Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургия классицизма. Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина.

Поиск

I. 1795-1815 годы.

Ранний период, ознаменованный возникновением и развитием двух художественных школ: Ф.Р. де Шатобриан и Ж. де Сталь. Шатобриан противопоставляет просветительской вере в разум культ христианского чувства.

II. 1815-1827 годы.

Время широкого распространения романтизма во Франции. Возникает романтическая поэзия (А. де Ламартин), появляется исторический роман (В. Гюго), романтическая драма (В. Гюго, П. Мериме), журналы романтической направленности. В это же время во французском романтизме формируется несколько параллельных течений: лирико-философское (А. де Ламартин), историко-живописное (Гюго), неистовый романтизм – поэтика тайн и ужасов (Ш. Нодье).

III. 1827-1843 годы. Период расцвета. В это время в литературу приходят Ж. Санд и А. де Мюссе. Возникает психологическое направление романтизма, и в то же время начинается формирование реалистической эстетики: О. де Бальзак, Стендаль, П. Мериме.

IV. 1843-1848 годы. Период кризиса и угасания: А. Дюма. После 1848 года интерес к романтической литературе исчезает, наступает период ее заката.

 

Драматургия классицизма. Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина.

Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII в. Развитие литературы можно разделить на 2 части до и после Фронды. 1590-1648 – события самой фронды, формируется классицизм и барокко. После 1й фронды начинается кризис абсолютизма.

Основным лейтмотивом произведений была борьба между чувством долга и страсти.

Будучи направлением абсолютной монархии, классицизм характеризуется применением сословного принципа к различным жанрам. Жанры делятся на «высокие» и «низкие»; к «высоким» относится трагедия; ее герои – короли, полководцы, придворные и т.д. В «низком» жанре – комедии героями могли быть горожане, простые люди.

1) строгие границы жанров; невозможность проникновения элементов одного жанра в другой. 2) Сюжет трагедии должен опираться на сюжеты античных писателей и поэтов. Основной трагический конфликт – борьба между личным чувством и долгом перед обществом, перед государством. 3) В драматургии устанавливается закон трех единств – места, времени и действия. Это означало, что действие должно разворачиваться в одном месте, совершаться в течение суток и вращаться оно должно вокруг главного героя. 4) В герое трагедии интересы государства должны превалировать над личными 5) Как правило, в характере героя – одна ведущая черта, заслоняющая все остальные. 6) В сюжете должно быть немного внешних событий, побочных сюжетных линий быть не должно. На сцене совершается одно крупное событие, об остальных, случившихся за пределами сцены, персонажи только говорят, обсуждают их. 7) Главное средство воздействия в трагедии – слово. Речь героев возвышенна; это поэтическая речь. Ее создавал александрийский стих, которым писались трагедии. Это 12-стопный ямб с паузой посередине, чётко разделяющий строку на полустишия; строки рифмуются попарно.

Литературную деятельность Корнель начал с комедии, создав за 1629—1644 гг. восемь произведений комедийного жанра. Первые комедии Корнеля носят нравоописательный характер. При всей условности сюжетной схемы ранние комедии Корнеля богаты наблюдениями над нравами и представлениями, показательными для привилегированной светской среды. Надо всем царят деньги. Браки определяются расчетом, соображениями выгоды. Симпатии драматурга — на стороне велений и прав сердца. Корнель обращается к анализу коллизий, которые возникают в душе людей, сталкивающихся с преградами, воздвигаемыми неравенством общественного положения и состояния.

Произведения Корнеля имеют немаловажное значение на пути жанра «высокой» комедии, который вел к творчеству Мольера.

Комедии, впрочем, и не являлись основным жанром в творчестве Корнеля. Славу ему как писателю приносят его трагедии. Своеобразие Корнеля как создателя трагедии проявляется уже в его драматургической теории.

Героя корнелевской трагедии отличает «величие смелости», он обладает стойкостью, способной вызвать восхищение (admiration). Корнелевские герои готовы на самопожертвование, их вдохновляет жажда подвига. Они способны преодолевать со стоической твердостью духа любые испытания во имя возвышенных принципов и общественного блага. Их жизненные идеалы и являются источником той атмосферы героической приподнятости и воодушевления, которой овеяны «Сид», «Гораций», «Цинна».

