Авангардистские направления во французской литературе первой половины хх века: дадаизм и сюрреализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Авангардистские направления во французской литературе первой половины хх века: дадаизм и сюрреализм.



Дада или дадаизм – международное художественное, интеллектуальное и литературное движение, возникшее в период Первой мировой войны. Дадаисты стремились порвать с традиционной культурой, ценностями и формами выражения. Это движение подчёркивает озорной и едкий дух, игру с удобствами и условностями, отказ от разума и логики, и с его пресловутой экстравагантностью отмечает насмешку над традициями и самоотверженное искусство.

Термин «дада» был придуман в шутку группой людей, которая была сформирована в Цюрихе в 1915 году из художников и поэтов. Они создают Кабаре Вольтер, открытие которого 5 февраля 1916 года знаменует официальное рождение движения. Там проходили скандальные вечера, посвящённые новым формам поэзии и искусства, основанные на поиске грубых и примитивных, беспрепятственных выражений.

Во многом это связано с тем, что это явление было крайне сложно уложить в какие-то рамки, потому что оно возникало непрограммно

Программа дадаизма заключалась в том, чтобы не иметь никакой программы. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист — противник дадаизма. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали.

Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, представители которого фокусировались не на создании эстетически приятных объектов. Их целью было перевернуть с ног на голову буржуазную мораль, и это порождало множество сложных вопросов касаемо общества, роли художника и предназначения искусства.

Коллаж, Оптофонетика – полиграфический метод, созданный для записывания «фонетических стихотворений» (применение разнородных шрифтов для выражения звуков стиха, что придаёт характер музыкальной записи); Симультанный стих – искусство сумбурной переклички; Бруитский стих - шумовой стих, Статический стих - создает из каждого слова индивидуальность

Луи Арагон убивает дадаизм в «Проекте современной литературной истории» в 1921-1922 г.

Тристан Тцара

Будучи абсолютным бунтом, тотальным неповиновением, неуклонным саботажем, юмором и культом абсурда, сюрреализм в своей первоначальной устремленности определяется как суд надо всем, готовый в любой момент возобновиться. "Мы специалисты по бунту". В качестве машины для потрясения умов (по выражению Арагона *) сюрреализм возник из дадаистского движения, чьи корни уходят в романтизм, и анемичного дендизма' - Камю

Сюрреализм это интеллектуальное, литературное и художественное движение, возникшее примерно в 1919 вслед за романтизмом и дадаизмом, определённое Андре Бретоном в 1924 году и характеризуемое в основном отказом от любых логических, эстетических или моральных соображений и традиционных противопоставлений между реальное и воображаемое, искусство и жизнь, благодаря преимуществу, предоставленному случайности, силам инстинкта бессознательного, освобожденного от контроля разума и желающего удивлять, провоцирующего, стремящегося высвободить более высокую реальность, прибегая к новым средствам: гипнотический сон, исследование сновидений, ассоциации спонтанных слов, неожиданные согласования образов

Принято считать, что само слово сюрреализм “изобрёл” Гийом Аполлинер, использовав его впервые в одной из своих пьес 1918 года и в статье того же года “Дух времени и поэты”. Как термин он впервые был использован двумя годами позже, в статье будущего мэтра этого течения поэта Бретона, посвящённой тому же Аполлинеру. В том же году выходит в свет классический текст сюрреализма — книга “Магнитные пути” Бретона и Супо, показывающая, по мысли авторов, революционные возможности автоматического письма. Таким образом, сюрреализм начался не с отдельных текстов, а сразу со своеобразной “книги образцов”, хрестоматии, в которую вошли произведения разных жанров: более или менее связные рассказы, отрывочные заметки и стихи.

Первыми писателями, присоединившихся к движению, были Поль Элюар, Луи Арагон, Антонин Арто, Бенджамин Перет, Роберт Деснос, Жорж Лимбор, Рэймонд Кено, Мишель Лейрис, Жозеф Дельтей, Пьер Навиль, Рене Кревель, Роджер Витрак и Филипп Супо. "Les Champs magnétiques» текст, написанный совместно в 1919 году Андре Бретоном и Филиппом Супо и опубликованный в журнале «Литература» в 1920 году, ретроспективно считался первым сюрреалистическим произведением. Там уже испытали автоматизм два автора, которые дали волю своему воображению, стремясь освободить язык от любого контроля, писать текст за один раз и отказываясь от дальнейшего редактирования.

Согласно определению, данному в 1924 году Андре Бретоном 9 сюрреализм - это " чистый психический автоматизм, с помощью которого мы предлагаем выразить, как устно, так и письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мышления». Таким образом, это истинная «диктовка мысли», составленная «в отсутствие какого-либо контроля со стороны разума, без какой-либо эстетической и моральной заботы».

Сюрреализм никогда не рассматривался как метод, лишь как экспериментальный инструмент для понимания мира. В соответствии с теорией сюрреализма изначально для художника не существует не только непосредственно изображаемого предмета, но и темы. Мотивацию художественной деятельности определяет стремление выявить скрытое в сфере бессознательного.

Ориентация сюрреалистов на иррациональное, бессознательное, интуитивное. А это означало поиски неведомых прежде источников вдохновения как особого, возбужденного, близкого к полубезумному состоянию «опьянения». Именно оно стимулирует один из главных приемов сюрреализма - автоматическое письмо.

Психический автоматизм отличается от “классического” творчества тем, что он свободен от контроля разума, т.е. в идеале свободен от моральной, эстетической и какой-либо иной заинтересованности.

В отличие от дадаистов, бежавших от ненавистной действительности в некий ирреальный фантасмагорический мир, сюрреалисты, напротив, усматривали в своем творчестве возможность прорыва к подлинному художественному освоению жизни, что было якобы недоступно искусству традиционного тина. Обогащая литературу новыми приемами, сюрреалисты вместе с тем отрицали в ней разумное, рациональное первоначало

Автоматическое письмо, "Изысканный труп" (Марсель Дюамель) - создание коллективного текста через игру, по ходу которой рождается коллаж из слов и изображений; при этом участники игры не видят той части коллажа, какую произвели до них их предшественники;, "Картины-слова" (peintures-mots, Кристиан Дотремон) - техника, при которой на просвет читается перевёрнутый тыльной стороной лист, что придаёт ему вид китайских письмен; текст предстаёт как зашифрованное прикрытие нерасшифровываемого стихотворения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.004 с.)