Лекция 1. Французская классицистическая трагедия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Французская классицистическая трагедия.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

 

факультет филологии и медиакоммуникации

 

кафедра русской и зарубежной литературы

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Т.Ю. Стукен

«_____» _____________ 20__ г.

 

Рабочая программа дисциплины

«История зарубежной литературы»

 

цикл ФГОС ВПО Б3. Б. 04

входит в число обязательных дисциплин федерального компонента

 

к следующим образовательным профессиональным программам

подготовки бакалавров

 

 

Направление Шифр направления Форма обучения
Филология 032700.62 очная

 

г. Омск – 2012г.

Программа дисциплины «История зарубежной литературы»

 

Разработана:

Доцент кафедры русской и зарубежной литературы, к.ф.н. Е.В. Беликова

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы (протокол № ______ от «_____» _____________ 20___ г.)

 

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетами, осуществляющими профессиональную подготовку по этим направлениям:

 

Декан факультета филологии и медиакоммуникации О.С. Иссерс

 

 


1. Цели освоения дисциплины

 

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о западноевропейском литературном процессе XVII –XVIII вв., рассмотрение основных литературных направлений этих периодов, раскрытие своеобразия их эстетической программы. Особое внимание уделяется дискуссионным аспектам изучения ряда теоретических проблем курса, их пониманию в современной науке. Основная задача практических занятий – рассмотреть, как философско-эстетические концепции XVII – XVIII вв. преломляются в художественной практике на примере анализа конкретных литературных произведений.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП вуза

 

Данный курс продолжает цикл дисциплин, посвященных изучению зарубежной литературы. Он связан прежде всего с курсом античной литературы и литературы средних веков и Возрождения и базируется на тех знаниях, которые студенты получили при изучении этих литературных эпох. Дисциплина также соотносится с теорией и историей искусства, историей русской литературы, эстетикой, культурологией, историей, семиотикой и философией.

