Тема: Романы Ги де Мопассана 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Романы Ги де Мопассана



1. Жанровые особенности романов Мопассана; эволюция романной прозы в творчестве писателя.

2. «Жизнь». Смысл названия романа. Природа, история, культура и личная судьба в романе. Женские образы.

3. «Милый друг». Социальная критика и философское обоб­щение. Жорж Дюруа - герой марсы. Коллизия материально-эмпирического и духовного в романе.

4. Переход к «психологическому роману». Предисловие к роману «Пьер и Жан» как творческий манифест Мопассана. Мопассан и русская литература. Традиции Мопассана и XX век.

Литература:

1. Затонский Д. Искусство романа ХХ век. - М., 1973.

2. Бунин И.А. Конец Мопассана.// И. Бунин. Собр соч. в 9 тт. – М., 1967.

3. Андреев Л.Г. История французской литературы – М. 1987.

4. История французской литературы. – Т. 3. - М., 1963.

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Духовная ситуация рубежа веков и литература.

2. Натурализм как литературное течение. Предпосылки возникновения. Основные принципы.

3. Золя - теоретик и практик натурализма. Роман "Тереза Ракен" как экспериментальный натуралистический роман. Реалистические принципы изображения в романе.

4. Цикл романов Э. Золя "Ругон-Маккары". История формирования замысла, состав и композиция цикла. Основные темы и своеобразие их раскрытия в цикле.

5. Новеллистика Ги де Мопассана. Тематика, реалистические и натуралистические черты, принцип "айсберга" как один из основных приемов автора. "Пышка" как образец жанра.

6. Роман Ги де Мопассана "Жизнь". Философский смысл романа. Природа, история и личная судьба в романе.

7. Женские образы в романе Ги де Мопассана "Жизнь".

8. Роман Ги де Мопассана "Милый друг". Социальная критика и социальное обобщение. Жорж Дюруа - герой массы. Жанровое своеобразие романа.

9. Общая характеристика творчества Р. Роллана. "Народный театр" Роллана. "Жизни великий людей" и категория героя у Роллана.

10.Повесть Р. Роллана "Кола Брюньон". Оптимистическое решение проблемы героя: народность как основа жизни и творчества. Тема творца. Своеобразие языка повести.

11.Понятие "новой драмы". Драмы настроения и драмы идей. Новые черты конфликта. Эпическое и лирическое в драмах. Концепция человека и особенности героя. Обновление эстетики и поэтики драмы.

12.Философские драмы Г. Ибсена 60-х годов. "Бранд": герой максималист и проблемы гуманности. Романтическая эстетика и проблематика в драме. "Пер Гюнт": герой компромисса как герой эпохи. Женские образы и тема любви как воплощение высших ценностей.

13.Социально психологическая драма Г. Ибсена. Жанр "драмы идей" у Ибсена. "Кукольный дом": своеобразие конфликта в пьесе, характер символики, особенности психологизма.

14.Драматургия Г. Гауптмана. Натурализм как метод и объект художественного анализа. "Одинокие" как образец "новой драмы", соотношение личности и среды, сомнение в свободной и сильной личности, символичность художественного пространства.

15. Гауптман "Перед заходом солнца". Итоговый характер пьесы в творчестве Г. Гауптмана. Шекспировские и гетевские мотивы. Идея завершения личностной эпохи, трагедия и вина личности. Новая эпоха в понимании Г. Гауптмана.

16.Символистический театр М. Метерлинка. Идея статичного театра, театра марионеток, театра молчания (диалог и подтекст, эстетико-философский смысл молчания).

17.Одноактные пьесы М. Метерлинка "Непрошеная", "Слепые" как образец символистской драматургии. Воплощение эстетических и философских взглядов Метерлинка в пьесах.

18.Философская сказка М. Метерлинка "Синяя птица": проблемы нравственной ответственности и активности человека, познание мира. Особенности поэтики.

19.Драматургия Б. Шоу. Парадоксальность, проблемность, актуальность как основа творчества. Своеобразие конфликта и характера в драмах.

20.Шоу "Пигмалион": социальный и нравственный аспекты преобразования человека. Смысл названия, эпическое в драме, комедийная поэтика пьесы.

21.Шоу "Дом, где разбиваются сердца". Проблематика пьесы, своеобразие конфликта, система персонажей. Смысл названия пьесы, символика "дома".

22.Символизм как мироощущение и течение в искусстве. Эстетические принципы символизма.

23. Бодлер как предшественник символизма. Сборник "Цветы зла". Символ как художественный прием и символизм как основа поэтики.

24.Поэзия С. Малларме. Идея аналогии и внутренней связи в поэзии, стремление к "абсолютному" творчеству. Особенности жанра и поэтики.

25.Поэзия П. Верлена. Импрессионистическая поэтика и символистская идея "пейзажа души". Музыкальность лирики. "Искусство поэзии" - поэтический манифест символизма.

