Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация сестринского ухода за недоношенным ребенком.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции: 1. Недоношенный ребенок: определение, причины, степени и признаки недоношенности. 2. Система выхаживания недоношенного ребенка; особенности вскармливания. 3. Организация сестринского ухода при обслуживании недоношенного ребенка на дому. 4. Особенности физического и нервно-психического развития недоношенного ребенка. 5. Индивидуальная программа реабилитации и схема динамического наблюдения за недоношенным ребенком. 6. Прогноз, профилактика недоношенности. Контрольные вопросы: 1. Определение понятия «недоношенный новорождённый»? 2. Факторы риска рождения недоношенного ребенка? 3. Степени недоношенности? 4. Анатомические признаки недоношенного ребенка? 5. Функциональные признаки недоношенного ребенка? 6. Особенности течения физиологических состояний у недоношенных новорожденных? 7. Система выхаживания недоношенного: этапы, цели, основные задачи? 8. Особенности вскармливания недоношенного ребенка? 9. Особенности ухода за недоношенным ребенком? 10. Обучение родителей технологии психоэмоционального общения с недоношенным ребенком? 11. Диспансеризация недоношенных детей? 12. Особенности физического и нервно-психологического развития недоношенного? 13. Отдалённые последствия недоношенности? 14. Принципы профилактики недоношенности?
Недоношенный новорождённый - это ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель беременности. Факторы риска рождения недоношенного ребенка обычно не единичны, а сочетаются между собой и порой выявляются с трудом. 1. Со стороны матери: · возраст (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 30 лет); · тяжёлые соматические и инфекционные заболевания во время беременности; · аномалии развития репродуктивной системы; · хроническая гинекологическая патология; · генетическая предрасположенность; · отягощенный акушерский анамнез (предшествующие прерывания беременности, короткие интервалы между родами, многоплодная беременность, тазовое предлежание плода, оперативные вмешательства, привычные выкидыши и мертворождения, патология данной беременности). 2. Со стороны плода: · внутриутробные инфекции; · врождённые пороки развития; · хромосомные заболевания; · иммунологический конфликт с матерью (Rh-фактор).
3. Социально-экономические факторы: · профессиональные вредности; · вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания); · низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, плохое питание, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия); · нежелательная беременность; · невыполнение рекомендаций женской консультации. 4. Провоцирующие факторы: · психические и физические травмы (падения, ушибы); · подъём тяжести; · бесконтрольный приём лекарственных средств. В зависимости от гестационного возраста (возраст от момента зачатия до рождения) и массы тела ребёнка выделяют 4 степени недоношенности:
Гестационный возраст - самый важный показатель оценки степени зрелости новорождённого и его способности адаптироваться к условиям внешней среды. Масса тела при рождении не служит абсолютным показателем недоношенности (нередко рождаются недоношенные с массой тела более 2500 г). Для оценки состояния ребёнка, помимо гестационного возраста, необходимо учитывать и другие анатомо-физиологические признаки недоношенности. АФО недоношенного ребенка · Более непропорциональное телосложение, чем у доношенного: ü значительное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым; ü относительно большое туловище; ü короткие шея и нижние конечности. · Кожа красная, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго). · Подкожно-жировой слой истончён. · Мышечный тонус снижен. · Кости черепа мягкие, подвижные; швы не закрыты; открыты не только большой и малый, но и у некоторых детей - боковые роднички. · Ушные раковины мягкие, тесно прижаты к голове. · Ареолы и соски грудных желёз недоразвиты или даже отсутствуют. · Ногтевые пластинки короткие, тонкие, не достигают кончиков пальцев. · Пупочное кольцо расположено в нижней трети живота; сам живот распластанный («лягушачий») из-за мышечной гипотонии. · У девочек - большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет. · У мальчиков яички не опущены в мошонку (находятся в паховых каналах или брюшной полости).