Дисциплина фиксировано изучается на 2 курсе в 3 семестре.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Код компетенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета Средства и технология оценивания
Профессиональные компетенции
ПК-1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологи Решение научно-инновационных задач Знает:- основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации; - периодизацию литературного процесса и истории русского языка, основные закономерности их эволюции; - различные аспекты изучения текста; - современное состояние и новейшие достижения отечественной филологии; - тенденции формирования развивающихся филологических направлений, актуализирующих проблемы русского национального характера, ментальности и культуры; - тенденции развития смежных областей знаний.   Контрольная работа Выступление на семинаре Коллоквиум Тестирование  
Умеет: - применять теоретические основы филологической науки для интерпретации литературных фактов и языковых явлений; - формулировать теоретические задачи и положения для разработки собственных научных исследований; - использовать теоретические знания для анализа художественного текста как литературного произведения и лингвистического феномена;- ориентироваться в языковой ситуации периода, в который создан тот или иной текст, в характере разных литературных и языковых традиций и их реализации в тексте. Зачет Экзамен Защита курсовой работы  
Владеет: - методологией научного исследования; -разнонаправленными методиками анализа художественного текста в синхроническом и диахроническом аспектах. Реферат Эссе Междисциплинарный экзамен
Пороговый уровень: Знает систему норм русского литературного языка, экстралингвистические и языковые особенности функциональных стилей русского литературного языка. Умеет отбирать и организовывать языковые средства в соответствии с задачами коммуникации. Владеет принципами и приемами редактирования текстов разных стилей и жанров. Контрольная работа Тестирование Реферат Курсовая работа или ВКР Отчет по НИР Итоговая государственная аттестация
ПК-2 Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий Знает: - структуру и содержание лингвистической и литературоведческой терминосистемы; - факты и явления истории русского языка и литературного процесса; - программные средства в компьютерных сетях. Контрольная работа Выступление на семинаре Коллоквиум Тестирование
    Умеет: -анализировать языковые единицы разного уровня и литературные особенности текстов в синхронии; - анализировать языковые единицы и литературные факты в ретроспективном отношении; - интерпретировать систему образно-выразительных средств выражения; - использовать Интернет-ресурсы и создавать базы данных. Зачет Экзамен Презентации Защита курсовой работы
    Владеет: -навыками сбора и систематизации материала; -навыками комплексного анализа языковой единицы на разных лингвистических уровнях; - методикой объяснения важнейших исторических изменений русского языка и литературного процесса; - навыками подготовки тематических презентаций (в том числе на электронном носителе) Реферат Защита отчетов по анализу текстов и курсовых работ Презентации Госэкзамнен ВКР
    Пороговый уровень: Знает факты и явления истории русского языка и литературного процесса, возможности их программно-компьютерного воплощения. Умеет интерпретировать языковые единицы и литературные факты в рамках традиционной методологии и современных информационных технологий. Междисциплинарный экзамен Итоговая государственная аттестация Курсовая работа ВКР
ПК-5 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности Знает: -основные положения, концепции и базовую терминологию истории и теории отечественной литературы и языкознания, текстологии и коммуникации; - современное состояние и ретроспективное формирование разных направлений отечественной филологии; - библиографические источники разных направлений отечественной филологии. Контрольная работа Выступление на семинаре Коллоквиум Тестирование
    Умеет -обобщать достижения и опыт предшествующих исследований соответствующей области знаний; - реферировать и редактировать научные статьи для собственных научных разработок; - формулировать теоретические задачи и положения для проведения собственных научных исследований; -разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. Реферат Защита отчетов по анализу текстов и курсовых работ Госэкзамнен ВКР
    Владеет - навыками сбора и систематизации материала; -методологией научного исследования; - способностью продуцировать тексты в научном изложении. Междисциплинарный экзамен Курсовая работа ВКР
    Пороговый уровень Знает современное состояние и ретроспективное формирование направлений отечественной филологии, их библиографические источники. Способен использовать базовые знания по специальности для ведения собственной научно-исследовательской деятельности и разрабатывать филологические темы в соответствие с выбранной научной проблематикой. Междисциплинарный экзамен Итоговая государственная аттестация Курсовая работа ВКР Защита курсовой работы или ВКР
Профильные компетенции
ПфК-21 Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом Знает: - важнейшие этапы развития европейского литературного процесса; - отличительные признаки главных общеевропейских художественных систем; - особенности строения художественного произведения, отдельных уровней его организации; - основные стиле- и жанрообразующие факторы; Умеет: - анализировать художественное произведение с учетом его историко-культурного контекста и национальной специфики; -на основе художественных особенностей произведения определять его принадлежность к той или иной художественной системе (направлению, течению, школе); - выявлять жанрово-стилевое своеобразие художественного произведения; Владеет: - навыками литературоведческого анализа художественного произведения; - теоретико-литературной терминологией контрольная работа, реферат,    
    Пороговый уровень: Знает особенности строения художественного произведения, отличительные признаки художественных систем. Умеет анализировать художественное произведение с учетом его культурно-исторической и национальной специфики Владеет навыками литературоведческого анализа художественного произведения   Зачет, экзамен.

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

 

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 ч.): ауд. 36 часов; СРСЭ - 36 часа.

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Курсовая работа (проект) Индивидуальные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Французская классицистическая трагедия.                
«Высокая комедия» Ж.Б. Мольера.           Подготовка к практическому занятию № 1. Письменная работа, проверяющая знание текста.    
Испанская литература XVII в. Драматургия П. Кальдерона.                
Театр французского классицизма. Трагедии Ж. Расина.           Подготовка к практическому занятию № 2. Письменная работа, проверяющая знание текста.    
Драматургия П. Кальдерона.           Подготовка к практическому занятию № 3. Письменная работа, проверяющая знание текста.    
Роман английского Просвещения.                
Литература французского Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтер, Д.Дидро).                
Философская повесть французского Просвещения.           Подготовка к практическому занятию № 4. Письменная работа, проверяющая знание текста.    
Литература французского рококо.                
Роман рококо. А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Ш. де Лакло «Опасные связи».           Подготовка к практическому занятию № 5. Письменная работа, проверяющая знание текста.  
Творчество Ж.Ж.Руссо и французский сентиментализм.                
Роман Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза».           Подготовка к практическому занятию № 6. Письменная работа, проверяющая знание текста.  
Венецианский театр XVIII в. Драматургия К. Гольдони и К. Гоцци.                
Драматическая трилогия П.О.К. Бомарше.           Подготовка к практическому занятию № 7. Письменная работа, проверяющая знание текста.  
Немецкая литература XVIII в. Творчество И.В.Гете.                
Роман И.В. Гёте «Страдания юного Вертера».           Подготовка к практическому занятию № 8. Письменная работа, проверяющая знание текста.  
Предромантизм в зарубежной литературе.                
Готический роман XVIII века (коллоквиум).           Подготовка к коллоквиуму. Подготовка докладов.    
Итого:                

Формы контроля:

Текущий контроль - опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов практических занятий, письменные работы, проверяющие знание текста.

