Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 21. Становление и трансформация смыслового значения термин «дизайн». Представления о профессии «дизайн» теоретиков хх века
План лекции 1. Смысловое значение термина «дизайн». 2. Представления о профессии «дизайн» теоретиков xx века. Содержание лекции. Слово дизайн появилось впервые около четырёх веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение означало - рождённая у художника и внушённая Богом идея - концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года даёт аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». В современном переводе с английского языка означает замысел, проект, чертёж, рисунок. Дизайнер - это специалист, проектирующий изделие с максимально возможным учётом положительных связей в системах, функционально взаимодействующих с этим изделием. Представленное определение расширяет сферу профессиональной деятельности дизайнеров, но существенно ограничивает наше понимание обсуждаемого предмета. Процесс дизайна осуществляется при наличии трёх адекватных факторов - необходимость, готовность и озарение. Результат дизайнерской деятельности (дизайн-проект) должен представляться в виде чертежей, и наглядных материалов. Тем не менее, нельзя забывать, что дизайн - процесс творческий, поэтому не исключается субъективный фактор, влияющий на стиль самого изделия.
Вопросы для закрепления материала: 1. Каково происхождение термина «дизайна» и как выглядит (по Оксфордскому словарю) историческая трансформация его смыла? 2. Чем, по мнению западных исследователей и практиков дизайна XX века, является, этот вид деятельности?
Литература: 1. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/ С.Михайлов, Н.Дембич, 2.В.Захаров, ЛЛистовская и др. Под ред. С. Михайлова.- Казань: ДАС, 1994. - 120 е., ил. 3. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004. 4. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970. 5. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006. 6. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.
Тема 2 2. Проектные исследования. Их место в процессе художественного конструирования. Ретроспективное, конструктивное и перспективное моделирование в дизайнерском процессе. План лекции 1. Определение одного из этапов работы дизайнера проектные исследования. 2. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов.
Содержание лекции.
Этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются проектные исследования. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов. Начинается работа с изучения технического задания на проектирование, в котором даётся информация о назначении и принципиальном устройстве проектируемого объекта, о предъявляемых конструктивных, технологических и эргономических требованиях, особенностях и возможностях производственной базы требуемых связях с предметным окружением. На стадии проектных исследований дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строит специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведётся патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области. В процессе проектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего изделия. Однако эти первые идеи – композиционные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические – начинают материализоваться лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете[3]. Для сложных и особо ответственных объектов вводятся дополнительные стадии – фор-проект или дизайн-концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров. Своеобразная “мозговая атака”. В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-технологическим, эргономическим, художественно-стилистическим, функционально-компоновочным. Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.
В отличие от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал традиционных графических и пластических средств, дизайн-концепция носит более абстрагированный характер. В её задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобразительными формами содержат различные схемы, графики, логические модели и т.п. материалы. И в работе над дизайн-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теоретической базой для последующих проектных поисков и выполняется для особо сложных и ответственных объектов, не имеющих аналогов. Самый распространённый метод моделирования — ретроспективное моде лирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а даёт возможность совершенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является конструктивное моделирование, т.е. видоизменение функций и морфологии вещи (морфология вещи — материальная форма вещи, организованная в соответствии с её функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным (совершенствуются функции и форма вещи); переходным (функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств — в качестве примера из дизайна одежды можно привести направление деконструктивизма в дизайне); проективным (функции и форма вещи создаются вновь — творчество японского дизайнера одежды И.Мияке). Самым инновационным методом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование (или проектное прогнозирование), которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способствовать достижению этих перспектив[4].
Вопросы для закрепления материала:
1. Каким этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются проектные исследования? 2. Какова цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов?
Литература:
1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002. 2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969. 3. Медведев, В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 2-е изд., испр. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 108 с. 4. Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис. д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / МВХПУ – М., 1975. – 41 с. 5. Разработка терминологического аппарата дизайна: метод. материалы / отв. ред. Г. Л. Демосфенова. – М.: ВНИИТЭ, 1982. – 118 с. 6. Розенталь, Р. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Ратцка; пер. с англ. и указатели Д. В. Сильверстова. – М.: Искусство, 1971. – 249 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.006 с.) |