Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Постмодернизм его «след» в идеологии средового
Подхода. Дизайн пространственной среды и его особенности План лекции 1. Особенности дизайна пространственной среды. 2. Методические приёмы «включённого»проектирования городской среды. 3. Параметры функциональной и эстетически полноценной среды.
Содержание лекции В определённый исторический период, в 70-е - 80-е годы ХХ века, в мире заметно изменилось отношение к тому, что уже сложилось до нас, сменилась и нравственная оценка волевого вмешательства в реальность. Это оказало заметное влияние на отечественную дизайнерскую практику. Позиция нового времени внесла поправки в понимание роли и места дизайна в обустройстве человеческой жизни, в определение сферы его влияния, масштабов притязаний и т. д. Если идеология «тотального» проектирования совпадала с эпохой модернизма, то идеология «включённого» сформировалась на фоне новых идей философии постмодерна. Во главу угла ставилось рациональное начало эпохи модернизма, и на его основании постулировалась возможность уничтожения «отживших форм» ради замены их свежими решениями, несущими миру обновление. В новой реальности раскрывалась несостоятельность сугубо рациональных подходов, бесперспективность полного контролирования социальных процессов - и на этой основе складывалось более внимательное и уважительное отношение к традиции и интуитивному началу в творчестве. Средовой подход, его развитие стало естественной реакцией на изменившееся миропонимание. Системные, вероятностные и экологические представления отразило новое знание о бессознательном, о роли мифологических структур в мышлении современного человека, что и впитал в себя средовой подход с его опорой на интуитивизм, на бережное отношение к уже сложившейся «средовой атмосфере». Этот подход сформировался на фоне постмодернизма и в контексте его идеологии. В обсуждении отечественными авторами находок и утрат новой, постмодернистской картины мира можно найти и скептические, и восторженные оценки. Скептическое отношение к философии постмодернизма основывается, прежде всего, на том, что это миропонимание, как утверждается его критиками, не привнесло в культуру новизны, остановившись на отрицании предыдущей модели (что зафиксировано и в его имени, из утверждения: «после» — значит «вместо») [4,с.124-125]. Постмодерну ставится в упрёк расшатывание основ привычного мировоззрения при отсутствии предложений по его стабилизации на новых основаниях. Выражается опасение, что вследствие стирания всяческих границ между стилями, понятиями из-за сближения постмодернистского мышления с поэтикой нонсенса и абсурда человек окончательно утрачивает ясные, обозначенные границы личности. Смена предыдущих стилевых формаций (ренессанса, барокко, классицизма, романтизма, модернизма), действительно, - значимые изменения внутри одной парадигмы, утверждавшей центральное значение привычной логики. Школа познавательных стратегий расшатывания всяческих «единств» и есть постмодернизм. Одновременно - это и школа формирования нового мышления, стремящегося размыть традиционные понятийные оппозиции (такие как «субъект - объект», «целое - часть», «внутреннее - внешнее», «Запад - Восток», «наука - искусство» и т. д.). Отмечалось, что такое явление, называемое диффузностью, свойственно архаическому типу мировосприятия, и оно же отличает мышление «средового субъекта». Философия постмодернизма, называемая ещё Нео архаикой, действительно размывает рамки «двухмерного мира» - мира двоичных противопоставлений, основанного на логике «или/или», но вряд ли можно полностью согласиться, что она не предлагает иных измерений реальности. Новая философия даёт возможность найти промежуток между непримиримыми прежде категориями. Идеология постмодернизма - это методологическая база компромиссов и диалогов. Разве уже одно это — не весьма своевременный и ценный вклад в культуру?! Постмодернизм, по мнению В. Алтухова [1], предлагает логическую формулу, располагающуюся между логическим фундаментализмом (логоцентризмом) и классическим плюрализмом (многомерностью). Возможно, человечество уже создало такое множество объектов «второй природы», а современные средства информации обеспечили им такую массовую доступность, что стало естественным рассматривать их как первичный материал и творить новые произведения, сопоставляя, трансформируя, комбинируя содержащиеся в них и уже обросшие аллюзиями и ассоциациями образы и сюжеты.
Г. Л. Тульчинский интерпретирует три стадии смысловой динамики таким образом: 1) делание привычного необычным за счёт изъятия его из привычного контекста восприятия; 2) игра с отстранёнными смыслами и значениями; 3) выстраивание нового смыслового ряда из отстранённых смыслов (монтаж, агрегация, новый синтез, новая функция и т.п.). Напрашивается очевидная параллель между приведённой логикой и процессом инновационного дизайна [6,с.35-53]. С методом деконструкции типологически сближается давно зарекомендовавшая себя в дизайне процедура проблематизации - методика расширения смыслового поля проектной задачи, имеющая своей целью поиск нестандартных решений, необходимых в дизайне. А вот как видит задачу метода деконструкции другой автор, отмечающий, что роль его в том, чтоб показать в тексте (в художественном произведении любого вида или жанра) значимость внесистемных, маргинальных элементов, которые прежде выносились на обочину сознания, на периферию культуры: «Всякий текст живёт среди откликов, "перекличек", "прививок", "следов" одного текста в другом. След важнее и первичные любой системы: это отсрочка во времени и промежуток в пространстве» (Н. С. Автономова). Мы уже отмечали, что возвращение маргинальных элементов в ядро культуры знаменует нарастание культурной динамики. Итак, свойственный постмодернизму стиль художественного мышления включает следующие свойства: - метафоричность (включая эстетику нонсенса и абсурда); - ироничность (но не сарказм); -полистилистичность (но не эклектика); -следование эстетике деконструкции, то есть использование готовых форм в построении авторского текста (но не плагиат); - внимание к историческим и этническим реалиям. Все эти качества присущи «комплементарной» стратегии освоения действительности и специфике средового восприятия. Таким образом, можно сказать, что место преобразовательного пафоса и революционной самоуверенности проектировщика занимает установка на провоцирование эволюционных культурных мутаций, на деликатное, экологичное вмешательство в уже сложившееся состояние объекта[4,с.127-128].
Вопросы для закрепления материала: 1. Какая связь идеологии средового подхода в дизайне с основными позициями постмодернизма? 2. Чем отличается дизайн предметно-пространственной среды от традиционного дизайна вещи? 3. Каковы структурные единицы проектирования каждого из подходов и роль в них времени и пространства? 4. Каковы параметры функциональной и эстетически полноценной предметно-пространственной среды? 5. Как параметры функциональной и эстетически формируются на пересечении основных характеристик среды и различных уровней ее восприятия? Литература: Учебники и учебные пособия
1.Бхаскаран JT. Дизайн и время: Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. / Пер. с англ. М.: АРТ-РОДНИК, 2006. 2.Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 3.Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970. 4.Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. 5.Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.185 (0.012 с.) |