Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый роман»: А. Роб-Грийе, М. Бютор, Н. Саррот.

Поиск

Приблизительно в тот же период, когда заявил о себе «театр абсурда», возникло новое явление в модернистской прозе, получившее название «новый роман», или «антироман», объявленный критиками как очередной этап в развитии модернистского романа в целом. По своей эстетической и художественной ориентации антироман близок к «театру абсурда». Лидер направления – французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители – Натали Саррот, Мишель Бютор,

Выступившие со своими манифестами в середине 50-х годов Роб-Грийе и Н. Саррот заявили, что старый классический роман отжил свой век и именно они, представители литературы «авангарда», пролагают новые пути роману.

Особенности «нового романа»:

- повествование, лишённое традиционного сюжета и персонажей.

- главное место в романе занимает не человек с его переживаниями и размышлениями, а «вещи и предметы». А. Роб-Грийе считает, что «внешний мир вещей говорит нам больше, чем глубины человеческой души». У персонажа часто нет даже имени, нет прошлого и семьи, а его присутствие оправдано лишь необходимостью языка;

- безоценочное воспроизведение действительности, отсутствие авторского комментария в любой его разновидности – психологический, политический, религиозный, моральный и т. д;

- смешение времени и мест (невозможность отделить одну сцену от другой в произведении «В лабиринте»). Текст сплетается вокруг нескольких тем, которые развиваются одновременно и всяким образом пересекаются;

- повторение является одной из особенностей «Нового романа». В основе любого рассказа лежит повторение с небольшими вариациями, таким образом произведение теряет свой линейный единый характер. Повествование больше не хронологично, оно следует циклической концепции времени, каждый раз возвращая нас к тому или иному моменту в прошлом.

На художественную практику «нового романа» оказала влияние философия французского постструктуралиста Ролана Барта, провозгласившего «смерть автора».

«В лабиринте» А. Роб-Грийе

- изменение места и роли человека в мире. XIX век писатель считает эпохой, когда сохранялись целостность личности и её связи с социумом. В ХХ веке они разрушились, уникальность личности перестала иметь значение. В связи с расщеплением целостности мира и потерей ценности человеческой личности утрачиваются и представления об этической значимости происходящего.

- изменение эстетических принципов романистов. Они ищут и изобретают новые художественные приемы построения романа и «нового письма». Об этом Роб-Грийе пишет в статье «О некоторых устаревших понятиях». (1953). Ролан Барт писал о Роб-Грийе: «В творчестве Роб-Грийе… одновременно наличествует: отказ от истории, от фабулы, от психологических мотиваций и от наделённости предметов значением. Отсюда особую важность приобретают в произведениях этого писателя оптические описания…».

Особенности поэтики Роб-Грийе:

- стремление продемонстрировать беспомощность человеческого разума в попытке толкования и постижения мира. Но Роб-Грийе идёт дальше. Мир его произведений «не похож ни на какой другой; это опыт мира, где человек не имеет своего места, где главное – вещи». Между миром и человеком нет и не может быть никаких отношений. Не случайно поэтому с творчеством Роб-Грийе связано понятие «шозизма» (фр. chose – вещь).

- детализированное описание вещей и ситуаций, при этом он упорно повторяет одно и то же, но с минимальными вариациями, так что постепенно стирается разница между начальной ситуацией и повторенной.

«Золотые плоды» Н. Саррот

Особенности повествования:

- время литературных героев и характеров прошло и в мире существует нечто более постоянное и ценное – мир вещей, среди которых человек только присутствует.

- не важны в романе интрига и сюжет. Жизнь бессмысленна и абсурдна, поэтому ни о каких отношениях и связях с ней человека не может быть и речи. Н. Саррот отказывается от сюжета, интриги, связной истории жизни героев, которые, по её мнению, не открывают сегодня ничего нового.

Натали Саррот показала себя больше, как литературного теоретика, наравне с А. Роб-Грийе она разработала концепцию «Нового романа». В сборнике эссе «Эра подозрений» (L'Eredusoupęon, 1956) Саррот утверждает, что модель романа XIX века исчерпала себя. Интрига, персонажи («типы» или «характеры»), их перемещение в фиксированном времени и пространстве, драматическая последовательность эпизодов перестали, по ее мнению, интересовать романистов XX века. «Новый роман» также переосмыслил отношения между читателем и текстом. Пассивное доверие, основанное на идентификации читателя и персонажа, должно было уступить место идентификации читателя с автором произведения. Читатель, таким образом, втягивался в процесс творчества и становился соавтором. Он вынужден был занять активную позицию, следовать за автором в его эксперименте: «Вместо того, чтобы идти на поводу у очевидного, к которому его приучила из-за его лени и спешки повседневная жизнь, он должен, чтобы различать и узнавать персонажи, как их различает сам автор, изнутри, по неявным признакам, которые можно распознать, лишь отказавшись от привычки к комфорту, погрузиться в них так же глубоко, как автор, и обрести его видение» (Саррот).

По мнению Н. Саррот, социальный облик человека, его привычки убеждения и поступки – вещи обманчивые, поэтому романист должен пренебречь ими и обратиться к другим областям существования. Роман у Саррот принимает форму непрерывного, лишенного всяких переходов чередования реплик и описаний психологических состояний.

Натали Саррот ввела в оборот термин «тропизм», заимствованный из естественных наук и обозначающий реакцию организма на внешние раздражители. У Натали Саррот тропизмы – это мельчайшие психические реакции («вибрации»), образы, поступающие в сознание человека на довербальном уровне. Саррот хочет запечатлеть неуловимое: мысль до того, как она успеет оформиться в слова, т. е. мысль ещё до её высказывания, даже до «потока сознания». Прозу Натали Саррот можно рассматривать как постоянный поиск адекватных способов передачи тропизмов. Роман у Натали Саррот возникает еще в подсознании и предназначен для того, чтобы адекватно передавать тропизмы.

Приёмы повествования, выработанные теоретиками «нового романа», – уничтожение сюжета и его компонентов, преобладание текста над событийностью, балансирование на грани между вымыслом и реальностью, нарушение логической связности текста, вторичность героя – станут основой постмодернистской прозы последних десятилетий ХХ века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.01 с.)