Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы индивидуализации проектного образа.
Оригинальность, неповторимость облика конкретных форм средового решения имеют двойную природу. С одной стороны, в их основе лежит «содержательная» самобытность, вытекающая из свежести, новизны дизайн-концепции. Индивидуальные черты могут иметь «поверхностный» характер, который определяет «формальная» оригинальность, как бы наложенная на содержательную концепцию, даже если та не несёт существенных элементов новизны. «Формальная» (т.е. по преимуществу связанная с формой) индивидуализация средовой ситуации генерируется рядом обстоятельств. Во-первых, здесь активную роль играют фантазия, вкусы и мастерство автора: чем больше он знаком с предметом проектирования, чем богаче его профессиональный и культурный опыт, тем больше у него возможностей уйти от стандартных приёмов формирования атмосферы среды. Во- вторых, большое значение имеют культура, требования и терпимость заказчика. Третье обстоятельство – в контексте проектирования включается, причём не столько архитектурно-пространственное, сколько социальный аспект. В зависимости от того какая жизнь породила и окружает объект, он может носить черты молодежной культуры, тяготеть к стилизации или ретро идеям, опираться на техногенные или природные мотивы и т.д. «Работая» при этом либо в контрасте, либо в единстве со стилистическими особенностями «соседей» по средовому ансамблю. Иначе говоря, одним из основных приёмов поиска индивидуальности, остроты, яркости художественного решения среды является – составление альтернативных вариантов, привлекающих в качестве «изобразительных средств». Самые разные темы и образы отделки, ритмической или тектонической организации, нарочно взятые из взаимно исключающих друг друга сфер художественной или дизайнерской культуры. Правильность решения, принятого в процессе анализа варианта, должна пройти авторскую проверку на трёх содержательных уровнях. Тектоническая структура – своего рода фундамент эмоционально-чувственного содержания средового объекта. Палитра вариантов тектонических структур даже только в конструктивных схемах среды бесконечна: от массивных, цельных образований до каркасных, вантовых и надувных. И каждая несёт своё эмоционально-чувственное содержание, которое варьируется в самом широком диапазоне – от абсолютно устойчивых, «вечных» впечатлений эфемерных, сиюминутных, даже мистически сюреальных.
Ассоциативный анализ – выявляющий образные источники конкретных визуальных предложений. Любые формы восприятия средовых ансамблей и комплексов базируются на способности человека соотносить те или иные впечатления (зрительные или психологические) от комплекса или его частей с «восприятием опыта» всей его жизни, с предпочтениями, антипатиями, интересами, воспитанными в человеке семьёй, обществом, практикой личных контактов с действительностью. И этот опыт делит весь мир узнанных человеком форм и явлений на события и объекты «положительные», приятные, к которым хотелось бы вернуться, и «отрицательные», вызывающие отторжение, неприязнь. Но эти же явления могут рассматриваться и с других позиций: запомнившиеся, вызвавшие любопытство, выделившиеся из ряда сходных впечатлений, и такие, что прошли мимо, не возбудив особых эмоций. Соответственно все зрительные впечатления в среде могут ассоциироваться в сознании потребителя с реальными эмоциональными переживаниями прошлого, выстраиваясь по принципу «интересно, скучно», «приятно-отвратительно» и т.д. Т.е. - рассматриваться как источники эмоциональной и идейно-содержательной оценки средового объекта. Пока примерами для подражания при поиске предметно-пространственных форм в средовом проектировании служили природные и «классические» архитектурные образы, тысячелетиями проходившие апробацию на выразительность и глубину содержания. Но сейчас арсенал прототипов формотворчества вырос беспредельно и, отбор тех из них, что в максимальной степени отвечают и задачам авторского замысла и требованиям оригинальности визуальных впечатлений – осложнился чрезвычайно. Стилистические характеристики – отражают в системе присущих (присвоенных) среде образов специфические отпечатки времени, личностных и коллективных отношений к общественному и архитектурно-градостроительному контексту. В классическом толковании «стиль» - это общность образной системы произведения искусства, общность средств художественной выразительности, творческих приёмов, обусловленная единством идейно-художественного содержания этого произведения.
