Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические единицы гос впо по курсу опд. Ф. 04 история зарубежной литературы. Специальность 030601. 65. Журналистика.

Поиск
  История античной литературы. Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма. Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. «Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Литература Средних веков и Возрождения. Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия». Литература эпохи Возрождения в западно-европейских странах. Лирика Ф.Петрарки и П.Ронсара, новеллистика Дж.Бокаччо и его последователей, народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле и М.Сервантеса, расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У.Шекспира. Литература XVII–XVIII вв. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести. Д.Дефо, Дж.Свифт и Г.Филдинг, Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо. Драматургия XVIII в. Г.-Э.Лессинг, П.-О.Бомарше, Ф.Шиллер и И.-В.Гете. Народная лирика Р.Бернса. «Фауст» Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения. Литература XIX в. Романтизм. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII–XIX вв. Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У.Блейк, Новалис и другие. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы. Жанры легенды и сказки в романтической прозе. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. Романтический герой в творчестве Дж.Байрона, П.Шелли и Г.Гейне. Особенности американского романтизма, его основные темы и жанры. Литература XIX в. Реализм. Истоки и пути формирования классического реализма XIX в. Народная песня Беранже. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П.Мериме. Своеобразие творческой манеры Ч.Диккенса и У.Теккерея. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. Поэзия середины века и Ш.Бодлер. Поздний американский романтизм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романы Н.Готорна и Г.Мелвилла, поэзия У.Уитмена. Литература конца XIX в. Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Течения натурализма (Э.Золя) и символизма (П.Верлен и А.Рембо) во Франции и их продолжение в других литературах. Становление реализма в литературе США и своеобразие национального юмора. Марк Твен и Г.Джеймс. Эстетизм О.Уайлда. Неоромантизм в литературе Англии (Р.Стивенсон, Р.Киплинг и др.), Норвегии (К.Гамсун) и Америки (Дж.Лондон). Развитие философского и фантастического романа в творчестве А.Франса и Г.Уэллса, О.Уайлда и Марка Твена. Рождение новой драмы во второй половине XIX в. Г.Ибсен, О.Уайлд, Б.Шоу, Г.Гауптман и А.Стриндберг. Литература ХХ в. Рождение модернизма в литературе ХХ в. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией, техника «потока сознания» в творчестве М.Пруста и Дж.Джойса, логика сновидения и абсурда в прозе Ф.Кафки. Авангардистские течения 1910-20-х гг. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм; «поэзия отчаяния» Т.С.Элиота. Сатира и новые формы типизации в романах Г.Манна «Верноподданный» и Я.Гашека «Похождение бравого солдата Швейка». Осмысление опыта Первой мировой войны и проза писателей «потерянного поколения» (Э.Хемингуэй, Ф.-С. Фитцджералд, Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон). Различные формы эпопеи в литературе США тридцатых годов. Романы Дж. Дос Пассоса, Т.Вулфа, Э.Хемингуэя и Дж.Стейнбека. Новаторство У.Фолкнера. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т.Манна и Г.Гессе, Ж.-П. Сартра и А.Камю, У.Голдинга и А.Мердок. Исторический роман в литературе ХХ в. Братья Манны, Л.Фейхтвангер и другие. Антифашистская борьба в литературе 1930-40-х гг. (А.Зегерс и Б.Брехт, Г.Белль и Г.Грасс). Драматургия Б.Брехта и ее влияние на развитие театра. Рождение американской драмы в творчестве Ю.О`Нила и продолжение ее традиций в пьесах Т.Уильямса и А.Миллера. Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы. Феномен нового латиноамериканского романа. Г.Гарсиа Маркес и проблемы мифотворчества в современной литературе. Роль массовой культуры в современную эпоху, ее основные формы. Основные тенденции развития современной зарубежной литературы.

