Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2 5 . Инновационная роль дизайна как культурногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Феномена в современной цивилизации. План лекции 1.Культура область человеческой деятельности. 2.Инновация, востребованная рынком. Содержание лекции Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культа, подражание) человека. Проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. Д[3]. Инновация (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»).Которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило вначале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы В настоящее время мы живём в материальном окружении, где активной трансформации подвержены многие аспекты человеческой жизни, тенденции развития сознания, нравов, технических и научных достижений, а во главе данных изменений становятся технология и коммуникация. Современная технология, не являясь социально нейтральной, использует свою социогенную функцию, активно меняет структуру общества и влияет на его духовно-культурное развитие. Становится ясно, что все большее проникновение информационных структур в пространство жизни основывает все новые проблемные сферы, актуализируя необходимость их изучения. Понимание технологии как отдельной сущности мирового развития сегодня меняется на её трактовку, с одной стороны, как проявления сложных интеллектуальных процессов, с другой – как особой среды обитания человека. Феномен технологии диктует нам свои ритмы (производственные, транспортные, коммуникационные), рождает новые потребности, а также меняет саму структуру среды обитания. Именно поэтому информационно-технологическая проблематика является особо острой в контексте организации городской (урбанистической) среды. Сегодня город находится на сложном и противоречивом этапе своей эволюции. «Современный город – это своеобразное отражение информационного общества, его кризисов, тупиков и его возрождений». Мобильная телефония, беспроводной доступ к Интернету, многослойные цифровые инфраструктуры обеспечивают городу непрерывное движение и изменение. Трансформируют многочисленные его процессы, добавляя к урбанистической структуре дополнительный пласт – информационный. Обращение к дизайну в этом случае обусловлено его теоретико-методологическими особенностями, экстраполировать уже существующие проблемы и противоречия материального окружения и поиска новых, идей требующих осмысления. По одному из определений, «дизайн это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом». Именно это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий и позволяет переопределить и зафиксировать человеческие ценности, соответствующие определённому этапу развития социума. Он, в его значении «первичной базовой матрицы жизни», призван преобразовать её условия, гармонизировать отношение между человеком и технологией. В теоретическом смысле основным вопросом данной тематики остаётся то, каким образом современная практика дизайна организует техносферу, ту технологическую среду, в которой во многом трансформируются социально-культурные процессы. «Традиционными средствами формирования городской среды являются планировочно-пространственные архитектурные средства. Однако при её рассмотрении как сложного комплексного образования выделяют не только основной каркас – архитектурные объекты, но и все её предметное наполнение». Роль дизайна в формировании города менялась в зависимости от конкретного исторического и технологического этапа его развития. Например, в 20-е годы она заключалась лишь в управлении стилеобразующими процессами, а в последующем тенденции стилистических изменений стала определять архитектура. В наше время, соединяясь в междисциплинарном теоретическом пространстве, дизайн и архитектура пытаются активно обнажить сущностную картину нашего времени, используя его новейшую метафору – цифровую сеть. Цифровая сеть как базовая организационная форма коммуникационной технологии являет собой совокупность узлов и импульсов, где ядром коммуникации является код. Город, как сложный гибридный организм, имеет способность впитывать в себя всевозможные коды: культурные, социальные, генетический код человека, код ключевой технологии. Сегодня все больше стабильный, исторически сложившийся город, приобретает эфемерный характер, открывая свои новые измерения и пространства, видимые через карту маршрутов GPS, web-камеры, соединённые в сеть, через наш личный опыт: цифровое фото и видео. Отныне наше эмерджентное восприятие городского пространства влияет на его репрезентацию посредством современной проектной практики архитектуры, дизайна и урбанизма. Задачей проектной практики здесь является визуализация неощутимых сложносоставных данных городского пространства в режиме реального времени. Так, описывая опыт индивидуального перемещения, сети транспорта и городских коммуникаций, потоки информации и другие динамические процессы в арсенале средств репрезентации городского пространства мы находим цифровые таблицы, диаграммы, фото изображения