Проблема стиля в дизайне среды рассматривает вопросы индивидуализации средового объекта с особых позиций – его связей с контекстом, архитектурным, художественным и общекультурным. Внешне она говорит скорее о придании объекту черт сходства с некими эталонами вкуса, композиционного совершенства и содержательных ориентиров, выработанных историей искусства. Это - как бы раздел гармонизации, использующей «вечные» визуальные признаки в качестве рецепта безошибочности эстетического результата[1]. Но в современной действительности все обстоит иначе. Сегодня стиль – это узнаваемость работы мастера, таинственная совокупность индивидуальных впечатлений, рассказывающих о личности художника. И «обладать стилем» означает – не быть, как все. Наоборот, это способ выделиться, обозначить свой путь, опираясь на поддержку единомышленников. Иными словами, в наше время стиль – еще одна форма завершения работы над произведением искусства через сравнение его характеристик с общепринятыми идеалами художественности. Классическое понимание термина «стиль» подпадает, под самые разные комплексы визуальных характеристик, от канонических, вошедших в искусствоведческие хрестоматии – ампир, ренессанс, до региональных, неустоявшихся, перетекающих друг в друга. Таковы многочисленные ответвления пост-модерна. А есть и вовсе не отмеченные теорией, «незаконные» направления, слишком индивидуальные или связанные с еще формирующимися объектами. Поэтому возникает необходимость дополнительных определений понятия стиль, помогающих разъяснить его содержательную сущность. Одно из таких разъяснений – констатация достаточно очевидного факта, что в архитектурно-дизайнерском проектировании стиль есть фиксация в комплексе предметно-пространственных реалий, признаков и особенностей наполняющего среду образа жизни. Оно исходит из представления, что дизайн среды вообще – это проектное отражение конкретного образа жизни – исторического, социального, обозначенного профессиональной принадлежностью и т.д. Дело в том, что жизнь (процессы деятельности, общения, бытовые навыки и пр.), её течение, нюансы, технологии, социальные и национальные раритеты – фиксируются, оформляются, направляются к некоей цели предметно-пространственным комплексом нашего окружения. И каждому слагаемому этого комплекса свойственна своя сфера образных установок. Бытовой, промышленный дизайн – отражает образы технологии решения частных задач формирования среды, произведения графического дизайна несут информационные образы, архитектура, арт-дизайн формулируют образы отношения человека (общества) к его жизни и судьбе. Реализуются эти установки в каждом виде дизайна своими средствами, но объединяет их все – единство содержательной основы объекта проектирования, т.е. обстоятельств образа жизни. Поэтому стиль произведения средового искусства включает впечатления обо всех слагаемых параметров и настроений среды – функциональных технологиях, технических устройствах, произведениях декоративного искусства, габаритах пространства, психологических и эстетических установках его использования. Из-за чего каждый отмеченный в истории культуры стиль представляет собой ярко очерченное и точно привязанное к времени явление, нерасторжимую систему моментально узнаваемых зрительных образов, сливающихся в памятник образу жизни данной эпохих[2].
Вопросы для закрепления материала: 1. Какие эвристические приёмы, привлекаемые проектировщиками для создания проектного образа: ситуация выставки, ситуация музея, перевоплощение или заимствование позиций, отождествления себя с проектируемым объектом, сценарное моделирование, заимствование аналогов? 2. В чем проблемы индивидуализации проектного образа?
Литература
1. М. В. Адамчик Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии [Текст]: научно-популярная литература / авт.-сост. М. В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2010. - 191 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1) 2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969. 3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994. 4. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993. 5. К. К. Крючкова. Формирование знаков [Текст]: учебно-метод. пособие. Кн. 6. Комсомольск-на-Амуре: [б. и.], 2009. - 425 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 10) 7. Норман, Д. А. Дизайн промышленных товаров [Текст]: научно-популярная литература / Д. А. Норман. - М. СПб.; Киев: Вильямс, 2008. - 374 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 1) 8. Устин, В. Б.Учебник дизайна [Текст]: композиция, методика, практика / В. Б. Устин. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 254 с. (Имеются экземпляры в отделах: всего 2)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.227.231 (0.013 с.) |