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем курса Количество часов(ОФО/ЗФО)
Всего Аудиторные занятия Самост. Работа
Лекции Практические
Раздел I. История античной литературы 68/66 22/6 14/4 32/56
Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Периоды реставрации античности. 3/2 2/2 0/0 1/0
Тема 2. Мифология Древней Греции. 3/2 2/2 0/0 1/0
Тема 3. Героический эпос Древней Греции. 3/6 2/2 0/0 1/4
Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни». 3/6 2/0 0/0 1/4
Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 6. Драматургия Эсхила. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 7. Драматургия Еврипида. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 8. Древнеримская литература. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 10. Эпос в древнеримской литературе. 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона 4/4 2/0 0/0 2/4
Тема 12. Последний литературный подъем в IV веке н.э. Последние языческие поэты. Начало христианской литературы. 6/4 0/0 0/0 6/4
Тема 13. Художественное своеобразие поэм Гомера. 6/4 0/0 4/0 2/4
Тема 14. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. 6/6 0/0 4/2 2/4
Тема 15. Драматургия Софокла. Трагедия «Антигона». Трагедия «Эдип-царь». Ораторское искусство Цицерона. 6/6 0/0 4/2 2/4
Тема 16. Роман Апулея "Метаморфозы", или "Золотой осёл". 4/4 0/0 2/0 2/4
Раздел II. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения 68/72 24/10 12/6 32/56
Тема 1. Общая характеристика литературы эпохи Средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания 5/7 2/2 0/0 3/5
Тема 2. Эпос раннего Средневековья. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 3. Героический эпос расцвета Средневековья. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Роман М. де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Общая характеристика культуры Возрождения. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 6. Ф. Петрарка - первый европейский гуманист. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Франсуа Рабле и народно-смеховая культура Средневековья. 4/5 2/0 0/0 2/5  
Тема 8. Дж. Боккаччо «Декамерон». Темы новелл, особенности композиции. 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 9. Поэзия Ф. Вийона. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Творчество В. Шекспира. 6/5 4/0 0/0 2/5
Тема 11. Данте Алигьери - "последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени". 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 12. "Песнь о Роланде" как памятник французского героического эпоса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 13. Рыцарская (куртуазная) литература Средневековья. Поэзия вагантов. 6/5 0/0 0/0 6/5
Тема 14. Городская литература Средневековья. 2/5 0/0 0/0 2/5
Тема 15. Идеалы Возрождения и творчество Ф. Петрарки 6/1 0/0 4/0 2/1
Тема 16. Тема любви в трагедиях В. Шекспира 2/2 0/0 2/2 0/0
Тема 17. «Гамлет» Шекспира. 4/2 0/0 4/2 0/0
Раздел III. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. 67/70 22/8 12/6 33/56
Тема 1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Ведущие литературные направления 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 2. Идейно-художественные особенности литературы барокко. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 3. Фран­цузский классицизм и политика абсолютизма в области искусства и литературы. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 4. Драматургия Пьера Корнеля. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Иде­ология Просвещения. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 6. Творчество Дж. Свифта. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7.Общая характеристика романов Дефо. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. Сентиментализм. Л.Стерн. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 9.Поэзия Р. Бернса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Французская литература XVIII века. Особенности французского Просвещения и его периодизация. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Ж.-Ж.Руссо. Морально-философские и социально-политические взгляды Руссо (понятие "руссоизма"). 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 12. Немецкая литература XVIII века. Общая характеристика. 4/5 0/0 0/0 4/5