Итоговый контроль в форме экзамена.

 

5. Содержание дисциплины

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

Лекция 4. Литература французского Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтер, Д.Дидро).

Ранний этап. Роман Ш. Монтескье «Персидские письма». Личность и миросозерцание Вольтера, «властителя дум» XVIII в. Философские и эстетические взгляды. Философские повести Вольтера.

Зрелый этап французского Просвещения. Деятельность Д. Дидро и «Энциклопедия». Универсальность творчества. Теория драмы, искусствоведческие взгляды Дидро. Проблематика романов «Монахиня» и «Племянник Рамо».

Лекция 5. Литература французского рококо.

Рококо: социокультурный контекст. Происхождение и значение термина. Отношение рококо к барокко («измельчавшее барокко») и Просвещению (его предел). Камерность, легкость, «игровое качество» (Й. Хейзинга) стиля. Система жанров, периоды развития французского рококо. Особенности нравственно-психологического конфликта и системы персонажей в романе А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско». Сочетание поэтики сентиментализма и рококо в романе Ш. де Лакло «Опасные связи».

Практическое занятие № 1

«Высокая комедия» Ж.Б. Мольера

1. «Странности пути комедиантской жизни» (М. Булгаков). Жизнь и творческая судьба Ж.Б. Мольера.

2. Театральная эстетика Мольера («Величайшее правило – нравиться», «здравый смысл» как главный критерий художественности). Основные принципы «высокой комедии».

3. Комедия «Тартюф»:

- скандал вокруг комедии;

- спор о Тартюфе: каков герой в восприятии других персонажей комедии?

- почему автор выводит главного героя на сцену только в III акте?

- пара Тартюф – Оргон: «плут» - «простак»; каковы классицистические принципы создания образов?

- какие приемы создания комического применяет Мольер? Укажите конкретные примеры из текста;

- прокомментируйте неоднозначный финал комедии: «Слава королю!» (М. Булгаков).

4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»:

- Дон Жуан – Сганарель: смысл сопоставления образов;

- философия донжуанства (проанализируйте монолог Дон Жуана в акте I, явлении 2);

- сцена в лесу: тема отрицания неба, либертинаж и арифметика безбожия;

- в чем миссия Командора?

- Индивидуальное сообщение: Судьба вечного образа в литературе (Пушкин, Байрон, Гофман, Шоу, Кьеркегор).

5. Комедия-балет «Мещанин во дворянстве»:

- история создания комедии. Жанровые признаки «комедии-балета»;

- дворянская мания буржуа, выявите ее комические и трагикомические планы («учеба» Журдена; сцена с портным, Дорантом и др.);

- раскройте злободневное и вечное в образе главного героя.

 

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Мольер Ж.Б. Критика «Школы жен» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

2. Бордонов Ж. Мольер / Пер. с фр. М., 1983.

3. Бояджиев Г.Н. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

4. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. М.,1962.

5. Смирнов А.А. Дон Жуан у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М. – Л., 1965.

Практическое занятие № 2

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. М., 1980.

2. Барт Р. Из книги «О Расине» // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. М., 1989.

3. Большаков В.П. Жан Расин. М., 1989.

4. Гольдман Л. Сокровенный Бог / Пер. с фр. М., 2001.

5. Гриб В.Р. Расин // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

6. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М., 1994. С. 307-324.

7. Кадышев В. Расин. М., 1990.

8. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М., 1968.

9. Расин Ж. Первое и Второе предисловия к «Андромахе» // Театр французского классицизма. М., 1970.

10. Расин Ж. Предисловие к «Федре» // Театр французского классицизма. М., 1970.

11. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом: Спор о драме в период империи. М., 1962.

Практическое занятие № 3

Драматургия П. Кальдерона

1. Особенности литературного процесса в Испании XVII в. Почему в испанской литературе преобладает барокко?

2. Драматургия П. Кальдерона: периодизация, жанровое многообразие, эстетика барочного мира.