· Ребёнок более вялый и сонливый; крик слабый или даже писк. · Физиологические рефлексы (сосание, глотание и др.) недоразвиты или отсутствуют - отсюда трудности кормления и риск аспирации. · Дыхание: ü аритмичное, более поверхностное; ü большей частоты – 40-90 в 1 мин; ü возможны апноэ продолжительностью до 5-10 с; ü отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс; ü дефицит сурфактанта ведёт к неэффективному расправлению лёгких, что создаёт возможность дыхательных расстройств и повышает риск пневмонии; ü становление дыхания - как у доношенных - к 3-4 мес. жизни. · Сердечнососудистая система: ü сердцебиение более частое и лабильное, чем у доношенного; ü артериальное давление низкое; ü сосуды более хрупкие, ломкие, проницаемые из-за чего легко возникают НМК и кровоизлияния в мозг. · Терморегуляция несовершенна - отсюда склонность как к перегреванию, так и особенно к переохлаждению (температура тела при этом может быть 36°С и даже ниже) из-за чего возможен риск выраженного отёка подкожно-жировой клетчатки (склерема), что определяет важность соблюдения «тепловой защиты». · Слабое развитие мышц диафрагмы, передней брюшной стенки и кишечника определяет склонность к метеоризму. · Органы пищеварения ещё менее совершенны, чем у доношенного, поэтому идеальная пища недоношенного ребенка - молоко матери. · Печень и почки ещё более незрелые, чем у доношенного. · Иммунная система на более низком уровне развития - отсюда высокая частота заболеваний. Особенности течения физиологических состояний · Физиологическая потеря массы тела - до 14%. Восстановление более медленное (ко 2-3-й недели жизни). · Физиологическая желтуха возникает чаще и сохраняется до 3 недель. · Простая эритема более яркая и сохраняется до 2 недель. · Гормональный криз и мочекислый инфаркт встречаются реже и выражены слабее. Система выхаживания недоношенного начинается с первых часов его жизни и состоит из трёх этапов: I этап - интенсивная терапия в роддоме; цель - сохранить жизнь ребёнка. После проведения реанимационных мероприятий и первичного туалета, ребёнка с массой тела менее 1500 г помещают в закрытый кувез. Кувез (от франц. «сouveuse» - наседка, инкубатор) - это специальное устройство, предназначенное для создания температурного комфорта недоношенным новорожденным. Состоит он из прозрачной плексигласовой крышки, под которой находится ребенок и механического блока с электронным управлением, который обеспечивает заданную температуру и влажность внутри инкубатора. В кувезе создаются условия, близкие к внутриутробным. В зависимости от степени недоношенности, возраста и состояния ребенка устанавливается температура - 31-38°С, влажность воздуха - 55-95%, концентрация увлажненного кислорода – 25-40%. Уход за недоношенными детьми в первые дни осуществляется непосредственно в кувезе. Во избежание деформации головы и застойных явлений в легких каждые 2-3 часа меняют положение ребенка. Для предупреждения инфицирования ребенка замену кувеза производят каждые 3 дня. Ребёнок находится в кувезе до появления способности удерживать нормальную температуру тела (от нескольких часов до 7-9 дней в зависимости от массы тела при рождении и его состояния). После их помещают в открытый кувез, затем переводят в кроватку-грелку и, наконец, в обычную кроватку.