Тема 13. Ф. Шиллер. Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 14. Трагедия Расина как образец драматургии классицизма. 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 15. Комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф", «Мизантроп». 3/2 0/0 2/2 1/0
Тема 16. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо" 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 17. Творчество Бомарше. 0/3 0/0 0/0 6/3
Тема 18. Драматическая поэма И.-В. Гете. Трагедия "Фауст". 4/5 0/0 4/2 0/3
Раздел IV. История зарубежной литературы XIX в. (Ч. I) 70/68 22/8 14/4 34/56
Тема 1. Романтизм как художественный метод. 6/2 4/2 0/0 2/0
Тема 2. Жанр фрагмента в немецком романтизме. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 3. Творчество Э.Т.А. Гофмана. 6/5 4/0 0/0 2/5
Тема 4. Французский романтизм. Общая характеристика.Творчество А. де Мюссе. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Романтизм во Франции периода Реформации. Творчество В. Гюго. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 6. Английский романтизм. Общая характеристика. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7. Американский романтизм. Формирование национальной литературы. 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 8. Творчество Ж. Санд. Феминистские идеи, жанровая специфика. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 9. Польский романтизм. Творчество А. Мицкевича. Лирика, поэмы. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Новеллы Э.Т.А. Гофмана 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 11. Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери” 6/7 0/0 4/2 2/5
Тема 12. Поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». 4/0   0/0 2/0 2/0
Тема 13. Восточные поэмы Д.Г. Байрона 2/5 0/0 2/0 0/5
Тема 14. Творчество В. Скотта. 6/3 0/0 2/0 4/3
Тема 15. Новеллы Э.А. По. 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 16. Творчество Д.Ф. Купера. Пенталогия о Кожаном чулке. 4/3 0/0 0/0 4/3
Раздел V. История зарубежной литературы XIX в. (Ч.II) 70/68 22/8 12/4 36/56
Тема 1. Реализм как художественная система. Реализм в западноевропейских литературах. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 2. Жизненный и творческий путь О. де Бальзака. Общая характеристика «Человеческой комедии». 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 3. Творчество Г. Флобера. Эстетические взгляды Г. Флобера. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 4. Жизненный и творческий путь Ф. Стендаля. «Ванина Ванини». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Творчество П. Мериме. Исторический роман «Хроника царствования Карла IX». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Жизненный и творческий путь Г. Гейне. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 7. Революционная лирика Г. Гейне 4/0 2/2 0/0 2/0
Тема 8. Характеристика английского реализма. Творчество У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия» - «роман без героя». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 9. Жизненный и творческий путь Ч. Диккенса. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Новаторство поэзии У. Уитмена. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Новелла О. Де Бальзака «Гобсек» - часть «Человеческой комедии». 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 12. Роман О.де Бальзака «Отец Горио» 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 13. Новеллы П. Мериме. 4/0 0/0 2/2 2/0
Тема 14. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное». 4/0 0/0 2/2 2/0
Тема 15. Художественное своеобразие романа Г.Флобера «Мадам Бовари». 6/5 0/0 4/0 2/5
Тема 16. Своеобразие лирики Ш. Петефи. 2/5 0/0 0/0 2/5
Тема 17. Романы Ш. Бронте. 4/6 0/0 0/0 4/6
Раздел VI. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX вв. 68/68 22/8 14/4 32/56
Тема 1. Литературная ситуация конца 19 - начала 20 вв. Модернизм в западноевропейской литературе. 7/0 4/2 0/0 3/0
Тема 2. Натурализм. Творчество Э.Золя 3/7 2/2 0/0 1/5