и видеоряд, проекционные схемы и средства 3D объёмного моделирования, средства программирования и информационного кодирования. С помощью данных средств мы можем не просто изобразить физические характеристики окружения, но и смоделировать его возможное развитие в будущем, генерируя при этом его пространственную модель на основе климатических изменений, мобильной активности населения, динамики процесса атмосферного загрязнения и других сложносоставных данных. Современная проектная практика отныне провозглашает своим материалом информацию, с помощью которой будут создаваться новые способы взаимодействия человека и его физического окружения. Интерактивные интерфейсы, динамические процессы и городские сценарии могут стать основной формой городской организации. Задействовать информационный слой города и создать сетевую структуру в его пространстве – задача не из лёгких, но решает многие проблемы городской жизни. Так, наполняя урбанистическую среду интерактивными объектами и системами, мы освобождаем необходимое нам свободное пространство, оптимизируем управление городским организмом и его комплексами, повышаем коммуникационные характеристики среды и социальную активность, не забывая об удобстве пользования городским окружением в связи с его адаптивными возможностями и соответствием современным пространственно-временным ощущениям человека. Таким образом, одной из основных задач проектной практики может явиться создание динамических сценариев городской среды, где она призвана воплотить в конкретной городской форме гибридную (имеющее как цифровое, так и физическое наполнение) природу окружения. В этом случае дизайнеру становится уже недостаточно обладать композиционным чувством и методикой проектирования – важно научиться думать в рамках сетевых структур. Ведь именно дизайну, как интегратору комплексных идей и замыслов, отводится роль связующего звена между решениями в отдельных областях городского функционирования и обеспечением комфортного пребывания человека в урбанистическом пространстве в соответствии с его потребностями и уровнем научно-технологического развития общества. Городской дизайн, отрицая свою предметность, расширяет сегодня свои проектные границы, рассматривая город как пространственную форму и как процесс, как сформированное целостное образование и как пульсирующую изменчивую материю, как физическое пространство и ментальный организм. Используя средства и методы цифрового проектирования, дизайн выявляет свою роль в формировании искусственной среды обитания человека через создание новых свойств городского пространства, адекватных его сложной и изменчивой структуре: гибридность, динамичность, адаптивность. Для создания оптимального диалога между человеком и урбанистической средой 21 века современная проектная практика вырабатывает единую методологическую базу, стратегию и логику организации города, опираясь на возможности реализации цифровых интерактивных систем. Для приведения городской среды в соответствие с актуальными социо-культурными процессами важно также понимать имманентность связи «информационная технология – городская организация». Неоспоримо то, что современный город, является огромной сложной инфраструктурой, где можно действовать, реагировать, жить, развиваться и эволюционировать. Тема города и современных информационных технологий ставит определённые вопросы, над которыми в скором времени нужно будет серьёзно задуматься. Каким образом город может вступить с нами в диалог и стать интерактивным? Как сделать так, чтобы он был принят своими жителями в данном амплуа? Нужно отметить, что сегодня все ещё недостаточно разработок, в которых бы информационные технологии применялись в пользу городского жителя, гораздо чаще мы выступаем как пассивные пользователи городского пространства. В контексте преобразования городского пространства важно отметить ключевое место человека в проектной концепции «динамического окружения». Городской житель отныне сможет находиться не в оппозиции к новому городу, к его технологическому содержанию, а являться его основным образующим фактором и гармонично существовать в его технических ритмах. Поэтому наиболее значимыми станут как теоретические, так и практические изыскания дизайна, в частности его междисциплинарных связей с архитектурой, урбанизмом и информатикой[4].
Вопросы ля закрепления материала: 1.Какова инновационная роль дизайна как культурного феномена в современной цивилизации? 2.Что включает в себя понятие инновация?
Литература Учебники и учебные пособия
1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002. 2. Грашин А.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004. 3. Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994. 4. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер М.: Республика, 2006. 5. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993. профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 6. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. 7. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.011 с.) |