Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Дидактические единицы гос впо по курсу опд. Ф. 04 история зарубежной литературы. Специальность 030601. 65. Журналистика.
| История античной литературы.
Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.
Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности.
Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма.
Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия.
«Новый завет» и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры.
Литература Средних веков и Возрождения.
Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте «Божественная комедия».
Литература эпохи Возрождения в западно-европейских странах.
Лирика Ф.Петрарки и П.Ронсара, новеллистика Дж.Бокаччо и его последователей, народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле и М.Сервантеса, расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У.Шекспира.
Литература XVII–XVIII вв.
Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в.
Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести. Д.Дефо, Дж.Свифт и Г.Филдинг, Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо. Драматургия XVIII в.
Г.-Э.Лессинг, П.-О.Бомарше, Ф.Шиллер и И.-В.Гете. Народная лирика Р.Бернса. «Фауст» Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения.
Литература XIX в. Романтизм.
Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII–XIX вв. Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У.Блейк, Новалис и другие. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы. Жанры легенды и сказки в романтической прозе. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. Романтический герой в творчестве Дж.Байрона, П.Шелли и Г.Гейне. Особенности американского романтизма, его основные темы и жанры.
Литература XIX в. Реализм.
Истоки и пути формирования классического реализма XIX в. Народная песня Беранже. Открытия психологического и социального романа Стендаля и О.Бальзака, развитие новеллы в творчестве П.Мериме. Своеобразие творческой манеры Ч.Диккенса и У.Теккерея. Развитие реализма в произведениях Г.Флобера. Поэзия середины века и Ш.Бодлер. Поздний американский романтизм. Художественно-философское творчество Ф.Эмерсона и Г.Торо, романы Н.Готорна и Г.Мелвилла, поэзия У.Уитмена.
Литература конца XIX в.
Понятие декаданса и отражение переломной эпохи в литературе рубежа веков. Течения натурализма (Э.Золя) и символизма (П.Верлен и А.Рембо) во Франции и их продолжение в других литературах. Становление реализма в литературе США и своеобразие национального юмора. Марк Твен и Г.Джеймс. Эстетизм О.Уайлда. Неоромантизм в литературе Англии (Р.Стивенсон, Р.Киплинг и др.), Норвегии (К.Гамсун) и Америки (Дж.Лондон). Развитие философского и фантастического романа в творчестве А.Франса и Г.Уэллса, О.Уайлда и Марка Твена. Рождение новой драмы во второй половине XIX в. Г.Ибсен, О.Уайлд, Б.Шоу, Г.Гауптман и А.Стриндберг.
Литература ХХ в.
Рождение модернизма в литературе ХХ в. Усложнение форм повествования и психологического письма, сочетание мифологии с особой детализацией, техника «потока сознания» в творчестве М.Пруста и Дж.Джойса, логика сновидения и абсурда в прозе Ф.Кафки. Авангардистские течения 1910-20-х гг. Поэзия и драматургия немецкого экспрессионизма, идеи и формы итальянского футуризма, французский сюрреализм; «поэзия отчаяния» Т.С.Элиота. Сатира и новые формы типизации в романах Г.Манна «Верноподданный» и Я.Гашека «Похождение бравого солдата Швейка». Осмысление опыта Первой мировой войны и проза писателей «потерянного поколения» (Э.Хемингуэй, Ф.-С. Фитцджералд, Э.-М.Ремарк, Р.Олдингтон). Различные формы эпопеи в литературе США тридцатых годов. Романы Дж. Дос Пассоса, Т.Вулфа, Э.Хемингуэя и Дж.Стейнбека. Новаторство У.Фолкнера. Интеллектуально-философский роман в творчестве Т.Манна и Г.Гессе, Ж.-П. Сартра и А.Камю, У.Голдинга и А.Мердок. Исторический роман в литературе ХХ в. Братья Манны, Л.Фейхтвангер и другие. Антифашистская борьба в литературе 1930-40-х гг. (А.Зегерс и Б.Брехт, Г.Белль и Г.Грасс). Драматургия Б.Брехта и ее влияние на развитие театра. Рождение американской драмы в творчестве Ю.О`Нила и продолжение ее традиций в пьесах Т.Уильямса и А.Миллера. Национальное своеобразие и мировое признание японской литературы. Феномен нового латиноамериканского романа. Г.Гарсиа Маркес и проблемы мифотворчества в современной литературе. Роль массовой культуры в современную эпоху, ее основные формы. Основные тенденции развития современной зарубежной литературы.
