Жанр романа-притчи в литературе Франции XX в. (А. Камю, М. Турнье) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр романа-притчи в литературе Франции XX в. (А. Камю, М. Турнье)



«Чума» А. Камю – это экзистенциальный роман-притча, смысл которого определяется самим автором как борьбу не только с чумой, но и со всем злом, неотделимым и неизбежным для человеческой жизни. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Ведь люди разделились на несколько групп: те, кто принял фашизм, те, кто оставался в стороне, сохраняя нейтралитет и меньшинство — пытавшееся бороться с ним. Доктор Риэ и его соратники — меньшинство, которое ценой жизни и здоровья пыталось остановить чуму.

В романе «Чума» Камю переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии «изгнания» (чумы) единство, радость общения. Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт, трактующийся в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность.

Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия, выходящей на первый план. Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определённой задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий.

Главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе.

Жанр романа-хроники предопределяет особенности стиля этого произведения. Подчёркнутая объективность определяет отбор лексики, лишённой яркой эмоционально-экспрессивной окраски, сдержанное изложение событий и комментариев к ним. Но общий смысл романа-притчи намного глубже. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В философско-интеллектуальном понимании его можно рассматривать как своеобразный авторский монолог. Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения. В этом смысле роман — это полилог и одновременно разговор с самим собой, что, однако не лишает персонажей индивидуальных черт, глубокой мотивации их поступков.

Если же брать и вовсе глубинный, библейский смысл "Чумы" – это тема всеобщего абсолютного зла, частица которого есть в каждом человеке. Ведь, если у человека есть та самая свобода выбора, которая наиболее остро встает перед ним в процессе «экзистенции» — наваливающихся страха и отчаяния, то наиболее интересно, какую сторону займет он в этой ситуации страха, отчаяния и хаоса – добра, зла или равнодушия. При том, что сделать выбор в сторону зла или равнодушия в условиях той же чумы или фашизма наиболее выгодно для спасения собственной шкуры.

В «Лесном царе» М. Турнье фундаментом выступает миф о лесном царе, который раскрывается и освещается автором во всей своей многомерности. Образ людоеда, пожирающего детей, в романе многократно переосмысливается и наделяется различными идейными функциями. Роман начинается с одной из записей, сделанных Авелем Тиффожем. Определяя себя как «монстра», герой не видит здесь трагизма судьбы или несправедливости.

Людоедство. Буквальное (когда Авель ест голубей, которых сам вырастил и воспитал), мифологическое (образ Авеля как похитителя детей: сначала он «охотился» на детей с помощью фотоаппарата, потом становится Лесным царем, а в конце превращается из сказочного людоеда, несущего зло и смерть, в мифологическую фигуру, утверждающую жизнь и любовь) и метафорическое (людоедство — это война, это нацистская Германия, людоеды — это Гитлер и Геринг — кровожадный и неутомимый охотник. Сам Авель Тиффож становится Людоедом из Кальтенборна, старинного тевтонского замка, в котором собраны похищенные со всей округи дети).

Двойственность. В повествовании (которое ведется в двух планах — от первого и от третьего лица: рассказ автора чередуется с дневниковыми записями Авеля), физическая (Тиффож устраняет одно из проявлений асимметрии человеческого тела — активное использование только правой или левой руки: «Я оказался обладателем двух почерков: праворуким — благопристойным, деловым, призванным скрыть индивидуальность, подменив ее социальной маской, и леворуким — мрачным, искаженным своеобразием гениальной личности, с прозрениями и провалами»), биологическая (в Наполе в числе учеников он особо отмечает близнецов: «Они — зеркальные близнецы, сопоставимые лицом к лицу, а не лицом к спине, как все прочие. Я всегда уделял самый пристальный интерес процессам инверсии, пермутации, наложения; в молодости фотография послужила мне прекрасной иллюстрацией этого феномена, только в области воображаемого»).

Образ св. Христофора, многократно переосмыслявшийся в христианских преданиях, трактуется Турнье в духе западной традиции: это великан, ищущий самого могущественного властелина, служит сначала дьяволу, затем Иисусу Христу. Желая послужить богу, он переносит путников через бурную реку и однажды переносит через поток ребенка, сказавшегося Христом. Этот образ христоносца проходит через весь роман. Впервые Авель сталкивается с ним еще учеником коллежа, когда читает вслух главы из истории христианских мучеников. А в финале романа новоявленный св. Христофор — Авель выносит на плечах, спасая от гибели, еврейского мальчика Ефраима, чудом избежавшего смерти в Освенциме.

Амбивалентность образа героя романа «Лесной царь» проявляется и в том, что персонаж по имени Авель носит фамилию Тиффож. Если имя отсылает нас к библейскому сюжету о жертве первого убийства, то фамилия — к легенде об убийце (Жиль де Рэ, Синяя Борода).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.004 с.)