26.Поэзия А. Рембо. Творческая биография. Особенности поэтики. Верлибр. Кризис и уход Рембо.

27. Рильке. Особенности поэтической личности. Россия в творческой биографии Рильке. Основные поэтические сборники Рильке ("Часослов", "Книга образов", "Новые стихотворения", "Сонеты к Орфею"). Особенности поэтики, философские основы поэзии.

28.Личность и творческая позиция Уайльда в контексте "конца века". Эстетические взгляды писателя. Предисловие к роману "Портрет Дориана Грея" как эстетический манифест автора.

29.Уайльд "Портрет Дориана Грея": особенности стиля, система персонажей, символика портрета, соотношение эстетических и этических ценностей.

30.Своеобразие рассказов Д. Лондона. Сочетание реалистического и романтического и натуралистического способов изображения, сюжеты и образы «Северных рассказов".

31.Роман Д. Лондона «Мартин Иден». Воссоздание интеллектуальной атмосферы эпохи, мотив утраты иллюзий, освещение "американской мечты" в романе.

32.Творчество Г. Манна. Анализ одного из романов («Учитель Унрат», «Верноподданный»).

33.Творчество Т. Манна. Мировоззрение писателя, особенности творческого метода.

34.Роман «Будденброки»: особенности трактовки темы вырождения, проблема гения. Проблема бюргерства, образ заблудившегося бюргера.

35.Творчество Дж. Голсуорси. Общая характеристика «Саги о Форсайтах». Традиции критического реализма. Понятие "форсайтизма", двойственность позиции Голсуорси по отношению к форсайтизму.

36.Анализ романа Дж. Голсуорси «Собственник». Образ Ирен и концепция прекрасного в романе. Конфликт собственности и прекрасного.

37.Фантастические романы Г Уэллса.

38.Общая характеристика творчества Т. Гарди. Мировоззрение писателя и поэта.

39.«Уэссекский цикл романов Т. Гарди. Анализ романа «Тесс из рода д’Эрбервиллей».

40.Анализ романа Э. Л. Войнич «Овод». Характеристика конфликта романа, проблема фанатизма.

41.Общая характеристика творчества Т. Драйзера. Романы "Сестра Керри", "Дженни Герхардт"; "Трилогия желания".

42.Религия успеха и ее жертвы в романе Т. Драйзера «Американская трагедия».

Список художественных текстов

1. Р. Роллан «Кола Брюньон»

2. Г. Манн «Учитель Унрат», «Верноподданный»

3. Т. Манн «Будденброки

4. Б. Шоу «Пигмалион»

5. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

6. Г. Уэллс «Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро»

7. Д. Голсуорси «Собственник».

8. Д. Лондон «Мартин Иден», рассказы

9. Ш. Бодлер Лирика

10. А. Рембо Лирика

11. П. Верлен Лирика

12. С. Малларме Лирика

13. Т. Драйзер «Американская трагедия».

14. Э Золя Один роман из цикла «Гугон-Маккары», «Тереза Ракен»

15. Т. Гарди «Тесс из рода д’Эрбервиллей».

16. Э. Л. Войнич «Овод»

17. Б. Брехт «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея»

18. М. Метерлинка «Синяя птица», «Слепые», «Непрошеная»

19. Ги де Мопассан «Милый друг», «Жизнь», новеллы

20. Г. Ибсен «Кукольный дом», «Пер Гюнт»

 

Примерные темы курсовых работ

1. Традиции Л.Стерна в романе А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

2. Фаустианские мотивы в романе А.Белого «Петербург»

3. «Ундина» Ф. де ла Мотт Фуке и «Ундина» В.А. Жуковского: сравнительный анализ.

4. Тип нового героя в повести Шатобриана «Рене»

5. Баллады Ф. Шиллера и В.А. Жуковского

6. Образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова.

7. Романтические реминисценции и традиции в романе Г.Флобера «Мадам Бовари»

8. Реализация натуралистических принципов в романе Э.Золя «Тереза Ракен»

9. Этические основы романа Ч.Диккенса «Оливер Твист»

10. Античные мотивы в поэзии О.Э. Мандельштама

11. Сонет В.Шекспира как жанр

12. Барочные мотивы в пьесе Н.В. Гоголя «Игроки»

13. М.Ю. Лермонтов – переводчик Г. Гейне

14. «Гейнеобразные» стихотворения В.В. Маяковского

15. Ницшеанские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗДЕЛУ

Обязательная литература

1. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. М., 1997.

2. Зарубежная литература XX века. - М., 1986.

3. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М., 1987.

Дополнительная литература

1. Анненский И. Проблема Гамлета. Бранд-Ибсен. // Анненский И. Книги отражений. - М., 1979.