Тема 3. Творчество Ги де Мопассана. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Творчество Ромена Роллана. Повесть “Кола Брюньон” - выражение народного галльского духа, ритмизованная проза. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 5. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков. Художественное своеобразие лирики С. Малларме, Ш. Бодлера, А. Рембо, Аполлинера. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Творчество Д. Голсуорси. Общая характеристика «Саги о Форсайтах». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. «Статический театр», «театр ожидания», «театр марионеток» М. Метерлинка. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 9. Драматургия Г. Ибсена. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 10. Роман Э.Л. Войнич «Овод». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 11. Романы Ги де Мопассана. 6/5 0/0 4/0 2/5
Тема 12. Жанровое своеобразие романов Э.Золя. 6/2 0/0 4/2 2/0
Тема 13. Драматургия Г.Ибсена. 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 14. Оскар Уайльд “Портрет Дориана Грея” 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 15. Джек Лондон “Мартин Иден” Судьба художника в буржуазном обществе. 2/5 0/0 2/0 0/5
Тема 16. Творчество Т. Гарди. 6/6 0/0 0/0 6/6
Раздел VII История зарубежной литературы XX в (Ч.I) 68/68 22/8 12/4 34/56
Тема 1.Общая характеристика литературы 10-60-х гг. Понятие «высокого модернизма». 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 2. Течения модернистской литературы: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм, экспрессионизм, «поток сознания». 4/7 2/2 0/0 2/5
Тема 3. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 4. Творчество Ж.П. Сартра Роман «Тошнота» как отражение экзистенциалистской эстетики и философии. 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 5. Английский модернизм. Творчество В. Вулф. 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 6. Роман-поток в творчестве Д. Джойса «Портрет художника в юности». Опыт модернистской литературы в создании романа о художнике. «Улисс». 4/2 2/2 0/0 2/0
Тема 7. Новая философия жизни в творчестве Д.Г. Лоуренса. 3/5 2/0 0/0 2/5
Тема 8. Немецкий модернизм. Интеллектуальный роман (Г. Гессе, Т. Манн). 5/5 0/0 0/0 5/5
Тема 9.Обзор реалистической литературы 10-60-х гг. XX века. Творчество Э.Хемингуэя 6/5 2/0 2/0 2/5
Тема 10. Д.Г. Лоуренс Рассказ «Запах хризантем». 4/5 0/0 2/0 2/5
Тема 11. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. Роман «В поисках утраченного времени». Признаки модернистской прозы в романе «По направлению к Свану». 4/5 2/0 0/0 2/5
Тема 12. Жанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла 6/5 2/0 2/0 2/5
Тема 13. Абсурд в творчестве Ф. Кафки. 5/6 2/0 0/0 3/6
Тема 14. Т.С. Элиот Поэма «Бесплодная земля». 6/2 0/0 4/2 2/0
Тема 15. Роман Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби». 6/2 0/0 4/2 2/0
Раздел VII. История зарубежной литературы XX в. (Ч.II) 68/68 26/8 8/4 34/56
Тема 1. Постмодернизм как культурное явление. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 2. Проблема перспективы развития литературного процесса. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 3. Социально-политическая проблематика литературы XX века. Романы Г. Грасса. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема. 4. Немецкая история, тема «непреодоленного прошлого» в творчестве Г. Белля. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема 5. Мифологизм как один из существенных признаков литературы постмодернизма. 4/8 2/0 0/0 2/8
Тема 6. Литературные традиции (ремисценции и аллюзии) в романе П. Зюскинда «Парфюмер». 4/8 0/0 2/0 2/8
Тема 7. Постмодернистская поэтика романов Д. Фаулза. 6/2 4/2 0/0 2/0
Тема 8. Новая драма XX века. «Пластический театр Т. Уильямса. Драма абсурда, «антидрама» в творчестве Э. Ионеско. 8/8 4/0 0/0 4/8
Тема 9. Латиноамериканская литература - открытие XX века. 8/2 4/2 0/0 4/0
Тема 10. Обзор журнала «Иностранная литература» за последний год 4/8 0/0 2/0 2/8
Тема 11. Поэтика постмодернизма в повести П. Зюскинда «Голубь». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 12. Роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». 4/2 0/0 2/2 2/0
Тема 13. Мифологизм в творчестве К. Вольф («Касандра», «Медея»). 4/8 2/0 0/0 2/8
Итого 548/548 180/64 100/36 268/448

