Тема 21. Становление и трансформация смыслового значения термин «дизайн». Представления о профессии «дизайн» теоретиков хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Становление и трансформация смыслового значения термин «дизайн». Представления о профессии «дизайн» теоретиков хх века



План лекции

1. Смысловое значение термина «дизайн».

2. Представления о профессии «дизайн» теоретиков xx века.

Содержание лекции.

Слово дизайн появилось впервые около четырёх веков назад и однозначно употреблялось во всей Европе. Итальянское выражение означало - рождённая у художника и внушённая Богом идея - концепция создания произведения искусства. Оксфордский словарь 1588 года даёт аналогичную интерпретацию этого слова: «Задуманный человеком план или схема чего-то, что будет реализовано, первый набросок будущего произведения искусства». В современном переводе с английского языка означает замысел, проект, чертёж, рисунок.

Дизайнер - это специалист, проектирующий изделие с максимально возможным учётом положительных связей в системах, функционально взаимодействующих с этим изделием. Представленное определение расширяет сферу профессиональной деятельности дизайнеров, но существенно ограничивает наше понимание обсуждаемого предмета. Процесс дизайна осуществляется при наличии трёх адекватных факторов - необходимость, готовность и озарение. Результат дизайнерской деятельности (дизайн-проект) должен представляться в виде чертежей, и наглядных материалов. Тем не менее, нельзя забывать, что дизайн - процесс творческий, поэтому не исключается субъективный фактор, влияющий на стиль самого изделия.

 

Вопросы для закрепления материала:

1. Каково происхождение термина «дизайна» и как выглядит (по Оксфордскому словарю) историческая трансформация его смыла?

2. Чем, по мнению западных исследователей и практиков дизайна XX века, является, этот вид деятельности?

 

Литература:

1. Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/ С.Михайлов, Н.Дембич, 2.В.Захаров, ЛЛистовская и др. Под ред. С. Михайлова.- Казань: ДАС, 1994. - 120 е., ил.

3. Ермолаев А.В. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер.: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2004.

4. Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970.

5. Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно- образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2006.

6. Папанек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.

 

Тема 2 2. Проектные исследования. Их место в процессе художественного конструирования. Ретроспективное, конструктивное и перспективное моделирование в дизайнерском процессе.

План лекции

1. Определение одного из этапов работы дизайнера проектные исследования.

2. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов.

 

Содержание лекции.

 

Этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются проектные исследования. Цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов.

Начинается работа с изучения технического задания на проектирование, в котором даётся информация о назначении и принципиальном устройстве проектируемого объекта, о предъявляемых конструктивных, технологических и эргономических требованиях, особенностях и возможностях производственной базы требуемых связях с предметным окружением.

На стадии проектных исследований дизайнер проводит фотофиксацию и зарисовки, необходимые обмеры исходной ситуации или прототипа, хронометраж операций пользователя, строит специальные соматографические схемы, проводит опрос потребителей и многое другое. Кроме того, ведётся патентный поиск, работа с архивами, библиотеками и информационными центрами по изучению аналогов и ознакомлению с передовым отечественным и зарубежным опытом в этой области.

В процессе проектных исследований уже появляются первые образы, смутные очертания формы будущего изделия. Однако эти первые идеи – композиционные, конструктивные, функционально-компоновочные, художественно-стилистические – начинают материализоваться лишь в процессе эскизирования – графического выражения замысла в эскизе, в рабочем макете[3].

Для сложных и особо ответственных объектов вводятся дополнительные стадии – фор-проект или дизайн-концепция. Первый предусматривает многовариантный графический и пластический поиск основной идеи проектируемого объекта, проводимый зачастую на конкурсной основе между отдельными группами дизайнеров.

Своеобразная “мозговая атака”. В результате фор-эскиза отбирается вариант (или варианты) для последующей проработки по отдельным аспектам: конструктивно-технологическим, эргономическим, художественно-стилистическим, функционально-компоновочным. Зачастую стадию фор-эскиза используют для получения материала, на основе которого затем составляют детальное техническое задание на эскизный проект.

В отличие от фор-эскиза, где для выражения идеи дизайнером используется главным образом арсенал тра­диционных графических и пластических средств, дизайн-концепция носит более абстрагированный характер. В её задачи входит разработка обоснованных принципов формообразования проектируемого объекта, как правило, на научной основе. Поэтому, представляемые на стадии дизайн-концепции материалы наряду с традиционными изобразительными формами содержат различные схемы, графики, логические модели и т.п. материалы. И в работе над дизайн-концепцией работает, как правило, коллектив специалистов из различных областей смежных знаний. Концепция становится теоретической базой для последующих проектных поисков и выполняется для особо сложных и ответственных объектов, не имеющих аналогов.

Самый распространённый метод моделирования — ретроспективное моде лирование, основанное на анализе прототипов и аналогов и постановке на базе этого анализа проектной задачи. Однако этот метод не позволяет выполнить основную задачу дизайна — создание новых вещей, а даёт возможность совершенствовать уже существующие. Другим методом моделирования является конструктивное моделирование, т.е. видоизменение функций и морфологии вещи (морфология вещи — материальная форма вещи, организованная в соответствии с её функциями). Конструктивное моделирование может быть: коррективным (совершенствуются функции и форма вещи); переходным (функции и морфология подвергаются переосмыслению для придания объекту новых качеств — в качестве примера из дизайна одежды можно привести направление деконструктивизма в дизайне); проективным (функции и форма вещи создаются вновь — творчество японского дизайнера одежды И.Мияке). Самым инновационным методом моделирования в дизайне можно считать перспективное моделирование (или проектное прогнозирование), которое занимается изучением желательных перспектив развития общества и разрабатывает проекты, которые могут способ­ствовать достижению этих перспектив[4].

 

Вопросы для закрепления материала:

 

1. Каким этапом работы дизайнера над проектируемым изделием после технического задания на проектирование являются проектные исследования?

2. Какова цель этого этапа – сбор всех необходимых для проектирования материалов?

 

Литература:

 

1. Азизян И.А. Теория композиции и поэтика архитектуры модернизма / Теория композиции как поэтика архитектуры. - М.: Прогресс-традиция, 2002.

2. Бегенау З.Г'. Функция, форма, качество / Пер. с нем. - М.: Мир, 1969.

3. Медведев, В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры: учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 2-е изд., испр. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 108 с.

4. Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис. д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / МВХПУ – М., 1975. – 41 с.

5. Разработка терминологического аппарата дизайна: метод. материалы / отв. ред. Г. Л. Демосфенова. – М.: ВНИИТЭ, 1982. – 118 с.

6. Розенталь, Р. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Ратцка; пер. с англ. и указатели Д. В. Сильверстова. – М.: Искусство, 1971. – 249 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.006 с.)