Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия человечества.↑ Стр 1 из 41Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЮНЕСКО о сохранении нематериального культурного наследия человечества. История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тысяч лет тому назад, не осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит — центральная проблема этногенеза. В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе). Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами поведения. В целом можно выделить три основных исторических типа этногенеза. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т. е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза. Мезоэтногенез — возникновение этносов типа народностей, т. е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств. Неогенез — этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза. Ян Амос Коменский Важный вклад в развитие проблем нравственного воспитания подрастающего поколения на традициях родного народа внес великий мыслитель-гуманист, основоположник педагогик нового времени Ян Амос Коменский (1592–1670). Следуя Платону и Аристотелю, основой нравственности в человеке он считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость; кроме того, он советовал воспитывать у детей скромность, вежливость, трудолюбие, доброжелательное отношение к окружающим людям. Педагогические сочинения Коменского пропитаны духом народности. Он горячо любил родной народ, родную культуру, родной язык. Об этом говорят даже названия его книг: "Чешская дидактика", "Чешская грамматика", "Чешская поэзия", "Мудрость старых чехов". В "Чешской поэзии" он показывает себя знатоком и тонким ценителем поэтических сокровищ родного народа. В "Мудрости старых чехов" он собрал пословицы, поговорки, которые в дальнейшем постоянно использовал в педагогической деятельности, восхищаясь духовным богатством родного народа и глубиной его наблюдений. Богатейший материал с образцами народной мудрости представлен и в книге "Сокровищница чешского языка". В "Завещании умирающей матери братской общине" мать завещает остающимся жить: "Я советую тебе и моим сынам содержать в чистоте и блеске любвеобильный, исполненный сердечной теплоты язык наших отцов, оставляя в неприкосновенности его дух, твердость и характер". Любовь к Родине, земле отцов он пронес через всю жизнь. Чешский педагог впервые обобщил накопленный опыт воспитания и образования детей в семье, школе, разработал стройную педагогическую систему, в основе которой лежит принцип природосообразности, позволяющий учитывать природу воспитанников, их психолого-физиологические особенности. Данный принцип является одним из основных в этнопедагогике. Я. А. Коменский отмечал, что целью воспитания является не только совершенствование личности само по себе, но и подготовка ее к усовершенствованию окружающей жизни. Педагог-мыслитель неустанно подчеркивал необходимость развития интеллекта у формирующегося индивида и верил в создание счастливой жизни для всех людей с помощью разума и силами самих людей. Цели воспитания Коменский четко сформулировал в своей "Великой дидактике" (1633–1638). В ней он впервые в истории педагогики предложил стройную систему воспитания подрастающего поколения исходя из возрастных особенностей. Воспитание детей до 6-летнего возраста, по его мнению, должно проводиться в семье под руководством матери – это первая ступень воспитания и образования, или материнская школа, где образование должно осуществляться на родном языке на основе родной культуры. В этом возрасте, считал ученый, главной задачей родителей является развитие органов чувств детей, обогащение их представлений об окружающей жизни, развитие речи и первоначальных умений. Я. А. Коменский считал, что родители еще до поступления детей в школу должны подготовить их к основам нравственных норм поведения, к умственному восприятию вещей, научить ясно излагать мысли и дать им трудовые навыки. И выполнение этих задач, по мнению Коменского, возможно лишь на основе родной культуры. Второй этап подготовки детей – от 6 до 12 лет – Коменский называл школой родного языка, где воспитанники всех сословий изучают окружающий мир, совершенствуют владение родным языком, который является "средством цементирования нации как таковой". Здесь дети должны получить реальные знания по арифметике, географии, истории и т.