Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2 7 . Различия сущностных установок дизайн - прогноза и дизайн - проекта.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции 1. Сущность установок дизайн-прогноза. 2. Установка дизайн-проекта и его сущность. Содержание лекции. Дизайнерская деятельность не только проектная, но и прогностическая, поскольку она не только инновационная, но и прагматическая. Чтобы оставаться прагматичной ей необходимо многое предвидеть. Некоторая мера предвиденья необходима в дизайне по чисто практическим соображениям, но ведь дизайн — это ещё и проектная деятельность, то есть дизайн сам моделирует образ будущего. Возникает дилемма: то ли, опираясь на «экстраполяцию выявленных тенденций» и максимально мобилизуя творческую интуицию, мы пытаемся предвидеть будущее, которое как бы присутствует уже в нашем «сегодня», то ли мы способны сейчас смоделировать некое идеальное состояние этого будущего и разработать род «целевой программы» достижения намеченного результата. Во второй версии воплощается только теперешнее понимание идеального состояния проектируемого объекта, не замутнённые никакими непредсказуемыми флуктуациями будущего. Первый путь можно назвать прогнозным, второй — проектным. Дизайн-прогноз. Прогноз сближается по жанру с тем, что традиционно именовалось откровением. Грядущее сбрасывает свои покровы, открываясь тому, кто в силу каких-либо особых возможностей и талантов способен его узреть. Никакой профессионализм в области дизайна не обеспечивает уникальных способностей визионеров и пророков, так что претендовать на получение откровения путём применения некой методической отмычки было бы несерьёзным. Стоит обратить внимание вот на что: предсказания, «упакованные» в жанр фантастики, часто «попадают в точку», когда они касаются развития каких-либо социальных процессов или технических открытий, и практически всегда терпят провал, если пытаются вообразить облик будущего, реалии его внешних очертаний. Вспомнить на эту тему хотя бы замечательные технические (экстраполируемые!) предвиденья Жюль Верна, пока они не касаются конкретных описаний, что связано уже с формообразованием, эстетикой предметного окружения, его стилем. Произведения в жанре «дизайн-предупреждения» могли бы выявлять и впечатляюще демонстрировать опасности каких-либо определённых путей технологического или социального развития, ещё не улавливаемые обыденным сознанием. В такой форме, не претендуя на «невозможное», дизайн-прогноз мог бы оставаться условностью. Продукт стал бы выступать в качестве концептуального произведения, отрицающего (внутри гуманистической концепции) самое себя. Такое произведение могло бы предупреждать, пугать, открывать глаза — все что угодно, только не утверждать, что будет именно так. В этом видится возможная роль долгосрочного прогноза в дизайне, имеющего своим объектом, в отличие от концептуального искусства, приземлённый, житейский план. Дизайн-проект. В отличие от сказанного, проект — это построение положительного образа будущего, к достижению которого следует стремиться, иными словами — его утопического идеала. Принимая такую позицию в дизайне, мы переводим рассуждения в действенный план, в план сегодняшних усилий по реализации идеала, предложенного эталоном. Проект — это эталон, нормативный образец, для достижения которого выстраивается система мер, разрабатывается профессиональный инструментарий и т. п. Все это создаёт впечатление солидной работы, обоснованности и правомерности волевого вмешательства в развивающуюся реальность. Такая этическая позиция базируется на «механико-рационалистической теории счастья» (С. Л. Франк). Эталон, или нормативный проект, узурпирует право всех живущих на соучастие в творчестве бытия. Самопроизвольно развивающуюся реальность пытаются соразмерить с созданной моделью, которая тут же превращается в «прокрустово ложе»: все не вмещающееся в неё отсекается как мешающее достижению цели. Вообще в этом случае само понятие цели начинает играть преувеличенную роль. Таковым в определённой мере и было понимание «упорядочивающих тенденций» тотального дизайна начала XX века. Будущее ежесекундно и неустанно ткётся из помыслов, устремлений и действий любого живущего на Земле человека; без участия «стихийного» дизайна не развилась бы и профессия дизайнера. Дизайнер в этой ситуации «не дотягивает» до провидца, но самой профессией своей