Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Барокко как философская и эстетическая система. Влияние философии Б. Паскаля и П. Гассенди на формирование барочного мировоззрения.

Поиск

Под эстетикой в целом, понимается сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, искусстве и жизни. Барокко – это европейская культура XVII – XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Через сложную форму передают сложности жизни. Барокко стремится осознать зависимость личности не только от собственной натуры и прихотей фортуны, но, главным образом, от окружения, людской массы, объективных условий и закономерностей бытия. Исходя из этого, прекрасным в барокко подчас считалось то, что было безобразным в искусстве ренессанса. Расцвет европейского литературного барокко пришелся на XVII век, объединяло две большие эпохи - Ренессанс и Просвещение. В барочном направлении следует видеть синтез искусств двух эпох - Возрождения и Средневековья (готики).

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом".

По Паскалю человек осознает себя "чем-то средним между всем и ничем"; "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца". В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. Произведения барокко проникнуты трагическим пафосом и отразили смятение человека, мятущегося между отчаянием и надеждой и не находящего реального выхода из исторической ситуации. В барокко трагическое перерождается в ужасное и героическая готовность ренессансного героя к смертельной борьбе оборачивается инстинктом самосохранения. Барокко подчеркивает тот факт, что искусство глубоко отличается от логики науки. Остроумие, в барокко, есть признак гениальности. Художественный дар дается Богом, и никакая теория не в состоянии помочь его обрести. мировоззрение, мироощущение человека постигло глубину, внутреннюю противоречивость бытия, человеческой жизни, мироздания. В этом подлинный смысл эстетики барокко.

Появл. жанр плутовского романа сер. XV в. в Испании изображал грубую, тягостную реальность, в которой действует антигерой — проходимец, шарлатан и авантюрист. Плутовской роман выразил протест против аристократического героизма, противопоставив ему своего плутовского антигероя.

Исторический роман XVII в., отдавая первенство уже не ситуациям, а «ученому» знанию, сознательно стремится к энциклопедически полной передаче действительности. Человек в эту пору — существо неустойчивое, не обладающее цельностью характера. Разнородные светские и духовные ценности и влечения притягивают его к себе, разрывая на составляющие части.

Характерные черты направления: трагическая напряженность мировосприятия; пессимизм; скепсис, разочарование;

Философия: Человек, согласно ведущей барочной идеей - песчинка во Вселенной. Жизнь ее мимолетное, в нем господствуют случай и рок. Распространенные темы литературы барокко - "memento more" ("помни о смерти") и "vanitas" ("суета"). Человек обречен на жизненную суету и страдания и на смерть, является спасением от скорби жизни.

Аниномия- одновременное сосуществоания порядка\хаоса; все\ничего; жизнь\смерть. Для философии эпохи барокко характерно видеть в самом фундаменте вещей разорванность и противоречие (особенно это заметно при сравнении с характерными для ренессанса тенденциями к гармонии и единству).

Особенностью, специфическими чертами барокко, по сравнению с другими культурами являются: повышенная эмоциональность; явный динамизм; эмоциональность, контрастность образов; большое значение предающиеся иррациональным эффектам и элементам.

Паскаль: «ЧЕЛОВЕК – МЫСЛЯЩИЙ ТРОСТНИК». Янсенизм (осознанное стремление к неразумному, Бог может помиловать, а может и нет. Только он решает. Человек осознает свою грешность. Подчёркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, а следовательно — предопределение и абсолютную необходимость для спасения божественной благодати. Свободе выбора человеком убеждений и поступков янсенисты не придавали решающего значения). «Мысли» - В основном посвящены смыслу жизни, назначению человека, а также взаимоотношениям Бога и человека. Человек для Паскаля – это ничто в сравнении со Вселенной, но все в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем.

В соответствии со своими материалистическими взглядами Гассенди выступал с критикой декартовского учения, противопоставляя рационализму и метафизическим понятиям сенсуализм, утверждающий источником познания чувственный опыт.

Пространство и время он признавал несотворимыми и неуничтожимыми. В то же время он считал бога творцом атомов. Та же непоследовательность, стремление наряду с проповедью материализма сохранить признание бога проявляется в учении Гассенди об отношении знания и веры. Излагая учение о материи, Гассенди повторял основные положения Эпикура и Лукреция вплоть до признания существования особых атомов тепла, холода и др., вызывающих соответствующие чувственные ощущения, а также существования атомов души. Материалистически объясняя явления бытия и сознания чисто механической движущей силой атомов «животной души», Гассенди приписывал человеку наряду с «животной», чувственной, материальной душой и «разумную», нематериальную душу, отдавая этим самым дань религии, идеализму. Но в анализе деятельности «чувственной» и «разумной» души он не мог удовлетворительно показать ни одной из функций разумной души, которая была бы независима от функции чувственной.