Структура учебно-методического комплекса конкретизирована по каждому разделу учебной дисциплины

 

РАЗДЕЛ I

“История античной литературы”

Требования к уровню освоения содержания раздела

После завершения обучения по курсу студент должен:

иметь представление:

- о философских и эстетических идеях античности;

- об общих закономерностях и особенностях развития мифологических представлений Древней Греции и Древнего Рима;

- о причинах возникновения и развития античной цивилизации как основания европейской цивилизации в целом;

- о восприятии философских, эстетических идей античности в эпоху Средневековья, Возрождения и национальными литературами Нового времени;

- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;

- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:

знать:

- содержание известных мифологических рассказов;

- содержание вершинных произведений древнегреческих и древнеримских писателей;

- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.

уметь:

- анализировать художественные произведения с учетом художественной специфики античной литературы;

- самостоятельно работать с научной литературой.

 

2. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины «История зарубежной литературы» Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) Лосев А.Ф. Античная литература. - М., 1998. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1983. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1999. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. - М., 1986. Античная литература./ Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1986. Библиотека
3 Практический элемент
  Практикум по зарубежной литературе   Готовится
  Планы практических занятий   Кафедра
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины   Готовится
  Хрестоматии Дератани Н.Ф., Тимофеева М.А. Хрестоматия по античной литературе. - М., 1965. - Т. 1. Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. - М., 1981.   Библиотека

 

Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Античное общество в развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Условия формирования древнегреческой цивилизации, «греческое чудо». Периоды реставрации античности.

Тема 2. Мифология Древней Греции. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы. Эволюция мифологических представлений. Доолимпийская мифология: фетишизм, анимизм, зооморфизм, фитоморфизм. Олимпийская мифология: классический период, декаданс. Понятие мифа как синкретичного явления. Мифология как основа античного искусства.

Тема 3. Героический эпос Древней Греции. Гомер и «гомеровский вопрос». Мифологическая основа героического эпоса – троянский цикл. Понятие об эпосе, о героическом эпосе. Эпос как проявления примата общего над индивидуальным. Эпические герои, образы богов «Илиалы» и «Одиссеи». Художественное своеобразие поэм Гомера. Особый психологизм поэм. Композиционное своеобразие поэм. Характер описания и повествования. Переводы Гомера в России (Гнедич, Жуковский), история изучения гомеровского эпоса.

Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни». Автобиографическое начало в поэмах, новое представление о целях поэтического творчества у Гесиода. Картина происхождения мира и богов в «Теогонии», в «Трудах и днях». Интерпретация мифов Гесиодом (мифы о Пандоре, о Прометее, о пяти веках). Образ «железного века» в «Трудах и днях».

Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. Древнегреческая элегия и наиболее яркие предстваители (Тиртей, Солон, Феогнид). Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта. «Анакреонтическая» традиция в последующие эпохи.

Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельческой демократии, Греко-персидские войны Расцвет искусства после победы над персами Роль театра в общественной жизни полиса. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы.

Тема 6. Драматургия Эсхила. Эсхил как «отец трагедии». Понятие трилогии. «Прометей прикованный»: мастерство создания характера, понятие «статического театра», героический монументальный характер драмы. Метод сравнительной контрастной характеристика при создании характера Прометея. Художественное своеобразие драм: статичность действия, роль эпического элемента. Роль второго актера в развитии конфликта драмы. Прометей Эсхила и Прометей Гесиода. Хоровые партии и значимость образа Океанид. Начало становления вечного образа Прометея в драмах Эсхила (героическое истолкование образа).

Драматургия Софокла. Вклад драматурга в развитие драматического искусства. Проблематика драматургии: человек и общество. Введение третьего актера. Сокращение роли хора. Разрушение принципа трилогии, мифологическая основа трагедий.

Трагедия «Антигона». Конфликт божественного (неписаного) и земного, государственного закона, созанного человеком. Главные антагонисты трагедии, образы Антигоны и Креонта. Роль хора в развитии конфликта и выражении авторского отношения.

Трагедия «Эдип-царь» Тема рока и человека в трагедии. Сцены узнавания и перипетии трагедии. Эдип как образцовый трагический герой.

Тема 7. Драматургия Еврипида. Софистика и последствия ее распространения. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Показ психологии героев, приоритет внутреннего действия над внешним, роль монологов и диалогов. Снижение роли хора. Философичность драм.

