Жанр романа-эпопеи, «история семьи» во французской литературной традиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанр романа-эпопеи, «история семьи» во французской литературной традиции.



Тип романа-эпопеи, который называется роман-семейная хроника чрезвычайно характерен для западноевропейской литературы 1-х десятилетий 20 века. В нем присутствуют все свойства биографической эпопеи, то есть чрезвычайно широкий фон, на котором действуют персонажи. И принципиальная задача автора — это не только рассказ о жизненных перипетиях одного или нескольких человек, если речь идет о семье, но и рассказ об исторических судьбах, о развитии истории, о процессах в общественной жизни стран или страны. Семейный роман занимает во французской литературе особое место, ярким доказательством чему служит появление в XX веке многочисленных многотомных семейных циклов. Среди них «Семья Тибо» Роже Мартен дю Гара, «Семья Эг-летьер» Анри Труайя.

Семейный роман ориентирован на формирование глубокой правдоподобности всех происходящих событий, в жизненную реальность всех судеб представителей семьи. То есть, ориентация была направлена на то, что любому человеку свойственно вникать в подробности интимной жизни других людей. Читатели сравнивают судьбы, события со своим жизненным опытом, и, в соответствии с этим важно сказать то, что у основания модальности восприятия в семейных романах формулируется необъятный интерес к отношениям внутри семьи, к их быту, к семейным отношениям, интригам.

За конфликтной ситуацией практически всегда идет постепенное преодоление разрыва. Интересно, что воссоединение семьи, если оно происходит, не всегда реализуется именно так, как бы это должно было быть. То есть, зачастую при внешнем воссоединении отсутствует единство внутреннего характера. При этом принципиально важно в семейном романе то, что связь героя с семьей демонстрируется с точки зрения мировоззрения самого героя. Зачастую дом в семейном романе – это враждебная сила, которая утрачивает индивидуальность героя, навязывая положение о томя. Что необходимо принимать все мнения и положения внутрисемейных традиций и правил. И в этом случае дом постепенно начинает интерпретироваться героем как противник, отмечая некоторый негативизм. То есть, нелюбовь к дому – это проявление протеста против традиционных устоев. Устремленность в будущее – это очень важная тенденция семейного романа вообще. Автор предпочитает не заканчивать свое повествование, то есть, он оставляет, словно бы, его открытым. Позиционируется вера в будущее, в возрождение рода, что, собственно, очень хорошо соотносится с продолжением романов в других книгах.

части не очень-то обоснованно, они связаны меж собой даже больше, чем иные главы внутри тома.

В 1920 г. Мартен дю Гар - «Семья Тибо». Свою задачу он сформулировал как будто по-роллановски: выразить себя, различные стороны своей собственной природы, инстинкт порядка и порыв к бунту в истории двух братьев. Своим героям автор действительно роздал многое из того, что ему принадлежало, — начиная с того, что один из братьев, Антуан, родился в марте 1881 г., как и Мартен дю Гар.

Однако ни малейшего желания превратить героя в «тень автора» в «Семье Тибо» не наблюдается. Напротив, торжествует флоберовский принцип объективности, отстраненности, автор остается у порога романа, уступая место своим героям, которые далее действуют «самостоятельно». Мартена дю Гара занимал прежде всего тот или иной характер, он задумывал детальное раскрытие «живого существа» во всей сложности (по примеру Толстого) скорее, чем социального типа (как у Бальзака). Психология ребенка и старика, женщины и мужчины, страсти слепые, почти животные и возвышенная поэзия пробуждающейся любви, красота мысли и творческого порыва, интимный мир и политические бури — весь необъятный мир представлен со скульптурной выразительностью подлинного искусства.

Созданные в 20-е годы части «Семьи Тибо» — классический семейный роман. Много персонажей и множество эпизодов, связанных теми отношениями, которые сложились в семье старого Тибо, меж ним и его сыновьями, Антуаном и Жаком, другими родственниками и знакомыми, семьей Фонтаненов в первую очередь.

Главный вопрос — вопрос о смысле бытия, толстовский вопрос «зачем живем мы?». Он до крайности обострен в последних томах цикла, написанных в 30-е годы, — «Лето 1914 года» и «Эпилог». Семейный роман уступает место роману историческому, в рамках которого теперь и ставится вопрос о смысле жизни. Ответ над него приходится давать, соотносясь с войной, с фактом распада не только данной семьи, но целой общественной системы, с фактом выдвижения новых общественных сил, мощного социалистического движения, с появлением социальной перспективы, которая заинтересованно обсуждается в романе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.005 с.)