5. Поэзия французского барокко XVII в. Религиозная поэзия, ранний либертинаж, прециозная поэзия.

Христианская поэзия первой половины XVII в. вызывает интерес идейным содержанием и особым поэтическим языком. В конце XVI в. на французскую религиозную поэзию большое влияние оказывает итальянское барокко. Ранняя поэма Малерба «Слезы святого Петра» — тому подтверждение. Барочный художественный язык с его яркой, экспрессивной, «безмерной» образностью великолепно отображает мистические порывы христианской души. Христианская лирика вдохновляется чтением Библии. Примерно в одно время со «Слезами святого Петра» создается и состоящая из 7 «книг» «Трагическая поэма» Теодора д’Обинье. Основная идея, пронизывающая все семь «книг» поэмы, — бедствия Франции и ее сынов, в первую очередь протестантов, неправедные гонения и воздаяние за них — как земное, так и окончательное, наступающее во время Страшного Суда.

Язык поэмы отмечен влиянием высокой личной культуры д’Обинье. Так, в его сочинении встречается большое количество гебраизмов — как существовавших ранее, так и созданных автором. Эта языковая «продуктивность» скорее унаследована от поэтов Ренессанса, нежели предвосхищает новые тенденции в поэзии XVII в.  Д’Обинье не принял предложенный Генрихом IV компромисс между католиками и протестантами. Его поэма вышла лишь в 1616 г., когда пафос периода религиозных войн несколько потерял свою актуальность. Да и язык д’Обинье казался последующим поколениям недостаточно ясным и простым.

Либертинаж является одним из течений французской барочной литературы. Барочная поэтика составляет общую основу художественного метода религиозных поэтов, прециозных авторов и вольнодумцев. Однако на барочное художественное сознание либертенов оказывает влияние философская концепция либертинажа, что объясняет особенности вольнодумной эстетики.

Принцип свободы творчества является одним из основных положений. С одной стороны, он связан с культом воображения и фантазии, свойственным миросозерцанию и поэтике барокко. С другой стороны, вольнодумцы рассматривают свободу творчества как необходимое условие для воплощения в произведении индивидуальности, присущей каждому автору. Согласно барочному пониманию, изобретательный ум является свидетельством гениальности. Вольнодумное отрицание подражания соответствует художественному сознанию эпохи барокко. Однако в вольнодумной эстетике осуждение подражания связано с философскими идеями либертенов. Вольнодумцы отвергают любую имитацию, так как подражание разрушает индивидуальную природу каждого человека, препятствует истинному самовыражению. В эстетике либертинажа положение о следовании своей фантазии является преломлением в творческом сознании призыва «следовать своей природе».

Самым талантливым и ярким представителем поэзии «либертенов» был Теофиль де Вио, автор многочисленных стихов на философские, моральные и любовные темы. Его смелая и дерзкая трактовка философско-религиозных вопросов навлекла на него жестокие преследования церкви. В поэзии Теофиля де Вио богатство красок и выразительная образность, присущие барокко, чередуются, а отчасти и сочетаются с тенденциями формирующегося классицизма. Теофиль настаивает на возвращении поэзии ее творческого содержания, определяемого не правилами, а вдохновением. Любовные стихи Теофиля необычны для его времени. В них звучат отголоски истинной страсти, горячих порывов воспламененной и упоенной красотой чувственности, неподдельных страданий.

Лирические традиции Теофиля де Вио подхватывает Франсуа Тристан л’Эрмит, писатель, проживший бурную, преисполненную приключений жизнь (свои юношеские годы он описал в романе «Обездоленный паж») и стремившийся сохранить независимость по отношению к королевскому двору и Ришелье. Однако в отличие от Теофиля де Вио в стихах Тристана л’Эрмита в ущерб психологической глубине нарастают черты изощренной условности, навеянные Марино