Трагедия «Медея». Ясон как мифологический персонаж и Ясон как герой трагедии. Изображение людей такими, «каковы они есть на самом деле». Медея как сильный женский характер. Мотивация внутреннего выбора героини, изображение состояния аффекта.

Трагедия «Ипполит». Изображение людей и богов в трагедии, роль богов в судьбе человека. Роль прологов и эпилогов в драмах Еврипида. Создание образа влюбленной женщины.

Отношение современников к Еврипиду как к «нарушителю» законов жанра высокой трагедии.

Тема 8. Древнегреческая комедия. Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хора. Роль агона и парабасы в комедии. Социальная и политическая проблематика древнегреческой комедии. Условность, фантастичность фабулы, насмешка над современниками. Своеобразие костюма и пластики.

Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской государственности. Темы войны и мира в комедиях («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), тема науки, философии («Облака» - осмеяние софистики; образ Сократа, Правда и Кривда, проблема воспитания; истолкование финальной сцены).

Тема 9. Древнеримская литература. Отличие от древнегреческой, связи и преемственность древнеримской и древнегреческой литературы. Усвоение и трансформация древнегреческой мифологии и литературы. Самоопре6деление римской литературы. Особенности древнеримской мифологии, периодизация древнеримской литературы.

Древнеримская комедия паллиата. Тит Макций Плавт как представитель паллиаты. Народный характер творчества Плавта. Особенности комического. Греческое оформление и римская проблематика комедий. Образы комедий Плавта: скупой. Сводник, хитрый раб. Комедийное мастерство: «говорящие имена», реплики в сторону, прямое обращение к публике и вовлечение ее в действие. Языковой комизм. Традиции Плавта в истории европейского театра.

Лирика литературы периода республики. Неотерики: новый поэтический язык. Гай Валерий Катулл. Обращение к малым поэтическим формам: эпиллии, лирические стихотворения к Лесбии (изображение целостной истории любви, противоречивых душевных состояний).

Философская проза Лукреция. Эпикурейские идеи, учение об атомах и пустоте, о душе и Вселенной в поэме «О природе вещей».

Ораторское искусство Цицерона. «Средний стиль» ораторской прозы Цицерона (синтез азианского и аттического направлений). Ритмичность прозы, приемы варьирования стиля, прием амплификации, введение театральных приемов. Вклад Цицерона в развитие литературного языка.

«Золотой век" римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Литературный кру­жок Мецената и его члены, поддерживающие политику Августа.

Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». Отношение к Августу и Меценату. Жанровое многообразие в творчестве Гора­ция. Обращение к малым поэтическим формам. Опора на тради­ции греческой поэзии. Постепенное обретение самобытности. "Эподы" Горация. Ориентация на ямбическую поэзию Архилоха. Инвективы против гражданских войн и ряда других явлений со­циальной жизни Рима. Выпады против литературных противни­ков. Лирические темы эподов. "Эподы" как своего рода прелюдия к сатирам и одам Горация.

"Сатиры" Горация. Полемика с "изобретателем" сатиры Лу-цилием. Декларация своих эстетических идей. Связь сатиры Гора­ция с диатрибой. Идеи стоицизма и бегства от суетной городской жизни. Ирония сатир. Тонкое варьирование стиля.

"Оды" Горация. Ориентация на традиции Алкея, Сапфо, Анак­реонта. "Римские оды". Отклики на политическую жизнь Рима. Прославление Августа, Мецената и Римской державы. Идеи "зо­лотой середины". Тема времени в одах. Своеобразие любовной лирики. Оды на темы творчества. Ода "К Мельпомене". Восходя­щая к ней тема "Памятника" в европейской и русской поэзии.

"Послания" Горация. Философский характер посланий. («К Августу», "К Флору", "К Пизонам". Последнее послание, получившее название "Об искусстве поэ­зии". Проблематика посланий: значение поэзии, облик поэта, гармония формы и содержания произведения, единство стиля, роль трагедии, характер героя, функция хора, назначение крити­ки и т.д. Гораций и Аристотель. Сентенции как художественный прием Горация. Послания Горация как истоки классицистических идей.