3. Комедия «Дама-Привидение»: особенности интриги, «ходы Кальдерона», концепция любви.

4. «Драма чести» «Стойкий принц»: религиозная проблематика, особенности барочного сюжета (линии Фернанадо и Феникс), тема чести.

5. «Жизнь есть сон»:

- символическое вступление: тема мира-тюрьмы, концепция человека в первом монологе Сехизмундо;

- художественное своеобразие драмы;

- узнавание бытия как сна (башня - дворец, дворец – башня).

 

Литература

Основная:

  1. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.
  2. История зарубежной литературы XVII века / Под ред. З.И. Плавскина и др. // http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/plavskin-uchebnik/index.htm
  3. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

Дополнительная:

1. Аникст А.А. Шекспир, Кальдерон, Гёте // Аникст А.А. История учений о драме. М., 1983. С. 23-27.

2. Балашов Н.И. На пути к не открытому до конца Кальдерону // Кальдерон П. де ла Барка. Драмы: В 2 кн. / Пер. с исп. К. Бальмонта. М., 1989. Т. 1. С. 753-838.

3. Балашов Н.И. Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

4. Плавскин З.И. Испанская литература XVII - середины XIX веков. М., 1978.

5. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.

6. Томашевский Н. Традиция и новизна. Заметки о литературе Италии и Испании. М., 1981. С. 186-255.

7. Штейн А.Н. История испанской литературы. М., 1994.

8. Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л., 1986.

Практическое занятие № 4

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежных литератур XVII – XVIII веков / Под ред.С.Д. Артамонова и др. М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

5. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Акимова А.А. Дидро. М., 1963. (ЖЗЛ)

2. Гачев Д. «Племянник Рамо» // Гачев Д. Статьи. Письма. Воспоминания. М., 1975. С. 57-71.

3. Гёте И.В. Дидро. «Племянник Рамо» // Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975. С. 468-471.

4. Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII в.: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. М., 1999. С. 94-104.

5. Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002. С. 592-616.

6. Разумовская М.В. Роман-диалог и философский диалог у Дидро: синтез научного и художественного познания («Племянник Рамо» и «Сон Даламбера») // Вестн. Ленигр. ун-та. 1984. № 20. История. Язык Литература. Вып. 4. С. 46-54.

7. Сент-Бев Ш.О. Литературные портреты. М., 1977. С. 562-616.

8. Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Практическое занятие № 5

Роман рококо.

Ш. де Лакло «Опасные связи»

1. Шодерло де Лакло - «писатель одной книги».

2. Картина нравов галантного века в романе «Опасные связи».

3. Особенности эпистолярно-полифонической формы романа.

4. Философы-распутники: маркиза де Мертей и виконт де Вальмон.

5. Руссоистские оппозиции в системе персонажей романа (человек ума – человек сердца).

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежных литератур XVII – XVIII веков / Под ред.С.Д. Артамонова и др. М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

5. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Белоусов Р. Как ваше настоящее имя, Манон Леско // Белоусов Р. Тайна Иппокрены. М., 1978. С. 78-98.

2. Виппер Ю.Б. Два шедевра французской прозы XVIII в. // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. С. 239-261.

3. Забабурова Н.В. Французская философия и литература XVIII в.: философская полемика в романе Ш. де Лакло «Опасные связи» // Влияние науки и философии на литературу. Ростов, 1997. С. 7-19.

4. Кожинов В. Зрелость жанра. «Манон Леско» Антуана Прево // Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963.

5. Михайлов А.Г. Малая проза Прево. М., 1989.

6. Мопассан Ги де. «Манон Леско» // Мопассан Ги де. Полн. собр. соч. М., 1950. Т. XIII.

7. Моруа А. От Монтеня до Арагона. М., 1983.

8. Пахсарьян Н.Т. Роман А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» // Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

9. Пинский Л. Е. Повесть и роман рококо // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002. С. 511-550.

10. Франс А. Приключения аббата Прево // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 8. С. 380-403.

11. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. Пер. с нем. М., 1997.

Практическое занятие № 6

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежных литератур XVII – XVIII веков / Под ред.С.Д. Артамонова и др. М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

5. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Асмус В.Ф. Жан Жак Руссо // Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М., 1984. С. 83-139.

2. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

3. Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

4. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – нач. XIX в. // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992.

