Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новый роман»: А. Роб-Грийе, М. Бютор, Н. Саррот.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приблизительно в тот же период, когда заявил о себе «театр абсурда», возникло новое явление в модернистской прозе, получившее название «новый роман», или «антироман», объявленный критиками как очередной этап в развитии модернистского романа в целом. По своей эстетической и художественной ориентации антироман близок к «театру абсурда». Лидер направления – французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители – Натали Саррот, Мишель Бютор, Выступившие со своими манифестами в середине 50-х годов Роб-Грийе и Н. Саррот заявили, что старый классический роман отжил свой век и именно они, представители литературы «авангарда», пролагают новые пути роману. Особенности «нового романа»: - повествование, лишённое традиционного сюжета и персонажей. - главное место в романе занимает не человек с его переживаниями и размышлениями, а «вещи и предметы». А. Роб-Грийе считает, что «внешний мир вещей говорит нам больше, чем глубины человеческой души». У персонажа часто нет даже имени, нет прошлого и семьи, а его присутствие оправдано лишь необходимостью языка; - безоценочное воспроизведение действительности, отсутствие авторского комментария в любой его разновидности – психологический, политический, религиозный, моральный и т. д; - смешение времени и мест (невозможность отделить одну сцену от другой в произведении «В лабиринте»). Текст сплетается вокруг нескольких тем, которые развиваются одновременно и всяким образом пересекаются; - повторение является одной из особенностей «Нового романа». В основе любого рассказа лежит повторение с небольшими вариациями, таким образом произведение теряет свой линейный единый характер. Повествование больше не хронологично, оно следует циклической концепции времени, каждый раз возвращая нас к тому или иному моменту в прошлом. На художественную практику «нового романа» оказала влияние философия французского постструктуралиста Ролана Барта, провозгласившего «смерть автора». «В лабиринте» А. Роб-Грийе - изменение места и роли человека в мире. XIX век писатель считает эпохой, когда сохранялись целостность личности и её связи с социумом. В ХХ веке они разрушились, уникальность личности перестала иметь значение. В связи с расщеплением целостности мира и потерей ценности человеческой личности утрачиваются и представления об этической значимости происходящего. - изменение эстетических принципов романистов. Они ищут и изобретают новые художественные приемы построения романа и «нового письма». Об этом Роб-Грийе пишет в статье «О некоторых устаревших понятиях». (1953). Ролан Барт писал о Роб-Грийе: «В творчестве Роб-Грийе… одновременно наличествует: отказ от истории, от фабулы, от психологических мотиваций и от наделённости предметов значением. Отсюда особую важность приобретают в произведениях этого писателя оптические описания…». Особенности поэтики Роб-Грийе: - стремление продемонстрировать беспомощность человеческого разума в попытке толкования и постижения мира. Но Роб-Грийе идёт дальше. Мир его произведений «не похож ни на какой другой; это опыт мира, где человек не имеет своего места, где главное – вещи». Между миром и человеком нет и не может быть никаких отношений. Не случайно поэтому с творчеством Роб-Грийе связано понятие «шозизма» (фр. chose – вещь). - детализированное описание вещей и ситуаций, при этом он упорно повторяет одно и то же, но с минимальными вариациями, так что постепенно стирается разница между начальной ситуацией и повторенной. «Золотые плоды» Н. Саррот Особенности повествования: - время литературных героев и характеров прошло и в мире существует нечто более постоянное и ценное – мир вещей, среди которых человек только присутствует. - не важны в романе интрига и сюжет. Жизнь бессмысленна и абсурдна, поэтому ни о каких отношениях и связях с ней человека не может быть и речи. Н. Саррот отказывается от сюжета, интриги, связной истории жизни героев, которые, по её мнению, не открывают сегодня ничего нового. Натали Саррот показала себя больше, как литературного теоретика, наравне с А. Роб-Грийе она разработала концепцию «Нового романа». В сборнике эссе «Эра подозрений» (L'Eredusoupęon, 1956) Саррот утверждает, что модель романа XIX века исчерпала себя. Интрига, персонажи («типы» или «характеры»), их перемещение в фиксированном времени и пространстве, драматическая последовательность эпизодов перестали, по ее мнению, интересовать романистов XX века. «Новый роман» также переосмыслил отношения между читателем и текстом. Пассивное доверие, основанное на идентификации читателя и персонажа, должно было уступить место идентификации читателя с автором произведения. Читатель, таким образом, втягивался в процесс творчества и становился соавтором. Он вынужден был занять активную позицию, следовать за автором в его эксперименте: «Вместо того, чтобы идти на поводу у очевидного, к которому его приучила из-за его лени и спешки повседневная жизнь, он должен, чтобы различать и узнавать персонажи, как их различает сам автор, изнутри, по неявным признакам, которые можно распознать, лишь отказавшись от привычки к комфорту, погрузиться в них так же глубоко, как автор, и обрести его видение» (Саррот). По мнению Н. Саррот, социальный облик человека, его привычки убеждения и поступки – вещи обманчивые, поэтому романист должен пренебречь ими и обратиться к другим областям существования. Роман у Саррот принимает форму непрерывного, лишенного всяких переходов чередования реплик и описаний психологических состояний. Натали Саррот ввела в оборот термин «тропизм», заимствованный из естественных наук и обозначающий реакцию организма на внешние раздражители. У Натали Саррот тропизмы – это мельчайшие психические реакции («вибрации»), образы, поступающие в сознание человека на довербальном уровне. Саррот хочет запечатлеть неуловимое: мысль до того, как она успеет оформиться в слова, т. е. мысль ещё до её высказывания, даже до «потока сознания». Прозу Натали Саррот можно рассматривать как постоянный поиск адекватных способов передачи тропизмов. Роман у Натали Саррот возникает еще в подсознании и предназначен для того, чтобы адекватно передавать тропизмы. Приёмы повествования, выработанные теоретиками «нового романа», – уничтожение сюжета и его компонентов, преобладание текста над событийностью, балансирование на грани между вымыслом и реальностью, нарушение логической связности текста, вторичность героя – станут основой постмодернистской прозы последних десятилетий ХХ века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.01 с.) |