Для Корнеля как представителя культуры XVII в. характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Человек действует у него после глубоких размышлений. Главное для Корнеля не в том, что сознание преобладает над бытием, а в том, что сознание принадлежит человеку, а не богу.

Впервые специфика творческого метода Корнеля полностью проявляется в его пьесе «Сид» (1637). Выход из трагедийного конфликта становится возможен потому, что в мире существует свободный и уверенный в своих силах человек. Именно таков Родриго, вызывающий не сострадание, а восхищение. Конечно, в «Сиде» мы сталкиваемся и с препятствиями, стоящими на пути героя, и с жертвами. Герой пьесы — виновник гибели графа де Гормаса, отца Химены. Это ведет его к разрыву с той, кто была до тех пор его невестой. Важно, однако, что гибель графа де Гормаса не является катастрофой, завершающей пьесу. Из сюжетного конфликта намечается выход, который определяется внутренним достоинством самого Родриго. Трагедия написана не на античный сюжет, а является переделкой пьесы испанского драматурга Гильена де Кастро «Юные годы Сида». Основное внимание сосредоточено на напряжённой моральной ситуации, а не на внешнем действии. В центре – внутренний конфликт героев. Главные герои Родриго и Химена вынуждены постоянно выбирать между чувствами и необходимостью соблюдать долг. Выбирая долг, влюблённые стремятся быть достойными друг друга. Здесь представлено рационалистическое представление о любви – любить можно только достойного человека. Химену восхищают нравственные достоинства Родриго – суровая неподкупность, честность, искренность, военная доблесть, – всё это идеальные нормы человеческого характера.

Спектакль имел огромный успех. Но против трагедии ополчилась Французская Академия по указанию Ришелье.1) нарушены все единства: действие охватывает не 24, а 36 часов; протекает не в одном определенном месте, а на всей территории города; в единую линию событий вклинивается эпизодическая тема любви инфанты к Родриго;2) завязка трагедии (пощечина) недостойна высокого жанра трагедии;3) события нагромождены одно на другое;4) нарушается александрийский стих в некоторых местах;5) сюжет не античный; академики считали, что «лучше разработать сюжет вымышленный, но разумный, чем правдивый, но не отвечающий требованиям разума»;6) более того: Ришелье усмотрел в этом еще и политические мотивы – во время войны Франции с Испанией автор вывел на сцене в героическом плане испанское рыцарство, чем оказал услугу партии королевы-матери, враждебной кардиналу.

Трагедии «второй манеры» относятся к периоду кризиса абсолютизма во всей Европе, совпавшего с победоносной Английской революцией 1640—1652 гг. и основательно потрясшего все здание «старого порядка» и за границами Англии. Влияние Английской революции сказалось и на событиях Фронды. Тема народного восстания, о котором он не задумывался ни в трагедиях «первой манеры» играет важную роль в пьесах 1646—1653 гг. Немаловажное значение приобретают новые оттенки в образе положительного героя. Герои находятся во власти тиранов. Для них характерна, однако, не только их зависимость от правителей, но и то, что они яростно сопротивляются насилию, проявляют непримиримость к злу. В трагедиях «второй манеры» наличествуют гуманистические мотивы. (Родогуна)

Критические тенденции проступают и в произведениях «третьей манеры» (1659—1672). Драматург и в этих пьесах многое не принимает в абсолютизме. Он обличает фаворитизм, всесилие министров, осуждает сосредоточенность монарха на его частных интересах, любовных увлечениях, издевается над придворной знатью с ее мелочностью, интриганством. Критике придворных нравов способствует самый жанр «героической комедии», который Корнель разрабатывает именно в эти годы.

Жан Расин (1639-1699) расцвет его творчества приходится на вторую половину XVII в. и определяет второй период развития французского классицизма. Сюжеты его трагедий более просты, он разрабатывал психологические конфликты. Особенностью его трагедий было не служение государству, а моральная стойкость и верность нравственному долгу. Ранние трагедии написаны в духе Корнеля. Его трагедии близки скорее к жанру любовно – психологической драмы. Первая трагедия «Анромаха» ( Пир, Андромаха, Гермиона, Орест) – имела большой успех. Борьба Андромахи и Пирра имела глубокий общественный смысл: столкновение деспотического своенравия и гражданских прав. Гражданская тема в трагедиях Расина заменяется моральной, так как гражданские начала во второй половине XVII века изжили себя. Расина волнует теперь моральное совершенство человека. Он критикует человеческую порочность, а не общественное устройство. Но, поднимая семейные темы, он доводит их до такой трагедийной высоты, что в них отражаются общественные стороны жизни.

