Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционности и синкретизм народного песенного творчества. Формы бытования марийского песенного фольклора.

Поиск

Понятие "синкретизм" происходит от греческого слова, обозначающего соединение, объединение, представляет собой первоначальную слитность элементов целого, которые не могут быть разъединены и рассмотрены отдельно. Таким образом, синкретизм характеризует состояние связи, нерасчлененности, свойственное начальному этапу развития того или иного явления. Применительно к фольклору синкретизм становится родовым свойством, пронизывающим все структурные компоненты фольклорной системы и все особенности бытования фольклора. Среди возможных проявлений синкретизма можно выделить единство утилитарного, магического и эстетического начал в произведении народного искусства; взаимодействие языческого и религиозного начала в народной художественной культуре.
Любое произведение народного искусства представляет собой художественный текст, имеющий элементы магического, эстетического и утилитарного. Так, произведение народного искусства обязательно содержит в себе апелляцию к языческим богам, духам или демонам, имеющую смысл просьбы или оберега. Слово, интонация, форма, архитектоника, цвет, орнаментика обладают особым семиотическим контекстом, адресованным сакральным силам.
С другой стороны, любое произведение народного искусства оказывается выполненным по законам и правилам данного жанра художественного творчества, и, соответственно, может быть проанализировано и оценено с позиции эстетических канонов – музыкальных, изобразительных, хореографических, драматических и т.п.

Произведения народного искусства никогда не создавались без какого-либо смысла, определенного утилитарного назначения. Здесь срабатывал характерный для любого этноса принцип экономии энергии и сил. Поэтому любое произведение искусства – пространственное или временное – обязательно имеет утилитарный смысл и значимость, то есть как-то оптимизирует жизнь человека, делает более комфортным и эстетичным его быт.
Таким образом, народная песня всегда включена в некую устойчивую, традиционную внепесенную систему и составляет с нею единое целое; вне этой системы она не может ни возникнуть, ни существовать. Любая песня для чего-то предназначена, к чему-то привязана, с чем-то структурно и функционально связана. Ситуативность и функциональность – исходные качества песни и непременное условие ее возникновения и существования. Они определяют место и роль песни в жизни, в культуре, в быту. Они же обусловливают тот комплекс внутренних свойств и закономерностей, который можно определить как песенный мир.
Аналогичная жесткая приуроченность песни к ритуалу, а через него – к образу жизни и всей культуре социума обнаруживается и в большинстве музыкальных культур африканских народностей, до недавнего времени находившихся на ранних стадиях общественного развития.
Современный уровень знаний о фольклоре закономерно приводит к мысли о системном характере фольклорной культуры, единицами которой являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные, искусственно вырванные исследователем из контекста и произвольно интерпретированные в терминах традиционного искусствознания и эстетики "произведения" народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа и действия (ритуалы, обряды в широком смысле слова).

Особое развитие в фольклоре марийского народа получил жанр песни. Народные песни развивались в тесной связи с национальными особенностями истории, быта и культуры народа. Они хранили информацию о прошлой жизни народа, пережитки древних поверий, служили заклинанием и оберегом человека, величали и развлекали его. Марийским народом создано множество мелодичных, наполненных глубоким смыслом лирических песен, в которых выражались его лучшие качества: простота и открытость, скромность, деликатность, терпимость, трудолюбие, почитание родителей, любовь к родному краю. Песни сопровождали трудовые процессы, праздники, игры, танцы, семейные обряды. Древние образы ритуальных песен не полностью дошли до настоящего времени. Сохранились лишь фрагменты в виде речитативов-приговоров, заклинаний, сопровождавшие отдельные магические приемы.

Песенный фольклор марийцев делится на две большие группы - обрядовый и необрядовый. В древние времена в песенной форме исполнялись легенды, сказки (муро йомак). Бытовали исторические песни «Песня о малмыжском князе Болтуше», «Песня об Акпарсе», «Рознега» и др.

Обрядовые песни были тесно связаны с календарными народными праздниками, семейно-родовыми торжествами. Календарно-обрядовые песни исполнялись в определенное время года, регламентированное аграрным календарем. Особенностью их являлось присутствие образов, связанных с плодородием, с пожеланием благополучия в хозяйстве, с трудовой деятельностью человека. Со временем пласт этих песен претерпел значительные изменения, и постепенно они были вытеснены массовыми необрядовыми песнями.

Более устойчивыми оказались песни, сопровождавшие семейные обряды и обычаи. До настоящего времени сохраняются в быту колыбельные песни (аза малтыме муро).

Много песен исполнялось на празднике инициации девушек Девичьем пиру (Ӱдыр сии). Песни Девичьего пира по содержанию самые архаические. Они сохранили мифологические образы богинь Юмын ÿдыр (дочь бога), Пиамбар ÿдыр (дочь бога Пиамбар), которые являлись покровителями праздника, Вÿд Ава (богиня Матери воды), Мланде Ава (богиня Матери земли).

Богатством поэтических сравнений, жанровой спецификой отличались свадебные песни (сÿан муро) марийцев. В состав свадебной поэзии входили различные ритуальные песни: исполняемые во дворе жениха, по пути к дому жениха, в его доме. Песни невесты напоминали по содержанию и тематике сиротские песни.

Поминальные песни (колышым ужатыме муро) исполнялись во время поминок в сороковой день, в годовщину смерти. Они напоминали плачи. В песнях-плачах выражалась скорбь, грусть, тоска.

Большое развитие в марийском фольклоре получили необрядовые песни. Среди них выделяются трудовые, бытовые, гостевые, сиротские, рекрутские, разбойничьи, шуточные песни, песни-раздумья и т.д.

В народной лирике довольно большое место заняли любовные песни. В них отражались самые сокровенные чувства исполнителей: переживания первой любви, ожидание первого свидания, горечь разлуки, восхищение природой. В конце XIX - начале XX веков эта лирика нашла продолжение в частушках (такмак, лудышмуро). Частушки часто сопровождали игры (мурен модмаш) и пляски (мурен куштымаш).

Повсеместное распространение получили песни-раздумья о жизни, празднично-гостевые или застольные песни.

С песенно-танцевальным исполнительством марийцев, с праздничной обрядностью тесно связана инструментальная музыка. Волынка, барабан, гусли, разного рода свирели, а с XIX века, вошедшая в состав национальных инструментов, гармоника сопровождали все праздники и обряды, молодежные гулянья и увеселения. В начале XX века и последующие годы распространение получают балалайки, гитары, скрипки, баяны. Инструментальная музыка имела издавна и самостоятельное значение. Она выполняла магическую сакральную функцию в религиозных языческих обрядах и ритуалах. Например, на гуслях исполнялась ритуальная мелодия в священных рощах кÿсото во время языческих молений. В настоящее время народные музыкальные инструменты, кроме гармони и барабана, почти не используются в быту. Но их можно видеть и слышать на фольклорных праздниках, фестивалях, концертах. Игре на древних марийских инструментах обучают сегодня в Республиканском колледже культуры и искусств им. И.С. Палантая, во многих музыкальных школах республики открыты классы по обучению игре на гуслях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.007 с.)