Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Драматургия французского классицизма

Поиск

1. Основные черты эстетики классицизма.

2. Трагедия классицизма. Принципы построения образа и конфликта.

3. Проблема героя у Корнеля и Расина.

4. Критерий истины в трагедиях Корнеля и Расина.

5. Комедия классицизма. Принципы построения образа и конфликта.

6. Ж.Б. Мольер "Дон Жуан". Особенности художественного метода в комедии.

Практическое занятие № 2

Тема: Трагедия Расина «Федра» как классический образец драматургии классицизма

1. Сопоставьте структурно-композиционные особенности пьесы Расина с теоретическим требованиям классицизма.

2. Прав ли Н. Буало, называющий Расина «самым образцовым поэтом»?

3. Объясните сходство и отличие между «римским характером» героев Корнеля и «греческим характером» персонажей Расина.

4. Сравните концепцию страсти у Расина и Корнеля. Проанализируйте этапы развития внутреннего конфликта Федры.

5. Что и почему меняет Расин в сравнении с античными источниками сюжета в своей трагедии?

6. Проследите как переплетаются напряженно – эмоциональное и логико-аналитическое в монологах героини.

7. Объясните жанровое своеобразие любовно-психологической трагедии Расина.

Литература:

1. Ж.Расин. Федра.

2. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм.

3. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994.

4. Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века.

5. Кадышев В. Расин. - М., 1990.

Практическое занятие № 3

Драматургия Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мизантроп»)

I. Творческая история комедии «Тартюф».

1. Особенности главного конфликта и характера пьесы.

2. Специфика развязки комедии.

3. Поэтика «высокой» комедии как выражение классицистической природы творчества Мольера.

II. Комедия Мольера «Мизантроп».

1. Сатира на светское общество в комедии.

2. Жанровое своеобразие комедии.

3. Истолкование образа Альцеста.

4. В чем схожесть и различие комедий «Мизантроп» Мольера и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

5. Фарсовый и «высокий» комизм в драматургии Мольера. Пушкин о Мольере.

Литература:

1. Мольер Ж.Б. Тартюф. Мизантроп.

2. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. - М., 1990.

3. Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

4. Гриб В.Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер // Гриб.В.Р. Избранные работы. - М., 1956.

Практическое занятие № 4

Тема: Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах Ф. Шиллера

1. Общая характеристика литературы «Бури и натиска».

2. Эстетические и политические взгляды Ф. Шиллера.

3. Общественный и нравственный идеал автора в драме «Разбойники».

4. Конфликт драмы «Разбойники». Образная система драмы. Образы братьев Моор.

5. «Коварство и любовь» – политическая драма Ф. Шиллера. Руссоистский характер драмы.

6. Драматургическое новаторство Ф. Шиллера. Эволюция художественного мастерства от «Разбойников» к «Коварству и любви».

Литература:

1. История немецкой литературы. В 5 томах. – Т. 2.

2. История немецкой литературы. В 3 томах. – М., 1985. – Т. 1.

3. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. – М., 1984.

4. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. – М., 1984.

5. Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. – М., 1990.

Практическое занятие № 5

Тема: Роман Д. Дефо "Робинзон Крузо"

1. История написания романа.

2. Образ главного героя романа.

3. Социальный и философский смысл романа.

4. Художественное своеобразие романа (проблема жанра, правдоподобие, сюжет, форма повествования).

Литература:

1. Аникст А.А. Даниэль Дефо: Очерк жизнии и творчества. - М., 1957.

2. Нерсесова М.А. Даниэль Дефо. - М., 1960.

3. Урнов Д.М. Дефо. - М., 1990.

4. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. - М., 1973.

Практическое занятие № 6

Тема: Драматическая поэма И.В. Гете "Фауст"

1. История создания "Фауста".

2. Проблема определения жанра.

3. Композиция поэмы.

4. Роль "Пролога на небесах" в определении авторской идеи.

5. Центральные образы поэмы.

6. Философия природы Гете и символическая природа поэмы.

7. Античные мотивы и образы поэмы.

8. Значение второй части поэмы.

9. "Фауст" как пророчество о судьбах западноевропейской цивилизации Нового времени.

Литература:

1. Тураев С.В. И.В. Гете Очерк жизни и творчества. - М., 1957.

2. Волков И.Ф. "Фауст" Гете и проблема художественного метода. - М., 1970.

3. Аникст А.А. "Фауст" Гете. Литературный комментарий. М,, 1979.

4. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. Т.2. Итог жизни. - М., 1987.

5. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Общая характеристика литературы XVII века.

2. Драматургия П. Корнеля. Структура конфликта в драме «Сид».

3. Драматургия Ж. Расина. Анализ драмы «Федра».

4. Творчество Лопе де Вега. Анализ драм «Овечий источник», «Собака на сене».

5. Творчество Ж.Б. Мольера. Анализ комедий «Тартюф», «Мещанин во дворянстве».

6. Ж.Б. Мольер. Своеобразие трактовки вечных образов в комедиях Мольера («Дон Жуан», «Скупой»).

7. Литература XVIII века. Общая характеристика литературы эпохи Просвещения.

8. Классицизм в западноевропейской литературе.

9. Творчество Д. Свифта. Анализ романа «Путешествие Гулливера».

10. Семейно-бытовой и социально-бытовой роман Англии (Ричардсон, Филдинг). Анализ романа Г. Филдинга «История Тома Джонса, Найденыша»).

11. Французская литература эпохи Просвещения (Монтескье, Дидро, Вольтер).