Прециозная поэзия. Одной из разновидностей французской литературы барокко стала прециозная литература,культивировавшаяся завсегдатаями аристократических салонов. Прециозность – особое мировосприятие и модель поведения, укоренившееся в аристократической среде. Его подпитывали идеи куртуазности в оболочке салонной культуры. Когда-то эта поэзия пользовалась широким признанием, и одновременно к ней и сводилось представление о стиле барокко во французской литературе. Французскую поэзию барокко в целом отличают изящество, реалистические наклонности, чувство меры в воплощении эмоций, тонкая музыкальность. К тому же для Франции, где в духовной жизни XVII века сильно развиты рационалистические тенденции, характерно тяготение барокко к сочетанию с классицизмом. Впрочем, это - явление, нередко встречающееся в художественной жизни Европы XVII столетия. Известный представитель этого направления – Венсан Вуатюр. Он сочинял произведения малых жанров, в особенности рондо. В прециозной лирике преимущественно был психологизм, умение «вылавливать» чувства, в поздней прециозной литературе появляются пасторальные и галантно-героические романы. В его стихах нередко удавалось освобождаться от ухищрений риторики, от избитых прециозных штампов, добиваться чарующей естественности и легкости слога. В его поэзии наряду с воздействием барочной вычурности отчетливо дают о себе знать классицистические тенденции. В ней слышны поэтические ноты, предвосхищающие "Сказки" Лафонтена, они в какой-то мере прокладывают путь эпикурейским стихам Шолье и Ла Фара, "легкой", анакреонтической поэзии эпохи рококо, творчеству Вольтера-лирика.

6. Жанр романа во французской литературе XVII в. Психологический роман М. М. де Лафайет. Романы барокко: «низовой» и прециозный романы. Своеобразие романов С. де Бержерака

 Лафайет. В 1678 г. писательница выпускает в свет роман «Принцесса Клевская» — один из неувядаемых шедевров классического литературного наследия Франции.

Действие «Принцессы Клевской» приурочено к середине XVI столетия, к годам царствования короля Генриха II, и протекает в кругу придворной знати того времени. Внешне роман Лафайет примыкает к тому жанру беллетризированной исторической хроники, повествующей о различных галантных эпизодах из жизни французской аристократии, который получил широкое распространение в 60—90-е годы XVII столетия. Однако глубиной идейного содержания, тонкостью пронизывающего его психологического анализа произведение Лафайет значительно отличается от других образцов этого жанра. Сюжет «Принцессы Клевской» исключительно четок по своему построению и лишен каких-либо элементов внешней занимательности. Основное внимание автор уделяет изображению внутреннего мира трех главных персонажей своего произведения. С подкупающей простотой рассказывает Лафайет о душевных переживаниях героини романа мадемуазель де Шартр, отдавшей свою руку принцу де Клев, к которому она прониклась уважением за его душевное благородство, и встретившей затем на своем пути герцога де Немур, блестящего представителя аристократической молодежи того времени.

Драматический конфликт в «Принцессе Клевской» основан на столкновении чувства и долга (что сближает этот роман с проблематикой классицистической трагедии). Подобно крупнейшим трагедийным произведениям классицизма, изображение этого конфликта в романе Лафайет психологически правдиво, проникновенно и лишено какого-либо налета дидактики. Победа супружеского долга над чувством любви предстает в романе как необходимый исход напряженной душевной борьбы, обусловленный всем внутренним складом героини. Героиня романа Лафайет — человек высокой нравственной ответственности и возвышенных представлений о личном достоинстве и чести. Измена мужу унизила бы ее в собственных глазах, нанесла бы непоправимый удар сознанию внутренней цельности, которое ей так дорого.

Центральные герои романа Лафайет — люди чистых помыслов и благородных чувств, но их судьба оказывается трагичной, и пути к личному счастью для них закрыты. Безупречно точный психологический анализ, проведенный автором «Принцессы Клевской», наталкивает на малоутешительные выводы (близкие по духу идеям янсенистов, которым писательница начиная с 70-х годов открыто выражала свое сочувствие) о пагубности страстей, об их разрушительном действии.

Творчеству Лафайет чужд историзм в настоящем смысле этого слова. Аристократическая среда изображается в ее романе преимущественно под углом зрения нравственной проблематики. Это не означает, однако, что в «Принцессе Клевской» нет элемента социальной критики. Кульминационный момент в развитии внутреннего действия романа — переживания героини после смерти мужа и принятие ею решения. Рассуждения о верности памяти покойного принца — это скорее довод, к которому она прибегает для обоснования своего поступка, чем истинный мотив поведения. Дело здесь не в велении абстрактного долга, а в причинах более конкретного свойства. Подлинный источник колебаний героини заключается в ее боязни доверить свою судьбу ветреному герцогу Немурскому и в страхе перед придворными кругами. Герцог же Немурский изображается автором и воспринимается героиней как самое блестящее, но и самое типичное порождение светской культуры и придворно-аристократической среды.

