Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема11. Дизайн-концепция - творческий этапСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Разработки дизайн - программы План лекции 1. Наиболее креативным является этап разработки дизайн концепции. 2. Культурный генезис дизайн-программы. 3. Объекты и проблемы дизайн – программирования. 4. Место дизайн концепции в разработке дизайн-программы.
Содержание лекции
Этапом дизайн-проектирования, требующим максимального творческого напряжения, конечно, является этап разработки дизайн-концепции. Сложный объект, подлежащий дизайнерскому осмыслению или переосмыслению, на этом этапе отчётливо артикулируется в дизайн-процессе. Создавая «штучную» вещь, дизайнер формирует концепцию её нового решения; она может быть практически слита с общим процессом разработки, но при усложнении объекта проектирования этот этап приобретает самостоятельное значение. Когда усилия дизайна направлены на преобразование сложного комплексного объекта, возможно даже на совершенствование целого фрагмента действительности, разработка концепции становится методически выделенной частью создания целостной дизайн-программы. На методику разработки дизайн-программ, средств дизайн-программирования в своё время были приложены достаточные усилия, результаты которых в экономической и социальной реальности последнего десятилетия были практически не востребованы. Однако по мере укрупнения фирм, стабилизации финансового климата такой опыт снова становится полезным. На Западе, в условиях традиционной рыночной экономики, активная практика дизайна, наравне с проектированием отдельных вещей, знакома уже с 50 - 60-х годов. Например, знаменитая фирма Раймонда Лоуи была в числе лидеров перехода от «классического» понимания дизайна (дизайна вещей) к многоаспектному обслуживанию рынка. Однако характерно, что пионерами комплексного решения проблем развития и совершенствования сложного системного объекта были именно дизайнеры, призванные, казалось бы, к решению конкретных подач предметного проектирования. Это показательно: дизайн действительно находится на стыке, в средоточии различных подходов к решению проблем, и поэтому мышление дизайнеров более чем какое-либо иное приспособлено к такой, казалось бы, непрофильной работе. Программный дизайн (он же нон - дизайн, концептуальный дизайн, вербальный дизайн и пр.) - одно из своеобразных направлений дизайнерской практики [4,с.13]. С предметным творчеством программный дизайн связан опосредованно: разработанная программа как раз и определяет, какие именно материальные объекты, какими параметрами и свойствами следует проектировать для её реализации. Дизайн-программирование в высокой степени реализует способности профессионального мышления как мышления нестандартного). В каких же случаях требуется разработка программ? Тогда, когда складывается ситуация неопределённости, например: - нарастающий хаос окружающих человека форм и смыслов, когда хаос переходит допустимые восприятием пределы; - запутавшийся клубок неразрешимых противоречий, проблем, когда их накапливается слишком много; - появление обстоятельств, которым не находится прямых аналогов в истории культуры; - резкие и неожиданные изменения социокультурной обстановки, требующие проектного ответа, и т. п. Вот примеры проблем, подлежащих дизайнерскому осмыслению в рамках дизайн-программ: - становление новой сферы социальной и культурной реальности (например, развитие индустрии досуга); - радикальная перестройка и полное системное обновление ассортимента производства; - разработка идеи «нового товара»; - разработка нового имиджа крупной компании; - проведение широкой рекламной или политической кампании и т. п. Все эти проблемы объединяет одно общее свойство. Все они возникли в объектах, определяемых как сложные развивающиеся системы, функционирующие в социокультурной реальности. Поэтому любая дизайн-программа социокультурно ориентирована, то есть при её разработке, во главу угла ставится человек, причём полноценный, а не его производственно-техническая функция. Дизайн-программа - не бюрократический циркуляр, предписывающий, кому и что следует делать. Это программа, предлагающая объекту жизнь в заданных рамках, её можно сравнить с генетическим кодом развития организма, аналогом которого и может выступать развивающийся во времени сложный системный объект. Научная методология мышления, системный подход, развиваемые в дизайне на тапе активного становления этого направления