Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Список художественных текстовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Старшая Эдда. 2. Песнь о Нибелунгах. 3. Песнь о Роланде. 4. Поэзия вагантов. 5. Поэзия трубадуров. 6. Поэзия миннезингеров. 7. Тристан и Изольда (в обработке Ж. Бедье) 8. Городская литература Средневековья: фаблио, шванки (по хрестоматии) 9. Ф. Вийон Лирика. 10. Данте Алигьери Божественная комедия. 11. Ф. Петрарка Книга песен. 12. Д. Боккаччо Декамерон. 13. Ф. Рабле Гаргантюа и Пантарюэль. 14. М. де Сервантес Сааведра Дон Кихот 15. В. Шекспир Сонеты, Ромео и Джульетта, Отелло, Гамлет, Король Лир, Венецианский купец, Ричард III, Генрих IV, Макбет. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ Обязательная литература: 5. Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. - М., 1987. 6. История всемирной литературы: В 9 т. - М., 1984. - Т. 2. 7. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия: В 2 ч. - М., 1974. - Ч. 1. 8. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения. - М., 1976. 9. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. - М., 1996.
Дополнительная литература: 1. Волкова З.Н. Эпос Франции. - М., 1984. 2. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981. 3. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. - М.; Л. - 1962. 4. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. - М, 1983. 5. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976. 6. Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. - М., 1979. 7. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974. 8. Баткин Л.М. Данте и его время. - М., 1965. 9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965. 10. Державин К.Н. Сервантес: Жизнь и творчество. - М., 1958. 11. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. - М., 1979. 12. Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. 13. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. 14. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения. - М, 1961. 15. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы XV-XVII веков. - М., 1955. 16. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: Его герой и его время. - М., 1964. 17. Шекспир в мировой литературе. - М.; Л., 1964.
РАЗДЕЛ III «История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» Требования к уровню освоения содержания раздела
После завершения обучения студент должен: иметь представление: - о философских и эстетических движениях времени; - об основных положениях художественных стилей барокко, рококо, просветительского реализма; - об общих закономерностях и особенностях развития национальных литератур Западной Европы в XVII - XVIII веках; - о восприятии достижений отдельных национальных литератур мировым литературным процессом; - о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии; - об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов: знать: - основные положения классицизма как литературного направления; - содержание вершинных произведений европейской литературы XVII - XVIII веков; - литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса. уметь: - анализировать художественные произведения; - самостоятельно работать с научной литературой.
2. Структура учебно-методического комплекса курса
3. Содержание теоретических разделов дисциплины Тема 1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Переходный характер эпохи. Первые буржуазные революции в Европе. Разнообразие политических государственных укладов. Идеология эпохи. Роль церкви. Развитие научных знаний. Новые направления в философии (Бэкон, Декарт, Гассенди, Лейбниц). Усиление светского начала в культурной жизни эпохи (музыка, живопись). Ведущие литературные направления. Тема 2. Идейно-художественные особенности литературы барокко. Трагизм мироощущения. Различные течения в литературе барокко. Проблема барокко в современном литературоведении. Дискуссионность проблемы ренессансного реализма в современной науке. Развитие жанра романа в литературе ренессансного реализма. Проблема героя. Эстетические принципы классицизма. Классицизм и становление литературного языка. Перспективы развития классицизма