| 2.1. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем курса
| Количество часов(ОФО/ЗФО)
| Всего
| Аудиторные занятия
| Самост. Работа
| Лекции
| Практические
| Раздел I. История античной литературы
| 68/66
| 22/6
| 14/4
| 32/56
| Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Периоды реставрации античности.
| 3/2
| 2/2
| 0/0
| 1/0
| Тема 2. Мифология Древней Греции.
| 3/2
| 2/2
| 0/0
| 1/0
| Тема 3. Героический эпос Древней Греции.
| 3/6
| 2/2
| 0/0
| 1/4
| Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни».
| 3/6
| 2/0
| 0/0
| 1/4
| Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы.
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 6. Драматургия Эсхила.
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 7. Драматургия Еврипида.
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 8. Древнеримская литература.
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века».
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 10. Эпос в древнеримской литературе.
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона
| 4/4
| 2/0
| 0/0
| 2/4
| Тема 12. Последний литературный подъем в IV веке н.э. Последние языческие поэты. Начало христианской литературы.
| 6/4
| 0/0
| 0/0
| 6/4
| Тема 13. Художественное своеобразие поэм Гомера.
| 6/4
| 0/0
| 4/0
| 2/4
| Тема 14. Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса.
| 6/6
| 0/0
| 4/2
| 2/4
| Тема 15. Драматургия Софокла. Трагедия «Антигона». Трагедия «Эдип-царь». Ораторское искусство Цицерона.
| 6/6
| 0/0
| 4/2
| 2/4
| Тема 16. Роман Апулея "Метаморфозы", или "Золотой осёл".
| 4/4
| 0/0
| 2/0
| 2/4
| Раздел II. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения
| 68/72
| 24/10
| 12/6
| 32/56
| Тема 1. Общая характеристика литературы эпохи Средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания
| 5/7
| 2/2
| 0/0
| 3/5
| Тема 2. Эпос раннего Средневековья.
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 3. Героический эпос расцвета Средневековья.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 4. Роман М. де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 5. Общая характеристика культуры Возрождения.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 6. Ф. Петрарка - первый европейский гуманист.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 7. Франсуа Рабле и народно-смеховая культура Средневековья.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 8. Дж. Боккаччо «Декамерон». Темы новелл, особенности композиции.
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 9. Поэзия Ф. Вийона.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 10. Творчество В. Шекспира.
| 6/5
| 4/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 11. Данте Алигьери - "последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени".
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 12. "Песнь о Роланде" как памятник французского героического эпоса.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 13. Рыцарская (куртуазная) литература Средневековья. Поэзия вагантов.
| 6/5
| 0/0
| 0/0
| 6/5
| Тема 14. Городская литература Средневековья.
| 2/5
| 0/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 15. Идеалы Возрождения и творчество Ф. Петрарки
| 6/1
| 0/0
| 4/0
| 2/1
| Тема 16. Тема любви в трагедиях В. Шекспира
| 2/2
| 0/0
| 2/2
| 0/0
| Тема 17. «Гамлет» Шекспира.
| 4/2
| 0/0
| 4/2
| 0/0
| Раздел III. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.
| 67/70
| 22/8
| 12/6
| 33/56
| Тема 1. XVII век как особая историческая и культурная эпоха. Ведущие литературные направления
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 2. Идейно-художественные особенности литературы барокко.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 3. Французский классицизм и политика абсолютизма в области искусства и литературы.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 4. Драматургия Пьера Корнеля.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 5. Идеология Просвещения.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 6. Творчество Дж. Свифта.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 7.Общая характеристика романов Дефо.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 8. Сентиментализм. Л.Стерн.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 9.Поэзия Р. Бернса.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 10. Французская литература XVIII века. Особенности французского Просвещения и его периодизация.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 11. Ж.-Ж.Руссо. Морально-философские и социально-политические взгляды Руссо (понятие "руссоизма").