Вопрос о грудном вскармливании недоношенного решается индивидуально. Главные условия – наличие сосательного рефлекса и общее удовлетворительное состояние. Детей со сниженными рефлексами начинают кормить с использованием зондов, вводимых через нос в желудок, дозируя питание стерильным шприцем или специальным устройством – инфузоматом. Позднее, когда рефлексы сформируются, переходят к кормлению из бутылочки. Ребенка, родившегося с массой тела более 2 кг, прикладывают к груди сначала на 1-2 кормления, а остальные проводятся из соски. При появлении признаков утомления (синева вокруг рта, вялость сосания) кормление грудью прекращают и докармливают сцеженным молоком из бутылочки. В первые дни жизни объем каждого кормления составляет от 5 мл (в первые сутки) до 15-20 мл (к 3-му дню жизни). При грудном вскармливании контролируют количество высосанного молока, взвешивая ребенка до и после кормления. II этап - наблюдение и лечение в специализированном отделении. Цель - удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенного. Основные задачи: · оказание квалифицированной медицинской помощи; · продолжение лечения уже возникших заболеваний; · организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики; · создание комфортного микроклимата (дополнительное согревание, оксигенотерапия); · обеспечение адекватным питанием, адаптация к кормлению грудью; · мониторинг состояния; · начало профилактики фоновых заболеваний (рахит, ЖДА); · обучение родителей приёмам выхаживания ребёнка в домашних условиях. Критерии выписки недоношенного ребёнка из стационара: · масса тела не менее 2500 г с тенденцией к увеличению; · способность удерживать постоянную температуру тела; · наличие выраженных физиологических рефлексов; · устойчивость всех жизненно важных систем. III этап - динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники. Участковый врач и медсестра (фельдшер) посещают ребёнка на дому в день выписки или не позднее, чем на следующий день после выписки. Цели организации сестринского ухода при обслуживании недоношенного ребёнка на дому: · разработать индивидуальную реабилитационную программу; · установить партнёрские отношения с родителями ребёнка. Основные задачи: · динамическая оценка физического и психомоторного развития ребёнка; · оценка состояния здоровья матери, характера её питания, лактации, состояния молочных желёз; · внимательный осмотр ребёнка при каждом посещении (оценка состояния, поведения, выявление возникших проблем);
· обучение членов семьи правилам ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания и адекватного воспитания; · консультативная помощь и информационная поддержка по всем интересующим вопросам; · психологическая поддержка - помощь родителям увидеть перспективу развития здоровья ребёнка; · содействие в оказании социальной и правовой помощи семье. Рекомендации по вскармливанию недоношенного ребенка: · При наличии грудного молока использовать режим свободного кормления (хорошо стимулирует лактацию). · В ночном кормлении ребёнок будет нуждаться до тех пор, пока не сможет высасывать нужный ему объём молока. · При недостатке грудного молока надо использовать смешанное вскармливание. · Докорм проводят специализированными (разработанными специально для недоношенных детей) адаптированными смесями в течение 2-3 мес.; затем переходят на адаптированные смеси для детей первого, а после 6 мес. соответственно второго полугодия жизни. · При хорошей индивидуальной переносимости целесообразно использование смесей одной фирмы-производителя. · Выбор смеси рекомендует врач, а медсестра обучает родителей технологии приготовления, правилам хранения смесей и кормления. · При смешанном вскармливании докорм проводят после кормления грудью с помощью ложечки или из бутылочки. · При отсутствии грудного молока используют режим искусственного вскармливания - 6-разовое кормление (с интервалом 3.5 часа) адаптированной смесью. Обучение родителей особенностям ухода за недоношенным ребенком: · Температурный режим комнаты: 24-26°С, с постепенным снижением до 22-20°С (критерий - хорошее самочувствие малыша). · Техника проведения гигиенической ванны: ü здоровых недоношенных I–II степени начинают купать сразу после выписки из роддома (т.е. спустя 2 недели после рождения); ü температура воздуха в помещении, где проводят купание, должна быть не ниже 25°С; ü купание ежедневное; продолжительность ванны 5-7 мин; ü температура воды в первый месяц – 38°С, со второго месяца – 37°С; ü бельё для обсушивания и пеленания ребёнка должно быть гигроскопичным и предварительно подогретым. · Одежда ребёнка ü играет большую роль для предупреждения, как перегревания, так и переохлаждения; ü должна быть из мягких, тонких, натуральных и гигроскопичных тканей; без грубых швов и пуговиц, многослойной; · Пеленание – свободное ü грудная клетка находится в комфортном состоянии; ü движение ножек способствуют доразвитию тазобедренных суставов; ü движение ручек посылают головному мозгу импульсы, способствующие его более успешному дозреванию. · Тренирующие методы закаливания - это снижение температуры воды, контрастные обливания после купания, воздушные ванны и др. · Воздушные ванны ü начинают проводить с 1.5-3 мес. по 1-3 мин 3-4 раза в день, постепенно увеличивая время до 10-15 мин в сочетании с поглаживающим массажем; ü с 4 мес. продолжительность ванн увеличивают и начинают вводить другие элементы закаливания (по рекомендациям врача).