«Принцесса Клевская» знаменует начало новой линии развития романа, весьма характерной для французской литературы. Это тот тип романа, в котором глубокие жизненные обобщения достигаются по преимуществу средствами психологического анализа.

Главный отличительный признак французского барокко кроется в его строгой привилегированности. Французское барокко несло в себе черты аристократические: это было прециозное, изысканное барокко и низовое – простое барокко.

В прециозности барокко были и положительные черты развития общества: во-первых, были открыты многочисленные аристократические салоны, которые выполняли роль образовательных центров; во-вторых, прециозное барокко распространяло влияние на развитие культуры; в-третьих, данное направление принимало участие в зарождении литературного вкуса.

Однако идеология аристократии, которая не несла демократического начала, одновременно с развитием искусства, литературы в то же время задерживало ее естественный ход, т.к. требования изысканности доходили порой до курьезных случаев, обыкновенных культурных вычурностей. В этот период развивалось прециозное барокко в лирике, прозе.

Известны имена Венсана Вуатюре, Оноре де Юрфе. В большей степени развивалось низовое барокко. Тому есть причины. По тематике, содержанию поэзия и проза низового барокко была вольнодумной, сатирической, аллегорической, в определенной степени демократической. Творчество Шарль Сореля, Поль Скаррона, Антуана Фюретьера, Сирано де Бержерака, особенно его роман «Государство Солнца»

Литературное творчество Сирано де Бержерака связано с обострением общественных конфликтов во Франции. Наиболее значительным произведением писателя является его научно-фантастический роман «Государства и империи Луны», созданный в момент наивысшего подъема социально-политической борьбы в стране. Второй научно-философский роман Сирано, «Комическая история государств и империй Солнца», создавался писателем уже в период торжества аристократической реакции, в начале 50-х годов, и остался незаконченным.

Первый научно-фантастический роман Сирано рассказывает от имени автора о его вымышленных полетах в Канаду, а затем на Луну. На Луне герой книги Сирано обнаруживает людей, нравы которых он и описывает, включая в эти описания характеристику своих собственных представлений об идеальном общественном устройстве. Роман Сирано воспроизводит многие научные и философские достижения своего времени. Сирано излагает в нем учение Дж. Бруно и Гассенди. Он выступает как материалист, отстаивает свое мнение о бесконечности Вселенной, множественности миров, проявляет себя яростным противником схоластики, религии, церкви. Излагая свои философские воззрения, Сирано мечтает о науке, которая приносила бы человечеству ощутимую практическую пользу. Он мечтает о целом ряде технических изобретений, которые впоследствии были претворены в действительность: о летательных аппаратах — самолетах, об аппарате, способном записывать и воспроизводить звук, — будущем граммофоне и т. д.

Вместе с тем он излагает в романе в утопической форме и свои социальные взгляды, выдвигая в качестве образца общественного устройства республиканский идеал, защищая принципы равенства людей, выступая горячим поборником мира. Основной интерес в романах Сирано де Бержерака представляют беседы и споры его героев с загадочными существами и с философами, с которыми их сталкивает путешествие. Схоластической философии, религиозному мировоззрению Сирано де Бержерак противопоставляет веру в силу разума и науки. Убежденный сторонник передовой философии П. Гассенди, воззрения которого излагаются в его романах в беллетристической форме, Сирано де Бержерак — материалист, признающий вечность материи и ее атомное строение, единство материального мира; он сенсуалист в теории познания. В своих натурфилософских взглядах Сирано де Бержерак утверждает принцип гелиоцентризма. Взглядам Сирано де Бержерака был свойствен эволюционизм: для него эволюция материи проявляется в иерархии форм ее существования, возникших в результате ее развития; создание человека — это лишь изменение материи, свидетельство усложненности ее организации.

Сирано де Бержерак отрицал бессмертие души, высмеивал догматы Священного писания, сатирически рисовал духовенство, видя в нем душителя свободной мысли. Он выявлял политическую сущность церкви, которая вместе с государственной системой подавляет человека. Главными пороками современного общественного устройства он считал сословное неравенство, неограниченное господство частной собственности, невежество и предрассудки, которые тормозят прогресс. В идеальном государстве он хотел бы видеть всех граждан философами, которые руководствовались бы разумными началами. Главный путь к достижению общественного идеала Сирано де Бержерак усматривал в развитии наук и просвещения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 1220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.017 с.)