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 12. Немецкая литература XVIII века. Общая характеристика.
| 4/5
| 0/0
| 0/0
| 4/5
| Тема 13. Ф. Шиллер. Воплощение принципов руссоизма и движения «бури и натиска» в драмах «Разбойники», «Коварство и любовь».
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 14. Трагедия Расина как образец драматургии классицизма.
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 15. Комедии Ж.Б. Мольера "Тартюф", «Мизантроп».
| 3/2
| 0/0
| 2/2
| 1/0
| Тема 16. Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо"
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 17. Творчество Бомарше.
| 0/3
| 0/0
| 0/0
| 6/3
| Тема 18. Драматическая поэма И.-В. Гете. Трагедия "Фауст".
| 4/5
| 0/0
| 4/2
| 0/3
| Раздел IV. История зарубежной литературы XIX в. (Ч. I)
| 70/68
| 22/8
| 14/4
| 34/56
| Тема 1. Романтизм как художественный метод.
| 6/2
| 4/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 2. Жанр фрагмента в немецком романтизме.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 3. Творчество Э.Т.А. Гофмана.
| 6/5
| 4/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 4. Французский романтизм. Общая характеристика.Творчество А. де Мюссе.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 5. Романтизм во Франции периода Реформации. Творчество В. Гюго.
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 6. Английский романтизм. Общая характеристика.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 7. Американский романтизм. Формирование национальной литературы.
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 8. Творчество Ж. Санд. Феминистские идеи, жанровая специфика.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 9. Польский романтизм. Творчество А. Мицкевича. Лирика, поэмы.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 10. Новеллы Э.Т.А. Гофмана
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 11. Роман В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”
| 6/7
| 0/0
| 4/2
| 2/5
| Тема 12. Поэма Д.Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда».
| 4/0
| 0/0
| 2/0
| 2/0
| Тема 13. Восточные поэмы Д.Г. Байрона
| 2/5
| 0/0
| 2/0
| 0/5
| Тема 14. Творчество В. Скотта.
| 6/3
| 0/0
| 2/0
| 4/3
| Тема 15. Новеллы Э.А. По.
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 16. Творчество Д.Ф. Купера. Пенталогия о Кожаном чулке.
| 4/3
| 0/0
| 0/0
| 4/3
| Раздел V. История зарубежной литературы XIX в. (Ч.II)
| 70/68
| 22/8
| 12/4
| 36/56
| Тема 1. Реализм как художественная система. Реализм в западноевропейских литературах.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 2. Жизненный и творческий путь О. де Бальзака. Общая характеристика «Человеческой комедии».
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 3. Творчество Г. Флобера. Эстетические взгляды Г. Флобера.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 4. Жизненный и творческий путь Ф. Стендаля. «Ванина Ванини».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 5. Творчество П. Мериме. Исторический роман «Хроника царствования Карла IX».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 6. Жизненный и творческий путь Г. Гейне.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 7. Революционная лирика Г. Гейне
| 4/0
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 8. Характеристика английского реализма. Творчество У. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия» - «роман без героя».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 9. Жизненный и творческий путь Ч. Диккенса.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 10. Новаторство поэзии У. Уитмена.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 11. Новелла О. Де Бальзака «Гобсек» - часть «Человеческой комедии».
