Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Техническое, морфологическое и функциональное проектирование промышленных изделий. Художественное конструирование как тип проектной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции 1. Технологическое, морфологическое и художественно-образное проектирование. 2. Художественное конструирование как тип проектной деятельности.
Содержание лекции Попытки выяснить действительную природу дизайна через литературу о нем наталкиваются на значительные затруднения. Авторы книг о дизайне как области практической (чаще всего практикующие дизайнеры) довольно подробно рассматривают условия функционирования дизайна через условия работы и задачи дизайнера, но, как правило, ничего не сообщают о содержании деятельности дизайнера, другие, описывая содержание, полностью игнорируют реальные условия практики дизайна, в лучшем случае прямо пересказывая первых. За последние полвека практика дизайна претерпела множество изменений: работа индивидуальных художников в большинстве случаев сменилась работой целых коллективов или отделов дизайна в системе фирмы, или независимых дизайн-фирм. В то же время, как ни странно, постановка теоретических вопросов за эти полстолетия не принесла ничего существенно нового. Практика перестроилась полностью — в дизайнерских отделах и фирмах возникают новые виды работы художника, происходит разделение труда внутри проектирования; не удивительно: персонал отдельных дизайн-фирм превышает сотню человек, а штат крупнейшего в мире отдела дизайна в компании «Дженерал моторс» превышает тысячу различных специалистов. В то же время одна из последних теоретических работ в области дизайна — книга профессора Королевского колледжа искусств, в Лондоне Дэвида Пая под названием «Природа дизайна», как и предыдущие работы, описывающие «дизайн вообще», — даже не упоминает об этом. Аннотация к этой книге очень характерна: «В своей книге профессор Пай задаёт вопрос, чем является дизайн; что означает функция в научной постановке вопроса; не играет ли экономика более существенную роль, чем технические или физические свойства; и есть ли какие-нибудь ограничения в технике; может ли быть любой дизайн даже в теории «чисто функциональным», чисто утилитарным, ничего не оставляя свободному выбору, искусству. Он исследует эти вопросы детально, без профессионального жаргона, в поисках базисной теории дизайна, который её ещё лишён» [3]. Для того чтобы убедиться, что «природа дизайна», описанная таким образом, по крайней мере не исчерпывает действительного содержания дизайнерской деятельности, достаточно сравнить эту аннотацию с несколькими объявлениями в журнале «Industrial Design». «Мыслящий дизайнер может анализировать потребности, формулировать и представлять программы и творческие решения и проводить их промышленную реализацию. Ищет разнообразные проблемы в производстве или дизайн-бюро. Шесть лет опыта». «Бостонское консультативное бюро ищет опытного дизайнера, имеющего опыт в создании разнообразной продукции — нести ответственность за комплексное решение проекта, включая связи с клиентами». Десятки подобных объявлений спроса и предложения образуют резко отличающуюся от благополучного образа «дизайна вообще» картину действительных проблем новой профессии. Связь между этими действительными проблемами и «дизайном вообще» оказывается очень сложной. Сложность заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстаёт от изменений действительности. Единственным выходом в подобной ситуации является многослойный анализ деятельности во всех её проявлениях — без этого анализа у исследователя просто нет средств для того, чтобы понять, с каким явлением он все-таки имеет дело. Мы постараемся понять в дальнейшем, что сделано в этом отношении в западных концепциях дизайна, здесь нам важно лишь очертить всю сложность проблематики профессиональной деятельности художников-проектировщиков. Согласно традиционным представлениям такая деятельность существовать не может, но раз она все же существует, значит, представления нужно довольно радикально переосмысливать. Технологическое, морфологическое и художественно-образное проектирование - это не автономные процессы, а целостные, они выступают единым блоком. Их отличие носит методический характер и основано на различных целях проектирования. На отдельных этапах тот или иной аспект может преобладать, но все они сводятся в общий дизайн-процесс. Например, сосредоточив внимание на художественной стороне, дизайнер основывается на определённой функции изделия; образ и функция материализуются в морфологии, а последняя немыслима без материала и технологии. Таким образом, все аспекты проектирования взаимосвязаны и находятся в зависимости друг от друга[4]. Бурное развитие общества потребовало соответствующего предметного оформления. Возникшие в связи с этим задачи вначале пытались решать путём привлечения ремесленных прототипов и их переконструирования и технологического проектирования. Но чтобы не потерялась связь с потребителем, промышленность и общество в целом нуждались в проектировщиках, умеющих переосмыслять функции вещей в соответствии с новыми потребителями. По отношению к этой задаче морфологическое и технологическое проектирование имеют вспомогательное, служебное значение, связанное с материализацией функций, но сами функции вещи, если они не задаются ремесленными прототипами, должны быть смоделированы заново. Эту функцию берет на себя функциональное проектирование, главный принцип которого проектировать не вещи, а функциональные процессы и эффекты. Этот принцип сформирован в 19 веке и актуален поныне. «Проектировать не светильник, а освещение, не кресло – а комфорт»[6,с.-56-79]. Рассмотрим типичную задачу морфологического проектирования – частичное переконструирование объекта без изменения основной функции. Функциональное проектирование может осуществляться, только опираясь на морфологическое и технологическое проектирование, поскольку функция должна воплотиться в конкретной материальной форме. В создание вещи задача, как образа культуры, ни технологически, ни в функциональном, а также ни в морфологическом проектирование не ставилась. Художественное конструирование как тип проектной деятельности. Конфликт образовался с возникновения промышленного производства в результате внедрения новых промышленных продуктов в сложившуюся культурную среду и вызвал резкую отрицательную реакцию общества. Он отражал факт глубокого разрыва, произошедшего в системе воспроизводства предметной культуры. Сложилась ситуация, когда прежние культурные образцы предметов, воплощавшие в себе целостные образы социокультурной жизнедеятельности людей, были разрушены, а новые образцы, соответствующие новым формам жизнедеятельности, ещё не были созданы. В связи с этим была поставлена задача переосмысления ремесленных культурных образцов с точки зрения нового содержания действительности [3, с.37]. Можно сказать, что сначала эта задача решалась только на уровне художественной идеологии, т.е. независимо от проектной деятельности и практического преобразования предметной среды, т.к. сама проектная деятельность ещё не имела достаточно развитого базиса. Когда же этот базис сформировался, художественная идеология соединилась с проектной практикой, образовавшей художественное конструирование.
Вопросы для закрепления материала: 1. Что такое технологическое, морфологическое и художественно-образное проектирование? 2. Какова суть художественного конструирования как типа проектной деятельности?
Литература 1. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/ С.Михайлов, Н.Дембич,.В.Захаров, ЛЛистовская и др. Под ред. С.Михайлова.- Казань: ДАС, 1994. - 120 е., ил. 2. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 3. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970. 4. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. 5. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004. 14. Морфология вещи. Морфологические свойства вещи:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.94.189 (0.009 с.) |