д. На третьей ступени (подростки 12–18 лет) предусматривалось обучение наиболее способных подростков в гимназии или латинской школе, где они более углубленно продолжают изучение предметов, начатое в школе родного языка, с усилением их практической направленности. В завершающую ступень образования в системе Коменского входит академия (юноши 18–24 лет); такая высшая школа, по мнению просветителя, должна быть в каждом государстве, система ее работы описана в "Чешской дидактике". Важную роль в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье. Этому вопросу он посвятил целый труд под названием "Материнская школа" – это первое в истории методическое руководство для семейного воспитания, построенное на идеях народной педагогики. В этой работе впервые в истории педагогики глубоко раскрывается система воспитания, развития и совершенствования личности человека на протяжении всей его жизни, от рождения до смерти. Коменский в "Материнской школе" обобщил наиболее прогрессивные идеи о воспитании детей, материнскую мудрость разных народов, в книге представлена концепция всестороннего развития личности ребенка в процессе его воспитания. Рассматривая данный вопрос, Коменский исходил из принципа: "Будущее заключено в детях" и дополнил: "Так как дети являются драгоценнейшим даром божьим и ни с чем не сравнимым сокровищем, то к ним нужно относиться с величайшей заботливостью". Чешский педагог призывал родителей проводить с детьми целенаправленную воспитательную работу, чтобы сначала их приучить "к благочестию", затем вооружить основами человеческой нравственности и только после этого дать им научные знания. Особо нуждаются в воспитании подростки, с которыми родители испытывают значительные трудности. Поэтому Коменский рекомендует родителям начинать воспитание детей с самого раннего возраста; для формирования нравственных основ у подрастающего поколения он предлагает прививать им следующие качества, на развитие которых ориентирует и народная педагогика:
Чешский педагог выступал за всестороннее воспитание детей, обращал внимание родителей на то, чтобы дети, с одной стороны, были физически здоровыми, с другой – вооружены знаниями и упражнялись в мудрости. Я. А. Коменский призывал человека сохранять свое достоинство при любых условиях и вести себя разумно среди людей, в обществе. Чешский педагог считал, что человек должен подчиняться общим законам природы и все педагогические средства должны быть нриродосообразными. Поэтому наставник должен руководствоваться факторами естественного, природного развития личности ребенка. Вместе с тем, параллельно с принципом природосообразности, он считал необходимым изучение законов духовной жизни человека и согласование с ними всех педагогических воздействий. Параллельно с обучением нужно прививать воспитанникам основы нравственности, выработать положительные качества, необходимые для нормальной жизни: выполнение установленных правил поведения, подготовка к труду и т.д. Важную роль Коменский отводил учителю. Он ратовал за то, чтобы учителя детей народа были подлинно народными, должны знать, любить родной язык, устное творчество народа. Он сетовал на то, что "...народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке...". По мнению Коменского, народный педагог должен быть патриотом родного языка, родной культуры. Истинно народный учитель должен обладать теми качествами, которые он хочет воспитать у своих учеников: учить истине, учить мудро, любить свое дело, в процессе учебно-воспитательного процесса учитывать возрастные, индивидуальные, психические особенности детей, особое внимание уделять нравственному воспитанию, тому, чтобы подготовить воспитанников к труду и жизни. Я. А. Коменский писал, что каждый народ является великим педагогом, носителем таких необходимых для любого человека качеств, как рассудительность, терпение, осторожность, правдивость, приветливость, храбрость, трудолюбие, остроумие, мужество, высокая нравственность. Вся деятельность человека, считал ученый, должна быть направлена на то, чтобы изучать народную мудрость, "которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными". Основой же нравственности, считал он, является труд, ибо "благородные умы питаются трудом". Особое внимание Я. А. Коменский уделял нравственному воспитанию. "Все предшествующее не так существенно, – писал он, – по сравнению с главным – нравственностью и благочестием". Чешский просветитель отмечал, что нужно не только учиться, но и выучиться нравственности; следует постоянно заботиться о том, "чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность и истинное благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы поистине стали “мастерскими людей”". Заботясь о подготовке достойной смены, он разработал для воспитателей 16 правил искусства развивать нравственность, пронизанные духом народной педагогики:
Вклад Я. А. Коменского в развитие народной педагогики неоценим. Он теоретически обосновал и развил принцип народного воспитания; в его трудах рельефно прослеживается веками накопленный педагогический опыт, народные идеи и опыт воспитания. Опираясь на прогрессивные традиции, чешский просветитель создал оригинальную дидактику, оказал значительное влияние на последующее развитие педагогики не только в своей родине, по и во многих других странах, в том числе в России На листочке. На листочке В настоящее время в фондах Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева насчитывается более 230 тысяч предметов, среди которых особое место занимает фонд редких экспонатов, куда вошли материалы первых экспедиций музея под руководством Т. Евсеева. Основу коллекций составляют костюмные комплексы и украшения всех этнографических групп мари, образцы марийской вышивки, музыкальные инструменты, орудия охоты, рыболовства, бортничества, бытовая утварь, а также рукописи Т.Е. Евсеева. Значение этих коллекций в изучении марийской традиционной культуры трудно переоценить. Их по праву можно назвать «золотым фондом» музея. Фондовые коллекции, собранные в результате экспедиций Т.Е. Евсеева в 1925-1930 годы, включали в себя: - этнографические коллекции (костюмные комплексы, образцы вышивок, предметы быта, орудия труда, музыкальные инструменты); - рукописи с описанием праздников, обрядов, верований, хозяйственных занятий; - картины и этюды художников, выполненные по заказу Центрального марийского музея. Образцы вышивок Фонды Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева обладают уникальными образцами вышивок и тканей, собранными в экспедициях в 1925-1930 годов. Фрагменты старинной марийской вышивки на женских рубахах и головных уборах выполнены традиционной техникой на холстах шерстяными и шёлковыми нитками. Предметы быта Среди этнографических коллекций наиболее представительной считается домашняя бытовая утварь: ковши с длинной резной ручкой, большие ритуальные черпаки «алдыр», чаши и тарелки для хлеба и сырков, сосуды и бочонки, солонки и туески из бересты, лубяные зыбки-колыбели, деревянные замки, складной стул, светец с резной подставкой и многое другое. Орудия труда и оружие Большое внимание уделялось орудиям труда и оружию, которые характеризовали основные традиционные женские и мужские занятия народа мари. В ходе этнографических экспедиций были приобретены предметы охоты, рыболовства и пчеловодства. Среди инвентаря, связанного с процессом изготовления одежды и вышивки, перечисляются мялка, щетки для чесания кудели, прялка, самопрялка, швейки для шитья и вышивания. Из сельскохозяйственных орудий в фондах сохранились отдельные детали сохи, борона вязаная с деревянными зубьями, коса-горбуша, цепы, вилы и многое другое. Музыкальные инструменты На сегодняшний день в коллекции музыкальных инструментов представлены волынка, барабаны, праздничные трубы, гусли, трещотка. Фотографии и зарисовки Фонды музея располагают уникальными фотографиями, иллюстрирующими хозяйственные занятия, традиционные усадебные постройки, обряды и праздники марийского народа. Большинство фотографий и зарисовок были сделаны Т.Е. Евсеевым с 1908 по 1927 годы. Изобразительное искусство Для создания художественно-этнографического отдела музея были приглашены московские, казанские и местные профессиональные художники. Благодаря плодотворной работе признанных мастеров Национальный музей смог пополнить свои фонды уникальными экспонатами, отражающими различные стороны жизни и быта народа мари начала XX века. На сегодняшний день большая часть предметов этнографической коллекции 1925-1930-х годов представлена в постоянной экспозиции «Обряды жизненного цикла: «Традиционная культура народа мари XIX – нач. ХХ вв.», которая открыта для посетителей с 2007 года. Немного истории Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом. Первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в 18 в. Так, французские просветители ввели понятие «дух народа» и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Идея народного духа проникла и в немецкую философию истории 18 в. Один из ее виднейших представителей, И.Г.Гердер, рассматривал дух народа не как нечто бесплотное, он практически не разделял понятия «душа народа» и «народный характер» и утверждал, что душу народа можно познать через его чувства, речи, дела, т.е. необходимо изучать всю его жизнь. Но на первое место он ставил устное народное творчество, считая, что именно мир фантазии отражает народный характер. Свой вклад в развитие знаний о характере народов внесли и английский философ Д.Юм, и великие немецкие мыслители И.Кант и Г.Гегель. Все они не только высказывались по поводу факторов, влияющих на дух народов, но и предлагали «психологические портреты» некоторых из них. Развитие этнографии, психологии и языкознания привело в середине 19 в. к зарождению этнопсихологиикак самостоятельной науки. Создание новой дисциплины – психологии народов – было провозглашено в 1859 немецкими учеными М.Лацарусом и Х.