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 12. Роман О.де Бальзака «Отец Горио»
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 13. Новеллы П. Мериме.
| 4/0
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 14. Ф. Стендаль. Роман «Красное и черное».
| 4/0
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 15. Художественное своеобразие романа Г.Флобера «Мадам Бовари».
| 6/5
| 0/0
| 4/0
| 2/5
| Тема 16. Своеобразие лирики Ш. Петефи.
| 2/5
| 0/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 17. Романы Ш. Бронте.
| 4/6
| 0/0
| 0/0
| 4/6
| Раздел VI. История зарубежной литературы конца XIX-начала XX вв.
| 68/68
| 22/8
| 14/4
| 32/56
| Тема 1. Литературная ситуация конца 19 - начала 20 вв. Модернизм в западноевропейской литературе.
| 7/0
| 4/2
| 0/0
| 3/0
| Тема 2. Натурализм. Творчество Э.Золя
| 3/7
| 2/2
| 0/0
| 1/5
| Тема 3. Творчество Ги де Мопассана.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 4. Творчество Ромена Роллана. Повесть “Кола Брюньон” - выражение народного галльского духа, ритмизованная проза.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 5. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 6. Французская поэзия конца XIX - начала XX веков. Художественное своеобразие лирики С. Малларме, Ш. Бодлера, А. Рембо, Аполлинера.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 7. Творчество Д. Голсуорси. Общая характеристика «Саги о Форсайтах».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 8. «Статический театр», «театр ожидания», «театр марионеток» М. Метерлинка.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 9. Драматургия Г. Ибсена.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 10. Роман Э.Л. Войнич «Овод».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 11. Романы Ги де Мопассана.
| 6/5
| 0/0
| 4/0
| 2/5
| Тема 12. Жанровое своеобразие романов Э.Золя.
| 6/2
| 0/0
| 4/2
| 2/0
| Тема 13. Драматургия Г.Ибсена.
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 14. Оскар Уайльд “Портрет Дориана Грея”
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 15. Джек Лондон “Мартин Иден” Судьба художника в буржуазном обществе.
| 2/5
| 0/0
| 2/0
| 0/5
| Тема 16. Творчество Т. Гарди.
| 6/6
| 0/0
| 0/0
| 6/6
| Раздел VII История зарубежной литературы XX в (Ч.I)
| 68/68
| 22/8
| 12/4
| 34/56
| Тема 1.Общая характеристика литературы 10-60-х гг. Понятие «высокого модернизма».
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 2. Течения модернистской литературы: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм, экспрессионизм, «поток сознания».
| 4/7
| 2/2
| 0/0
| 2/5
| Тема 3. Французский модернизм. Творчество М. Пруста.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 4. Творчество Ж.П. Сартра Роман «Тошнота» как отражение экзистенциалистской эстетики и философии.
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 5. Английский модернизм. Творчество В. Вулф.
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 6. Роман-поток в творчестве Д. Джойса «Портрет художника в юности». Опыт модернистской литературы в создании романа о художнике. «Улисс».
| 4/2
| 2/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 7. Новая философия жизни в творчестве Д.Г. Лоуренса.
| 3/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 8. Немецкий модернизм. Интеллектуальный роман (Г. Гессе, Т. Манн).
| 5/5
| 0/0
| 0/0
| 5/5
| Тема 9.Обзор реалистической литературы 10-60-х гг. XX века. Творчество Э.Хемингуэя
| 6/5
| 2/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 10. Д.Г. Лоуренс Рассказ «Запах хризантем».
| 4/5
| 0/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 11. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. Роман «В поисках утраченного времени». Признаки модернистской прозы в романе «По направлению к Свану».
| 4/5
| 2/0
| 0/0
| 2/5
| Тема 12. Жанр антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла
| 6/5
| 2/0
| 2/0
| 2/5
| Тема 13. Абсурд в творчестве Ф. Кафки.
| 5/6
| 2/0
| 0/0
| 3/6
| Тема 14. Т.С. Элиот Поэма «Бесплодная земля».
| 6/2
| 0/0
| 4/2
| 2/0
| Тема 15. Роман Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби».
| 6/2
| 0/0
| 4/2
| 2/0
| Раздел VII. История зарубежной литературы XX в. (Ч.II)
| 68/68
| 26/8
| 8/4
| 34/56
| Тема 1. Постмодернизм как культурное явление.