в XVII веке. Проблема взаимодействия различных направлений в творчестве крупнейших писателей XVII века. Английская литература XVII века Общая характеристика литературного процесса XVII века. Формирование пуританской литературы. Влияние на литературный процесс английской буржуазной революции. Джон Мильтон и его поэмы. Традиции библейского эпоса в поэмах Мильтона. Поэзия Джона Донна. Немецкая литература XVII века Немецкая литература XVII века и Тридцатилетняя война. Проблема барокко в немецкой литературе XVII века. Реалистическая тенденция. Гриммельсгаузен и его роман "Симплиций Симплициссимус". Широкая картина мира и глубина ее философского осмысления. Проблема метода и жанра. Испанская литература XVII века. Особенности развития испанской литературы XVII века. Влияние феодально-католической реакции и кризиса испанского абсолютизма. Традиции гуманизма эпохи Возрождения. Испанский плутовской роман (Кеведо, Гевара). Литература барокко. Педро Кальдерон. Ренессансные традиции и проблема барокко в его творчестве. Периодизация творческого пути Кальдерона. Морально-философские драмы Кальдерона, Драма "Жизнь есть сон" как образец драматургии барокко. Тема 3. Французский классицизм и политика абсолютизма в области искусства и литературы. Основные черты эстетики классицизма. Буало как теоретик классицизма и его поэма "Поэтическое искусство". Первый этап в развитии классицистической драматургии. Тема 4. Драматургия Пьера Корнеля. Периодизация его творчества. Трагическая коллизия "Сида" и ее разрешение. "Сид" и классицистическая доктрина. Спор о "Сиде", его политическая подоплека и влияние на последующее развитие творчества Корнеля. Жан Расин. Трагедия Расина и новый этап французского классицизма. Периодизация творчества Расина. Специфика жанра трагедии в творчестве Расина. Античные сюжеты и образы в трагедии Расина. Конфликт и его разрешение в трагедии "Андромаха". Образ Андромахи и проблема положительного героя, мастерство психологического анализа. Жанр трагедии. Трагический конфликт "Федры". Тема нравственного долга человека. Провал "Федры". Уход Расина из театра. Пушкин о Расине. Ж.Б. Мольер. Творчество Мольера как вершина французской литературы XVII века. Периодизация творчества. Комедии нравов и комедии характеров. "Тартюф". Основные моменты его творческой истории. Сатирическая емкость образа Тартюфа. Особенности построения конфликта и принципы типизации. Проблематика комедии "Дон Жуан". Образы Дон Жуана и Сганареля. Особенности художественного метода. Сатира на светское общество в комедии "Мизантроп". Образы Альцеста и Филинта. Проблема компромисса. Неоднозначность авторской позиции. Тема буржуазии в комедиях Мольера "Скупой", "Мещанин во дворянстве". Образ человека из народа в комедиях Мольера. "Плутни Скапена" и традиции народного фарса.
Литература XVIII века Тема 5. Идеология Просвещения. Основные направления просветительской литературы. Особенности исторического процесса XVIII века на Западе. Неравномерность в этапах развития Просвещения в разных странах и его национальная специфика. Английская буржуазная революция XVII века и ее влияние на формирование английского Просвещения. Тема 6. Творчество Дж. Свифта. Периодизация творчества. "Сказка бочки" как антицерковный памфлет. Политический смысл публицистики Свифта. Объекты и формы сатиры в "Путешествиях Гулливера". Проблема жанра и метода. Тема 7. Общая характеристика романов Дефо. Д. Дефо. Путь Дефо от журналистики к художественному творчеству. "Робинзон Крузо" как реалистический роман. Прототип и литературный герой. Просветительская направленность романа. Своеобразие художественного метода Дефо С. Ричардсон - создатель семейно-бытового романа. Художественное своеобразие романов Ричардсона, литературная традиция. Г.Филдинг. Периодизация творчества. Драматургия Филдинга. Новаторство Филдинга -романиста. Эстетические взгляды. Поиски положительного героя и идеала в "Истории Джозефа Эндрюса". "История Тома Джонса, найденыша" - проблематика, принципы построения сюжета, проблемы типизации образов, повествовательная манера Филдинга. Тема 8. Сентиментализм. Л.