12. Философские повести Вольтера («Кандид»).

13. Анализ романа Д. Дидро «Монахиня».

14. Творчество Д. Дефо. Анализ романа «Робинзон Крузо».

15. Драматургия Бомарше. Анализ драм «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».

16. Сентиментализм в западноевропейской литературе. Эстетические взгляды и творчество Ж.Ж. Руссо.

17. Драматургические принципы Г.Э. Лессинга. Анализ драмы «Эмилия Галотти».

18. Выражение взглядов движения «бури и натиска» в творчестве Ф. Шиллера. Анализ драм «Разбойники», «Коварство и любовь».

19. Творчество И.В. Гете. Своеобразие лирики. «Страдания юного Вертера».

20. И.В. Гете. Жанровое своеобразие, образы I части.

21. И.В. Гете «Фауст». Отличия II части поэмы от I части, смысл финала.

22. Лирика Р. Бернса. Основные темы и художественное своеобразие.

6. Список художественных текстов

1. П. Корнель «Сид».

2. Ж. Расин «Федра»

3. Л. Де Вега «Овечий источник». «Собака на сене».

4. Ж.Б. Мольер «Тартюф», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Скупой».

5. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».

6. Д. Дефо «Робинзон Крузо».

7. Г. Филдинг «История Тома Джонса, Найденыша».

8. П.О. Бомарше «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».

9. Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».

10. Д. Дидро «Монахиня».

11. Вольтер «Кандид».

12. Г.Э. Лессинг «Эмилия Галотти».

13. Ф. Шиллер «Разбойники», «Коварство и любовь».

14. Гете «Страдания юного Вертера», «Фауст», лирика.

15. Бернс лирика.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ

Основная литература

1. История всемирной литературы. В 9 т. - М.. 1988. - Т. 5.

2. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII в. - М., 1987.

3. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия./ Сост. Б.И. Пуришев и др. - М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века. - М., 1991.

 

Дополнительная литература

1. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. - М., 1983.

2. Тураев С.В. Введение в западноевропейскую литературу XVIII века. - М., 1962.

3. Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966.

4. Аникст А.А. Даниэль Дефо. - М., 1957.

5. Урнов Д. Дефо. - М., 1977.

6. Елистратова А.А. Роберт Бернс. - М., 1957.

7. Колесников Б.И. Роберт Бернс Очерк жизни и творчества. - М., 1967.

8. Райт-Ковалева Р. Роберт Бернс. - М., 1965.

9. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. - Л., 1972.

10. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. - Л., 1962.

11. Артамонов С.Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. - М., 1060.

12. Стадников Г.В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. - Л., 1987.

13. Аникст А.А. Гете и «Фауст». От замысла к свершению. - М., 1983.

14. Аникст А.А. Творческий путь Гете. - М., 1986.

15. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. - Л., 1981.

16. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. - М., 1987. - Т. 1-2.

17. Эккерман И.П. Разговоры с Гете. - М., 1981.59.

РАЗДЕЛ IV

«История зарубежной литературы XIX в. (Ч.I)»

 

Требования к уровню освоения содержания раздела

После завершения обучения студент должен:

иметь представление:

- о философских и эстетических движениях времени;

- об общих закономерностях и особенностях развития национальных литератур Западной Европы в XIX веке;

- о восприятии достижений отдельных национальных литератур мировым литературным процессом;

- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;

- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:

знать:

- основные положения романтизма и реализма как литературных направлений;

- содержание вершинных произведений европейского и американского романтизма и реализма;

- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.

уметь:

- анализировать художественные произведения;

- самостоятельно работать с научной литературой.

2. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра  
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.П. Михальской.Ч.1-2. - М., 1991. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) История зарубежной литературы XIX века. Под ред. Н.А. Соловьевой. - М., 1991. Библиотека
2.3 Курс лекций    
3. Практический элемент
  Планы практических занятий   Кафедра
  Практикум   Готовится
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины    

 

3. Содержание теоретических разделов дисциплины

 

Тема 1. Романтизм как художественный метод. Особенности развития европейского и американского романтизма в конце XVIII - начале XIX века

Немецкий романтизм. Основные периоды развития: иенский и гейдельбергский романтизм.

Тема 2. Жанр фрагмента в немецком романтизме. Фрагментарность как специфическая особенность формы романтического произведения. Фрагменты Ф. Шлегеля, Новалиса.

Творчество А. фон Шамиссо. “Чудесная история Петера Шлемиля”, символический образ тени, жанровая специфика. Лирика Шамиссо, основные темы и мотивы.

Творчество Г. Фон Клейста. Новеллы Клейста, темы и особенности новеллистической структуры. Драматургия Клейста. “Пентесилея” - драма для чтения, интерпретация античного сюжета, воплощение принципов позднего романтизма.

Тема 3. Творчество Э.Т.А. Гофмана. Музыка, судьба художника в творчестве Гофмана. Романтическая идея двоемирия, особенность романтических представлений автора. Новеллы. Роман “Житейские воззрения кота Мурра”

Новеллы Э.Т.А. Гофмана

Тема 4. Французский романтизм. Общая характеристика. Творчество А. де Мюссе. Лирика, основные темы. Роман “Исповедь сына века”. Судьба поколения в романе, жанровая специфика (исповедальная форма, лиризм романа)

Тема 5. Романтизм во Франции периода Реформации. Творчество В. Гюго. Лирика. Гюго - теоретик французского романтизма, представление о гротеске.

Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.71 (0.008 с.)