| 8/2
| 4/2
| 0/0
| 4/0
| Тема 2. Проблема перспективы развития литературного процесса.
| 8/2
| 4/2
| 0/0
| 4/0
| Тема 3. Социально-политическая проблематика литературы XX века. Романы Г. Грасса.
| 4/8
| 2/0
| 0/0
| 2/8
| Тема. 4. Немецкая история, тема «непреодоленного прошлого» в творчестве Г. Белля.
| 4/8
| 2/0
| 0/0
| 2/8
| Тема 5. Мифологизм как один из существенных признаков литературы постмодернизма.
| 4/8
| 2/0
| 0/0
| 2/8
| Тема 6. Литературные традиции (ремисценции и аллюзии) в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
| 4/8
| 0/0
| 2/0
| 2/8
| Тема 7. Постмодернистская поэтика романов Д. Фаулза.
| 6/2
| 4/2
| 0/0
| 2/0
| Тема 8. Новая драма XX века. «Пластический театр Т. Уильямса. Драма абсурда, «антидрама» в творчестве Э. Ионеско.
| 8/8
| 4/0
| 0/0
| 4/8
| Тема 9. Латиноамериканская литература - открытие XX века.
| 8/2
| 4/2
| 0/0
| 4/0
| Тема 10. Обзор журнала «Иностранная литература» за последний год
| 4/8
| 0/0
| 2/0
| 2/8
| Тема 11. Поэтика постмодернизма в повести П. Зюскинда «Голубь».
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 12. Роман Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
| 4/2
| 0/0
| 2/2
| 2/0
| Тема 13. Мифологизм в творчестве К. Вольф («Касандра», «Медея»).
| 4/8
| 2/0
| 0/0
| 2/8
| Итого
| 548/548
| 180/64
| 100/36
| 268/448
| Структура учебно-методического комплекса конкретизирована по каждому разделу учебной дисциплины
РАЗДЕЛ I
“История античной литературы”
Требования к уровню освоения содержания раздела
После завершения обучения по курсу студент должен:
иметь представление:
- о философских и эстетических идеях античности;
- об общих закономерностях и особенностях развития мифологических представлений Древней Греции и Древнего Рима;
- о причинах возникновения и развития античной цивилизации как основания европейской цивилизации в целом;
- о восприятии философских, эстетических идей античности в эпоху Средневековья, Возрождения и национальными литературами Нового времени;
- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;
- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:
знать:
- содержание известных мифологических рассказов;
- содержание вершинных произведений древнегреческих и древнеримских писателей;
- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.
уметь:
- анализировать художественные произведения с учетом художественной специфики античной литературы;
- самостоятельно работать с научной литературой.
2. Структура учебно-методического комплекса курса
№ п/п
| Составляющие УМКД
| Информация об издании
| Автор, название, место издания, издательство, год издания
| Место хранения (нахождения)
| 1
| Программный элемент
| 1.1
| Рабочая программа учебной дисциплины «История зарубежной литературы»
| Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия)
| Кафедра
| 2
| Теоретический элемент
| 2.1
| Учебник (основной)
| Лосев А.Ф. Античная литература. - М., 1998.
| Библиотека
| 2.2
| Учебники (дополнительные)
| Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1983.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1999.
Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. - М., 1986.
Античная литература./ Под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1986.
| Библиотека
| 3
| Практический элемент
|
| Практикум по зарубежной литературе
|
| Готовится
|
| Планы практических занятий
|
| Кафедра
| 4
| Методико-технологический элемент
| 4.1
| Методические рекомендации по изучению дисциплины
|
| Готовится
|
| Хрестоматии
| Дератани Н.Ф., Тимофеева М.А. Хрестоматия по античной литературе. - М., 1965. - Т. 1.
Федоров Н.А., Мирошенкова В.И. Античная литература. Рим: Хрестоматия. - М., 1981.
| Библиотека
|
Содержание теоретических разделов дисциплины
Тема 1. Значение и место античной литературы в истории европейской литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Античное общество в развитии от родовой общины к рабовладельческой империи. Условия формирования древнегреческой цивилизации, «греческое чудо». Периоды реставрации античности.