 

Практическое занятие № 7

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежных литератур XVII – XVIII веков / Под ред.С.Д. Артамонова и др. М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

5. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Андреев Л.Г. Литература накануне Революции и творчество П.О.К. Бомарше // История французской литературы / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 1987. С. 264-270.

2. Грандель Ф. Бомарше: Пер. с франц. М., 1979.

3. История зарубежного театра / Под ред. Г.Н. Бояджиева. М., 1977-1981. ч.1.

4. Мокульский С.С. Бомарше. М.; Л., 1957.

5. Пинский Л. Бомарше // Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002. С. 618-630.

6. Старобинский Ж. Поэзия и знание: Пер. с фр. М., 2002.

7. Филькенштейн Е. Бомарше. М.; Л., 1957.

 

 

Практическое занятие № 8

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

3. История зарубежных литератур XVII – XVIII веков / Под ред.С.Д. Артамонова и др. М., 1988.

4. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991.

5. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1966.

2. Белоусов Р. Вецларская элегия, или страдания юного Гёте // Белоусов Р. Тайна Иппокрены. М., 1978. С. 99-118.

3. Бент М.И. «Вертер, мученик мятежный…»: Биография одной книги. Челябинск, 1997.

4. Бент М.И. Вертеровский код в «Охранной грамоте» Б. Пастернака // Гёте в русской культуре ХХ в. М., 2004. С. 126-135.

5. Вильмонт Н.Н. Гёте. История его жизни и творчества. М., 1959.

6. Гёте И.В. Поэзия и правда: из моей жизни. М., 2003.

7. Гетевские чтения. 1993. М., 1994.

8. Демченко В.Д. «Вертер» Гёте и проблема романа в критике немецкого Просвещения // Гетевские чтения. 1984.

9. Конради К.О. Гёте: Жизнь и творчество: В 2 т. / Пер. с нем. М., 1987.

10. Манн Т. «Вертер» Гёте // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. М., 1961. Т. 1. С. 233-248.

Практическое занятие № 9

Литература

Основная:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л.В. Сидорченко. М., 1999.

Дополнительная:

1. Вацуро В. Готический роман в России. М., 2002.

2. Григорьева Е.В. Готический роман и своеобразие фантастического в прозе английского романтизма. Ростов-на-Дону, 1988.

3. Зеленко Т.В. О понятии «готический» в английской культуре XVIII века // Вопросы филологии. 1978. № 7.

4. Комната с гобеленами: Английская готическая проза / Сост., коммент. и вступит. ст. Н.А. Соловьевой. М., 1991.

5. Ладыгин М.Б. Английский готический роман и проблемы предромантизма. М., 1978.

6. Ладыгин. М.Б. Предромантизм в мировой литературе. М., 2000.

7. Луков Вл. А. Предромантизм: Монография. М., 2006.

8. Соловьева Н.А. История зарубежной литературы: Предромантизм. М., 2005. С. 72-130.

9. Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII - начала XIX века. М., 1983. С. 72-83.

10. Хачатуров С. Понятие «готический» в русской культуре XVIII века // Вопросы искусствознания. М., 1996. № 2 (4).

11. Infernalina. Французская готическая проза XVII-XVIII вв.: Сб. пер. М., 1999.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Список текстов для чтения

XVII век

Буало Н. Поэтическое искусство.

Гриммельсгаузен Г.Я. Симплиций Симплициссимус.

Грифиус А. Поэзия.

Кальдерон П. Жизнь есть сон. Дама-Привидение. Поклонение кресту. Стойкий принц.

Корнель П. Сид. Гораций.

Ларошфуко Ф. Максимы.

Лафонтен Ж. Басни.

Мильтон Дж. Потерянный рай.

Молина Т. Севильский озорник.

Расин Ж. Андромаха. Федра.

Мольер Ж.Б. Мизантроп. Тартюф. Дон Жуан. Мнимый больной. Мещанин во дворянстве.

XVIII век

Бекфорд В. Ватек.

Бернс Р. Баллады. Стихотворения.

Бомарше П.О. Севильский цирюльник. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Преступная мать, или Второй Тартюф.

Бюргер Г.А. Баллады.

Вольтер. Кандид. Простодушный.

Гёте И.В. Лирика. Римские элегии. Западно-восточный диван. Гёц фон Берлихинген. Страдания молодого Вертера. Вильгельм Мейстер (обзорно). Фауст.

