Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанр романа-притчи в литературе Франции XX в. (А. Камю, М. Турнье)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Чума» А. Камю – это экзистенциальный роман-притча, смысл которого определяется самим автором как борьбу не только с чумой, но и со всем злом, неотделимым и неизбежным для человеческой жизни. В романе, в буквальном смысле, рассказывается об ужасной эпидемии чумы в одном из городов французской Северной Африки, а в аллегорическом — о борьбе европейского движения Сопротивления против фашизма. Ведь люди разделились на несколько групп: те, кто принял фашизм, те, кто оставался в стороне, сохраняя нейтралитет и меньшинство — пытавшееся бороться с ним. Доктор Риэ и его соратники — меньшинство, которое ценой жизни и здоровья пыталось остановить чуму. В романе «Чума» Камю переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии «изгнания» (чумы) единство, радость общения. Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт, трактующийся в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность. Высшее мужество человека — в борьбе с бессмысленностью бытия, выходящей на первый план. Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определённой задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий. Главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. В романе болезнь предстает как бедствие, внезапно постигшее жителей маленького городка Оран в Алжире. В изолированном от мира сообществе раскрываются характеры людей, живущих под угрозой мучительной смерти: одни обретают себя в борьбе с болезнью и бесстрашно исполняют свой долг, другие думают лишь о собственной выгоде или безвольно покоряются судьбе. Жанр романа-хроники предопределяет особенности стиля этого произведения. Подчёркнутая объективность определяет отбор лексики, лишённой яркой эмоционально-экспрессивной окраски, сдержанное изложение событий и комментариев к ним. Но общий смысл романа-притчи намного глубже. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В философско-интеллектуальном понимании его можно рассматривать как своеобразный авторский монолог. Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения. В этом смысле роман — это полилог и одновременно разговор с самим собой, что, однако не лишает персонажей индивидуальных черт, глубокой мотивации их поступков. Если же брать и вовсе глубинный, библейский смысл "Чумы" – это тема всеобщего абсолютного зла, частица которого есть в каждом человеке. Ведь, если у человека есть та самая свобода выбора, которая наиболее остро встает перед ним в процессе «экзистенции» — наваливающихся страха и отчаяния, то наиболее интересно, какую сторону займет он в этой ситуации страха, отчаяния и хаоса – добра, зла или равнодушия. При том, что сделать выбор в сторону зла или равнодушия в условиях той же чумы или фашизма наиболее выгодно для спасения собственной шкуры. В «Лесном царе» М. Турнье фундаментом выступает миф о лесном царе, который раскрывается и освещается автором во всей своей многомерности. Образ людоеда, пожирающего детей, в романе многократно переосмысливается и наделяется различными идейными функциями. Роман начинается с одной из записей, сделанных Авелем Тиффожем. Определяя себя как «монстра», герой не видит здесь трагизма судьбы или несправедливости. Людоедство. Буквальное (когда Авель ест голубей, которых сам вырастил и воспитал), мифологическое (образ Авеля как похитителя детей: сначала он «охотился» на детей с помощью фотоаппарата, потом становится Лесным царем, а в конце превращается из сказочного людоеда, несущего зло и смерть, в мифологическую фигуру, утверждающую жизнь и любовь) и метафорическое (людоедство — это война, это нацистская Германия, людоеды — это Гитлер и Геринг — кровожадный и неутомимый охотник. Сам Авель Тиффож становится Людоедом из Кальтенборна, старинного тевтонского замка, в котором собраны похищенные со всей округи дети). Двойственность. В повествовании (которое ведется в двух планах — от первого и от третьего лица: рассказ автора чередуется с дневниковыми записями Авеля), физическая (Тиффож устраняет одно из проявлений асимметрии человеческого тела — активное использование только правой или левой руки: «Я оказался обладателем двух почерков: праворуким — благопристойным, деловым, призванным скрыть индивидуальность, подменив ее социальной маской, и леворуким — мрачным, искаженным своеобразием гениальной личности, с прозрениями и провалами»), биологическая (в Наполе в числе учеников он особо отмечает близнецов: «Они — зеркальные близнецы, сопоставимые лицом к лицу, а не лицом к спине, как все прочие. Я всегда уделял самый пристальный интерес процессам инверсии, пермутации, наложения; в молодости фотография послужила мне прекрасной иллюстрацией этого феномена, только в области воображаемого»). Образ св. Христофора, многократно переосмыслявшийся в христианских преданиях, трактуется Турнье в духе западной традиции: это великан, ищущий самого могущественного властелина, служит сначала дьяволу, затем Иисусу Христу. Желая послужить богу, он переносит путников через бурную реку и однажды переносит через поток ребенка, сказавшегося Христом. Этот образ христоносца проходит через весь роман. Впервые Авель сталкивается с ним еще учеником коллежа, когда читает вслух главы из истории христианских мучеников. А в финале романа новоявленный св. Христофор — Авель выносит на плечах, спасая от гибели, еврейского мальчика Ефраима, чудом избежавшего смерти в Освенциме. Амбивалентность образа героя романа «Лесной царь» проявляется и в том, что персонаж по имени Авель носит фамилию Тиффож. Если имя отсылает нас к библейскому сюжету о жертве первого убийства, то фамилия — к легенде об убийце (Жиль де Рэ, Синяя Борода).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.186.78 (0.011 с.) |