Тема 2. Мифология Древней Греции. Устное народное творчество как начальный этап развития древнегреческой литературы. Эволюция мифологических представлений. Доолимпийская мифология: фетишизм, анимизм, зооморфизм, фитоморфизм. Олимпийская мифология: классический период, декаданс. Понятие мифа как синкретичного явления. Мифология как основа античного искусства.
Тема 3. Героический эпос Древней Греции. Гомер и «гомеровский вопрос». Мифологическая основа героического эпоса – троянский цикл. Понятие об эпосе, о героическом эпосе. Эпос как проявления примата общего над индивидуальным. Эпические герои, образы богов «Илиалы» и «Одиссеи». Художественное своеобразие поэм Гомера. Особый психологизм поэм. Композиционное своеобразие поэм. Характер описания и повествования. Переводы Гомера в России (Гнедич, Жуковский), история изучения гомеровского эпоса.
Тема 4. Дидактический эпос. Гесиод «Труды и дни». Автобиографическое начало в поэмах, новое представление о целях поэтического творчества у Гесиода. Картина происхождения мира и богов в «Теогонии», в «Трудах и днях». Интерпретация мифов Гесиодом (мифы о Пандоре, о Прометее, о пяти веках). Образ «железного века» в «Трудах и днях».
Возникновение лирики как рода словесного творчества. Основные разновидности древнегреческого мелоса. Древнегреческая элегия и наиболее яркие предстваители (Тиртей, Солон, Феогнид). Древнегреческий ямб и его выражение в поэзии Архилоха. Хоровая поэзия и ее жанры. Оды Пиндара. Сольная поэзия Сапфо, Алкея, Анакреонта. «Анакреонтическая» традиция в последующие эпохи.
Тема 5. Устройства театра и организация театральных представлений. Происхождение драмы. Развитие полисов и утверждение афинской рабовладельческой демократии, Греко-персидские войны Расцвет искусства после победы над персами Роль театра в общественной жизни полиса. Проблема происхождения трагедии. Роль дионисийской культуры в формировании драмы.
Тема 6. Драматургия Эсхила. Эсхил как «отец трагедии». Понятие трилогии. «Прометей прикованный»: мастерство создания характера, понятие «статического театра», героический монументальный характер драмы. Метод сравнительной контрастной характеристика при создании характера Прометея. Художественное своеобразие драм: статичность действия, роль эпического элемента. Роль второго актера в развитии конфликта драмы. Прометей Эсхила и Прометей Гесиода. Хоровые партии и значимость образа Океанид. Начало становления вечного образа Прометея в драмах Эсхила (героическое истолкование образа).
Драматургия Софокла. Вклад драматурга в развитие драматического искусства. Проблематика драматургии: человек и общество. Введение третьего актера. Сокращение роли хора. Разрушение принципа трилогии, мифологическая основа трагедий.
Трагедия «Антигона». Конфликт божественного (неписаного) и земного, государственного закона, созанного человеком. Главные антагонисты трагедии, образы Антигоны и Креонта. Роль хора в развитии конфликта и выражении авторского отношения.
Трагедия «Эдип-царь» Тема рока и человека в трагедии. Сцены узнавания и перипетии трагедии. Эдип как образцовый трагический герой.
Тема 7. Драматургия Еврипида. Софистика и последствия ее распространения. Изменение характера конфликта в трагедиях Еврипида. Показ психологии героев, приоритет внутреннего действия над внешним, роль монологов и диалогов. Снижение роли хора. Философичность драм.
Трагедия «Медея». Ясон как мифологический персонаж и Ясон как герой трагедии. Изображение людей такими, «каковы они есть на самом деле». Медея как сильный женский характер. Мотивация внутреннего выбора героини, изображение состояния аффекта.