уже выделен из человечества, осуществляющего спонтанный процесс становления будущего. Дизайнер, озабоченный не только проблемами отдалённого и непредсказуемого будущего, но и тем, как он будет понят сегодня, вынужден искать себе место где-то между визионером и обывателем, а свою созидательную деятельность располагать между антиутопией откровения и утопией нормативного, эталонного созидания грядущего. Дизайн, устремлённый в будущее, создаёт свой продукт в напряжённом поле между поступательным движением цивилизации и спонтанными токами культуры, на перепутье объективности и субъективности, логической формулы и эссе. Дизайн — явление пограничное. Он располагается на границе между прогнозом и проектом. Перед дизайнером, стремящимся понять своё место в этой двойственной ситуации, неминуемо встаёт вопрос о свободе воли. От того, как в каждом случае решается этот вопрос, зависят методы работы дизайнера. Дизайнер же должен обладать ещё и умением свободно «плыть» в целостном и вневременном потоке культуры. Как существует «музыкальный слух» или «чувство цвета» — так есть и «культурный слух», то есть развиваемая знаниями интуиция, улавливающая движение подлинной реальности. На этих путях нет победного марша «вперед и выше», здесь можно продвигаться к пониманию нашего завтра, даже пятясь назад, к глубинным истокам культуры. Здесь прошлое интересно не только ради его экстраполяции в будущее, а еще и тем, что в пространстве культуры прошлое, настоящее и будущее не имеют различного ценностного статуса. Изменения, произошедшие в подходе к формированию гармоничного человеческого окружения, заметны не только с позиции дизайнера — они видны и в характере ожиданий его адресата. Восприятие и оценка дизайн-продукта в начале XXI века — иные, чем столетие назад. Интересно задаться вопросом: каково же их содержание сегодня? Вопросы для закрепления материала: 1.Какие установки включает в себя дизайн – прогноза? 2.Какие установки включает в себя дизайн – проекта? 3.В чем заключаются различия сущностных установок дизайн - прогноза и дизайн – проекта?
Литература 1. Бегенау З.Г. Функция, форма, качество / Пер. с немецкого. - М: Мир, 1969. 2. Грашин А.А. Методология дизайн проектирования элементов среды, М.:-Архитектура-С.,2004. 3. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер М.: Республика, 2006. 4. Дизайн. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994. 5. Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационал-функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993. 6. Лe Корбюзье. Архитектура XX века / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970. 7. Методика художественного конструирования. – ВНИИТЭ,1973.-173с.М. 8. Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994.
Тема 28 Определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна» План лекции 1. Понятие «методический идеал». 2. Особенности основного метода дизайна. Содержание лекции.
Известно, что разработка тех или иных методик преследует цель упорядочить и систематизировать конкретную практическую деятельность для достижения необходимого результата наиболее целесообразным и эффективным способом. Такая цель предполагает определённый идеал деятельности, который становится основой соответствующей методики. В зависимости от идеала меняется и тип методики. В дизайне использовались и используются несколько разных методических идеалов дизайн-деятельности. В одних типах методик идеал дизайн-деятельности задан в виде наглядного образца процесса и способа продуктивного решения поставленной задачи на конкретном примере разработки какого-либо объекта в конкретной ситуации. Они служат распространению в массовой практике передового опыта, но не содержат широких обобщений. В других типах методик идеалом деятельности служит не наглядный образец, а нормативная схема процесса деятельности, определяющая последовательность разработки проектной документации по этапам, содержание проектных работ на каждом этапе, требования, критерии и способы оценки качества выполняемых работ. Выполняя организующую роль в работе дизайнеров, методики такого типа не ставят задачу развития творческого мышления, позволяющую каждому дизайнеру искать свои пути оригинального решения проектной проблемы. В третьих типах методик идеалом дизайн-деятельности является логически обоснованный процесс решения проектной проблемы, представленный в виде системы