2. Белый А. Символизм как миропонимание. Символический театр. Символизм. Шарль Бодлер. Кризис сознания и Генрик Ибсен. // Критика. Эстетика. Теория символизма. - М., 1994. - Т. 2.

3. Блок А. От Ибсена к Стриндбергу. Крушение гуманизма. // Блок А. Собр. соч.: В 8 тт. - М.-Л., 1962. - Т.5. Т.6.

4. Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1980.

5. Верцман И.Е. Эстетика Ницше // Верцман И.Е. Проблемы художественного познания. - М., 1967.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 1989.

7. Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. - М., 1976.

8. История немецкой литературы: В 5 т. - М., 1968. - Т.4.

9. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. - М., 1994.

10. Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм // Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. - М., 1994.

11. Моруа А. Три Дюма. Литературные портреты. - М., 1986. (Г. Флобер, Ги де Мопассан, Анатоль Франс).

12. Неустроев В.П. Литература скандинавских стран. - М., 1980.

13. Обломиевский Д. Французский символизм. - М, 1973.

14. Образ человека и индивидуального художника в западном искусстве XX века. - М., 1984.

15. Пирсон Х. Бернард Шоу. - М., 1972.

16. Толмачев В.М. Декаданс: опыт культурологической характеристики // Вестник МГУ. Сер.9 Филология. - М., 1991.

17. Федоров А.А. Томас Манн: время шедевров. - М., 1981.

18. Хайберг Х. Генрик Ибсен. - М., 1975.

19. Образцова А. Драматургический метод Бернарда Шоу. - М., 1965.

20. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. - М. - 1992. - № 4.

 

РАЗДЕЛ VI

«История зарубежной литературы XX в. (Ч.I)»

Требования к уровню освоения содержания раздела

После завершения обучения студент должен:

иметь представление:

- о философских и эстетических движениях времени (модернизм, постмодернизм);

- об общих закономерностях и особенностях развития национальных литератур Западной Европы и Америки в XX веке;

- о восприятии достижений отдельных национальных литератур мировым литературным процессом;

- о связи курса с другими дисциплинами: история, история философии;

- об особенностях художественной практики изучаемых писателей и поэтов:

знать:

- основные понятия, характеризующие литературный процесс в XX веке: модернизм и его течения (экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм), постмодернизм, различия реалистической и нереалистической литературы;

- содержание вершинных произведений европейской и американской литературы XX века;

- литературоведческие категории и понятийный минимум, необходимые для усвоения курса.

уметь:

- анализировать художественные произведения;

- самостоятельно работать с научной литературой.

 

2. Структура учебно-методического комплекса курса

 

№ п/п Составляющие УМКД Информация об издании
Автор, название, место издания, издательство, год издания Место хранения (нахождения)
1 Программный элемент
1.1 Рабочая программа учебной дисциплины Григорьева И.С. История зарубежной литературы. Рабочая программа учебной дисциплины.- Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007 (рукопись, электронная версия) Кафедра  
2 Теоретический элемент
2.1 Учебник (основной) 1. Зарубежная литература XX века (1917-1945)/ Под ред. Л.Г. Андреева. - М., 2000. Библиотека
2.2 Учебники (дополнительные) Библиографический список приведен в РП Библиотека
2.3 Курс лекций    
Практический элемент
3.1 Планы практических занятий   Кафедра
3.2 Практикум    
4 Методико-технологический элемент
4.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины    

3.Содержание теоретических разделов дисциплины

Тема 1. Общая характеристика литературы 10-60-х гг. Понятие «высокого модернизма». Своеобразие модернистской литературы. Модернистская и немодернистская (реалистическая) литературы.

Тема 2. Течения модернистской литературы: дадаизм, сюрреализм, экзистенциализм, экспрессионизм, «поток сознания»

Тема 3. Французский модернизм. Творчество М. Пруста. Роман «В поисках утраченного времени». Признаки модернистской прозы в романе «По направлению к Свану»

Философская проза А. Камю «Посторонний»: новое решение конфликта общества и личности. «Чума»: притчевая форма романа.

Тема 4. Творчество Ж.П. Сартра Роман «Тошнота» как отражение экзистенциалистской эстетики и философии.

Тема 5. Английский модернизм. Творчество В. Вулф. Эстетические взгляды В. Вулф, общество «высоколобых». Роман «Миссис Деллоуэй» - поток разнонаправленных сознаний.

Тема 6. Роман-поток в творчестве Д. Джойса «Портрет художника в юности». Опыт модернистской литературы в создании романа о художнике. «Улисс». Три сюжетные линии романа, поток сознания - основная техника романа.

Тема 7. Новая философия жизни в творчестве Д.Г. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерли» - попытка возврата к естественному человеку и естественной жизни.

Тема 8. Немецкий модернизм. Интеллектуальный роман (Г. Гессе, Т. Манн). Абсурд в творчестве Ф. Кафки.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.008 с.)