Штейнталем. Необходимость развития этой науки, входящей в состав психологии, они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых народов(этнических общностей в современном понимании), в которых люди действуют «как некоторое единство». Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем же народным духом, который немецкие мыслители понимали как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, и одновременно как их самосознание. Идеи Лацаруса и Штейнталя сразу же нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи, а в 1870-х и в России была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологию. Идеи эти возникли у правоведа, историка и философа К.Д.Кавелина, который высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов. Еще одна попытка создания этнической психологии, причем именно под этим названием, была предпринята российским мыслителем Г.Г.Шпетом. Полемизируя с Вундтом, по мнению которого продукты духовной культуры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в самом по себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологично другое – отношение к продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет полагал, что язык, мифы, нравы, религия, наука вызывают у носителей культуры определенные переживания, «отклики» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. Согласно концепции Шпета, этническая психология должна выявлять типические коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы: Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется? Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией. Три ветви этнопсихологии. В результате разобщенности исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и психологи подходят к ним с разными концептуальными схемами. Различия в двух исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К.Пайком по аналогии с фон етикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фон емикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках, в том числе и в этнопсихологии emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход. Основными особенностями emic подхода в этнопсихологии являются: изучение психологических особенностей носителей одной культуры со стремлением их понять; использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов; постепенное раскрытие изучаемого явления, а, следовательно, невозможность гипотез; необходимость перестройки образа мыслей и повседневных привычек, поскольку изучение любых процессов и явлений, будь то личность или способы социализации детей, осуществляется с точки зрения участника (изнутри группы); установка на возможность столкновения с новой для исследователя формой человеческого поведения. Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, является изучение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении.Этововсе не означает, что культуры не сравниваются между собой, но сравнения делаются лишь после их досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях. В настоящее время главные достижения этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные ограничения, так как существует опасность, что собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос: может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять особенности психики ее носителей и дать их безошибочное или хотя бы адекватное описание? Основными особенностями etic - подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать: изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез. Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся на etic -подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследованияпроводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей. Наиболее очевидная из стоящих перед кросс-культурной психологией задач – проверка универсальности существующих психологических теорий. Этой задаче было дано название «перенос и проверка», так как исследователи стремятся перенести свои гипотезы на все новые этнические группы, чтобы проверить, подтверждаются ли они во многих (а желательно, во всех) культурных контекстах. Предполагается, что лишь решив эту задачу, можно придти к конечной цели – попытаться собрать и интегрировать результаты и обобщить их в подлинно универсальной психологии. Невозможно перечислить все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в работах этнопсихологов проявляются тенденции этноцентризма, когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных. Как отмечает канадский психолог Дж. Берри, достаточно часто этноцентризм в сравнительно-культурных исследованиях можно обнаружить при выборе предмета исследования без учета особенностей одной из изучаемых культур. Например, на Западе, как правило, изучается содержание общения, тогда как для восточных культур не менее важен контекст, в котором оно протекает. Американский этнопсихолог Г.