окружа­ ет ребенка, встречается одаренность скрытая, которая не прояв­ ляется  в тех или  иных  странностях ребенка; с такими детьми  пе­ дагоги и родители обычно  испытывают большие трудности. Среди таких  детей  можно  выделить:

фанатов,   увлеченйых каким-то одним  делом  (компьютерные фанатики). Для них школа  только  помеха;

лентяев,   которые впитывают любую  информацию, но  не хотят ничего  делать;

скромников  — детей  с заниженной самооценкой, стремящихся не демонстрировать себя;

невротиков или  даже   психопатов,   которые постоянно вступают в конфликты в семье  и с окружающими;

чудаков или   странных — спокойных мягких  детей, не любящих конфликтовать.

Важно разглядеть в ребенке скрытую  одаренность, иначе его способности могут так и не развиться. Такому ребенку  особенно необходима помощь взрослых:  родителей, социальных педагогов, воспитателей.

 

ОДАРЕННЫ Й РЕБЕНОК В СЕМЬЕ

 

Одаренный ребенок в семье  — ее гордость.  Но  часто  одарен­ ность  ребенка в семье  остается  незамеченной. Особенно если  это первый ребенок или  если все дети одинаково талантливы. Однако не все родители гордятся  своим  ребенком. Нередко они  не хотят, чтобы он чем-то  выделялся среди других детей. Таких родителей раздражает самобытность ребенка, и они  всячески гасят его та­ лантливость.

Но  встречается и другая  ситуация, когда  родители «вымучива­ ют» талант, стараясь развить  небольшие или  даже  отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым  его физические и ду­ ховные  силы, убивая  детство.  Немногие дети  выдерживают такое насилие и оправдывают надежды  тщеславных родителей. Расстро­ енное  физическое здоровье  можно  поправить, но трудно восста­ новить  здоровье  духовное.


Родители замечают одаренность ребенка чаще  всего  по ранне­ му развитию речи,  употреблению сложных  слов, раннему усвое­ нию  счета или чтения. У него цепкая память, быстрее  восприятие и  богатое  воображение, он  любознателен.

f-Задача родителей — вовремя заметить  проявление талантливо­ сти  у своих  детей  и  создать  условия  для  ее  развития.  При  этом важно  адекватно относиться  к  такому  ребенку, не  следует  выде­ лять  его  среди  других  детей, так  как  это  может  вызвать  негатив­ ную  реакцию с  их  стороны,  а у самого  ребенка могут  развиться такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчи­ вость, пренебрежение к людям.

Родителям  следует  учитывать  также  и  то,  что  у разных  детей разная энергия развития, и подчас  отстающие в развитии дети впоследствии перегоняют своих более продвинутых сверстников. Здесь как всегда важно соблюдение меры:  недопустимы ни чрез­ мерное  давление на ребенка, ни  самотек в его воспитании и раз­ витии.  Любовь  к детям, чуткость и такт помогут родителям опре­ делить  эту  меру.

Ответственность в работе  с одаренными детьми  лежит  не толь­ ко на семье, но и на воспитателях детских садов, учителях, пси­ хологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства и  ребенка,  помогают родителям в  воспитании  буду­ щих  ученых, деятелей  культуры  и  искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.44 (0.01 с.)