профессиональной деятельности, служат лишь средством, инструментом достижения цели. Но сами цели каждой дизайн-программы формулируются автором ответственно, исходя из исповедуемых им ценностей — социальных, нравственных, эстетических, познавательных и др. Ещё знаменитый основатель школы Баухауз Гропиус писал, что программная разработка создаёт жизнеспособный объект именно внесением в проектирование личностного начала художника (дизайнера-концептуалиста). Культурные корни дизайн-программы можно увидеть в глобальной целостности канона, в строгой системе художественной программы какого-либо определённого стиля. Дизайн-программа тоже предполагает системный охват всех сторон «жизнедеятельности» сложного объекта, но, в отличие от упомянутых программ, она не претендует на организацию тотальной целостности мира. Итак, дизайн-программа — это синтез интегрированного, образного и системного научного мышления. Это — социокультурно ориентированная целевая программа, в основу разработки которой положена концепция нестандартного решения заявленной проблемы[2]. Как уже было сказано, создание дизайн-концепции — необходимый и наиболее творческий этап разработки дизайн-программы. Но почему мы говорим о дизайн-концепции здесь, в части, рассматривающей различные аспекты средового дизайна? Создание дизайн-концепции сложного системного объекта (а затем, на основе её, разработка программы) далеко отходит от проектирования отдельных вещей. Предметное проектирование может иметь место на этапе практической реализации программы, но, по обстоятельствам, может ею и вовсе не предусматриваться. Программа вполне может ограничиться рекомендациями по организации деятельности на фирме, по переориентации потребительской ниши её продукции и т. п., можно сказать, что такой дизайн — это совсем не дизайн вещей. Но это — и не формирование предметно-пространственной среды в том понимании, какое мы до сих пор подразумевали. Опять же возможно, что в реализации программы и запланированы проекты интерьеров фирмы или образное решение её выставочных павильонов, но сама работа над дизайн-концепцией имиджа этой фирмы не является проектированием её среды. Так что же в данном случае разрабатывается? Дизайн-концепция объекта — это некое существующее лишь в умозрении будущего состояние со всеми контактами с внешним миром и всеми внутренними смысловыми связями. В любом случае, воображаемый объект на этом, концептуальном этапе носит характер виртуальной реальности. Одновременно системность этого воображаемого объекта, учёт в нем всех его внешних и внутренних связей, формирование сопутствующей этому объекту образности, эмоциональной атмосферы — всё это создаёт целостную и непротиворечивую в своих характеристиках среду (хотя в данном случае уже и не предметно-пространственную!) [5, с. 137-138]. Таким образом, все характеристики среды (её целостность, структурированность, специфичность, эмоциональная окрашенность, субъективность воздействия и пр.) остаются справедливыми и по отношению к такому воображаемому объекту. Уместно подчеркнуть: хотя всякая предметно-пространственная среда обладает системностью, далеко не всякая система требует к себе средового подхода. Дизайн-концепция формирует в воображении некий виртуальный объект, где всё, как в среде, взаимоувязано и всё так виртуально вероятно.
Вопросы для закрепления материала: 1. Что является наиболее креативным, требующим творческого напряжения этапом дизайн-проектировании? 2. Каков культурный генезис (происхождения) дизайн – программ? 3. Какого рода объекты и проблемы требуют дизайн-программирования? 4. Какое место в разработке дизайн-программы занимает дизайн-концепция? Литература
Учебники и учебные пособия
1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002. 2. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993. 3. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970. 4. Методика художественного конструирования. Дизайн- программа. М., 1987 5. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно - образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. – СПб. Питер, 2006. 6. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004. 7. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. 8. В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. - М., «Архитектура - С», 2004, 288 с. 9. В.Т.Шимко. - Архитектурно-дизайнерское проектирование. - М., «Архитектура – С», 2004
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.007 с.) |