Триандис считает, что в большинстве кросс-культурных исследований мы имеем дело с псевдо- etic подходом, поскольку их авторы не могут освободиться от стереотипов мышления своей культуры. Как правило, специфика западной культуры «налагается» на феномены других культурных систем. Для достижения надежности кросс-культурных исследований необходимо сначала выделить универсальные (etic)явления и процессы, затем проанализировать их с помощью специфичных для каждой культуры (emic)методов и, наконец, сравнивать, используя etic подход. Такое комбинированное исследование требует совместных усилий психологов и этнологов, а, следовательно, создания междисциплинарной этнопсихологии. Но хотя и наметилось сближение психологической антропологии и кросс-культурной психологии, пока этнопсихология не представляет собой единого целого. Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений,находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования. На листочке Святочные обряды на Руси Святки изобиловали обрядами, ритуалами, благодаря которым наши предки хотели задобрить души умерших, чтобы те принесли всем благополучие. Конечно, многие ритуалы имели чисто бытовой подтекст. Для увеличения плодовитости домашнего скота, накануне Рождества пекли «козульки» — небольшие печенки в виде фигурок животных, птиц. Чтобы жизнь в будущем году была счастливой, сноп устанавливали в красный угол – под иконы, для этого же насыпали на пол избы солому, остатки кутьи с Сочельника отдавали курам, повязывали разноцветными лентами деревья в садах. Утром на Рождество и на Новый год мальчики должны были совершить в каждом доме поселения обряд засевания. Ребенок заходил в дом и разбрасывал зерна, под песню-поздравление для хозяев с праздником Нового года. Исполнение подобного ритуала, по мнению наших славянских предков, гарантировало богатый урожай в будущем году.
Приметы Святок на Руси Как и с любыми другими народными праздниками на Руси, со святочными днями было связано множество примет. Говорили, что если день на Рождество будет теплый без мороза, то весну стоит ждать холодную. Считали, что тех, кто грешит работой в Святки накажет бог: плетущего лапти – больным скотом, шьющего одежду — слепым скотом, изготавливающего коромысла и полозья для саней – бесплодным скотом. Конечно, основную работу по дому люди выполняли, но в рамках дозволенного святочными традициями.
Зато молодые люди полностью освобождались от работы на Святки и были заняты лишь весельем и подыскиванием себе пары. Каждый вечер в течении святочных дней, за исключением сочельников, молодежь устраивали игрища, так парни и девушки могли заприметить друг друга, и даже подготовиться к браку. На посиделках они рядились в наряды и маски, заводили игры.
Гадания на Святках Святочные гадания стали отличительной особенностью зимних праздников на Руси. Гадания совершались в каждой семье: взрослые гадали на урожай, молодежь на брак. Девушки собирались по вечерам в каком-нибудь одном доме и устраивали подблюдные гадания, пытаясь узнать: выйдут ли они в этом году замуж, кто будет женихом, как сложится их судьба? Парни тоже гадали на суженую. Когда на Руси установилось христианство, праздник Святок изменил свой сакральный смысл. Русская церковь осуждала народные гуляния, особенно резко она высказывалась о гаданиях, колядовании, о ряжении. Но русский народ так любил зимние святочные праздники, что был не в состоянии отказаться от этого веселья, поэтому решил языческие корни праздника завуалировать под мораль христианства. Почитаемый народом праздник Коляды трансформировался в Рождество Христово. Церковь смогла убедить людей в том, что проводить многие традиционные обряды Святок и гадания – грех для православного христианина, но все же уловка нашлась и тут: время от дня Рождества до Крещения считалось возможным для гаданий, потому как грехи можно было смыть в проруби, которую в праздник Крещения на реках вырубали в крестообразной форме, туда окунались, чтобы смыть с себя грехи увеселений и гаданий во время святок. Да и, вообще, гадания перестали называть нечистым действом, это стало обычным баловством. Прошло время, и смысл древних языческих традиций праздника Святок окончательно стерся из памяти людей, так как теперь русский народ славит Рождество Христово, милость Господа, оказавшего миру чудо Богоявления. Из традиций и обрядов святочных дней дохристианской Руси в наше время остались лишь песни-колядки, веселье и гадания, но и они воспринимаются лишь как зимнее народное развлечение, сопутствующее старинному фольклорному празднику Святок. Начало Нового года, и зима берет свои права, солнце поворачивает на лета, а январь – на мороз! В прошлом марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы.
Локальные названия праздника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.11.13 (0.014 с.) |