Гольдони К. Кьоджинские перепалки. Слуга двух господ. Трактирщица.

Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. Король-олень. Принцесса Турандот.

Грей Т. Элегия, написанная на сельском кладбище.

Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо.

Лакло П.А. Опасные связи.

Лессинг Г.Э. Лаокоон. Эмилия Галотти.

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана.

Монтескье Ш. Персидские письма.

Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Ричардсон С. Кларисса. Памела, или Вознагражденная добродетель (обзорно).

Руссо Ж.Ж. Юлия, или Новая Элоиза.

Рэдклиф А. Удольфские тайны.

Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрама Шенди.

Томсон Дж. Времена года.

Уолпол Г. Замок Отранто.

Филдинг Г. История Тома Джонса, Найденыша.

Шеридан Р.Б. Школа злословия.

Шиллер Ф. Лирика. Коварство и любовь. Разбойники.

Юнг Э. Ночные думы.

 

Вопросы к экзамену

 

1. Историко-культурная характеристика XVII века. Барокко и классицизм как основные литературно-художественные направления столетия.

2. Драматургия П. Кальдерона.

3. Театр П. Корнеля. Особенности классицистического конфликта в трагедиях «Сид», «Гораций». Трагедии «второй манеры».

4. Театр Ж. Расина. Классицистическая обработка мифа в трагедиях «Андромаха» и «Федра».

5. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

6. Французская моралистическая литература XVII в. «Максимы» Ф. де Ларошфуко, басни Ж. де Лафонтена.

7. Художественное своеобразие поэмы Дж. Мильтона «Потерянный рай».

8. Роман Г.Я.К. Гриммельсгаузена «Симплициссимус»: черты барокко, образ главного героя, философская ирония автора.

9. Английское Просвещение. Идеал деятельной личности в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

10. Сатирическая эпопея Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».

11. С. Ричардсон как создатель «семейного романа» («История сэра Чарльза Грандисона», «Кларисса», «Памела, или Вознагражденная добродетель» - по выбору).

12. Жанр «комической эпопеи» в романе Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Теоретические главы романа.

13. Творчество Л. Стерна. Новаторство романов, особенности композиции и стиля («Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).

14. Просвещение во Франции. «Властители дум» и философско-эстетические теории Века Разума. Просветительские идеалы в романе Ш. Монтескье «Персидские письма».

15. Роль Вольтера в европейской культуре XVIII века. Проблематика и поэтика философских повестей.

16. Литература французского рококо. Поэтика рококо в романах А. Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» и Ш. де Лакло «Опасные связи».

17. Д. Дидро и энциклопедисты. Дидро как теоретик искусства. Романы «Монахиня», «Племянник Рамо».

18. Драматическая трилогия П.О.К. Бомарше.

19. Сентиментализм и творчество Ж.Ж. Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как новый этап в развитии французской литературы.

20. Итальянский театр XVIII в. Театральная реформа К. Гольдони. Драматургия К. Гоцци.

21. Развитие английской сентименталистской поэзии (Дж. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей). Лирика Р. Бернса.

22. Г.Э. Лессинг и развитие немецкого Просвещения. Эстетические трактаты, драматургия («Лаокоон», «Эмилия Галотти»).

23. Литературное движение «Бури и натиска». И.Г. Гердер как теоретик эстетической программы штюрмеров.

24. «Штюрмерский» период творчества Ф. Шиллера и И.В. Гёте. Традиции эпистолярной прозы в романе «Страдания юного Вертера». Драмы Шиллера «Разбойники», «Коварство и любовь».

25. Веймарский период в творчестве И.В. Гёте. Философская лирика («Западно-восточный диван», «Римские элегии»), роман «Вильгельм Мейстер».

26. Драматическая трагедия И.В. Гёте «Фауст»: творческая история, синтетичность формы, концепция образа главного героя.

27. Черты предромантизма в балладах Г.А. Бюргера, «Поэмах Оссиана» Дж. Макферсона.

28. Предромантизм в литературе. Расцвет готического романа (Г. Уолпол, Э. Рэдклифф, У. Бекфорд, М.Г. Льюис, Ж. Казот – анализ 2 произведений по выбору).

 

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Западноевропейская литература XVII века: хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2002.

2. Зарубежная литература второго тысячелетия, 1000-2000: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева, М., 2001.

3. История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001.

4. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

5. Истори



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.107.64 (0.233 с.)