Экзистенциализм во французской литературе XX века: Ж. -п. Сартр и А. Камю. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экзистенциализм во французской литературе XX века: Ж. -п. Сартр и А. Камю.



В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя. Сюжет обычно иллюстрирует философские идеи экзистенциализма. А выбор героя демонстрирует «правду» бытия, растолкованную прямо на страницах книги. Таким образом, произведение представляет собой почти «урок». Прямо или косвенно, но речь неизменно идет о земной участи человека (о том страдании, которое он неизбежно переживает, о немощи и смерти и т. п.) Любой решительный поступок человека подается так, будто им закладывается краеугольный камень целой мировоззренчески-целостной постройки, – неотъемлемые структурные признаки подчеркнуто философско-интеллектуальной литературы экзистенциализма. Подчеркнутый нажим, сдвиг жизненной достоверности отнюдь не тождественны здесь реалистическому заострению, а оборачиваются зашифровкой того, что не понято, зато пережито самой личностью…

Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Все разговоры о «прекрасном будущем» — это химера.

Главные черты литературы экзистенциализма:- Тема - существование человека в центре абсурдного бытия; критика действительности, подавляла человеческую личность;- Идея - освобождение ума и души человека от абсурдной действительности;- Проблема выбора человека в чрезвычайной ситуации;- Герой - одинокий индивидуалист и пессимист, бунтарь против абсурдности мира;- Этические возражения и протест против любого насилия;- Создание "пограничных ситуаций" (человек перед лицом смерти)- Проведение исторических параллелей и аллегорий (произведения с подтекстом, символикой, иллюзиями, двойным смыслом).

Альбер Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость. Главная проблема основных произведений Камю – абсурдность человеческого существования и бунт как форма борьбы против несправедливости и утверждения свободы.

«Миф о Сизифе», над которым писатель работал с 1936 по 1941 год, состоит из 4-х частей. Это – «Рассуждения об абсурде», «Человек абсурда», «Абсурдное творчество» и краткая беллетристическая интерпретация легенды, давшей название работе.

Рассматривая различные версии Сизифа, в том числе и гомеровский вариант, Камю приходит к выводу, что Сизиф, обречённый богами вкатывать на вершину горы огромный камень, который сразу же падает обратно к подножию, и есть герой абсурда. «Презрение к богам, ненависть к смерти, жажда жизни стоили ему несказанных мук, когда человеческое существо заставляют заниматься делом, которому нет конца. И это расплата за земные привязанности», – констатирует писатель и предлагает читателю более пристально вглядеться в Сизифа во время краткой передышки и спуска. Это час, когда можно вздохнуть облегчённо, час «просветления ума». В каждое из таких мгновений Сизиф, подчёркивает Камю, «возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы». Камю предлагает Сизифу возвыситься над своим уделом (камнем), обузой, богами и осознать, что «его судьба принадлежит ему самому», а обломок скалы – его собственная забота». Как только Сизиф открывает для себя эту истину, принимает свое существование как заботу, понимает, что нет солнечного света без мрака и от ночи никуда не уйдешь, он становится человеком абсурда.

Жан-Поль Сартр Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Главный герой романа - Антуан Рок антенн, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиль, писал книгу о маркизе де Ролебона. Рокантен вел дневник, главным содержанием которого стали "озарение", которые переживал герой. Этот ряд "озарений" сложилась в сюжет романа, последовательной темой которого стало открытие личностью абсурда. Открытие Рокантен абсурдности бытия произошло вследствие его конфликтов с предметами, которые окружали героя. Мир вещей и - шире - природное бытие обнаружили неприязнь к человеческой субъективности. Достоинство и свободу личности сам Сартр видел в трезвом признании абсурдности бытия. Рок антенн преодолел чувство тошноты, внося во вражеский к человеку природной мир субъективный, личностный элемент. Осуществив свободный выбор в "пограничной, пограничной ситуации", Рок антенн стал героем, екзистенциюе. Он отказался от привычных форм жизни и деятельности и хочет превратить свою жизнь в своеобразное подобие совершенного художественного

Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора» ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди".

Главной доминантой творчества французского писателя стала проблема индивидуального сознания. Тревога и страх - доминируют категории, прозаик вывел в своих произведениях. Характеры героев описываться не в действиях, а рассуждениях, внутренних монологах. Герои Сартра - одинаковые, это люди "одинокого сознания", слабы перед ужасным лицом абсурдного мира, пессимисты, много размышляют о себе, переживают.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.006 с.)