«Федра» (1677) – по мотивам Еврипида и Сенеки. В этой трагедии любовь трактуется как тяжелый рок. Человек, по мысли Расина, зависит от своих страстей, которым он не в состоянии противостоять. Расин выбирает для своей пьесы момент наивысшего напряжения ситуации, использует силу слова (монологи его героев страстны, ярки, драматичны). Кроме этого, Расин часто ставит в центр своих трагедий женские образы. Трагический конфликт выражен в столкновении морали и страстей. Федра любит своего пасынка Ипполита, любит страстно, слепо, без надежды на счастье. Она понимает греховность своей страсти, переживает величайшую муку, но не может пойти на компромисс с совестью.

2. Место комедии в эстетической системе классицизма. Средства создания характера в пьесах Мольера.

Комедия французского классицизма сформировалась в творчестве драматурга Жана–Батиста Мольера (Поклена) (1622–1673). Мольер обладал синтетическим театральным талантом: он был не только драматургом, но и актёром, постановщиком своих спектаклей, директором труппы. Самые известные комедии Мольера: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Мнимый больной». Все они написаны в 1660–70-е гг. Мольер утвердил жанр сатирической комедии, затрагивал в ней социальные, религиозные вопросы, проблемы семьи и брака, литературы и искусства в целом. Он считал, что комедия должна осмеивать пороки времени, развлекая, поучать. Главная чертамольеровских персонажей - самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Оргон в Тартюфе, Жорж Данден).

Всех отрицательных персонажей объединяет одно - нарушение меры. Мера - главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера она тождественна здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра - через смех гармонизировать мир и человеческие отношения.

Характеры в классицистической комедии выражают, как правило, одну характерную черту.

В комедии «Тартюф или Обманщик» (1664–1669 гг.) Мольер высмеивает лицемерие, которое он считал главным пороком времени. Это типичная комедия классицизма: в ней почти нет внешнего действия, соблюдаются правила 3-х единств, герои выражают себя в монологах и спорах, характеры строятся на преобладании одной черты, и т. д. Конфликт в комедии разрешается искусственно – с помощью третьей силы. Порок наказан, торжествует разум. Финал имеет поучительный смысл. Тартюф у Мольера воплощает универсальный человеческий порок лицемерия, прикрывающегося религиозным ханжеством, и в этом смысле характер его обозначен ясно с самого начала, не развивается на протяжении действия, а только глубже раскрывается с каждой сценой, в которой участвует Тартюф. Ношение маски - свойство души Тартюфа. Лицемерие не является его единственным пороком, но оно выводится на первый план, а другие отрицательные черты это свойство усиливают и подчеркивают. Неожиданным оказывается распределение текста по актам: полностью отсутствуя на сцене в I и II актах, Тартюф доминирует только в III акте, его роль заметно сокращается в IV акте и почти исчезает в V акте. Однако образ Тартюфа при этом не теряет своей мощи. Он раскрывается через идеи персонажа, его поступки, восприятие других персонажей, изображение катастрофических последствий лицемерия.

Мольер противопоставляет своих живых героев надуманным героям Корнеля и Расина. Мольер считает, что гораздо легче говорить о высоких чувствах, воевать в стихах с фортуной, чем приглядеться к смешным чертам в человеке и показать пороки общества так, чтобы это было занимательно. Этим самым Мольер противопоставил свое живое творчество драматургам-классицистам с их условностями характеров и обстоятельств. В своих пьесах Мольер подвергает осмеянию и обличению всесоциальные силы – духовенство, аристократию, буржуазию – на которые опиралась абсолютная власть. Мольер блестяще разрешает этот конфликт в пользу здравого смысла, доводя ситуацию до абсурда. С именем Мольера в драматургию пришла «высокая» комедия. Герои Мольера не были оторваны от жизни, они жили и действовали под влиянием жизненных, а не надуманных страстей; они не рассуждали, а действовали. Театр Мольера отличался самобытностью, жизненной достоверностью. От актеров он требовал строить образ на житейской наблюдательности, исходить из жизненной правды, а не придуманной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.013 с.)