· Выкладывание на живот ü проводят с 1 дня пребывания ребёнка дома; ü 3-4 раза в день, перед кормлением, на жёсткую поверхность; ü цели: укрепление мышц передней стенки живота, спины, шеи; стимуляция умения держать голову; профилактика метеоризма или его устранение. · Массаж и гимнастика ü поглаживающий массаж начинают с 1-1.5 мес.; ü с 2-3 мес. постоянно вводят другие приёмы - растирание, разминание, пассивные движения рук и ног; ü во II полугодии массаж и гимнастика проводятся по тем же комплексам, что и доношенным детям; ü массаж и гимнастика рук должны быть ежедневно, это улучшает психомоторное развитие ребёнка; ü с 8-9 мес. для стимуляции и координации мелких движений (в конечном счёте - для развития нервной системы, её речевых центров) ребёнку предлагают игры с мелкими предметами (перебирание нитей бус, косточек на счётах, складывание пирамидок и др.). · Прогулки недоношенного ребенка в теплое время года начинают с 2-месячного возраста. Обучение родителей технологии психоэмоционального общения с ребенком: · На ранних этапах рекомендуют выхаживание недоношенного ребёнка непосредственно на груди матери («метод кенгуру»), и лишь на непродолжительное время его помещают в кроватку. Данный метод начинают практиковать уже на II этапе выхаживания. · Цели данного метода выхаживания: ü поддержание постоянной температуры тела малыша; ü облегчение процесса вскармливания и улучшение лактации у матери; ü возможность постоянного контроля состояния ребёнка; ü психологический комфорт ребёнка, ощущение защищённости. · На последующих этапах маму надо убеждать чаще брать ребёнка на руки, прикасаться к нему, гладить (телесный контакт очень важен), постоянно общаться с ним. · Роль медицинской сестры: ü разъяснять необходимость внимания по отношению к ребёнку; ü дать советы по поддержанию в семье атмосферы эмоционального комфорта. Недоношенный ребёнок должен состоять на диспансерном учёте во II группе здоровья (группа риска) в течение 2 лет: · 1 раз в 3 мес. его осматривают невролог и окулист; · 1 раз в 6 мес. - ЛОР-врач; · в возрасте 1 и 3 мес. - ортопед; · на 2-3 году - детский психиатр, эндокринолог, гастроэнтеролог. Особенности физического и НПР недоношенного: · низкая прибавка массы тела за 1 мес. жизни; · последующие ежемесячные прибавки массы тела до 1 года у здоровых недоношенных детей должны быть больше, чем у доношенных; · большинство детей с массой тела при рождении 2500 г догоняют своих сверстников к 1 году, глубоконедоношенные - только к 2-3 годам. Отдалённые последствия недоношенности: · Среди недоношенных чаще отмечаются умственно и физически неполноценные дети, чем среди рожденных в срок. Особенно высоки эти показатели в группе глубоконедоношенных. · Грубые психоневрологические нарушения в виде ДЦП, снижения интеллекта, нарушения слуха и зрения, эпилептических припадков отмечаются у 13-27% преждевременно рожденных. · В 10-12 раз чаще встречаются пороки развития. · Многие из них в дальнейшем угрожаемы по «школьной дезадаптации». · Среди них чаще наблюдаются впоследствии беспокойные, страдающие неуверенностью, ночными страхами дети. · У преждевременно рождённых часто отмечается непропорциональное развитие скелета, преимущественно с отклонением в сторону астенизации. · У женщин, родившихся глубоконедоношенными, чаще отмечаются нарушения менструального цикла, неполноценная генеративная функция, признаки полового инфантилизма, угроза прерывания беременности и преждевременные роды. · Однако при правильном уходе и рациональном питании недоношенные дети обычно растут здоровыми и становятся полноценными членами общества. · Известно, что преждевременно родились Ньютон, Вольтер, Руссо, Наполеон, Анна Павлова. Успех профилактики недоношенности во многом определяется профессиональным содружеством педиатрической, терапевтической и акушерско-гинекологической служб: здоровая девочка → здоровая женщина → благополучная беременность → нормальные роды → здоровый доношенный новорождённый.
ЛЕКЦИЯ №3
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.014 с.) |