Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды. Структура средового дизайна: архаизмы, сленгСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План лекции
1. Понятия «Городская среда». 2. Семиотическая модель (модель проектного языка) городской среды. 3. Мифологемы, архетипы и стереотипы, составляющие представления о конкретном городе, бытующие в массовом сознании.
Содержание лекции
Наиболее привычное словосочетание «Городская среда», а её эмоционально чувственное переживания знакомо каждому горожанину. А также, те, кто живёт в сельской местности, тоже бывают в городах и, возможно, даже острее ощущают их урбанизированную атмосферу. Дизайн городской среды, или урбодизайн, - особое направление профессиональной деятельности, следующее средовому подходу, которое до сих пор у нас еще не полностью осознано и разработано в своих организационных и методологических формах. Работа в дизайне городской среды тесно связана с деятельностью других, получивших значительно более солидный статус, градоформирующих профессий - это архитекторы, художники монументального искусства, реставрации, сотрудники службы озеленения, благоустройства среды. Освоение понимания предметного окружения фиксирует наше внимание на самом её средоточии, на её субъекте — его ожиданиях, предпочтениях, побуждениях, вкусах, стереотипах сознания и том его мифологическом слое, который реализуется в средовом поведении на уровне автоматизма. Отсчёт характеристик среды от её субъекта определяет перенос внимания с панорамного видения города (характерного для взгляда классического градостроителя или архитектора) - на соразмерный человеку ближний план - и на тот слой городского оборудования, который в той или иной мере «втянут» в прямое взаимодействие с человеком. Переключение на «ближнее видение» послужило проникновению и в архитектурное или искусствоведческое мышление, традиционно ориентированное на шедевр, на единичное, внимание обыденному, сиюминутному. В восприятии среды можно выделить его рациональную и иррациональную составляющие. Рациональные представления о функционально и эстетически полноценной среде имеет смысл подробнее рассмотреть в следующей главе, поскольку такие требования со стороны средового субъекта легко систематизировать и превратить в инструмент проектирования. Бессознательные же ожидания и эмоциональные реакции труднее формализуются, но от этого не становятся менее значимыми - особенно при попытке проектировщика идентифицироваться со средовым субъектом для реализации проектной идеологии «включённого» проектирования. С этой целью полезно представить себе: - семиотическую модель (модель проектного языка) городской среды, сквозную для любого городского организма; - мифологемы, архетипы и стереотипы, составляющие представления о конкретном городе, бытующие в массовом сознании. Градостроительство - наиболее крупный почерк, каким материальная культура пишет свою историю. Подобно эпосу, это повествование медлительно, протяжённо во времени и втягивает воспринимающего вглубь себя. Подобно ему же оно жизнеспособно своей непрекращающейся актуализацией (вновь возрождающейся актуальностью). Этот перманентный процесс обновления обслуживается наиболее способной к изменениям, подвижной «аранжировочной тканью», создание которой и является областью урбодизайна, его материальным выражением[6,с.117-118]. В сравнении с эпичностью городской архитектуры «аранжированную ткань» города можно уподобить жанру анекдота (см. далее). Соединение «эпоса» архитектуры и «анекдота» городского дизайна порождает актуальное «средовое высказывание», которое всякий раз соотносится с какой-либо определённой культурной моделью (главенствующим архитектурным стилем). Различаясь выразительными средствами, эти «высказывания» обладают устойчивой языковой структурой: архаизмы, «осадочные» элементы «средового языка» - те черты традиционного в облике города, которые наделяются в массовом восприятии особой ценностью историзма; сленг, «не отстоявшиеся» элементы «средового языка» - те черты остро современного в облике города, которые возникают независимо от его архитектурного стиля. Сочетание «архаизмов» и «сленга» определяет противоречиво функционирующую структуру, близкую по типу языку массовой культуры или, как уже сказано было, языку анекдота. К архаизмам «средового высказывания» следует отнести: мифологемы города и отдельных его элементов, воплощённые в таких объектах или понятиях, как Стена, Врата, Путь, Поворот, Перекрёсток, Центр, Периферия и т. п.; стереотипы, осевшие в массовом сознании относительно образа данного города; память стилей, понимаемых как культурные модели, которые оставили свой след не только в городской архитектуре, но и в общественных представлениях об этом городе. Именно через архаизмы передовой речи» выражается понятная массовому сознанию ценность историчности как таковой (что, по утверждению, несколько отличается от профессиональных представлений об исторических и культурных ценностях). Через их посредство осуществляют себя силы самосохранения «средовой атмосферы» конкретного города или какой-то отдельной его территории. Динамичность среде как семиотическому высказыванию придаёт второй её структурный компонент - сленг. Сиюминутная ценность такого «высказывания» находится вне архитектурной «литературной речи», отражающей сложившуюся культурную модель, даже диссонирует с ней. Однако именно «сленговые» элементы среды представляют собой резерв её развития, предвосхищают языковые сдвиги. В формирование языка городской среды участвуют три структурных компонента: - архаизмы - «осадочные» элементы языка: мифологемы, архетипы, стереотипы; - литературная речь - культурная модель, запечатлённая в архитектурном стиле; - сленг — «не отстоявшиеся» элементы языка: сиюминутный ответ на «средовые ожидания», входящие в диссонанс со сложившейся культурной моделью. Каждый из этих компонентов необходим для формирования полноценной предметно-пространственной среды; без первого компонента она теряет свою глубинную эмоциональную связь с человеком, без последнего компонента - внятную сегодня выразительность, без среднего компонента - опору в культурной норме. Но все сказанное - это общие представления об особенностях языковой структуры городской среды как таковой. [9,c. 77-88]. А как же сформировать в своём воображении целостный образ среды конкретного города, ощутить состояние его особой, только ему присущей «средовой атмосферы»? Для каждого города такой образ будет своим - поэтому продемонстрировать реконструкцию такой процедуры можно только на конкретном примере. Для нас наиболее близким примером, конечно, является Петербург. Мифологемы, архетипы и стереотипы Петербурга. Знаками его, одновременно соседствующими и враждующими, выступают образы-символы Вода и Камень[7,c. 119]. Общеизвестна роль Воды при строительстве города. Выбор его места решил выход к морю. По примеру Венеции и Амстердама он был задуман, как вырастающий из воды - весь Васильевский остров в проекте мыслился сетью каналов. Низкая болотистая местность определила великое множество малых речек, в соответствии с духом времени забили многочисленные фонтаны. Со временем каналы и малые реки засыпались, фонтаны приходили в негодность. И именно вода - наводнение - стала источником постоянной опасности для этого города. Мы помним, что в мифопоэтической картине мира Вола, так называемый амбивалентный знак - это символ зарождения самой жизни и символ гибели, конца, символ диалектического перетекания добра и зла в свою противоположность. Роль Камня в мифопоэтической картине мира не отражена энциклопедией «Мифы народов мира», но семантика его (значение, смысл) может быть реконструирована из сложившейся фразеологии и также окажется неоднозначной (амбивалентной). Общеизвестен указ Петра I о каменном строительстве Петербурге: здесь можно было строить только из камня, но и из камня можно было строить только здесь (особо тесная увязка города и камня). Вначале Камень для города выступал символом надёжности, нерушимости, защиты («как за каменной стеной», «слова твёрже камня»), «работало» исконное библейское значение символа. Со временем в сознании горожан начинается трансформация семантики Камня, он становится символом сдержанности, скрытности, непроницаемости («каменное выражение лица») - это уже город, отторгаемый Гоголем. Ещё позже Камень - уже символ чёрствости, жестокости, бесчувственности («каменное сердце») - город, пугающий Достоевского. В наше время, в 80-е годы, общество стало свидетелем того, как обе эти сквозные темы встретились в весьма реальной фигуре дамбы. Решение о строительстве этого сооружения опиралось на прочтение символа воды как зла (наводнения), а символа камня как добра (защита). Затем в общественном сознании произошла инверсия их смыслов: вода стала восприниматься как символ очищения (утверждалась положительная роль наводнений в экологии региона), а камень - как символ насилия над природой. Каждая эпоха оставила в его историческом образе свой неизгладимый след. Таковы: - барокко с его пышной театрализацией жизни; - классицизм с его строгой регулярностью и нормативной эстетикой; - эклектика с её романтизмом и нарастающей урбанизацией; -модерн с его изысканной утончённостью и системным подходом к эстетической организации среды. Каждый из этих этапов оставил в представлениях о городе, бытующих в массовом сознании, свой «нерастворимый осадок». Но анализ его содержания слишком далеко увёл бы нас от основной темы[6]. Результат этих рассуждений с их авторской интерпретацией в воображении проектировщика вырисовывает представление о том, какие же качества городской среды могут быть востребованы горожанами. В основании этого - не только одни практические соображения комфорта. Представим себе эмоциональную окраску бессознательных ожиданий от «средовой атмосферы» конкретного города, основываясь на мифологемах, архетипах и стереотипах, сложившихся в массовом сознании по его поводу.
Вопросы для закрепления материала: 1. Что такое «городская среда» и в чем заключается её эмоционально чувственное переживания? 2. Какова семиотическую модель (модель проектного языка) городской среды? 3. Какую роль играют в проектировании городской среды мифологемы, архетипы и стереотипы, составляющие представления о конкретном городе?
Литература Учебники и учебные пособия
1.Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры.- М.: Прогресс-традиция, 2002. 2.Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество. / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969. 3. Голосовкер Я. Э. Логика мифа.- М.,1987. 4.Дизайн в высшей школе. - М.: ВНИИТЭ, 1994. 5.Курьерова Г.Г. Проектный реализм, рационального - функционализм и проблема объективного метода / Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна. - М.: ВНИИТЭ, 1993. 6. Корбюзье. Архитектура XX века. / Пер. с франц. - М: Прогресс, 1970. 7.Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно - образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. 8.Сто дизайнеров Запада. М.: ВНИИТЭ, 1994. 9.Юсфин И. А.(Розенсон И.А.).Человек для среды или среда для человека// Искусство Ленинград - 1989.- № 5.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.215.149 (0.008 с.) |