Трагедия «Ипполит». Изображение людей и богов в трагедии, роль богов в судьбе человека. Роль прологов и эпилогов в драмах Еврипида. Создание образа влюбленной женщины.
Отношение современников к Еврипиду как к «нарушителю» законов жанра высокой трагедии.
Тема 8. Древнегреческая комедия. Проблема происхождения комедии. Структура комедии и роль хора. Роль агона и парабасы в комедии. Социальная и политическая проблематика древнегреческой комедии. Условность, фантастичность фабулы, насмешка над современниками. Своеобразие костюма и пластики.
Отражение в комедиях Аристофана кризиса афинской государственности. Темы войны и мира в комедиях («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»), тема науки, философии («Облака» - осмеяние софистики; образ Сократа, Правда и Кривда, проблема воспитания; истолкование финальной сцены).
Тема 9. Древнеримская литература. Отличие от древнегреческой, связи и преемственность древнеримской и древнегреческой литературы. Усвоение и трансформация древнегреческой мифологии и литературы. Самоопре6деление римской литературы. Особенности древнеримской мифологии, периодизация древнеримской литературы.
Древнеримская комедия паллиата. Тит Макций Плавт как представитель паллиаты. Народный характер творчества Плавта. Особенности комического. Греческое оформление и римская проблематика комедий. Образы комедий Плавта: скупой. Сводник, хитрый раб. Комедийное мастерство: «говорящие имена», реплики в сторону, прямое обращение к публике и вовлечение ее в действие. Языковой комизм. Традиции Плавта в истории европейского театра.
Лирика литературы периода республики. Неотерики: новый поэтический язык. Гай Валерий Катулл. Обращение к малым поэтическим формам: эпиллии, лирические стихотворения к Лесбии (изображение целостной истории любви, противоречивых душевных состояний).
Философская проза Лукреция. Эпикурейские идеи, учение об атомах и пустоте, о душе и Вселенной в поэме «О природе вещей».
Ораторское искусство Цицерона. «Средний стиль» ораторской прозы Цицерона (синтез азианского и аттического направлений). Ритмичность прозы, приемы варьирования стиля, прием амплификации, введение театральных приемов. Вклад Цицерона в развитие литературного языка.
«Золотой век" римской литературы — период между смертью Цезаря (44 год до н.э.) и смертью Августа (14 год н.э.). Литературный кружок Мецената и его члены, поддерживающие политику Августа.
Тема 9. Квинт Гораций Флакк как один из крупнейших поэтов «золотого века». Отношение к Августу и Меценату. Жанровое многообразие в творчестве Горация. Обращение к малым поэтическим формам. Опора на традиции греческой поэзии. Постепенное обретение самобытности. "Эподы" Горация. Ориентация на ямбическую поэзию Архилоха. Инвективы против гражданских войн и ряда других явлений социальной жизни Рима. Выпады против литературных противников. Лирические темы эподов. "Эподы" как своего рода прелюдия к сатирам и одам Горация.
"Сатиры" Горация. Полемика с "изобретателем" сатиры Лу-цилием. Декларация своих эстетических идей. Связь сатиры Горация с диатрибой. Идеи стоицизма и бегства от суетной городской жизни. Ирония сатир. Тонкое варьирование стиля.
"Оды" Горация. Ориентация на традиции Алкея, Сапфо, Анакреонта. "Римские оды". Отклики на политическую жизнь Рима. Прославление Августа, Мецената и Римской державы. Идеи "золотой середины". Тема времени в одах. Своеобразие любовной лирики. Оды на темы творчества. Ода "К Мельпомене". Восходящая к ней тема "Памятника" в европейской и русской поэзии.
"Послания" Горация. Философский характер посланий. («К Августу», "К Флору", "К Пизонам". Последнее послание, получившее название "Об искусстве поэзии". Проблематика посланий: значение поэзии, облик поэта, гармония формы и содержания произведения, единство стиля, роль трагедии, характер героя, функция хора, назначение критики и т.д. Гораций и Аристотель. Сентенции как художественный прием Горация. Послания Горация как истоки классицистических идей.