операций. В таких методиках вопросы организации процесса играют вспомогательную роль, главное внимание фокусируется на разработке типологии проектных задач, охватывающей все возможные проектные ситуации, и выявление принципов и средств решения этих задач. Однако это не даёт целостной методической модели дизайн-деятельности, поскольку при таком подходе она разбивается на множество отдельных фрагментов. В четвертых типах методик предметом методического описания является становление объекта разработки, приобретающего в процессе проектирования целесообразную дизайн-форму. Понятие дизайн-формы здесь включает в себя методический приём переноса на объект способа деятельности, благодаря чему объект предстаёт как саморазвивающийся, форм. Основной проблемой методик такого типа оказывается определение специфики объекта деятельности, тесно связанное с пониманием дизайн-формы. Попытки определить её обнаруживают в этом случае зависимость от представлений о самой дизайн-деятельности, что свидетельствует о недостаточной полноте принятого методического изображения дизайн-деятельности и затрудняет идентификацию модели формообразования с конкретными проектными ситуациями [19]. Таким образом, проблема определения методического идеала дизайн-деятельности, в котором выявлялась бы её специфика, в рассмотренных типах методик остаётся открытой. «Методика должна не только содержать в себе определённый идеал деятельности, но и сознательно объявлять его» [19, с. 8]. Выше отмечалось, что дизайн является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на индустриальное производство. Наряду с существовавшими видами проектирования (архитектурным, инженерным) в начале ХХ в. сформировался еще один его вид – художественное конструирование и соответствующий ему социальный институт деятельности – дизайн. Методический идеал дизайнерской деятельности характеризуется следующими признаками. Во-первых, включением в структуру этой деятельности всех базисных форм проектной деятельности – критики, исследования, проектирования (технологического, морфологического, функционального). Во-вторых, соединением этих форм с особой проектной идеологией, выдвинувшей задачу формирования новых культурных образцов изделий (их комплектов, ансамблей, комплексов, систем, предметной среды); в-третьих, обогащением базисных форм проектирования рядом дополнительных функций; в-четвертых, выявлением в проектной идеологии дизайна художественной идеологии как её сущности [19]. «Эстетическое сознание и художественный метод мышления стали той основой, на которой формировался дизайн как деятельность по проектированию культурных образцов. Дизайнер, проектируя предметный мир для человека, ориентируется на целостные и социально конкретные образцы жизнедеятельности, моделируемые также и с помощью художественного воображения. Дизайнер – это художник, работающий в материале техники и промышленности. Он должен уметь мыслить категориями техники и говорить с инженером на одном профессиональном языке» [19, с.11]. Основным методом дизайна (воплощающим наиболее плодотворный методический идеал дизайн-деятельности) является художественно-образное моделирование объекта дизайн-проектирования посредством композиционного формообразования. Дизайн призван включать продукты техники в мир материально-художественной культуры путём создания культурных образцов изделий (их комплексов, систем), способствуя формированию гармоничной предметной среды в зависимости от условий социального функционирования дизайн-деятельности. . Каким этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются проектные исследования?
Литература
1.Большой англо-русский словарь: в 2 т./ Под общ. руковод. д-ра филол. наук, проф. И. Р. Гальперина и д-ра филол. наук, проф. Э. М. Медниковой. – 4-е изд., испр., с доп. – М.: Рус. яз., 1987. – Т. 1. – 1038 с. 2. Медведев, В. Ю. Принципы и критерии эстетической оценки промышленных изделий – произведений дизайна: учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: СПГУТД, 2006. – 75 с. 3. Методика художественного конструирования / Ю. Б. Соловьев и др.; под ред. Ю. Б. Соловьева, В. Ф. Сидоренко, А. Л. Дижура, Л. А. Кузьмичева, Д. Н. Щелкунова. – М.: ВНИИТЭ, 1983. – 166 с. 4. Основные термины дизайна: краткий справочник - словарь / отв. ред. Л. А. Кузьмичев. – М.: ВНИИТЭ, 1988. – 88 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.247 (0.011 с.) |