Стерн. Литературное новаторство Стерна в романах "Тристрам Шенди" и "Сентиментальное путешествие". Тип героя-чудака, психологизм, особенности композиции и стиля романов Стерна. Значение творчества Стерна. Тема 9. Поэзия Р. Бернса: темы, жанры, близость к фольклору. Поэтическое мастерство Р. Бернса. Переводы Бернса на русский язык Тема 10. Французская литература XVIII века. Особенности французского Просвещения и его периодизация. Вольтер. Периодизация творческого пути. Философские и социально-политические взгляды Вольтера. Вольтер и церковь. Вольтер-историк. Эволюция художественного творчества Вольтера. Проблема творческого метода. Поэмы Вольтера. Драматургия Вольтера. Особенности сатиры и просветительский идеал в философских повестях. Вольтер и Россия. Д.Дидро и энциклопедисты. Мировоззрение и эстетика Дидро. Теория и практика драматургии Дидро. Проблематика и художественное своеобразие повестей "Монахиня", "Племянник Рамо". "Жак-фаталист". Тема 11. Ж.-Ж.Руссо. Морально-философские и социально-политические взгляды Руссо (понятие "руссоизма"). Философские трактаты Руссо. Теория народовластия в "Общественном договоре". Педагогический роман "Эмиль". "Новая Элоиза" - наиболее полное выражение сентиментализма Руссо. Образы положительных героев романа. Тема природы. Особенности стиля романа. Значение "Новой Элоизы" для развития жанра романа в европейской литературе. "Исповедь" Руссо и жанр романа-биографии, образ автора, особенности психологизма. Творчество Бомарше. Демократические и реалистические тенденции его драматургии. Трилогия о Фигаро, ее идейно-художественное значение. Место Бомарше в истории театра и музыки (Моцарт, Россини). Тема 12. Немецкая литература XVIII века. Особенности исторического развития Германии в XVIII веке: раздробленность страны, слабость и приниженность бюргерства. Культурные центры Германии. Специфические задачи немецкого Просвещения. Периодизация немецкого Просвещения. Раннее Просвещение. Эстетическая теория Винкельмана. Г.-Э. Лессинг и его эстетические взгляды ("Литературные письма", "Лаокоон" и "Гамбургская драматургия"). Критика французского классицизма и его эпигонов, борьба за реалистическое национальное искусство. Драматургия Лессинга, ее просветительская направленность. Картины реальной жизни в комедии "Минна фон Барнхельм". Протест против произвола абсолютизма в драме "Эмилия Галотти". Философская драма "Натан Мудрый". Литература «Бури и натиска». Штюрмеры и сентиментализм. Литературная программа штюрмеров. Гердер - теоретик штюрмерского движения. Отношение к классицизму в работах Гердера. Проблемы историзма и народности в его эстетике. Заслуги Гердера в развитии фольклористики. "Голоса народов в песнях". И.-В. Гете. Периодизация творчества. Штюрмерский период. Драма «Гец фон Берлихинген». "Страдания молодого Вертера". Критика немецкой действительности в романе. Соединение элементов социального и сентиментально-психологического романа. Образ Вертера. Проблема "веймарского классицизма" в творчестве Гете. "Ифигения в Тавриде" как образец веймарского классицизма. Трагедия "Фауст". История ее создания. "Фауст" как художественное обобщение действительности ХУШ-Х1Х вв. Путь борьбы и исканий Фауста, его эволюция. Трагедия Маргариты, Идейно-композиционное значение образа Мефистофеля. Философская проблематика трагедии. Проблема художественного метода. Композиция. Жанровое своеобразие. Значение двух Прологов. Спор о человеке в Прологе на небесах. Образ Фауста в I части, Мефистофеля. Женские образы поэмы. Отличие II части. Тема 13. Ф. Шиллер. Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». Периодизация творчества. Штюрмерский период творчества Шиллера. Ранняя драматургия Ф. Шиллера. Конфликт личности и общества в драме «Разбойники». Проблемы "веймарского классицизма" в творчестве Шиллера. Баллады Шиллера. Историческая драматургия Шиллера (трилогия о Валленштейне, "Мария Стюарт", "Орлеанская дева"). Реализм и романтизм в творческом методе Шиллера. Психологизм драмы "Мария Стюарт". "Вильгельм Телль" как тираноборческая драма. Образ народа в драме. 4. Содержание практических разделов дисциплины Практическое занятие № 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.208 (0.007 с.) |