Тема 10. Эпос в древнеримской литературе. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший "пастбища, села, вождей". "Буколики" Верги­лия. Идеализа­ция сельской жизни в связи с реформами Августа.

Эпическая поэма "Энеида". Мифологическая основа поэмы. Соединение мифа с историческими событиями и лицами Рима. Прославление империи и Августа. Обоснование идеи божественно­го происхождения императорской власти. Понимание историчес­кой миссии Рима. Эней как "человек судьбы". Отражение в Энее ''августова идеала". Эней и Дидона. Психологизм в изображении страсти. Трагическая развязка истории любви Энея и Дидоны в исторической перспективе взаимоотношений Рима и Карфагена. Спуск героя в подземный мир и его структурно-семантическая роль в поэме. Вергилий и Гомер. Искусство поэтического лаконизма у Вергилия. Формирование "центонов", восходящее к Вергилию. Восприятие Вергилия в средневековье и последующие эпохи.

Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона. Своеобразие любовных элегий Овидия. Декламаци­онно-риторический характер элегий. Условно-поэтический образ Коринны. Ирония и элементы пародии в элегиях Овидия. Элегии на темы творчества.

Шутливо-дидактические поэмы Овидия "Наука любви" и "Ле­карства от любви". Трактат в духе практических руководств элли­нистической эпохи. Богатство психологического опыта. Гуманизм в изображении и оценке чувств. Роль иронии в поэмах.

"Метаморфозы" как главное произведение Овидия. Философ­ский замысел поэмы. Своеобразие композиции. Жанровое свое­образие внутрижанровых образований. Способы достижения по­этического единства. Пластическое изображение процесса мета­морфозы. Тема любви и ее вариации в поэме. Историко-культурное значение поэмы. Ее идеи и образы последующих эпох. "Фасты" как поэтический римский календарь. Идеализация рим­ской старины. Легенды и мифы из истории Рима. Прославление Августа как "отца отечества".

Римская империя послеклассического периода (I век - пер­вая половина II века).

За внешним величием — развитие кризисных явлений. Распространение идей стоической философии. Появление писателей из провинции.

Луций Линей Сенека, выходец из Испании. Карьера судебного и политического оратора, ее перипетии. Воспитание] Нерона и участие в управлении государством до вступления Нерона на престол. Роль консула при Нероне. Осложнение отношений и смертный приговор Нерона Сенеке. Литературная деятельность Сенеки. Философские сочинения. Идеи Эпикура в его трак-1 татах "О досуге", "О душевном покое", "О счастливой жизни".! Идеал монарха в трактатах Сенеки "О благодеяниях", "О гуманности". Идеи стоической философии в "Нравственных письмах Луциллию". Противоречивость философских воззрений Сенеки.

Трагедии Сенеки. Продолжение и развитие традиций Еврипи-да. "Медея", "Федра", "Агамемнон" и др. как образцы пафосной, патетической трагедии. Герои — носители больших страстей. Од-нолинейность и риторизм образов. Обилие обширных монологов. Трагедии Сенеки как драмы для чтения. Сцены жестокости и на­силия в трагедиях как отражение атмосферы времени. Философс­кие сентенции о губительности страстей, тирании неограничен­ной власти. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.

Гай Петроний Арбитр. Политическая карьера Петрония. Поло­жение "ценителя изящества" при дворе. Обвинение в участии в заговоре Пизона. Смертный приговор императора. "Сатирикон" Петрония. Фрагментарность сохранившегося текста. Близость к "менипповой сатире". Образы скитающихся героев. Изображение разных социальных слоев. Панорама разложения нравов, религи­озного скептицизма, упадка поэтического искусства. Пародиро­вание "идиллии" греческого романа. Влияние "Сатирикона" на формирование и развитие типа сатирико-бытового приключенческого романа.

Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традиция­ми и их развитие. Преобладание людей как действующих <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.230 (0.014 с.)