Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциализм во французской литературе XX века: Ж. -п. Сартр и А. Камю.
В литературе экзистенциализма человек, попавший в трагическую, «пограничную» ситуацию должен «выбрать» самого себя. Сюжет обычно иллюстрирует философские идеи экзистенциализма. А выбор героя демонстрирует «правду» бытия, растолкованную прямо на страницах книги. Таким образом, произведение представляет собой почти «урок». Прямо или косвенно, но речь неизменно идет о земной участи человека (о том страдании, которое он неизбежно переживает, о немощи и смерти и т. п.) Любой решительный поступок человека подается так, будто им закладывается краеугольный камень целой мировоззренчески-целостной постройки, – неотъемлемые структурные признаки подчеркнуто философско-интеллектуальной литературы экзистенциализма. Подчеркнутый нажим, сдвиг жизненной достоверности отнюдь не тождественны здесь реалистическому заострению, а оборачиваются зашифровкой того, что не понято, зато пережито самой личностью… Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, никакого будущего у него нет. Если оно и будет, то уже не у него, а у тех, кто придет вслед за ним, но для них это будущее станет лишь настоящим. Поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим, действовать в настоящем. Все разговоры о «прекрасном будущем» — это химера. Главные черты литературы экзистенциализма:- Тема - существование человека в центре абсурдного бытия; критика действительности, подавляла человеческую личность;- Идея - освобождение ума и души человека от абсурдной действительности;- Проблема выбора человека в чрезвычайной ситуации;- Герой - одинокий индивидуалист и пессимист, бунтарь против абсурдности мира;- Этические возражения и протест против любого насилия;- Создание "пограничных ситуаций" (человек перед лицом смерти)- Проведение исторических параллелей и аллегорий (произведения с подтекстом, символикой, иллюзиями, двойным смыслом). Альбер Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость. Главная проблема основных произведений Камю – абсурдность человеческого существования и бунт как форма борьбы против несправедливости и утверждения свободы. «Миф о Сизифе», над которым писатель работал с 1936 по 1941 год, состоит из 4-х частей. Это – «Рассуждения об абсурде», «Человек абсурда», «Абсурдное творчество» и краткая беллетристическая интерпретация легенды, давшей название работе. Рассматривая различные версии Сизифа, в том числе и гомеровский вариант, Камю приходит к выводу, что Сизиф, обречённый богами вкатывать на вершину горы огромный камень, который сразу же падает обратно к подножию, и есть герой абсурда. «Презрение к богам, ненависть к смерти, жажда жизни стоили ему несказанных мук, когда человеческое существо заставляют заниматься делом, которому нет конца. И это расплата за земные привязанности», – констатирует писатель и предлагает читателю более пристально вглядеться в Сизифа во время краткой передышки и спуска. Это час, когда можно вздохнуть облегчённо, час «просветления ума». В каждое из таких мгновений Сизиф, подчёркивает Камю, «возвышается духом над своей судьбой. Он крепче обломка скалы». Камю предлагает Сизифу возвыситься над своим уделом (камнем), обузой, богами и осознать, что «его судьба принадлежит ему самому», а обломок скалы – его собственная забота». Как только Сизиф открывает для себя эту истину, принимает свое существование как заботу, понимает, что нет солнечного света без мрака и от ночи никуда не уйдешь, он становится человеком абсурда. Жан-Поль Сартр Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Главный герой романа - Антуан Рок антенн, оказавшись в небольшом провинциальном городке Бувиль, писал книгу о маркизе де Ролебона. Рокантен вел дневник, главным содержанием которого стали "озарение", которые переживал герой. Этот ряд "озарений" сложилась в сюжет романа, последовательной темой которого стало открытие личностью абсурда. Открытие Рокантен абсурдности бытия произошло вследствие его конфликтов с предметами, которые окружали героя. Мир вещей и - шире - природное бытие обнаружили неприязнь к человеческой субъективности. Достоинство и свободу личности сам Сартр видел в трезвом признании абсурдности бытия. Рок антенн преодолел чувство тошноты, внося во вражеский к человеку природной мир субъективный, личностный элемент. Осуществив свободный выбор в "пограничной, пограничной ситуации", Рок антенн стал героем, екзистенциюе. Он отказался от привычных форм жизни и деятельности и хочет превратить свою жизнь в своеобразное подобие совершенного художественного
Пьеса "Мухи" представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на "бытие для себя". Орест отказывается покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора» ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является по сути страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку. Пьеса "За запертой дверью" представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, "экзистенциальный" момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: "Ад - это другие люди". Главной доминантой творчества французского писателя стала проблема индивидуального сознания. Тревога и страх - доминируют категории, прозаик вывел в своих произведениях. Характеры героев описываться не в действиях, а рассуждениях, внутренних монологах. Герои Сартра - одинаковые, это люди "одинокого сознания", слабы перед ужасным лицом абсурдного мира, пессимисты, много размышляют о себе, переживают.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.006 с.) |