Тема 10. Эпос в древнеримской литературе. Публий Вергилий Марон как поэт, воспевший "пастбища, села, вождей". "Буколики" Вергилия. Идеализация сельской жизни в связи с реформами Августа.
Эпическая поэма "Энеида". Мифологическая основа поэмы. Соединение мифа с историческими событиями и лицами Рима. Прославление империи и Августа. Обоснование идеи божественного происхождения императорской власти. Понимание исторической миссии Рима. Эней как "человек судьбы". Отражение в Энее ''августова идеала". Эней и Дидона. Психологизм в изображении страсти. Трагическая развязка истории любви Энея и Дидоны в исторической перспективе взаимоотношений Рима и Карфагена. Спуск героя в подземный мир и его структурно-семантическая роль в поэме. Вергилий и Гомер. Искусство поэтического лаконизма у Вергилия. Формирование "центонов", восходящее к Вергилию. Восприятие Вергилия в средневековье и последующие эпохи.
Тема 11. Творчество Публия Овидия Назона. Своеобразие любовных элегий Овидия. Декламационно-риторический характер элегий. Условно-поэтический образ Коринны. Ирония и элементы пародии в элегиях Овидия. Элегии на темы творчества.
Шутливо-дидактические поэмы Овидия "Наука любви" и "Лекарства от любви". Трактат в духе практических руководств эллинистической эпохи. Богатство психологического опыта. Гуманизм в изображении и оценке чувств. Роль иронии в поэмах.
"Метаморфозы" как главное произведение Овидия. Философский замысел поэмы. Своеобразие композиции. Жанровое своеобразие внутрижанровых образований. Способы достижения поэтического единства. Пластическое изображение процесса метаморфозы. Тема любви и ее вариации в поэме. Историко-культурное значение поэмы. Ее идеи и образы последующих эпох. "Фасты" как поэтический римский календарь. Идеализация римской старины. Легенды и мифы из истории Рима. Прославление Августа как "отца отечества".
Римская империя послеклассического периода (I век - первая половина II века).
За внешним величием — развитие кризисных явлений. Распространение идей стоической философии. Появление писателей из провинции.
Луций Линей Сенека, выходец из Испании. Карьера судебного и политического оратора, ее перипетии. Воспитание] Нерона и участие в управлении государством до вступления Нерона на престол. Роль консула при Нероне. Осложнение отношений и смертный приговор Нерона Сенеке. Литературная деятельность Сенеки. Философские сочинения. Идеи Эпикура в его трак-1 татах "О досуге", "О душевном покое", "О счастливой жизни".! Идеал монарха в трактатах Сенеки "О благодеяниях", "О гуманности". Идеи стоической философии в "Нравственных письмах Луциллию". Противоречивость философских воззрений Сенеки.
Трагедии Сенеки. Продолжение и развитие традиций Еврипи-да. "Медея", "Федра", "Агамемнон" и др. как образцы пафосной, патетической трагедии. Герои — носители больших страстей. Од-нолинейность и риторизм образов. Обилие обширных монологов. Трагедии Сенеки как драмы для чтения. Сцены жестокости и насилия в трагедиях как отражение атмосферы времени. Философские сентенции о губительности страстей, тирании неограниченной власти. Влияние Сенеки на развитие европейской драмы.
Гай Петроний Арбитр. Политическая карьера Петрония. Положение "ценителя изящества" при дворе. Обвинение в участии в заговоре Пизона. Смертный приговор императора. "Сатирикон" Петрония. Фрагментарность сохранившегося текста. Близость к "менипповой сатире". Образы скитающихся героев. Изображение разных социальных слоев. Панорама разложения нравов, религиозного скептицизма, упадка поэтического искусства. Пародирование "идиллии" греческого романа. Влияние "Сатирикона" на формирование и развитие типа сатирико-бытового приключенческого романа.
Творчество Федра-баснописца. Связь с эзоповыми традициями и их развитие. Преобладание людей как действующих <
|